История изучения особенностей развития подростка
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание
Глава 1. Основные психолого-педагогические характеристики подросткового возраста История изучения особенностей развития подростка Изучение подросткового возраста в логике культурно-исторического подхода Л.С. Выготского Проектная деятельность как основной инструмент образования подростков Средства диагностики эффективности образования подростков в условиях учреждения дополнительного образования Выводы по первой главе Глава 2. Построение культурно-образовательного пространства как основное условие решения возрастных задач подростничества Определение понятий «культурно-образовательная среда» и «культурно-образовательное пространство» Измерение эффективности построения культурно-образовательного пространства Выводы по второй главе Глава 3. Анализ способа построения культурно-образовательного пространства на базе УДО «Радиотехник» Актуальность образовательного содержания современных УДО Анализ эффективности образовательного пространства УДО «Радиотехник» Экспериментальное исследование эффективности построения культурно-образовательной среды на территории УДО «Радиотехник» Выводы по третьей главе Приложение 1 Приложение 2
Глава 1. Основные психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
История изучения особенностей развития подростка
Подростковый возраст, согласно утверждению М. Кондакова, это «период развития детей от 10-11 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся V-VIII классов». Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление - подростковый период развития, был Ж.Ж. Руссо. В своем вышедшем в 1762 г. романе «Эмиль» (Ж.Ж. Руссо, 1981) он впервые обратил внимание на то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнул важную особенность данного периода - рост самосознания.
Но, хотя «Эмиль» оказал большое влияние на формирование представлений о подростковом возрасте, собственно научную разработку идеи Руссо получили в фундаментальной двухтомной работе С. Холла «Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием». Теория Стенли Холла исходит из биогенетического закона. Этот закон сформулированный Мюллером и Геккелем для эмбриологии, основан на целом ряде фактических наблюдений, которые привели этих авторов к выводу, что онтогенез, или эмбриональное развитие индивида, воспроизводит в сокращенном и сжатом виде филогенез, т. е. развитие всего вида. Этот закон, который как уже сказано, частично опирается на фактическое наблюдение в области эмбриологии, был затем перенесен и на внеутробное развитие ребенка. Согласно этому закону, ребенок повторяет в сжатом и сокращенном виде важнейшие этапы в развитии рода, и процесс детского развития с этой точки зрения является просто рекапитуляцией или автоматическим возвращением отдельных глав, уже оставленных человечеством позади себя. Основываясь на этом законе, Стенли Холл полагает, что ребенок воспроизводит инстинкты, а подросток в эпоху созревания чувства в развитии человечества. Этот же самый биогенетический закон применяется другими авторами к объяснению переходного возраста в несколько других формах. Так, Штерн указывает на проводимую часто параллель между эпохой полового созревания и средневековым рыцарством. Блонский высказал глубокую мысль, что в конце детства ребенок является антропологическим аналогом так называемых „детских рас", т.е. некоторых примитивных племен, не имеющих того периода развития, который начинается после периода полового созревания, и переходящих из детства прямо в стадию половой зрелости.
К. Гроос видит в этом возрасте возвращение к господству инстинктов, называет его возрастом полового созревания. Более сложные отношения между фактом полового созревания и психологической надстройкой устанавливает в своей теории переходного возраста Ш. Бюлер. На вопрос, что такое эпоха полового созревания, она отвечает, что это есть возраст, в котором созревают первичные и вторичные половые признаки. Вместе с наступлением этого созревания заканчивается детство и наступает юность. До XVII-XVIII вв. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. Французский историк культуры П. Арье считает, что на это изменение повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа средних и высших учебных заведений и обязательная воинская обязанность (в XVIII столетии в странах Европы мальчики стали призываться на военную службу в период между окончанием школы и вступлением во взрослую жизнь). Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека - от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость - продукт нового времени. Сегодня в психологии существует множество теорий подросткового возраста, но, каково бы ни было определение этого периода развития, никто в наше время не сомневается в его реальности, хотя два столетия назад он едва вырисовывался.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|