Ученик 1: Когда мы закончили изучать лирику З. Гиппиус, наш преподаватель предложил продолжить знакомство с её творчеством всем заинтересовавшимся. Из предложенных тем нас более всего заинтересовала тема традиций русской классической литературы в её малой
Ученик 1: Когда мы закончили изучать лирику З. Гиппиус, наш преподаватель предложил продолжить знакомство с её творчеством всем заинтересовавшимся. Из предложенных тем нас более всего заинтересовала тема традиций русской классической литературы в её малой прозе. Так как наш школьный курс подходит к концу, мы подумали, что смогли бы применить полученные знания в изучении преемственности между творчеством авторов 19 века и 20. Каждый проект вне зависимости от его направления должен иметь конечный продукт. Наши исследования мы решили оформить в виде раздела параграфа учебника (он раздаётся каждому присутствующему). Вся наша аналитическая работа представлена в виде таблиц и схем. Как мы знаем, малая проза З. Н. Гиппиус не изучается в школе, однако для нас это является большим упущением. В контексте изучения традиций русской классической литературы рассказы писательницы могут послужить хорошей почвой для иллюстрации преемственности между поколениями писателей. Система тургеневских и чеховских мотивов и образов, тематика и проблематика Достоевского могут быть рассмотрены в рамках изучения творчества З. Н. Гиппиус в качестве примера этой преемственности. Для З. Гиппиус русская литература 19 века стала главным фундаментом, который помог ей определиться в своем творческом пути. В своих новеллах она наследует и переосмысливает мотивы, хорошо знакомые золотому веку русской литературы. Таких мотивов множество, но мы остановимся на самых явных. Одним из самых поэтичных рассказов является «Яблони цветут» из сборника «Новые люди». Его же мы и рассмотрим подробно в качестве новеллы, унаследовавшей тургеневскую традицию.
Ученик 2: Герой рассказа, Володя, находится в сложных психологических отношениях со своей матерью. Воспитав сына «для себя», любящая мать получила закономерный результат — инфантильного неразвитого женоподобного юношу, душою крепко-накрепко привязанного к своей родительнице. Его потребности довольно ограничены — материнское общество и занятие музыкой, в котором он видит единственное свое увлечение, но в котором остаётся так же равнодушен и механичен. Володя абсолютно лишен возможности получать социальный опыт, испытывать новый эмоции, соответствовать роли «мужчины», хотя его несвобода не имеет четко обрисованной «клетки» - мать ни в чем не ограничивает его и даже подталкивает на общение с другими людьми. Но подобная несвобода еще опаснее, так как корни её скрыты от поверхностного анализа и осознать её главному герою предстоит возможным лишь при определенных душевных катаклизмах. Это происходит, когда Владимир сталкивается с другим видом отношений — романтическим. Подобный тип героя нашел своё отражение в творчестве И. С. Тургенева, в частности, в его рассказе «После смерти». Аратов, как и Володя, на протяжение жизни терпит удушающую материнскую заботу, исходящую от его тётки Платоши. Он слаб и инфантилен, буквально отрезан от социума. Этих героев роднит неопытность в чувствах, неподготовленность к настоящей женской любви и любые их привязанности обречены на провал. Отношения этих героев (первого — с матерью, второго — с актрисой Кларой Милич) сложно назвать здоровыми, в конце обоих рассказов чувства переходят в одержимость настолько сильную, что оба не гнушаются радикальными мерами — переходом на сторону «любимой», смертью. Особые женские образы привлекают внимание писательницы. В своих рассказах З. Гиппиус старается исследовать женскую душу в ситуация бытовых, семейных, в межличностных отношениях. Большинство женских образов подчеркнуто «особенные», не принадлежащие здешнему миру, возвышенные, что явно напоминает «тургеневскую девушку». Яркий пример — героиня рассказа «Мисс Май» Май Эвер.
Сюжет новеллы основан на столкновении двух мироощущений. В жизни молодого дворянина Андрея Шарвенко, готовящегося жениться на невесте Кате, неожиданно появляется новое чувство к молодой англичанке Май Эвер. Объяснение Андрея и Май сопровождается благоуханием свежести и чистоты, что помогает отразить отношение главной героини к любви. Однако, согласно авторскому пониманию любви, влюбленные должны расстаться на пике счастья, чтобы после этого необыкновенного ощущения не произошло охлаждение. Жизнь чувства у З. Гиппиус соответствует определенному периоду в жизни природы – весне, с наступлением лета оно теряет свою силу, и расставание влюбленных неизбежно: «Все распустилось, разошлось, каждый лист раскрылся с полным бесстыдством, не оставляя места никакой тайне». Май уезжает, а герой предается тому образу жизни, который ему был предназначен изначально. Тургеневским девушкам, как известно, присущи скромность, мечтательность, высокая нравственная чистота, твердость воли. В этом Май Эвер можно назвать воплощением Аси из одноименной повести И. С. Тургенева. Требования к жизни этих героинь кажутся одновременно простыми и великими, из-за этого они представляются многим странными и даже неестественными. Май отвергает любое бытовое проявление любви: когда отношения с Андреем доходят до предложения руки и сердца, она заявляет, что не потерпит обесценивания чувства обыденностью. Ася стремится к благородной деятельной жизни: наблюдая за богомольцами, героиня говорит, что могла бы пойти с ними, восхищенная их аскетизмом и стремлением к высшей цели. Идеалы этих девушек высоки, непосредственны и далеки от обыденных взглядов окружающих. Ученик 3: Вновь обратимся к рассказу «Яблони цветут». Одним из главных образов рассказа является цветущий яблоневый сад. Некое сакральное знание о грядущем цветении, о всеобщем оживлении природы приносит герою Марта, соседская девушка. Героиня «говорит» с акациями, понимает чувства сада, природы, любит весну. Встреча с Мартой, зарождение их чувства сопровождается ароматами весны: «Она казалась мне красивой <... > как нежный, душистый воздух... », – вспоминает Владимир. Каждое движение девушки, наряд – свидетельство ее естественности, и это притягивает к ней Владимира. Начало цветения яблонь, ароматы весны объединяют два влюбленных сердца: «Я думаю, – вспоминает Владимир, – это и есть счастье. Весь сад наполнялся новым, сильным ароматом». Кульминация рассказа — цветение яблонь, во время которого происходит осознание Владимиром своей полной душевной зависимости от матери и принятие им решения навсегда покинуть Марту, его единственное за всю жизнь здоровое светлое чувство.
Сад как символ «короткого мгновения», в которое человеку дано приблизиться к разгадке тайны бытия, к постижению истины и красоты, неоднократно появляется в творчестве А. П. Чехова. Еще одну явную параллель можно проследить с «Вишнёвым садом». Для драматурга цветущий сад стал символом идеальной, но уходящей в прошлое красоты. И эта скоротечная и разрушаемая прелесть былого, заключенная в мыслях, чувствах и поступках, притягательна и для драматурга, и зрителей. Для героев пьесы сад — это та недосягаемая прелесть прошлого, самый расцвет их жизни. В рассказе же на расцвет яблонь приходится кульминация чувства Володи к Марте, пробуждение от «дремоты», недолгое освобождение от удушающих материнских объятий. Повествователь, сидящий в душной бесцветной квартире, с грустью и сожалением вспоминает недолгий момент цветения. В образе сада Гиппиус и Чехов заключена томящая тоска по прошлому.
Ученик 4: Перед вами результаты наших исследований, которые мы оформили в виде параграфа учебника. Такая форма подачи материала показалась нам наиболее подходящей для нашей темы. Получившийся параграф будет полезен тем, кто захочет более подробно изучить творчество З. Н. Гиппиус, в частности, её малую прозу. А теперь нам бы хотелось получить обратную связь о нашей работе. Ученик из зала: У меня есть вопрос. Чем всё-таки можно объяснить то, что Гиппиус мы знаем в основном как поэта, в то время, как большая часть её литературного наследия остаётся в тени? Ученик 1: По признанию самой поэтессы, в работу над рассказами она вкладывала большую часть своих творческих сил, однако время распределило приоритеты иначе. Относительно классических произведений, которые, например, мы изучаем в школе, проза Гиппиус не обладает большой художественной ценностью и относится скорее к беллетристике. Другое дело — её поэзия — ярчайший пример русского символизма. Ученик из зала 2: Мне бы хотелось рассказать о своих впечатлениях от выступления ребят. Отмечу необычный формат «конечного продукта» проекта. Мне кажется, информация, оформленная в таком виде будет очень полезна другим классам, которые в будущем будут знакомиться с творчеством поэтессы. Сопоставительный анализ мотивов и образов был максимально понятен, не перенасыщен литературоведческими терминами. Еще мне кажется большим плюсом то, что ребята знакомили нас с содержанием рассказов в максимально сжатом, концентрированном виде. Проект получился информативным и интересным. Учитель: Ребята, спасибо большое за такой познавательный, подробный проект, присаживайтесь. А мы с вами продолжаем наше путешествие по страницам биографии одной из самых неоднозначных поэтесс 20 века. На протяжении долгого времени творчество Зинаиды Гиппиус было основой русского декадентства. Между тем, отдав дань декадентству в ранний период творчества, Гиппиус стремилась изменить этот тип мироощущения, распознав его изъяны и бесперспективность. З. Гиппиус: Европейское движение декадентства не оказало на меня влияния. Французскими поэтами я никогда не увлекалась. Меня занимало не декадентство, а проблема индивидуализма... Путь к новой религии оказался для меня путем преодоления мучительного раздвоения между светом и мраком, между потребностью в Боге и тяготения к жизни. Хотим ли мы смерти Бога? Нет, мы Бога любим. Но и жизнь мы тоже любим. Значит, жить нам надо.
Ученик 3: Мы не жили – и умираем Учитель: Революция 1905 года привнесла новые темы в творчество Зинаиды Гиппиус: она заинтересовалась общественными и политическими вопросами. В ее стихотворениях и прозе появились гражданские мотивы. Поэтесса и ее муж стали противниками самодержавия и консерватизма, Гиппиус писала в этот период: «Да, самодержавие — от Антихриста». В феврале 1906 года Мережковские уехали в Париж, где пробыли практически в изгнании более двух лет. В это время поэтесса начинает свою деятельность как драматург — в 1906 году она пишет одноактовую пьесу «Нет и да». Инсценировка пьесы «Нет и да». Учитель: Драматургия З. Гиппиус, как и её проза, незаслуженно остаётся в тени. Однако сегодня вам повезло познакомиться с одной из её пьес. У каждого, я надеюсь, в душе остались какие-то впечатления. Предлагаю подкрепить их небольшим анализом этой драмы, которую для вас подготовил… Ученик 3: Пьеса " Нет и Да" (1906) провозглашает мечту автора об " ином" миростроении в стремлении к постижению Божественного Света. Невольно Гиппиус представила картину безверия и безбожия человечества намного шире, чем она стремилась изложить в пьесе, - в предчувствии всемирной катастрофы, постигшей человечество в ближайшие годы. В " грубых сценах" " Нет и Да" автор использует кинематографический прием, который дает необходимый знаковый смысловой фон. В кинематографе начала XX века " зритель может любоваться движением серых фигур, пребывая в полной уравновешенности, в состоянии абсолютного покоя" 35. Именно таким зрителем, наблюдателем становится один из героев пьесы. Гиппиус сразу задает этот знаковый фон усредненности, уравновешенности действия в пьесе. Кинематографический прием проявляется и на цветовом уровне: автор использует черно-белую гамму. Основные краски драматической миниатюры -черный и белый, но в этот фон врываются и другие цвета: зеленые перья на шляпке, румяный господин, рыжая борода, цвет коньяка в рюмке... Поэтому среди " черно-белых" мужчин и почти одинаково одетых женщин эти яркие пятна так резко выделяются в цветовой гамме пьесы. В драме проявлен в большей степени мотив постоянного ожидания -ожидания мести, ожидания катастрофы. Дюфи остается один - по-прежнему оплакивать умершую жену и грезить о мести действительно становится " смешно". После известия о гибели двенадцати тысяч человек, похороненных заживо в обвалившихся копях, его трагедия становится ничтожной в сравнении со всеобщим горем. Следовать за все увеличивающейся толпой, " кануть" в ней Дюфи еще не способен. В пьесе " Нет и Да" Гиппиус отходит от утверждения своей основной идеи -концепции синтеза земного и небесного, духа и плоти, " двух бездн". Предчувствие изменений, которые должна принести катастрофа, и ожидание этих изменений как очищения и преображения мира и человека не могут принести ожидаемого автором результата, так как противоречивое, двойственное состояние мира и находящегося в нем мечущегося человека не дает никаких надежд на обновление жизни, ее преображение. Но вопреки всему, она верила, что Свет настанет, что " нет" и " да" сольются и обязательно будут сосуществовать. Начинает звучать мелодия песни “Вихри враждебные веют над нами”, постепенно ее звук становится глуше. Гиппиус (выходит в центр): «Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение». Учитель: Октябрьскую революцию Гиппиус не приняла. Октябрь для нее – это и конкретное преступление революционных проходимцев, и великий общий грех народа, допустившего их к власти. Поэтесса даже разорвала отношения с Валерием Брюсовым, Александром Блоком, Андреем Белым. В начале 1920 года Мережковские навсегда эмигрировали во Францию. Ученик 4: Блевотина войны – Учитель: Долгие годы на примере этих строк советского человека уверяли в том, что она ненавидела свой народ, готова была вершить над ним расправу. Политические стихи Гиппиус, наполненные гневом, шокировали многих ее современников. Продолжая жить в первые послереволюционные годы в Петрограде, семья в полной мере испытала на себе все беды военного коммунизма: голод, разруху. Ученик 5: Не знаю, плакать ли, молиться, З. Гиппиус: Я умерла, осталось умереть только телу Мережковский (обращаясь к Гиппиус): Разве, милая, тебя люблю я Но как тайную тебя люблю я радость, Я люблю тебя, как иву ручьевую, Я люблю тебя, как весть оттуда, Ты — напоминание чего-то дорогого, Учитель: После смерти Мережковского в 1941 году Гиппиус словно окаменела, с трудом боролась с желанием покончить с собой. Говорили, что она считала Мережковского живым и даже вела с ним разговоры. Поэтесса посвятила свои последние годы работе над биографией мужа, но после того как у нее отнялась правая рука, книга осталась незаконченной. З. Гиппиус: Я думаю, я недолго буду жить, потому что, не смотря на все усилия моей воли, жизнь непереносимо меня оскорбляет. Говорю без определенных фактов. Их, собственно, нет. Боль оскорблений, чем глубже, тем отвратительнее, она похожа на темноту, которая должна быть в аду. Учитель: Дневники Гиппиус показывают, как трудно она училась создавать систему психологической защиты столь ранимой своей души. Гиппиус – красавица, умница, поэт. Но в ней не было теплоты и нежности, а был лермонтовский “холод тайный, когда огонь кипит в крови”. С годами она научилась властвовать собой, выработала в себе замечательные бойцовские качества. В трудных случаях она демонстрировала невозмутимое спокойствие, отлично зная дурные качества своего характера, научилась их сглаживать. Скончалась Зинаида Гиппиус 9 сентября 1945 года, похоронена под одним надгробием с Дмитрием Мережковским на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа близ Парижа. Дорогие ребята, наш вечер подошел к концу. Предлагаю завершить его небольшой творческой работой – написанием синквейна. Кто может напоминать, что это такое и как создаётся? (в это время учитель раздаёт листочки) Ученик из зала: Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Учитель: На листках постарайтесь запечатлеть в форме синквейна то, с чем сегодня вы покинете литературную гостиную.
Заключение. На сегодняшний день творчество З. Н. Гиппиус изучается в школе односторонне: несмотря на большое количество прозаических, драматических и критических работ, рассматривается только её лирика. Методистская литература даёт общие рекомендации к изучению её творчества только в контексте определенной темы. В процессе обучения важно представить поэтессу как одну из фигур модернизма в России, представительницу старших символистов, а также поэтов – эмигрантов. Её поэзию целесообразнее всего рассматривать с точки зрения тем «поэт и революция», «пейзажная лирика», «любовная лирика», а также исторических мотивов. Воссоздание полной картины личности и творчества поэтессы осуществимо с помощью применения проектной технологии в контексте внеклассного мероприятия. Одной из возможных тем для занятия может стать малая проза писательницы (достоинство её заключается в возможности рассмотрения поэтики рассказов в связи с традициями русской классической литературы, актуализации знаний, применении аналитических способностей). Наиболее полезными «конечными продуктами» проектной деятельности в таком случае могут быть «справочник», «сравнительно-сопоставительный анализ», «статья», «главы из несуществующего учебника».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|