Дынников Евгений Александрович,
Доцент кафедры экономики НИУ «БелГУ», Кандидат экономических наук Г. Белгород, Россия Банковская система является важнейшим звеном экономики, оказывающим разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества. В ней концентрируется огромный денежный капитал, который она перераспределяет между отраслями и регионами. Она не только обслуживает текущие производственные нужды и инвестиционные потребности предприятий, но и является ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны. От ее устойчивого состояния во многом зависит развитие социально-экономической системы страны в целом и ее регионов в частности. К важнейшим особенностям развития экономики на современном этапе следует отнести усложнение протекающих социально-экономических процессов и связанное с этим усиление нестабильности организационной среды и условий банковской деятельности. Постоянно меняющаяся экономическая среда привносит в деятельность кредитных организаций новые аспекты и проблемы, решение которых во многом зависит от уровня их устойчивости. Поэтому по сути своей устойчивость банков – это не только атрибут политики их выживания, но и стратегия развития на перспективу. Банковская система – это включенная в экономическую систему страны единая и целостная (взаимосвязанная и взаимодействующая) совокупность кредитных организаций, выполняющих определенные функции, проводящих определенный набор банковских операций, в ходе выполнения которых потребности общества в банковских продуктах должны удовлетворяться в полной мере. Банковская система выполняет следующие ключевые функции в экономике: привлечение и размещение временно свободных денежных средств; финансовое посредничество; осуществление платежей и расчетов; сбор и управление информацией.
В условиях рыночной экономики, для обеспечения устойчивости банковской системы, все более важное значение приобретает банковский менеджмент, неотъемлемой частью которого являются банковские инновации. Под банковской инновацией следует понимать новую банковскую технологию, продукт или услугу, направленные на удовлетворение потребностей клиентов в изменяющихся внешних условиях, а также на повышение конкурентоспособности и устойчивости кредитной организации с минимально окупаемыми затратами на ее внедрение. Причинами провала банковских инноваций на рынке выступают: – неадекватный анализ рынка – в 32% случаев; – низкое качество предлагаемых продуктов и услуг – в 23% случаев; – высокий уровень издержек – в 14% случаев; – некачественная разработка продуктов – в 13% случаев; – плохое распределение оказываемых услуг во времени – в 10% случаев; – агрессивная реакция конкурентов банка на вводимую инновацию – в 8% случаев. В число факторов, способствующих успеху инноваций в банковской деятельности, входят: – соответствие продуктов и услуг потребностям рынка – в 28% случаев; – соответствие продуктов и услуг возможностям банка – в 64% случаев; – техническое превосходство банка по отношению к конкурентам – в 53% случаев; – поддержка руководством банка практики внедрения инноваций – в 46% случаев; – использование новой технологии – в 33% случаев; – благоприятная конкурентная среда – в 30% случаев. Если рассматривать внедрение банковской инновации, то основные этапы могут выглядеть следующим образом (рисунок). Можно предложить следующие требования к эффективной инновационной работе кредитной организации, которая будет способствовать повышению устойчивости кредитной организации:
– ориентированная на требования рынка и индивидуализированная структуризация для различных областей деятельности с разными требованиями; – операционное превосходство, контакт с клиентом, лидерство в работе с продуктом, размер капитала, преимущество величины; – «прозрачность» затрат и прибыли по сегментам рынка, продуктам и клиентам; – быстрые и самостоятельные решения, не подверженные давлению конкурентов; – способность к инновациям, развитие «продуктового ряда»; – высокий уровень квалификации персонала и менеджмента (критическая по существу, но конструктивная и коллегиальная совместная работа «в группах»); – умелое принятие риска благодаря «предпринимательской культуре свободного пространства» для идей, инноваций и действий при своевременном и контролируемом ограничении риска; – экономически оправданная, разумная и удовлетворяющая требованиям клиента стандартизация услуг; – индивидуализация при высоком качестве обслуживания; – рациональное размещение капитала; – содержательная и эффективная информация и коммуникации в рамках и вне предприятия.
I этап II этап Рис. Основные этапы разработки банковской инновации
Следует отметить, что все типы клиентов в качестве пользователей рассчитывают на определенные качества конкурентоспособного банка: – превосходство продукта, включая его ликвидность, эффективность работы, инновации; – консультации по управлению риском, а также возможность взять на себя управление риском клиента; – кредитные отношения как основные отношения для прочих продуктов; – возможность быстрого принятия решений кредитной организацией; – профессионализм и гибкость на высоком уровне; – глобальная направленность с глобальными ориентирами (в основном для крупных универсальных банков); – компетентный контроль всех видов деятельности. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что разработка стратегии развития банка и/или его филиала должна исходить из совершенно новых целевых ориентиров, а также постоянного мониторинга внешней среды. Существующие в настоящее время, подчас дорогостоящие, системы долгосрочного планирования деятельности банка носят экстраполяционный характер. В условиях быстро меняющейся внешней среды необходимо постоянно корректировать или менять принципы составления планов развития организации – идти от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему.
Кроме того, следует отметить, что стратегия развития кредитной организации должна быть направлена на постоянный мониторинг устойчивости деятельности банка и корректировку показателей развития в целях поддержания устойчивости в целом. Литература 1. Велиева, И., Волков, С. Частичное выздоровление /И. Велиева, С. Волков //Эксперт. – 2010. – №37. – С.84-86. 2. Горина С.А. Банковская система и экономика. Реструктуризация на фоне глобализации. – М.: МГУ «МАКС Пресс», 2001. 3. Голубев, Н.К. Формирование новой организационной структуры управления банком /Н.К. Голубев //Финансы и кредит. – 2007. – №8. – С. 9.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|