Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ эффективности образовательного пространства УДО «Радиотехник»




 

Если оценивать эффективность образовательного пространства с точки зрения Б.Д. Эльконина, описанного во второй главе, то можно сделать следующие выводы:

Четко виден основной замысел организаторов, практически повторяющий те требования к соответствующей подростковому возрасту среде, которые предъявляют педагоги и психологи, занимающиеся изучением подросткового возраста.

Здесь есть образ взрослого-героя, который ведет за собой и «умеет мечтать и хотеть лучше всех в мире». Читаем у К.Н. Поливановой: «Так же как для дошкольника идеальной формой взрослости становится соседский первоклассник, для подростка образом искомой взрослости становится конкретный герой, персонаж, реальный человек».

Здесь есть проектная авторская деятельность, которая позволяет подростку попробовать совершить авторское действие, определить для себя наиболее подходящие идеальные формы и соотнести себя с ними, увидеть реальный результат своих действий и пользу от нее для других. И, может быть, даже понять, что и свою личную повседневную жизнь можно замысливать как проект и постепенно двигаться к желанным образам.

Обращаемся к мнению экспертов (К.Н. Поливанова, А.А. Попов и др.): «возвращаясь к вопросу о задаче развития в подростковом возрасте, мы можем взять на себя смелость заявить, что на этом отрезке онтогенеза ребенок строит собственную субъектность как субъектность авторства, т.е. подросток лишь постольку является таковым, поскольку он замысливает собственное действие, осуществляет его, получает собственный продукт и тем самым проявляет собственный замысел. Образовательная практика, таким образом, проектируя условия амплификации данного возраста, должна быть ориентирована на создание условий для развертывания полного цикла авторского действия, т.е. на построение проектной деятельности». [книжка Поливановой]

Теперь попробуем описать среду ДОЦ «Радиотехник», используя структурные компоненты, универсальные для любой среды. О компонентах мы уже упоминали в главе такой-то, теперь развернем их значение.

Пространственно-семантический компонент включает в себя архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.).

Содержательно-методический компонент включает содержательную сферу (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).

Коммуникационно-организационный компонент включает особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.); коммуникационную сферу (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).

Считаем, что далеко не все составляющие среды имеют основополагающее значение. К примеру, Клуб социального творчества располагался в маленьком, не очень светлом кабинете культурно-исторического центра. В кабинет влезало два стола, один компьютер, один принтер и пара пуфиков. Там все и ютились. Для больших общих собраний использовался коридор музея. Теперь ДОЦ «Радиотехник» занимает большую площадь, имеет несколько кабинетов и залов для собраний, а также кухню. Это повлияло на общую радость и удобство, но не на культурно-образовательные эффекты.

Исходя из вышеизложенных предположений, далее описываться будут только принципиально значимые и действительно формирующие культурно-образовательное пространство факторы.

В окружающем пространстве, пожалуй, значимую роль играет то, что привносят в нее обитатели образовательного центра. Те рисунки, тексты, фразы, фотографии, которыми дети присваивают и «обживают» [17] пространство. Термин «обживают» взят из книги Осориной. Она как раз пишет о том, как дети и люди вообще «обживают» пространство. Люди, попадая в обезличенное пространство новой квартиры или рабочего кабинета, стремятся, как бы пометить его, развесить на стенах, расставить на столах и окнах какие-то личные фотографии, игрушки, плакаты. Тем самым они наполняют пространство собой, своими вещами и чувствуют себя гораздо комфортнее и защищённее.

Это очень важный фактор. Школа в этом плане очень неэффективно устроена, так как не позволяет детям по-настоящему (законно) присвоить ее пространство.

ДОЦ «Радиотехник» безусловно имеет личное символическое пространство. Это и «фирменные» знаки, и значки, и логотипы и даже какие-то мировоззренческие истины, которые все принимают как правило сосуществования по крайней мере в пространстве центра. Практически каждый проект имеют свою символическую атрибутику, свой смысловой дизайн, свою «фишку». Например, проект «Азбука современности». Это проект огромной фотовыставки, в которой самые разные люди посредством фото-взгляда выражают особенности того времени, в котором сейчас живут. Все работы этого проекта объединены одной общей нитью - каждая фотография подписывается философским изречением собственного сочинения, отражающим уникальный опыт автора или его жизненные принципы.

Содержательно-методический компонент «отвечает», в общем, на два вопроса: «чему учат?» в образовательном центре и «как учат?».

Считается, что подростковый возраст - это возраст не только становления субъектности, половой идентификации, но еще и возраст начала профессионального самоопределения. Команда «Радиотехника» старается идти в ногу со временем и предлагает уже не только познавательную и интересную проектную деятельность по преобразованию мира вокруг, но и конкретные навыки и умения, которыми дети могут зарабатывать деньги, выйдя из стен образовательного учреждения.

Деятельность детей в «Радиотехнике» сведена преимущественно к созданию самых различных масс-медийных продуктов. Выбор обоснован не только интересом и увлеченностью самих организаторов, но также тем, что эта деятельность является модной и выразительной. Понятие моды и престижа важно для подростков, потому что, подросток, не имея пока своего жесткого стержня, чаще выбирает из многих множеств то, что наиболее ярко и привлекательно представлено.

Важнейшим фактором в выборе направленности работы «Радиотехника» команда считает следующую мировоззренческую концепцию: все мы живем в век информации. Информация в сегодняшнем мире является самым дорогим и значимым ресурсом. (ссылку на кого-нить)

Средства массовой информации являются неоспоримым плюсом, но одновременно и сильнейшим манипулятором сознания.

Основными проектами «Радиотехника», а, значит, его организаторов и его участников на данный момент являются фестиваль кино и анимации «Твори гора», фотокроссы, а также создание масс-медиа продуктов, посвященных жизни и делам трудового отряда г.Красноярска. Обо всем этом можно почитать на официальном сайте проекта www.tvorigora.ru

Цель, перспективы и результаты медиафестиваля «Твори-Гора»:

Поддержка авторов, сознающих социальную ответственность за формирование позитивных образцов современных жизненных ценностей и работающих с материалами и объектами, интересными подросткам и молодежи.

Формирование культуры аналитического отношения к информационным потокам, непотребительких ценностей, осознанного патриотизма, технологической медиаграмотности, творческой самореализации, умения встраиваться в межнациональные проекты и события.

Чтобы ответить на вопрос - как учат в «Радиотехнике», необходимо привести выдержку из статьи, которую написала ученица клуба «Радиотехник» Екатерина Суворова после посещения одного из проектировочных семинаров (см. Приложение).

Автор работы считает принципиальным сохранение «живых» текстов. Ни одно общее теоретическое описание происходящих в «Радиотехнике» событий не сможет так многогранно показать особенности клуба.

Уроки проводятся неформально, на природе. Дети не на уроке, они просто проживают там часть своего дня. Попутно радуясь миру вокруг, общаясь. И сейчас самое важное - все происходящее вокруг люди «Радиотехника» учат и учатся воспринимать как повод для творчества. Прошел дождь, который ребята встречали радостно бегая по улице и веселясь, тут же продолжается занятие, на котором они создают небольшие тексты, интерпретации, в которых выражают свое отношению к дождю.

Значимый взрослый в какой-то мере дистанцирован. В описываемом образовательном учреждении позиция основного педагога и организатора уникальна. Потому что ей удалось быть одновременно и другом каждого ребенка, но при этом каждый ребенок понимает, что вести себя с ней нельзя так же, как с ровесниками. Она задает правила, задает форматы, но все делает так по-доброму и не назидательно, с юмором, что дети не чувствуют давления и статусного превосходства. Называют всех педагогов по имени, во избежание статусного превосходства.

Здесь педагог больше помощник и просто человек, который знает больше в том деле, которому ребенок хочет научиться.

Если посмотреть продукты, которые сейчас выпускают ребята, можно понять, что величина таланта и глубина его осмысления мира еще далека для детей. Они пока не делают фильмов со смыслами, которые действительно могут кого-то или что-то вокруг изменить, заставить задуматься. Они пока играют с «медиа-мастерством». И это нормально. Так же, как когда маленький ребенок способен только играть с машинкой, а уже через несколько лет способен разбирать ее на детали и собирать что-то новое, рождающееся в его воображении.

Чтобы начать творить действительно значимые для других, посторонних людей вещи, большинству детей нужно несколько лет «повариться» в культурно-образовательной среде «Радиотехника», наслушаться, начитаться, насмотреться, сформировать свое внутреннее содержание, свою личность. И только потом он сможет доносить что-то, что станет важным для людей.

Хотя есть в «Радиотехнике» и такие удачно задуманные проекты, которые позволяют подросткам вносить реальный вклад уже в самом начале обучения. Пример - вышеупомянутый проект для Трудового отряда г. Красноярска. Здесь не нужно придумывать ничего особо наполненного смыслом, нужно лишь с помощью технических умений (владения фотоаппаратом, камерой, умения брать интервью) собрать в кучу события жизни трудового отряда и использую минимум воображения, интересно ее упаковать. Задача не очень сложная, но продукт невероятно значим для подростков. Его можно посмотреть, показать друзьям, он красив и ребенок сделал его своими руками. В компании интересных для него людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...