Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые данные по объему накопленных международных резервов центральным банками на конец 2007 г.




  Страна Объем резервов, млрд. долл. США Доля в совокупных мировых резервах, % Прирост за год, %
  Китай 1433,6 25,1 45,1
  Япония 922,5 16,1 7,5
  Россия 415,3 7,3 60,5
  Тайвань 262,9 4,6 1,6
США 44,2 0,8 11,1
Европейский центральный Банк 44,1 0,8 14,0

 

Источник: Обзор деятельности Банка России по управлению резервными валютными активами. Вып.4, 2007 г. www.cbr.ru

Это привело к созданию институциональных структур, называемых фондами государственных накоплений, часто разделенных на стабилизационный фонд и фонд будущих поколений. Первый должен служить резервным запасом на случай чрезвычайных ситуаций в экономике, а второй – диверсифицировать накопления и обеспечить иные источники будущих доходов, кроме продажи сырья.

Как уже говорилось, фонды государственных накоплений (Sovereign Wealth Funds – SWF) служат инструментом обеспечения экономической стабильности и средством получения будущих доходов, поэтому многие страны разделяют такие резервы на две части – стабилизационный фонд и фонд будущих поколений. Средства стабилизационных фондов предназначены для использования правительствами в чрезвычайных обстоятельствах, поэтому при их размещении должен использоваться консервативный подход. Фонды будущих поколений, напротив, имеют целью диверсификацию источников валютных доходов в будущем, так что от их инвестирования ожидается гораздо более высокая доходность[11].

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определения международных резервов?

2. Охарактеризуйте цели и формирование международных резервов?

3. Приведите статистические данные, характеризующие объем международных резервов Банка России, выявите причины их роста.

 

Глава 15. Финансовая отчетность
Банка России

15.1. Структура и порядок предоставления
отчетности ЦБ РФ

Порядок предоставления отчетности ЦБ РФ регулируется ст. 24-26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Отчетный период (отчетный год) ЦБ РФ устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно. ЦБ РФ ежегодно не позднее 15 мая каждого года, следующего за отчетным, представляет в Государственную думу годовой отчет ЦБ РФ, включающий в себя:

- отчет о деятельности ЦБ РФ, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных ЦБ РФ, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;

- анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации;

- аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

- заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБ РФ, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

- годовую финансовую отчетность ЦБ РФ.

При этом под годовой финансовой отчетностью ЦБ РФ понимаются:

- годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении (см. Приложение 5);

- отчет о формировании и об использовании резервов и фондов ЦБ РФ;

- отчет об управлении ЦБ РФ ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества ЦБ РФ;

- отчет о расходах на содержание служащих ЦБ РФ;

- отчет об исполнении сметы капитальных вложений.

Государственная дума: направляет годовой отчет ЦБ РФ Президенту РФ, а также на заключение в Правительство РФ; затем рассматривает его до 1 июля года, следующего за отчетным, и принимает решение.

Годовой отчет ЦБ РФ публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным. Кроме того, ЦБ РФ ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные об операциях ЦБ РФ.

После утверждения годовой финансовой отчетности ЦБ РФ его Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшаяся прибыль направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. Налоги и сборы уплачиваются ЦБ РФ и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Процедура проведения внешнего аудита деятельности Банка России включает в себя следующие моменты:

- Национальный банковский совет до завершения отчетного года принимает решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

- определяет аудиторскую организацию, которая будет проверять ЦБ РФ. При этом Национальный банковский совет вправе давать рекомендации аудитору по вопросам аудиторской проверки годовой финансовой отчетности, а аудитор обязан обеспечить выполнение этих рекомендаций;

- ЦБ РФ обязан в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, заключенным с аудиторской организацией, предоставлять ей отчетность и информацию, которые необходимы для проведения аудиторской проверки ЦБ РФ. Оплата услуг аудиторской организации осуществляется за счет собственных средств ЦБ РФ. В договоре оказания аудиторских услуг должен быть указан состав передаваемой аудиторской организации информации; предусматривается ответственность аудиторской организации за передачу полученной информации третьим лицам.

Внутренний аудит ЦБ РФ осуществляется службой главного аудитора ЦБ РФ, непосредственно подчиненной Председателю ЦБ РФ. Порядок проведения внутреннего аудита регулируется Положением об организации внутреннего аудита в ЦБ РФ, утвержденным приказом ЦБР от 31.03.1997 г. № 02-140 «О службе Главного аудитора Банка России» (в ред. от 25.12.2002 г. № 1228-У).

Под внутренним аудитом понимается контроль, осуществляемый путем проведения регулярных документальных ревизий финансово-хозяйственной стороной деятельности отдельно взятых подразделений и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный бухгалтерский баланс, а также путем целевых аудиторских проверок организации выполнения Банком России отдельных функций или отдельных операций и проверок выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность.

Внутренний аудит в Банке России обеспечивается службой главного аудитора Банка России, состоящей из следующих структурных подразделений Банка России и его учреждений:
а) департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России;
б) ревизионных отделов (управлений, секторов) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений и Дирекции Центрального хранилища.

Главными задачами службы главного аудитора Банка России являются:

- обеспечение наблюдения за соответствием совершенных в Банке России финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ и нормативным актам Банка России;

- независимая оценка информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям;

- проверка организации выполнения учреждениями и организациями системы Банка России отдельных функций и отдельных операций Банка России;

- проверка выполнения подразделениями Банка России и его учреждениями законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность.

Общая организация работы по осуществлению внутреннего аудита в Банке России возлагается на Главного аудитора Банка России, который назначается на должность и освобождается от должности Советом директоров Банка России и по вопросам, связанным с осуществлением аудита, подчиняется непосредственно Председателю Банка России.

Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России осуществляет общую организацию и методическое обеспечение проведения ревизий и аудиторских проверок в системе Банка России, а также проведение ревизий и целевых проверок работы учреждений и организаций, подчиненных непосредственно Банку России. Численность и структура Департамента, а также положение о нем утверждаются в установленном порядке. Ревизионные отделы (управления, сектора) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений Банка России и Дирекции Центрального хранилища являются структурными подразделениями соответствующих учреждений Банка России, а по своим функциональным обязанностям подотчетны Департаменту внутреннего аудита и ревизий Банка России. Ревизионные отделы (управления, сектора) призваны обеспечивать проведение ревизий и целевых проверок работы структурных подразделений, подчиненных непосредственно тем учреждениям Банка России, в составе которых созданы эти ревизионные отделы (управления). Работники ревизионных отделов (управлений, секторов) учреждений Банка России могут привлекаться к участию в проведении ревизий и аудиторских проверок иных учреждений и организаций Банка России. Такое привлечение осуществляется на основании распоряжений руководства Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России, согласованных с руководством соответствующих учреждений Банка России. Численность и структура ревизионных отделов (управлений, секторов) определяются в общеустановленном порядке по согласованию с Департаментом внутреннего аудита и ревизий Банка России.

Комплексные ревизии и тематические аудиторские проверки планируются таким образом, чтобы обеспечивалось ежегодное посещение сотрудниками службы внутреннего аудита всех подведомственных Банку России учреждений и организаций.

Специалисты Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России и ревизионных отделов (управлений, секторов) при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от руководителей тех учреждений и подразделений Банка России, деятельность которых подвергается ревизии или аудиторской проверке.

Текущий контроль за соблюдением исполнительской и служебной дисциплины является прямой служебной обязанностью руководителей учреждений системы Банка России и их структурных подразделений; текущий контроль не может возлагаться на службу внутреннего аудита, осуществляющую проверку организации контроля за исполнительской и служебной дисциплиной только в рамках проводимых ревизий и аудиторских проверок.

Главный аудитор Банка России выполняет следующие функции:

а) осуществляет общее руководство Департаментом внутреннего аудита и ревизий Банка России;

б) подготавливает предложения руководству Банка России об основных направлениях работы подразделений службы Главного аудитора Банка России на текущий период и на перспективу;

в) утверждает программы проведения конкретных аудиторских проверок работы учреждений Банка России, включая программы проверок структурных подразделений Банка России;

г) рассматривает материалы ревизий территориальных учреждений Банка России и всех аудиторских проверок и докладывает Председателю Банка России о результатах проведения ревизии или аудиторской проверки для принятия им соответствующего управленческого решения по итогам проведенной ревизии или аудиторской проверки, организует контроль за устранением недостатков, выявленных ревизиями и аудиторскими проверками;

д) организует разработку проектов нормативных актов, регулирующих работу внутреннего аудита в Банке России;

е) организует контроль за работой по повышению профессионального уровня специалистов службы Главного аудитора;

ж) анализирует общие результаты ревизий и аудиторских проверок и обеспечивает разработку мер по совершенствованию внутреннего аудита в Банке России;

з) представляет Совету директоров Банка России ежегодный отчет о работе службы главного аудитора;

и) организует совместно с Департаментом бухгалтерского учета и отчетности координацию работы, связанной с проведением внешнего аудита Банка России, осуществляемого внешним аудитором;

к) осуществляет другие полномочия в соответствии с решениями Совета директоров Банка России или Председателя Банка России.

Сотрудники подразделений, входящих в службу Главного аудитора Банка России, в своей профессиональной деятельности являются независимыми от администрации тех учреждений Банка России и его подразделений, работа которых подвергается ревизии или аудиторскому контролю, и должны руководствоваться только положениями федеральных законов и других законодательных актов РФ, а также нормативных актов Банка России по соответствующим направлениям деятельности Банка России.

Руководители ревизионных отделов (управлений, секторов) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений Банка России и Дирекции Центрального хранилища назначаются на должности и освобождаются от них в общеустановленном порядке по согласованию с Департаментом внутреннего аудита и ревизий Банка России. Акты ревизий и аудиторские заключения, составляемые работниками службы Главного аудитора, должны содержать объективную оценку состояния проверяемого участка. Выводы и предложения по результатам ревизий и аудита должны быть аргументированы.
Работники службы Главного аудитора обязаны обеспечивать соблюдение режима конфиденциальности получаемых сведений и несут ответственность за несанкционированное разглашение информации, ставшей им известной в процессе ревизии или аудиторской проверки.

Работники подразделений, относящихся к службе главного аудитора, для надлежащего исполнения своих задач и функций имеют право:

- на беспрепятственный допуск в соответствии с заданием на производство ревизий и внутреннего аудита (с соблюдением установленного порядка доступа) во все служебные помещения проверяемых учреждений Банка России;

- на опечатывание денежных хранилищ, материальных складов, архивов и других служебных помещений ревизуемых учреждений и организаций на период проверки сохранности находящихся в них ценностей и документов;

- на расширение круга вопросов (участков) ревизии, если выявляется необходимость в таком расширении при выполнении основного задания;

- на изъятие из дел отдельных документов (с оставлением в делах акта изъятия и копий изъятых документов), если в ходе ревизии будут обнаружены подделки, подлоги или иные злоупотребления;

- на получение от ответственных работников проверяемых учреждений Банка России письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизий и аудита;

- на выдачу предписаний руководителям проверяемых учреждений Банка России о принятии ими безотлагательных мер в связи с выявленными недостатками, если непринятие таких мер может повлечь за собой утрату ценностей, документов или способствовать злоупотреблениям.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте процесс предоставления и структуру финансовой отчетности Банка России.

2. Перечислите положения годового отчета Банка России.

3. Охарактеризуйте цели внешнего и внутреннего аудита.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...