Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3 План-сценарий внеклассного мероприятия в 11 классе на тему «Жизнь и творчество З. Н. Гиппиус» с применением проектной технологии.




3. 3 План-сценарий внеклассного мероприятия в 11 классе на тему «Жизнь и творчество З. Н. Гиппиус» с применением проектной технологии.

Образовательные:

l восстановить полученные ранее знания и продолжить знакомство учащихся с творчеством З. Н. Гиппиус;

● познакомить учащихся с содержанием выбранных для изучения рассказов и стихотворений З. Н. Гиппиус;

● расширить представление учащихся о литературной традиции, её природе и значении;

● стимулировать интерес учащихся к изучению литературы Серебряного века;

Развивающие:

l развивать читательские умения учащихся;

● развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления;

● развивать умение аналитической работы над текстом;

● формирование навыков публичного выступления, защиты проектов.

Воспитательные:

воспитывать любовь к чтению;

прививать интерес к творчеству классиков русской литературы;

формирование творческого отношения к выполнению заданий, и через овладение некоторой суммой знаний, через проектную деятельность раскрытие значимости практического применения полученных знаний.

Планируемые результаты

Предметные: познакомиться с творчеством З. Н. Гиппиус.

Метапредметные: строить высказывания по определенной теме, принимать и обрабатывать полученную информацию, формулировать свою точку зрения и отстаивать её, работать в коллективе.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии в изучаемом материале, выделять необходимую информацию из учебника, произведения и оформлять ее виде плана и конспектов.

Регулятивные: уметь выделять действия с поставленной задачей; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок; приобретение навыка саморегулирования.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками; умение слушать и вступать в диалог; умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество; владение монологической и диалогической формой речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения.

Личностные: формирование спектра этических чувств.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: слово учителя, беседа, самостоятельная работа по изучению содержания рассказов, разработка проекта, определение способа подачи материала при защите проекта, сообщения для других учащихся.

Оформление доски: тема урока, даты жизни Гиппиус, отдельно записаны фамилии Мережковский, Гиппиус.

Оформление комнаты:

Портреты З. Гиппиус, Д. Мережковского, других поэтов Серебряного века.

Пейзажные картины русских художников.

Столик, за которым сидят учащиеся, играющие роли Гиппиус и Мережковского.

Урок ведет учитель, ему помогают 2 ученика: один в роли Мережковского, второй в роли Гиппиус. Учащиеся в роли Мережковского и Гиппиус сидят за столиком, когда они произносят свои слова, встают по очереди, подходят ближе к классу. Несколько учащихся заучивают стихи наизусть. Группа участников представляет проект по творчеству поэтессы, другая группа инсценирует пьесу, один из учеников представляет подготовленный анализ драматического произведения.

1. Организационный момент.

Учитель: Дорогие ребята, мы вновь собрались с вами в нашей литературной гостиной с целью ближе познакомиться с творчеством одного из авторов. Выбранная нами персона — сложная, неоднозначная личность, знаменитая поэтесса, представительница Серебряного века. Посмотрите, пожалуйста, на портрет и скажите, о ком же сегодня пойдет речь?

Ученики: О Зинаиде Гиппиус.

Учитель: Верно. Но прежде чем мы перейдем непосредственно к самой личности поэтессы, давайте восстановим исторический контекст. Попытайтесь вспомнить, какие важные исторические события совпали с периодом Серебряного века и жизнью самой поэтессы?

Ученики: Реформы, Первая Мировая война, полный разгром русского флота под Цусимой, революции 1905 и 1917 годов.

Учитель: В то время интеллигенция, которая находилась в самом невыгодном положении, как бы между небом и землей, особо ценила дружбу, любовь. Говоря о поэтах Серебряного века, мы говорим о трагедии человеческих судеб. О такой трагической судьбе прекрасной поэтессы XIX - начала XX века мы и будем сегодня говорить.

2. Объяснение нового материала.

Звучит мелодия “Серенады для струнного оркестра” П. И. Чайковского, через несколько аккордов она становится глуше и умолкает совсем.

 Учитель: О Зинаиде Гиппиус современники писали много. Часто как о «зеленоглазой наяде, сатанессе, русалке, даме с лорнетом». Ее острый, критичный ум не терпел излишней теплоты слов. Нина Берберова вспоминала, что Гиппиус «искусственно выработала в себе два качества: женственность и спокойствие, но в ней было мало женственного, и внутри она не была спокойна! »

«Высокая стройная блондинка с длинными золотистыми волосами и изумрудными глазами русалки», — так описывает ее издатель журнала «Новый путь» П. П. Перцов. Издательница журнала «Северный вестник» Л. Я. Гуревич вспоминает ее «светлые прищуренные глаза, в которых было что-то зовущее и насмешливое, она не могла не обращать на себя всеобщего внимания... »

Из воспоминаний В. Злобина: " Странное это было существо, словно с другой планеты. Порой она казалась нереальной, как это часто бывает при очень большой красоте или чрезмерном уродстве. Кирпичный румянец во всю щеку, крашеные рыжие волосы, имевшие вид парика… Одевалась она сложно: какие-то шали, меха – она вечно мерзла, – в которых она безнадежно путалась. Ее туалеты были не всегда удачны и не всегда приличествовали ее возрасту и званию. Она сама из себя делала пугало. Это производило тягостное впечатление, отталкивало".

Однако лучше всех знал Зинаиду Гиппиус её муж — Дмитрий Сергеевич Мережковский.

Мережковский выходит в центр.

Мережковский:

Как часто выразить любовь мою хочу,

Но ничего сказать я не умею,

Я только радуюсь, страдаю и молчу:

Как будто стыдно мне — я говорить не смею.  

И в близости ко мне живой души твоей

Так всё таинственно, так всё необычайно, —

Что слишком страшною божественною тайной

Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.  

В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,

И всё священное объемлет тишина:

Пока шумят вверху сверкающие волны,

Безмолвствует морская глубина.  

Мережковский возвращается за стол, его место занимает Гиппиус.

Гиппиус: Наша семья ведет свое начало от Адольфуса фон Гингста, переменившего свою фамилию на фон Гиппиус, и переселившегося в Россию, в Москву, в XVI веке, кажется, из Мекленбурга.

Я родилась в 1869 году в городе Белеве, где на тот момент работал мой отец — юрист Николай Гиппиус. Семья часто переезжала, поэтому я и мои сёстры не получили системного образования: учебные заведения удавалось посещать только урывками.

После смерти папеньки, я вместе с мамой и сёстрами переехали в Москву. Однако из-за моей болезни нам пришлось переселиться в Ялту, а затем в 1885 году — к родственникам в Тифлис (сегодня Тбилиси). Именно тогда я и начала писать свои первое стихи:

Давно печали я не знаю,
И слез давно уже не лью.
Я никому не помогаю,
Да никого и не люблю. Любить людей — сам будешь в горе.
Всех не утешишь всё равно.
Мир — не бездонное ли море?
О мире я забыл давно. Я на печаль смотрю с улыбкой,
От жалоб я храню себя.
Я прожил жизнь мою в ошибках,
Но человека не любя. Зато печали я не знаю,
Я слез моих давно не лью.
Я никому не помогаю,
И никого я не люблю.

Учитель: Летом 1888 года происходит знакомство с Мережковским, за него она через несколько месяцев выходит замуж.

З. Гиппиус: Этот брак оказался решающим событием каждого из нас. Мы прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу ни на один день…

Д. Мережковский:

Не разлучайся, пока ты жив,
Ни ради горя, ни ради игры.
Любовь не стерпит, не отомстив,
Любовь отнимет свои дары.
Не разлучайся, пока живешь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь,
Любовь не терпит земных разлук.

Учитель: После свадьбы супруги переехали в Петербург. Там Гиппиус познакомилась с Яковом Полонским, Аполлоном Майковым, Дмитрием Григоровичем, Алексеем Плещеевым, Петром Вейнбергом, Владимиром Немировичем-Данченко. Сблизилась с молодым поэтом Николаем Минским и редакцией «Северного вестника» — Анной Евреиновой, Михаилом Альбовым, Любовью Гуревич. В этом издании она напечатала свои ранние рассказы.

Ребята, мы подошли к одному из важных моментов нашего мероприятия. Малая проза Зинаиды Николаевны — предмет литературоведческих исследований, «зеркало» традиций русской классической литературы, богатый материал для изучения особенностей модернистской прозы. Однако школьная программа не даёт возможности познакомиться с её рассказами, но у нас есть замечательная возможность сделать это сегодня. Сейчас свой проект вам представят …

К доске выходит группа учеников и представляет результаты своих исследований (формальная часть сознательно опущена во избежание «разрушения» атмосферы литературной гостиной)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...