1.2 Технология проектной деятельности на уроках литературы в школе.
1. 2 Технология проектной деятельности на уроках литературы в школе. Настоящие инновации в сфере педагогики – редкое явление, поэтому при использовании термина «современные педагогические технологии» следует помнить о том, что одни и те же методы и приёмы используются в образовании циклично, каждый раз в новой «обёртке», под воздействием новых педагогических, социальный, культурных веяний. Метод проектной деятельности также нельзя рассматривать как принципиально новый. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом ' именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни [22, с. 56]. В России в начале 20 века метод проектной деятельности также довольно активно начинает внедряться в образование, однако в советское время из-за недостаточной продуманности и последовательности осуждается и перестаёт практиковаться. В основе метода проектов - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод ориентирован исключительно на самостоятельную, ограниченную во времени работу учеников (индивидуальную, парную, групповую). Органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектной деятельности предполагает решение какой-либо проблемы с использованием разнообразных методов и средств обучения, а также с применением знаний разных областей науки и творчества. Результат метода проектов должен быть «осязаем»: в случае теоретической проблемы это конкретное её решение, в случае практической – результат, готовый к применению. Дадим определение понятию «метод проектной деятельность». Этимологический словарь Крылова обозначает слово «проект» как заимствование из немецкого, где projekt восходит к латинскому projectum – " предложение, расчет", образованному от глагола projicere – " предлагать" [14]. Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. " Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности [7]. Рассмотрим современную классификацию учебных проектов: Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся: · практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны); · исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования; · информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
· творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т. п. · ролевой проект - литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца [10, с. 203]. Для организации проекта предъявляются такие требования как: · проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся; · учащиеся должны обсуждать реально существующие проблемы и ставить перед собой актуальные задачи; · деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер; · работа учащихся должна быть осмысленной и активной; · учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде; · учащиеся должны анализировать новую информацию, а также участвовать в создании новых идей; · конечный вид проекта должен иметь пояснительную записку - теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны все необходимые сведения. Перейдём к рассмотрению применения метода проектов непосредственно на уроках литературы. Литература как учебный предмет является одним из наиболее подходящих для применения проектной деятельности. Преподаватели часто сталкиваются с отсутствием читательского интереса у учеников, нехваткой навыков анализа. По ходу работы над проектом они могут расширить свои знания, повысить интерес к произведениям мировой литературы, «почувствовать» предмет. В данном случае приходится говорить о междисциплинарном подходе – в процессе работы должны быть задействованы знания из курса истории, мировой художественной культуры, музыки. В работе над проектом можно выделить следующие этапы: 1. Погружение в проект; 2. Организация деятельности; 3. Осуществление деятельности; 4. Презентация результатов. Из этого следует, что от учеников требуется владение не только знаниями и умениями в области литературоведческой науки, но и организаторскими навыками, а также навыками общения. Действия учителя и ученика на каждом этапе осуществления проекта наглядно изображены в таблице Пахомова Н. Ю.
Не менее важной частью урока литературы с применением метода проектов остаётся оценивание работ учащихся, которое может быть осуществимо как самим педагогом, так и учащимися. Гуляева О. Н. в своей статье выделяет следующие критерии оценивания проектов:
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. 2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; 3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; 4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта; 5. Степень осмысления использованной информации; 6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками; 7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы; 8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; 9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; 10. Владение рефлексией; 11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов [7]. Подводя итог, можно сказать, что современные образовательные технологии основаны на личностно-ориентированных концепциях воспитания и обучения, задача которых состоит в духовном, эмоциональном и интеллектуальном развитии школьников, помощи в самореализации. Рациональное использование форм и приёмов обучения будет способствовать повышению качества обучения, развитию индивидуальных возможностей учащихся. В частности, технология проектной деятельности направлена на конкретный, осязаемый результат, развитие творческого мышления, возможность применения индивидуальной, парной или групповой работы, инновационность. Применение этого метода на уроках литературы может сделать занятие более интересным и насыщенным, ученики приобретут ценные навыки – умение применять полученные знания в конкретной ситуации, обрабатывать, направлять и адаптировать информацию под конкретный запрос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|