Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства диагностики эффективности образования подростков в условиях учреждения дополнительного образования




 

Говоря о образовательном процессе важно понимать, каким образом мы будем оценивать его эффективность. В нашем случае, прежде всего, необходимо определиться с предметом мониторинга. В качестве такового Е.В. Бондаревская предлагает рассматривать изменения, происходящие непосредственно с подростком в процессе его включения в образовательную практику, а именно: уровень устойчивости поведения подростка (ригидность), автономности поведения, проявление направленности личности, диагностика субъективного контроля, самоорганизации личности.

Высокий уровень устойчивости поведения, автономности, воли, появление приверженности к одному виду деятельности говорят, по мнению автора о сформированности субъектности подростка.

Измерение обозначенных показателей возможно с использованием специальных методик диагностики. Приведем наиболее популярные из них:

. Тест на измерение ригидности (в ред. Е.В. Бондаревской)

Ригидность является чертой личности, единодушно относимой психологами к числу важнейших. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Определение ригидности особой сложности не представляет. Используемый для этого тест - опросник (см. Приложение) включает пятьдесят утверждений, требующих однозначной реакции (“да” или “нет”). Каждый ответ, совпадающий с ключом, кодируется в один балл. Ригидность определяется по соответствию ответов испытуемых с ответами из ключа.

. Методика «Автономность-зависимость» Г.С. Парыгина

Участнику предлагается ответить на ряд вопросов (см. Приложение), которые уже заранее разделены две интересующие экспериментатора категории: автономность и зависимость. Набор определенного количества баллов, соответствующих ключу, и говорить о преобладании у человека первой или второй категории.

. Ориентационная анкета Б. Басова

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответсвует реальности. Ответ “наиболее” получает 2 балла, “наименее” - 0. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. Все баллы вписываются в заготовленную ранее матрицу (таблицу ключа) рядом с буквенным обозначением направленности. Наибольшее количество баллов свидетельствует о ценностном приоритете одной из направленностей.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

) Направленность на себя (колонка Я в таблице ключа) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

) Направленность на общение (колонка О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

) Направленность на дело (колонка Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

. Диагностика уровней субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера

В результате тестирования выявляются 4 типа жизненного самоопределения:

- отсутствие жизненного выбора;

- выбор сделан под влиянием случайных факторов, не является обоснованным, требует дальнейшей работы над личностью;

- ситуация выбора характеризуется переживанием кризиса, связанного с перебором вариантов жизненного самоопределения. Кризис может разрешиться благополучно при минимальной поддержке со стороны учителя;

- завершение кризиса, личность делает осознанный выбор и приступает к практической деятельности по его реализации.

Полученные результаты могут служить одним из показателей способности или неспособности личности совершать осознанный выбор.

Суть разработки сводится к тому, что существуют два основных способа осознавать и объяснять меру участия человека в том, что с ним происходит:

все происходящее - результат случайности, сложившихся обстоятельств, и лично от человека мало что в этой жизни зависит - это внешний, экстернальный уровень субъективного контроля;

все происходящее - результат собственных усилий, если не все, то очень многое зависит от самого человека - это внутренний, интернальный уровень субъективного контроля.

Как крайняя экстернальность так и крайняя интернальность могут быть причиной многих сложностей в жизни. Наиболее оптимальный вариант - средние значения уровня субъективного контроля.

Первому и второму типам жизненного самоопределения соответствует экстернальный УСК. Третьему и четвертому - средний и высокий уровни интернальности. Определение уровня субъективного контроля способствует довольно точному выявлению недостатков при жизненном самоопределении личности.

 

Выводы по первой главе

 

В процессе анализа теоретической и методической литературы нами были определены основные психолого-педагогические характеристики развития подростка, которые определяются понятиями «ведущая деятельность» и «событийная общность». Согласно В.И. Слободчикову подростковый возраст характеризуется необходимостью самореализации себя в общественно полезной деятельности. Референтыми в этом возрасте выступает авторитетный взрослый и группа сверстников.

Основным новообразованием возраста является формирование субъектности. Этот процесс включает в себя:

самостоятельное принятие решений подростком в плане обустройства собственной жизни (планирование дня, учебного пространства и пр.);

апробацию собственных способностей в самых различных областях;

презентацию собственных достижений их защиты перед другими;

сотрудничество со сверстниками, совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Одним из возможных инструментов образования подростков, имеющего в настоящее время большую популярность в среде разработчиков образовательных программ, нами была выделена совместная детско-взрослая проектная деятельность.

В ее основе, по мнению А.А. Попова, должна лежать образовательная задача, решение которой поможет подростку построить свои первый стоящий продукт, который для него будет явной попыткой освоения окружающего мира.

Но, по мнению экспертов и в частности Ю.В. Громыко, организация проектной деятельности требует от педагогов приложения больших усилий и по-настоящему проектная деятельность разворачивается лишь на небольшом количестве площадок ДО.

Что же является запускающим элементом проектной деятельности? Е.В. Бондаревская предполагает, что необходимо перевести акцент в большей степени на организацию собственно образовательного содержания внутри образовательных площадок. Для этого ею вводится понятие «культурно-образовательное пространство», позволяющее определить некоторые требования к содержанию образования подростков, охарактеризовать условия успешной реализации проектной деятельности, шаги по решению возрастных задач подростничества. В дальнейшем нами будет проанализированы основные характеристики культурно-образовательного пространства и определены существенные различия этого понятия относительно основополагающего понятия теории педагогики - культурно-образовательной среды.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...