Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Изучение творчества З. Гиппиус с использованием проектных технологий.




Глава 3. Изучение творчества З. Гиппиус с использованием проектных технологий.

3. 1 Обзор школьных программ.

Следует отметить, что изучение творчества З. Гиппиус представлено не во всех программах по литературе. Однако даже в тех программах, в которых авторы сочли нужным изучение творчества писательницы, литературное наследие З. Гиппиус представлено исключительно поэзией.

Так, например, в программе под редакцией В. Я. Коровиной изучение творчества поэтессы начинается в восьмом классе в пределах темы «русские поэты о Родине, родной природе». Изучаются такие стихотворения, как «Знайте! », «Так и есть! ». В следующий раз ученики встречаются с поэзией З. Гиппиус в одиннадцатом классе в контексте изучения творчества поэтов серебряного века. Здесь поэтесса представлена как старший символист наряду с Н. Минским, Д. Мережковским, В. Брюсовым, К. Бальмонтом. Также З. Гиппиус упоминается в блоке поэтов, представляющих тему России и революции («Трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения»).

В программе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой творчество З. Гиппиус затрагивается один раз в восьмом классе в рамках темы «История на страницах поэзии ХХ века» (стихотворение «14 декабря»).

В программе В. Г. Маранцмана в 11 классе творчество писательницы изучается в контексте темы «От Серебряного века к эпохе социализма. Обзор литературы 10-30-х гг. XX века». Для анализа автор предлагает стихотворение «Веселье».

В программе под редакцией А. Г. Кутузова З. Гиппиус рассматривается как одна из основоположников русского символизма наравне с В. Брюсовым, Д. Мережковским, К. Бальмонтом. Предполагается системно-комплексный анализ одного из стихотворений поэтессы.

3. 2 Методика обучения литературе об изучении творчества З. Гиппиус в школе.

Прежде всего стоит отметить, что существующие методические рекомендации затрагивают в основном только лирику поэтессы (остальные аспекты её творчества обычно бывают только названы).

Так, например, В. Я. Коровина предлагает взять для анализа одно из стихотворений поэтессы в контексте изучения темы «русские поэты о Родине, родной природе». Учащимся предстоит подумать над тем, какой видят они родную природу в разные времена года, какое настроение рождают картины природы, пейзажи в душе поэта и какие чувства возбуждают в читателе эти стихотворения. Главным направлением на таких уроках автор считает чтение поэтических произведений учителем и учащимися, обсуждение этого чтения, осмысление прочитанного. Одной из рекомендаций является использование репродукции пейзажных картин известных художников XIX и XX веков, музыкальных произведений. В таких случаях занятия превращаются в уроки-концерты, активно содействующие эмоциональному и эстетическому развитию учащихся.

На таких уроках учитель и учащиеся готовят рассказы об авторах, чтение их произведений, комментирование. Кроме того, восьмиклассники подготавливают выставку книг, портреты поэтов, о которых будет идти речь на уроке, звукозапись с авторским (поэты XX века) и актерским чтением.

Урок стоит начать со вступительного слова о том, что русские поэты всегда писали о родной природе и Родине. Отношение это не всегда было простым: вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» или стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Но всегда в стихотворных произведениях поэтов чувствуется любовь к родному краю и боль за то, что совершается на Родине.

 При изучении стихотворения «Знайте» учителю следует отметить, что оно являлось ответом на слова Блока о том, что революция погубила Россию и что ей уже не восстать из пепла.

Уроки, посвященные этой теме, будут представлять собой уроки-раздумья, где каждый выступит либо с рассказом о писателе, либо с чтением стихотворения. [23].

Т. Ф. Курдюмова предлагает взять для анализа одно из декабристских стихотворений в рамках изучения темы «мотивы былого в лирике 20-го века». Здесь творчество поэтессы интересно с точки зрения темы декабристского восстания, автор рекомендует к рассмотрению стихотворения «14 декабря», «14 декабря 17 года», «14 декабря 18 г. », в которых передается не только неподдельное восхищение подвигом декабристов, но и его оценка человеком 20-го века. Образы, подлежащие рассмотрению при анализе стихотворений: Рылеев, Голицын, Трубецкой, Муравьев, Пестель. Учителю стоит отметить, что в литературоведении творчество Зинаиды Гиппиус характеризуется как «бешеный накал симпатий и антипатий» и в разборе стихотворения целесообразно сконцентрировать внимание учеников на этой особенности творчества поэтессы. При рассмотрении средств речевой выразительности в стихотворениях необходимо отметить случаи использования аллитерации сонорных и лексического повтора личных местоимений [13].

В процессе изучения темы «Периодизация русского символизма» В. Я. Коровина рекомендует организовать работу в группах. Так, например, тема работы первой группы звучит как «Религиозно-философское течение русского символизма». Старшие символисты: Д. Н. Мережковский и З. Н. Гиппиус. Учащиеся готовят сообщение о страницах жизни и идейно-эстетических принципах двух поэтов, опираясь на информацию из учебника. Одной из составляющих работы является анализ стихотворений (составитель программы рекомендует взять «Снежные хлопья», «Электричество» Гиппиус и «Бог», «Дети ночи» Мережковского) и сравнение их идейного наполнения (ответ на вопрос «чем близки стихотворения Гиппиус и Мережковского? »). По выбору учителя может быть осуществлена работа над фрагментом статьи В. С. Соловьева для определения роли его философии в стихотворении «Любовь — одна» [23].

В. Г. Маранцман предлагает анализ стихотворения «Веселье» как часть работы над раскрытием темы России и революции. Автор предлагает обратиться к понятиям «революция» и «эволюция» с точки зрения исторического процесса, раскрыть суть антиреволюционных взглядов поэтессы, обозначить стихотворение «Веселье» как проклятье стране, позволившей убить свою свободу. В рамках этой темы будут актуальны дискуссии по вопросам: «Может ли человечество развиваться без революций? Необходимы ли человеческой истории революции? » [16].

Подводя итог, можно сказать, что творчество З. Н. Гиппиус в методической литературе представлено отрывочно, рассматривается только с точки зрения изучаемой темы. Для комплексного изучения творчества поэтессы лучше всего подойдет формат внеклассного мероприятия с применением проектной технологии.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...