Учение об обществе и государстве 13 глава
и. Так как подражающие подражают действующим, а действующие необходимо бывают или дельные люди, или негодные (ибо характеры всегда почти примыкают к этим двум сторонам: по характеру все различаются добродетелью и негодностью), или лучше нас, или под стать нам, или хуже нас (так и живописцы: Полигнот изображал лучших, Павсон худших, Дионисий подобных нам), то очевидно, что и каждое из поименованных подражаний будет иметь эти различия и таким образом будет разнообразиться в той мере, в какой разные предметы подражания. И в пляске, и в игре на флейте, и в игре на кифаре могут быть эти несходства; также и в немирной речи, и в просто мирной: так, Гомер подражал лучшим, Клеофон — подобным, Гегемон Фасийский, первый творец пародий, и Никохарет, сочинитель «Дслиады», — худшим. Таким же образом можно подражать и в дифирамбах, и в одах; пример тому — «Персы» и «Киклопы» Тимофея и Филоксена. Такое же различие между трагедией и комедией: одна подражает худшим, другая лучшим, чем теперешние люди. Еще третья в этом есть разница: как кто чему подражает. Ибо подражающие одному и тому же и посредством того же могут подражать или рассказывая, и притом то становясь чем-то иным, как делает Гомер, то оставаясь тем же, чем были, и не переменяясь, или выводя всех делающими и действующими. Так вот какие три различия в подражании, как сказали мы вначале: как, кто, чему? Так что Софокл, например, в одном отношении такой же подражатель, как и Гомер, ибо оба подражают дельным людям; а в другом — такой же, как Аристофан, ибо оба подражают делающим и действующим. Оттого, говорят некоторые, такие произведения и драмами называются, потому что подражают в них действующим ар-uvraq. Ha этом-то основании и присваивают себе как трагедию, так и комедию доряне; комедию — мега-ряне, и здешние (говорят, что она возникла у них; вместе с демократией), и сицилийские (оттуда родом был поэт Епихарм, живший гораздо раньше Хи-онида и Магнета); а трагедию — некоторые из пело-понесян. В доказательство приводят названия: они называют округи — комами, а афиняне — демами;
комеды, говорят они, получили это название не от слова ксорб^ем (кутить), а потому что бродили по комам, деревням, презираемые горожанами. Итак, о различиях подражания, сколько их и какие, вот что я имел сказать. N. уя (м Произвели поэзию вообще две, кажется, причины, и причины-то естественные. Врожденно всем людям с детства подражать (тем и отличаются они от прочих животных, что склоннее всех к подражанию и первые познания приобретают посредством подражания) и любоваться подражанием. Доказательство этому то, что бывает на деле: i ia что в природе мы смотрим с чувством нспринтпым, глядя на изображения того же самою, если они совершенны, мы наслаждаемся; пример тому изображение самых гадких зверей и трупов. Причт ш и этому та, что познавание не только любознательным людям всего приятнее, но и прочим также, только послед! 1ие бывают прича-стны ему в малой степени. Ибо люди, глядя на изображения, потому ими любуются, что, когда смотрят на них, приходится им изучать, соображать, что значит каждое из таких изображений; они себе говорят: это тот-то! Ибо если кому изображаемого видеть прежде не доводилось, то вовсе уж не подражание доставит ему удовольствие, а отделка, либо краска, либо другое что-нибудь такое. А так как нам врожденны подражатель! юсть, гармония, рифмы (что метры суть части рифмой, это очевидно), то некоторые из первых людей, совершенствуясь мало-помалу, создали поэзию из импровизаций. Распалась же поэзия на два рода по характеру поэтов: люди важные подражали высоким и высоких людей действиям; а кто был характером полегче — действиям людей низких; они сочиняли сперва ругательные песни, тогда как те сочиняли хвалебные песни. Из произведений поэтов, бывших до Гомера, мы не можем назвать ни одного такого; а нужно полагать, много их было; начиная же с Гомера — можем.
Таков, например, его «Маргит» и подобные произведения, в которых явился по соответствию им и ямбический метр. Потому и ямбическим он называется, что посредством этого метра ругались. И возникли между древними поэтами одни героические, другие ямбические. Но как в важном роде Гомер был поэт по преимуществу (единственный поэт не только потому, что хорошо, но и что драматично подражал), так и в комедии он первый дал образцы, выводя в драматическом действии не шхюрное, а смешное. Как «Илиада», «Одиссея» к трагедиям, так «Маргит» относится к комедиям. А когда явились трагедия и комедия, поэты, обратившись каждый сообразно своей природе к одному из этих двух родов поэзии, одни из ямбиков сделались комиками, другие из эпиков трагиками по той причине, что эти роды поэзии выше и почетнее тех. Рассмотрение того, достаточно ли развились виды трагедии или нет (принимая во внимание и трагедию саму по себе, и постановку ее на сцене), оставим в стороне. Итак, вначале и трагедия, и комедия импровизировались; потом мало-помалу совершенствовались, трагедия — запевалами дифирамбов, комедия — за-пснилими фаллических песен, которые во многих городах и теперь еще остаются в употреблении; те и другие мало-помалу развили то, что было до них сделано; наконец, после многих перемен трагедия остановилась, достигнув полного своего развития. Так, Эсхил первый довел число актеров от одного до двух, ограничил хор, ввел протагониста; трех же актеров и декоративную живопись завел Софокл. И величина уже позднее сделалась значительной: сперва вымыслы были несложны, язык смешной — по той причине, что трагедия образовалась из сатирической драмы; да и метр из тетраметра (трохеического) стал триметром (ямбическим). Сперва же употребляли тетраметр, потому что драма была сатирическая и более прилаживалась к пляске; а когда вошел разговор, то сама природа навела на изобретение метра, свойственного разговору, ибо ямбический
метр самый разговорный изо всех метров. Доказательство тому: в разговоре между собою мы употреб- • ляем множество ямбов, а гекзаметры редко, и то, когда выходим из разговорного настроения речи. Потом рассказывают, как вошло в трагедию множество вставок и прочее. Обо всем этом довольно до сказанного нами: излагать все в подробности было бы, пожалуй, долго. V. Комедия же есть, как мы сказали, подражание подлым людям, впрочем, не во всякой подлости: смешное есть часть безобразного. Именно: смешное есть какая-нибудь ошибка, безобразие безболезненное • и безвредное, кик, например, смешная маска есть нечто бсзобраш к >с и искажс) u ioc без боли. Изменение трагедии и тс лица, которые произвели эти изменения, не остались в неизвестности; а история комедии нам неизвестна, потому что с самого на-чала не было на нее обращено внимания. Ибо и хор; • комедов начал давать архонт уже поздно, а прежде комический хор набирался из охотников. Только тогда, \ когда комедия получила уже некоторые формы, начинают упоминать имена комических поэтов. Но кто: ввел маски, кто прологи, кто определенное число ак-; теров и т. п., неизвестно. Создавать вымыслы начали, говорят, Епихарм и Формий; вышло же это из Сицилии. Из афинских поэтов первый начал создавать рассказы и вымыслы Кратет, оставив ямбическое направление. \ Эпопея, как подражание лицам важным, сходна; с трагедией во всем, кроме того, что в ней один большой метр. Тем, что в ней простой метр и что она есть рассказ, отличается эпопея от трагедии, да еще длиннотой. Ибо трагедия по возможности старается быть законченной в один круговорот солнца или немного дальше заходит, а эпопея во времени не ограничена и тем отличается. Впрочем, прежде поступали так и в трагедии, и в эпопее. Части одни общие у траге-? дни с эпопеей, другие только трагедии принадлежать Потому, кто изучил свойства хорошей и плохой трагедии, тот и эпос знает. Ибо что есть в эпопее, есть и в трагедии, а что есть в трагедии, то не все заключается в эпопее.
VI. } О поэзии, подражающей в гекзаметрах (и о комедии), скажем после. А теперь поговорим о трагедии, взявши и:) вышесказанного вытекающее определение ее сущности. Итак, трагедии есть подражание действию важному и законченному, имеющему ве- 1 личину; подражание украшенной речью (разными i видами сей речи в разных частях); подражание дей-> ствующим, а не в рассказе, совершающее посредством сострадания и страха очищение таковых страс-j тей. Украшенной речью называю речь, имеющую рифм, гармонию и мелос (пение) «Разными видами сей речи в разных частях* — это значит, что некоторые части исполняются посредством метров, а, напротив, другие посредством мелоса. А так как подражание в трагедии производят действуя, то первой частью трагедии необходимо будет сценическое представление, потом мелоиея (песенная часть) и речь, ибо с помощью сих средств производят подражание i» трагедии. Рачью называю самое составле-, нис метров; а что значит несенность, понятно. Так i как трагедия есть подражание действию, а действие < происходит через каких-нибудь действующих лиц, ': а кто действует, тому необходимо быть каким-ни- j, будь по характеру и по образу мыслей, пониманию i (по ним мы и действия называем какими-нибудь), i то, очевидно, естественных причин действиям две — i понимание и характер; от них всегда зависит, успе-I вают ли люди или нет. I Подражание же действию есть вымысел (миф). i Вымыслом называю совокупление действий; ха- J рактером — то, почему какими-нибудь людей на-1 зываем; пониманием — то, в чем люди, говоря, об-1 j наруживают что-нибудь или просто открывают мысль свою. -:iiiisratqt-eti Итак, во всякой трагедии необходимо должно быть шесть частей, по которым она бывает какою-нибудь. Части эти суть.- вымысел, характер, речь, образ мыслей, сценическая обстановка и песенная часть: две части — средства подражания, одна — способ, три — предметы подражания; кроме них, ничего быть не может. Немало, так сказать, поэтов, которые пользуются этими частями: ведь всякое их произведение и сценическую обстановку имеет, и характер, и вымысел, и речь, и песни, и понимание также. Самая важная из сих частей — совокупление действий. Ибо трагедия есть подражание не людям, а действию, жизни, счастью; и несчастье бывает в действии. И цель трагедии — действие, а не качество. По характеру люди бывают какими-нибудь, а по действиям —: счастливыми и несчастливыми. Итак, в трагедии действуют не для того, чтобы подражать характерам, но через посредство действий нахватывает трагедия и характеры. Так что действия и вымысел — цель трагедии. А цель важнее всего.
Притом без действия невозможна трагедия, а без характеров возможна; трагедии очень многих молодых поэтов — без характеров. Да и вообще, многие поэты таковы; все равно как между живописцами -* Зевксид сравнительно с Полигнотом: Полигнот —* хороший характерный живописец; а Зевксидова жи* вопись вовсе без характеров. Еще: если кто расположит одну за другой характерные речи, изречения, мысли, искусно придуманные, то, конечно, выполнит назначение трагедии; но гораздо скорее достигнет этого трагедия, всем этим воспользовавшаяся хоть и в меньшей степени, но имеющая вымысел и совокупление действий. Кроме того, трагедия более всего трогает душу частями вымысла — переломом иузнанием. Еще доказательство: начинающие сочинять трагедии скорее могут довести до удовлетворительного совершенства речь и характер, чем совокупить действия; таковы почти все первые (в каждом роде поэзии) поэты. *f«Таким образом, начало и, так сказать, душа траге* 471- дни есть вымысел; второе за ним место занимают характеры. Подобное видим и в живописи: иной густо намажет и прекраснейшими красками, а картина не так нравится, как у другого живописца простой очерк. Трагедия есть подражание действию и поэто-| му более всего — действующим. j Третье в трагедии — понимание, т. е. способность говорить существенное и надлежащее. Касательно речей это дело политики и риторики; у древних поэтов лица говорят политически, у нынешних — риторически. Характер есть то, что выражает наклонность: какова она? Потому в речах, в которых вовсе не видно, к чему наклонен и чего избегает говорящий, характе-; ра нет. Понимание же есть то, чем высказывают что-нибудь, т. е. что оно есть или не есть, вообще что-нибудь выражают. Четвертое в речах — выражение; выражением называю, как прежде сказано, словесное объяснение;,| значение выражения и в метрической речи, и в про-;;«; заической одинаково. Из остальных же пяти частей песенная есть самая главная из прикрас. Сценическое представление действует на душу больше всего; но эта часть — самая безыскусственная и слишком мало относится к поэзии, ибо сила трагедии должна ныки:1ыпаться и без состязания, и без актеров. Притом yyiH устройства сцены больше требуется искусство машиниста, чем поэта. VII. Определив эти части, скажем, какому следует быть совокуплению действий, поскольку оно есть первая и самая главная часть в трагедии. Нами сказано: трагедия есть подражание действию законченному и целому, имеющему известную величину; ведь бывает такое целое, которое не имеет никакой вели-j чины. Целое же есть то, что имеет начало, середину;; и конец. Начало есть то, что само необходимо быва-: ет не после другого, после же него другое непременно бывает или происходит. Конец есть противоположность началу: это то, что само бывает после дру- того или по необходимости, или потому, что уж так водится; а за ним ничего не бывает другого. Середина же есть то, что и само после другого бывает, и за ним бывает другое. Итак, следует, чтобы хорошо составленные вымыслы не начинались откуда придется, не оканчивались где придется, а соблюдали бы сказанные условия. Далее, так как прекрасному — и животному, и всякому другому предмету, который состоит из каких-нибудь частей, не только части следует иметь в порядке, но чтобы и объем был не случайный (ибо прекрасное заключается в величине и порядке; почему ни слишком малое какое-нибудь жи^ вотное не может быть прекрасным: созерцание его-тогда смешивается, происходя почти в незаметное время; ни слишком большое: тогда созерцание происходит не вдруг и у созерцающего уходит из виду единство и целость; например, если бы было животное в десять тысяч стадий), — нагому следует как телам и животным иметь величину, но удобно оглядываемую, так и вымыслам иметь продолжительность, но удобно запоминаемую. Предел продолжительности применительно к состязаниям и к способности зрителей не есть дело искусства: если бы понадобилось состязаться ста трагедиям, состязались бы по клепсидре, подобно тому как рассказывают анекдоты с известным началом: однажды, в другой раз. Предел же продолжительности, сообразный с самой сущностью предмета, таков: чем более бывает предмет, лишь бы был ясен, тем он относительно величины прекраснее. Скажем проще и определеннее: в каковом объеме из событий, одно за другим по вероятию или по необходимости следующих, вытекает перемена несчастья в счастье или счастья в несчастье, такой объем и достаточен. *' VIH. Вымысел бывает един не тогда, когда, как некотог рые полагают, около одного лица вращается. Ведь во* обще может случиться бесчисленное множество та* ких событий, которые, если взять их несколько, един- ства не составят: так и деяний одного человека может быть много, а единого действия из них не выходит. Потому ошибались, кажется, все те поэты, которые творили «Гераклеиду», «Фесеиду» и т. п. творения. Полагают, что коли был один Геракл, то одному и вымыслу о нем быть следует. А Гомер, как и в прочем пред другими отличается, так и это, кажется, прекрасно понял либо по искусству, либо врожденной способностью. Творя «Одиссею», он не взял всего, что с Одиссеем случилось (например, что он ранен был на I Fapnacc, что прикинулся при сборе помешанным; ибо вследствие одного из сих происшествий другому не было ни вероятия, ни необходимости случиться), а составил «Одиссею» около единого действия (в том значении, какое мы слову этому даем). Равным образом и «Илиаду» составил. Итак, как в других подражательных искусствах одной вещи бывает одно подражание, так и вымыслу, поскольку вымысел есть подражание действию, следует быть подражанием одного действия, и притом целого; а частям действия — быть так совокупленными, чтобы при перестановке или отнятии какой-либо части, изменялось бы и расстраивалось целое. Ибо тб, чтб, прибавим ли мы его или не прибавим, не делает приметной разницы, то не есть и часть целого. IX. Из сказанного явствует, что дело поэта — излагать не столько случающееся, сколько то, что могло бы случиться, т. е. возможное по вероятию или по необходимости. Историк и поэт не тем различаются, что говорят один мерной речью, другой не мерной; ведь сочинение Геродота можно бы было переложить в метры, и все-таки в метрах, как и без всяких метров, было бы это история. Различаются они тем, что один излагает случившееся, а другой — что может случиться. Потому поэзия глубже и значительнее истории. Поэзия излагает более общее, история — частное. Общее есть: что такому-то лицу прилично говорить либо делать по вероятию либо по необходимости. Этого достигает поэзия, изобретая имена. Частное, есть: что сделал Алкивиад или что с ним случилось. На комедии это очевидно: комики, составляя вымысел из вероятных событий, дают имена произвольные, а не занимаются, какямбики, частностями. Что-касается трагедии, в ней держатся имен историчес- * ких. Причина та, что возможное вероятно; а чего не случилось, в возможность того мы еще не верим; но что случилось, то очевидно, возможно: будь оно невозможно, так и не случилось бы. Да, впрочем, и в трагедиях: в некоторых одно или два имени известных, прочие вымышлены; в иных ни одного известного, и действия, и имена равно вымышлены, и тем не менее нравится.»» Потому вовсе 11C долж! ю требовать, чтобы поэты держались сказаний и преданий, около которых вращаются обыкновенно трагедии. Да и смешно требовать этого, потому что и извееп юс i ic мношм извест? но, а все-таки нравится всем. Из этого следует, что поэту надлежит быть поэтом (творцом) более вымыслов, чем метров, потому что поэт бывает поэтом по подражанию, а подражает он действиям. Даже когда приходится ему творить случившееся, он тем не менее творец (поэт). Ибо некоторым из случившихся событий ничто не мешает допускать возможность и вероятность осуществления, а поэтому творец их и есть творец (поэт). Из простых вымыслов и действий самые плохие — вставочные. Вставочным называю вымысел, в котором вставки следуют одна за другой и без вероятия, и без необходимости. Такими трагедии выходят у плохих поэтов по собственной их вине, у хороших — от актеров. Творя спорные роли и растягивая их чрезмерно, часто бывают они вынуждаемы извращать порядок. Так как трагедия есть подражание не только законченному действию, но и ужасному и жалостному — а это всего более бывает (более чем когда-либо), когда подобные действия происходят неожиданно одно вследствие другого (таким образом действие получит более поразительное™, нежели если что-нибудь произойдет произвольно и случайно; ибо и из случайных происшествий кажутся нам самыми удивительными те, которые, по-видимому, как бы нарочно случились; например, статуя Мития в Арге убила виновника смерти Митиевой, упавши на него в то время, как он смотрел на нее: подобные события, кажется нам, бывают не случайно, но необходимо), — то такие вымыслы лучше. • ч % Вымыслы бывают простые и сплетенные, ибо I* и действия (а вымыслы суть подражания действиям) а * бывают именно таковы. Простым действием назы- •'""• ваю такое, в котором (при том условии, чтобы оно, •Я как сказано выше, было непрерывно и едино) происходит переход без перелома и без узнания; сплетенным же такое, в котором переход бывает или с узнанием, или с переломом, или с обоими. Всему этому следует истекать из самого состава вымысла, так, чтобы из прежде бывшего следовало, что все •!" происходит или по необходимости, или по вероя-" тию. Ибо большая разница, случится ли что через что-нибудь, или после чего-нибудь. XI. Перелом есть, как сказано, перемена делаемого в противную сторону, и притом, как сейчас (VII, X) сказали мы, вероятная или необходимая. Например, в «Эдипе»: пришедший утешить Эдипа и освободить его от страха со стороны матери, объявив ему, кто он, сделал противное тому, чего хотел. И в «Линкее»: ведут человека на смерть, Дании идет за ним, чтобы убить его; а на деле вышло, что Данай умер, а тот спасся. Узнание, как и само слово показывает, есть переход от незнания к знанию, ведущий или к дружбе, или к вражде тех, которые обречены на счастье или несчастье. Самое лучшее бывает узнание, когда с 430 ним соединяются и переломы, как случилось в «Эдипе». Ведь бывают и другие узнания; ибо, как сказано, случается (IX в конце) иногда узнание и относительно псодушснлснных предметов и иных каких-нибудь; можно узнать и только то, сделал ли кто что-либо или не сделал; но самое лучшее узнание в вымысле, самое лучшее в действии есть вышесказан) юе, ибо такое узнание и такой перелом производят или жалость, или ужас, а трагедия и есть подражание таковым действиям. Притом при такого рода узна-нии и переломе непременно случится несчастье и счастье. Так как узнание есть узнание кого-либо, то иногда узнание состоит в том, что один узнает другого, а сам ему известен; иногда же обоим приходится узнавать друг друга. Так, Ифигспии узнана была Орестом посредством передачи письма; ему же относительно нее потребно было другое узнание. Итак, в этом отношении две части вымысла — перелом и узнание. Третья — страсть. Из них о переломе и у.н iai сии сказано. Страсть же есть действие болезненное и разрушительное, например смерть на сцене, мучения, раны и т. п. <...> Античность эпикур „ ЭПИКУР (341 —270 до н э.) — философ эллинизма. Эллинизм — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н. э. (подчинение Египта Риму), когда образовалась держава Александра Македонского. Культура эллинизма представляла синтез греческих и местных восточных культур. Что касается философии, то она в это время в большинстве отошла от попыток творческого решения глобальных теоретических вопросов. Философия становится главным образом житейской мудростью, и основное значение в философских учениях занимает этика. Эпикур родился на острове Самос в семье учителя. Около 309 г. до н. э. начал учить философии в Коло-(|х)нс, Митилсне, Лапсаке. В 306 г. до н. э. вместе с учениками ш-рссслило! и Афины, где прожил до самой смерти. В Афинах Эпикур основал свою философскую школу — «Сад», просуществовавшую более восьми столетий. Основным методом преподавания в Эпикурейской школе были устные беседы, подкрепляемые и дополняемые перепиской. На «ночных сходках», которые устраивались Эпикуром и его последователями, происходили беседы на политические и философские темы. К непосредственному окруже-j 1ию Эпикура принадлежали уроженцы Лампсака — Леонтей и его жена Фемиста, Колот и Идоменей. Учениками Эпикура в раннем «Саду» были и его младшие современники — Геродот, Пифокл и Ме-некей, которым адресованы три сохранившихся письма. ('вое философское учение Эпикур изложил в мно- 482 начисленных произведениях, письмах и беседах с учениками. Им написано около 300 сочинений, большая часть которых не сохранилась. Философская система Эпикура включает в себя физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). Важнейшим элементом учения Эпикура является принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение. По Эпикуру, вселенная бесконечна и существует вечно. Основные элементы мироздания: первоначальные материальные тела — атомы, — и занимаемое ими пространство — пустота. Атомы и пустота вечны и бесконечны. Атомы неделимы, неуничто-жимы, неизменны. В своей канонике Эпикур признавал познаваемость мира. Цель каноники Эпикур видел в отыскании критериев истины, истинного познания. Такими критериями у Эпикура являются ощущения, чувства и понятия, или общие представления. Этика, или практическая философия Эпикура, должна указывать путь к счастливой жизни, в силу чего она становится житейской мудростью. Счастье, по Эпикуру, состоит в удовольствии, в удовлетворении желаний, а удовольствие он видел не в наслаждении, а в отсутствии страдания. Мудрость Эпикур рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее людей от душевных страданий. Мудрец — это знаток жизни, поднявшийся выше мирской суеты. Эпикуреизм просуществовал в Риме до начала VI в. Следует учесть, что в конце I в. н. э. (ок. 90 г.) Эпикурейская школа, как и ряд других философских школ, была закрыта императором Домицианом. Однако эпикуреизм и после этого сохранил свое влияние. Эпикуреизм был одной из четырех философских школ, восстановленных Марком Аврелием во 2-й половине II в.. Письма Эпикура, его сочинение «Главные мысли», а также некоторые отрывки из сочинений и писем приводятся в переводе С. И. Соболевского по изданию: «Материалисты Древней Греции» (М., 1955). «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ ГЕРОДОТА* Кто не может, Геродот, тщательно изучать все написанное нами (мною) о природе и вникать в более обширные сочинения [мои], для тех я [уже| составил сокращенное изложение, достаточно подробное, всей системы, чтобы они могли удержать в памяти по крайней мере главнейшие положения. Я составил его с тою целью, чтобы они могли помогать себе при всяком случае в наиболее важных пунктах, поскольку они будут касаться изучения природы. Да и те, которые сделали значительные успехи (достигли значительного прогресса) в рассмотрении целого, должны помнить схему всей системы в основных ее чертах в общем обзоре [системы] мы часто имеем надобность, а в изложении частностей — не так часто. Итак, надо обращаться к тому (к тем общим принципам) и постоянно удерживать в памяти такое количество их, при помощи которого можно как получать самое общее постижение истины, так и полностью находить точное знание деталей, если наиболее общие принципы будут правильно усвоены и будут храниться в памяти. И в самом деле, самым главным признаком полного знания [системы] человеком, достигшим совершенства, является уменье быстро пользоваться знаниями, [и это может быть осуществляемо в том случае], если все сводится к простым элементам и формулам (обозначениям, терминам). И действительно, невозможно знать сплоченную массу непрерывного круга всей системы, если кто не в состоянии охватить в самом себе (в своем уме, умом) при помощи кратких формул (обозначений, терминов) всего, что может быть изучено и в деталях. Поэтому, так как такой путь (метод) полезен для всех, кто освоился с исследованием природы, я, рекомендуя постоянное занятие исследованием природы и в такой главным образом жиз- ни обретая ясное спокойствие, составил для тебя и такой компендиум — элементарный свод всего учения, заключающий в себе основные элементы всего учения. Прежде всего, Геродот, следует уразуметь понятия, лежащие в основе слов (основные значения слов), для того чтобы, сводя к ним наши мнения, вопросы, недоумения, мы могли обсуждать их и чтобы у нас при бесконечных объяснениях не оставалось все нерешенным или чтобы мы не имели пустых слов. И в самом деле, необходимо, чтобы при каждом слове было видно его первое значение и чтобы оно не нуждалось еще в объяснении, если мы действительно хотим иметь основу, к которой могли бы сводить изыскание, недоумение, мнение. Кроме того, следует псе наблюдать согласно с чувственными восприятиями (ощущениями) (контролируя чувственными восприятиями) и, в частности, согласно с наличною возможностью постижения — посредством ума или какого бы то ни было орудия суждения, а равно согласно с имеющимися аффектами, для того чтобы мы имели что-нибудь такое, на основании чего могли бы судить и о предстоящем и о сокровенном. Разобрав это, следует теперь рассматривать сокровенное (недоступное чувствам), — прежде всего то, что ничто не происходит из несуществующего: [если бы это было так, то] все происходило бы из всего, нисколько не нуждаясь в семенах. И [наоборот], если бы исчезающее погибало, [переходя] в несуществующее, так что переставало бы существовать, то все вещи были бы уже погибшими, так как не было бы того, во что они разрешались бы. Далее, вселенная всегда была такой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, во что она изменяется (изменится): ведь помимо вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменение. Далее, вселенная есть тела и пространство (состоит из тел и пространства); что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всех лю- дей, на основании которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как я сказал прежде. А если бы не было того, что мы называем пустотой, местом, недоступным прикосновению природой, то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться, как они, очевидно, двигаются. А помимо этого ничего нельзя даже придумать так, чтобы это было понятно, или похоже на то, что понятно, потому что они, [тела и пустота], понимаются как целые природы, а не употребляются как слова, означающие свойства их, случайные или существамгые. Далее, п числе тел одни суть соединения, а другае — то, из чего образованы соединения. Эти последние — неделимы и неизменяемы, если не должно все уничтожиться в несуществующее, а что-то должно оставаться сильным при разложениях соединений; они, [неделимые атомы], имеют природу (субстанцию) полную (плотную, компактную), так как нет ничего, во что или как они могут разложиться. Таким образом, необходимо, чтобы первоначала были неделимыми телесными природами (субстанциями).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|