Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Теоретические основы изучения творчества З.Н. Гиппиус в школе.




Существует множество исследовательских работ, посвященных творчеству З. Гиппиус, но стоит отметить также и то, что особый интерес к творчеству этой личности был присущ зарубежным литературоведам. В то время, когда на родине поэтесса не представляла ни для кого особого интереса, за границей изучались её работы, писались диссертации, береглись её рукописи.

Первое серьёзное исследование принадлежит Темире Пахмус: «Zinaida Hippius: An intellectual profile», где рассматривается биография поэтессы, её связь с эпохой, философские взгляды и принципы. Имеются и другие исследования её авторства, например, «Contes d amour», где она стремится воссоздать истинный образ поэтессы. Т. А. Пахмус работала с дневниками, письмами, киносценариями писательницы, пыталась восстановить датировку некоторых прозаических и поэтических произведений, восстанавливала её судьбу в эмиграции [21, с. 289-298].

Немалый вклад в исследования творчества З. Гиппиус внесли Олег Маслеников и Ольга Матич.

Работы Олега Масленикова заключается в рассмотрении поэтического и литературно-критического наследия писательницы. Так же он занимался изучением её религиозно-философских взглядов.

В современном литературоведении с 90-х годов написано и издано около 150 исследовательских работ, посвященных творчеству писательницы. К ним можно отнести Богомолова Н. А, Курганова Е. Я, Николюкина А. Н, Соколова А. Г. Большее количество статей посвящено общему обзору биографии, творческой судьбы писательницы.

В примечаниях к произведениям, переиздававшимся в 90-е годы можно найти подробный анализ рассказов. Например, В. Учёнова в предисловии «Мне нужно то, чего нет на свете» дает краткий комментарий к девяти рассказам, анализирует образы героев в качестве способа воплощение «жизненного кредо автора» и делает вывод «Герои большинства рассказов З. Н. Гиппиус захвачены на изгибе, на сломе, на перекрёстке судьбы. Они представлены нам в ситуациях, которые позже будут именоваться экзистенциальным выбором и триумфально пройдут через мировую литературу XX века. З. Н. Гиппиус — у начала этого шествия» [6, с. 15].

На рубеже 20 и 21 веков появляется новый всплеск интереса к творчеству З. Гиппиус. В 2000 г защищаются три кандидатские диссертации по поэзии Гиппиус. Кононов Н. В. Роман 3. Гиппиус «Чёртова кукла» в контексте русской прозы начала XX века, Лейкина Я. Вл. «Поэтический  мир Зинаиды Гиппиус 1889-1919», Мартынова Н. Г. «Творчество Зинаиды Гиппиус: поэтика лирических жанров». Эти работы исследуют философскую сторону стихотворений, их психологические особенности, своеобразие поэзии З. Гиппиус, её новаторство в области стиха.

В 2003 г защищена кандидатская диссертация А. Ю. Бисерова «Новое религиозное сознание в творчестве З. Гиппиус. Её целью становится анализ идей нового религиозного сознания и определение роли в формировании философской основы жизни и творчества З. Гиппиус [3, с. 17].

Так же особый интерес представляют работы Л. У. Звонаревой, А. В. Лаврова, Н. И. Осьмаковой, М. М. Павловой, А. Л. Соболева. В своих исследованиях эти ученые вводят в научный оборот неизвестные читателю тексты, письма, дневники поэтессы, дают к ним свой научный комментарий, исследует отдельные стороны её творчества.

Следует отметить, что со временем интерес к литературному наследию Гиппиус в России возрос, что объясняется возможностью открыто говорить о различных политических, философских и религиозных аспектах.

В статье «Зеленоглазая Наяда, или белая дьяволица» А. Николюкин отмечает, что очень часто в своих рассказах писательница выступает от имени мужчины, объясняя это «ее ощущением своего превосходства над мужчиной, силой характера, волевым началом». Отсюда и особые героини рассказов Гиппиус- «натуры цельные и сильные в противоположность мужчинам». «Героини Гиппиус — мисс Май, Марта, Маргарет не находят счастья, хотя упорно ищут его на путях к нетрадиционному Третьему Богу как воплощению высшей духовности, единственно способной спасти». Герои малой прозы Гиппиус разнообразны и отображают почти каждый слой общества: «от прислуги до барина, от холодных и непорочных «наяд» до проституток, лощеных правоведов, молодых профессоров, студентов, крестьян, литераторов (особенно ей неприятных), филеров, террористов и агентов охранки». Об интонации, с которой Гиппиус пишет, автор говорит: «В рассказах Гиппиус прочно поселяется скука, съедавшая чеховских героев, бесприютность и отчужденность. Если «двое» встречаются, один из них неизменно оказывается несостоятельным в исходе духовного поединка» [17, с. 9].

Исследовательница Л. Д. Дмитриевская в диссертационной работе «З. Н. Гиппиус – прозаик и поэт (пейзаж и портрет в стиле рассказов 1890-1900 гг. )» выявляет в прозе Гиппиус доминантные функции образов-символов природы (луны, неба, тумана, дома, сада и др. ) и приходит к выводу о том, что природный образ предстает: «как портретируемая действительность, создающая фон действия, как философская квинтэссенция, воплощающая религиозно-философские идеи автора (в рассказах «Яблони цветут», «Ведьма», «Луна», «Голубое небо», «Небесные слова»), как средство психологической характеристики, когда он пропущен через восприятие кого-либо из героев (в рассказах «Мисс Май», «Живые и мертвые», «Кабан», «Комета»), как средство создания импрессионистического пейзажа» [9, с. 10].

В разделе «Роль цветового эпитета в создании образа природы в малой прозе З. Гиппиус» Л. Дмитриевская утверждает, что для каждой книги рассказов характерен свой индивидуальный набор эпитета со значением цвета. Помимо основных функций (описания, украшения, пояснения), он служит для «ассоциативной передачи символистской «истины» о мире через диалог внутренних значений нескольких цветовых эпитетов, для отражения психологии персонажа или повествователя через его цветовое восприятие мира». [9, с. 21].

О. Хитальский в диссертации «Категория смерти в поэтическом языке З. Гиппиус: на материале рассказов 1896-1912». Он находит, что в поэтической системе писательницы центральное место занимает категория любви, осмысленная как единственное средство, противостоящее «ужасу смерти». «Религиозная вера, любовь, смерть стали главными константами бытия 3. Гиппиус, одними из основных мотивов творчества, с помощью которого она доводила до сознания читателей свои философские концепции». Оригинальность малой прозы З. Гиппиус вовсе не новизне стилистических приёмов, а в том, как с помощью набора определенных образно-сюжетных построений она доводит до читателей свои мысли. Главной концепцией прозы З. Гиппиус автор считает «путь обновления человека, всего общества с помощью полного духовного перерождения и новой сверхчувственной, неземной любви [27, с. 14].

Н. Дворяшина в своей диссертации «Феномен детства в творчестве русских символистов» анализирует прозу Гиппиус и устанавливает, что внимание к детству в тематике её рассказов проявилось в полноте созданных детских характеров, глубине их психологического постижения: «Ведущим приемом Гиппиус-психолога является косвенная форма психологизма. Внутреннее состояние ребенка выражено через портрет, мимику, жесты, движения. Мир маленького героя раскрывается и в прямой форме психологического изображения. Особенно эффективным здесь оказывается использование не собственно-прямой внутренней речи, обнажающей мгновения переживаний детского сердца». В прозе Гиппиус автор выявляет константу «дитя-творец», дающее ей основание использовать ребенка в качестве вместилища творческого сознания, «она порой моделирует сюжетные ходы, где дитя — альтер-эго автора, голос, несущий его слово» [8, с. 18].

В заключение стоит отметить, что при изучении преемственности литературных традиций между XIX и XX вв. творчество З. Н. Гиппиус может послужить хорошим иллюстративным материалом развитию типично русских мотивов и образов под влиянием исторических событий и философских веяний начала XX в. Работа с поэзией З. Н. Гиппиус обязательна при изучении течений модернизма, а также революционной поэзии, поэтому для методики преподавания эта тема остаётся актуальной.

Таким образом, анализ литературоведческих работ показал, что несмотря на явную нехватку исследований поэтики прозы З. Н. Гиппиус, обусловленную историко-политической обстановкой, интерес к её творчеству, в частности к малой прозе, в наше время возрастает.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...