Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе.
Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе. 1. 1 Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. В первую очередь, определимся с сущностью понятия «образовательная технология». В педагогической литературе встречаются такие понятия как «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания». Два последних понятия подчеркивают специфику процессов обучения и воспитания, а вот два первых обычно употребляются в качестве синонимов. Разграничим значения этих двух понятий.
Согласно словарю Ожегова, технология – это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [18]. Важнейшая черта технологии – это планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижения. Наиболее общая трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и (или) практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. По мнению М. В. Кларина, педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения [11, с. 80]. Само словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом с английского «an educational technology», что более правильно было бы обозначить как «образовательная технология». В. В. Гузеев определил, что данные понятия относятся к разным образовательным парадигмам. В современных условиях благодаря полипарадигмальному подходу они могут сосуществовать вместе, однако при детальном рассмотрении становится ясна разность этих понятий. [4, с. 8] Используется также понятие «технологический подход к обучению и воспитанию», что можно определить как процесс конструирования педагогического процесса в самом общем виде, представление его в форме алгоритма, без учета специфики отдельных шагов. В другом контексте технологический подход к обучению есть точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей. Поэтому, характеризуя содержание понятия «технология» в педагогике, необходимо осознавать неоднозначность его трактовки [25, с. 8].
В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия «педагогическая технология». Г. К. Селевко выделяет четыре: Педагогическая технология как разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. (Данной концепции придерживались Б. Т. Лихачев, С. А. Смирнов и др. ) Педагогическая технология как способ (модель, техника) решения педагогических (учебных) задач или процесс коммуникации, основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса (В. П. Беспалько, М. А. Чошанов, В. А. Сластенин, В. М. Монахов, Н. Е. Щуркова и др. ) Педагогическая технология как научное направление, область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П. И. Пидкасистый, В. В. Гузеев и др. ) Педагогическая технология как многомерное понятие, многоаспектный подход; предлагается рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс (М. В. Кларин, В. В. Давыдов, Г. К. Селевко и др. ) [24, с. 15-16]. Также Г. К. Селевко отмечает, что понятие «педагогическая технология» используется на трёх разных уровнях: 1) Общепедагогическом (общепедагогическом) уровне, на котором характеризуется целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. На этом уровне педагогическая технология синонимична педагогической системе. 2) Частнометодическом (предметном) уровне. Здесь педагогическая технология представляет собой систему методов и средств для реализации образовательного процесса в рамках одного предмета, класса, преподавателя. 3) Локальном (модульном) уровне, на котором понятие «педагогическая технология» представляет собой совокупность методов и средств для решения частных воспитательных задач. Из этого следуют следующий признаки технологии: процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся;
совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса; наличие комфортных условий. Понятие «образовательная технология» появляется в 90-е годы, когда возникает необходимость найти данному понятию место в терминологическом ряду. Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко трактуют образовательную технологию как процессную систему совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам [28, с. 74]. В модели обучения образовательной технологии можно выделить два уровня. Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями преподавателя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством [4, с. 8 - 9]. В структуру образовательной технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения; - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс; - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала - диагностика учебного процесса [24, с. 17-18]. Любая образовательная технология включает в себя: · целевую направленность; · научные идеи, на которые опирается; · системы действий преподавателя и учащегося (в первую очередь в категориях управления); · критерии оценки результата; · результаты; · ограничения в использовании. Итак, современную технологию характеризуют следующие позиции: · технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики);
· технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; · функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; · поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися; · органической частью образовательной технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. Из этого следует, что понятие образовательная технология отходит от жестко заданного алгоритмического подхода, в котором находится понятие педагогическая технология, и предполагает учет критериев выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий. Обращение к теоретическим основам образовательных технологий показывает, что каждая из них должна удовлетворять ряду требований: концептуальности, системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости, гибкости и динамичности. Раскроем их в свернутом виде. Концептуальность: в основе каждой технологии лежит научная идея, включающая философское, психологическое и педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность: наличие всех признаков системы (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность). Управляемость: возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, варьирования средствами и методами коррекции результатов. Эффективность: гарантируя результаты, соответствующие образовательным стандартам, технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам. Воспроизводимость: возможность использования технологий в однотипных образовательных учреждениях и разными педагогами. Гибкость: возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и обучающихся с учетом конкретных условий педагогической действительности. Динамичность: возможность развития или преобразования технологии в развивающемся образовательном пространстве таким образом, чтобы в условиях изменяющейся парадигмы образования не отсекать «старое», но полезное, а обеспечить эволюционное развитие образовательной технологии.
В опыте работы образовательных учреждений используются различные виды образовательных технологий. На сегодняшний день насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести: · здоровьесберегающие технологии; · технологии проектной деятельности; · технологии исследовательской деятельности; · информационно-коммуникационные технологии; · личностно ориентированные технологии; · игровые технологии; · технология «ТРИЗ» и др. Таким образом, для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|