Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы, задачи, алгоритм решения




Московский государственный машиностроительный университет «МАМИ»

(Университет машиностроения)

Кафедра «Менеджмент»

Методическое пособие

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ НЕФОРМАЛИЗОВАННЫХ ЗАДАЧ

 

Москва, 2012 г.

Оглавление

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ, АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ.. 4

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ.. 8

2.1 ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.. 8

ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.. 8

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.. 9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.. 9

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.. 9

КРИТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.. 9

Глава 3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МЫШЛЕНИЯ.. 11

3.1 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МЫШЛЕНИЯ.. 11

3.1 ДЕДУКЦИЯ И ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.. 11

3.2 ИНДУКЦИЯ И ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.. 15

3.3 СРАВНЕНИЕ.. 18

3.4 АБСТРАГИРОВАНИЕ.. 19

3.5 АНАЛОГИЯ.. 20

3.6 МОДЕЛИРОВАНИЕ.. 21

3.7 ФОРМАЛИЗАЦИЯ.. 25

Глава 4. РАЗУМ И ИНТУИЦИЯ.. 27

4.1 РАЗУМ... 27

4.2 ИНТУИЦИЯ.. 28

4.2.1 ВИДЫ ИНТУИЦИИ.. 33

4.2.2 ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ И МЕСТО ИНТУИЦИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ.. 34

4.2.3 ИНТУИЦИЯ КАК ВИД ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТУИЦИИ.. 35

4.2.4 ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ МЕХАНИЗМА ИНТУИЦИИ.. 36

Глава 5. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЙ.. 39

5.1 МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК.. 39

5.2 МОЗГОВОЙ ШТУРМ... 40

5.2.1 КЛАССИЧЕСКИЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ... 40

5.2.2 ТЕХНИКИ И РАЗНОВИДНОСТИ МОЗГОВОГО ШТУРМА.. 42

5.3 МЕТОД СОКРАТОВСКИХ ВОПРОСОВ.. 69

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ.. 72

5.5 МЕТОД "ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ" (SIX THINKING HATS) 75

5.6 СИНЕКТИКА.. 78

5.7 МЕТОД ОРГАНИЗОВАННЫХ СТРАТЕГИЙ.. 83

5.8 МЕТОД МНОГОМЕРНЫХ МАТРИЦ (МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА) 86

5.9 МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ.. 89

5.10 МЕТОД ИНВЕРСИИ.. 91

5.11 ДЕЛЬФИЙСКИЙ МЕТОД.. 93

Глава 6. ПРОИЗВОДНЫЕ МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.. 96

Глава 7. ОШИБКИ МЫШЛЕНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ 117

7.1 РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.. 117

7.1.1 ЭВРИСТИКА ДОСТУПНОСТИ.. 118

7.1.2 ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.. 118

7.1.3 ЭФФЕКТ ОРЕОЛА, ИЛИ ГАЛО-ЭФФЕКТ (HALO EFFECT) 118

7.1.4 ЭФФЕКТ ОБРАМЛЕНИЯ (FRAMING EFFECT) 119

7.1.5 ЭФФЕКТ ВКЛАДА (ENDOWMENT EFFECT) 119

7.1.6 ЭВРИСТИКА РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ (REPRESENTATIVENESS HEURISTIC) 119

7.1.7 НЕОБОСНОВАННАЯ УВЕРЕННОСТЬ.. 120

7.1.8 ТЕНДЕНЦИЯ ПРИНИМАТЬ ЖЕЛАЕМОЕ ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ.. 120

7.1.9 КАПКАН.. 120

7.1.10 ПРАВИЛО ВЗАИМНОГО ОБМЕНА.. 121

7.1.11 ЭФФЕКТ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ЗНАКОМСТВА.. 121

7.1.12 ЗАБЛУЖДЕНИЯ.. 121

7.1.13 ОЦЕНКА ЗАДНИМ ЧИСЛОМ... 122

7.1.14 ПОДВЕРЖЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМ... 122

7.1.15 ЗАЦИКЛИВАНИЕ.. 122

7.1.16 ИНЕРТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ.. 123

7.1.17 ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО.. 123

Глава 8. ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫШЛЕНИЕ. МАНИПУЛЯЦИИ.. 124

8.1 КОРРУПЦИЯ ЯЗЫКА.. 125

8.2 ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ.. 125

8.4 ИСКУССТВЕННОЕ СУЖЕНИЕ ПОЛЯ ВЫБОРА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД МНИМЫМ ВЫБОРОМ... 126

8.5 ТОТАЛИТАРИЗМ УТВЕРЖДЕНИЙ.. 126

8.6 МАНИПУЛИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВОМ ИНФОРМАЦИИ.. 126

8.7 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АТРИБУТОВ ВЛАСТИ. ССЫЛКИ НА АВТОРИТЕТЫ... 127

8.8 СОЗДАНИЕ ЛОЖНОГО ОБРАЗА.. 128

8.9 МЕТАФОРЫ КАК СПОСОБ ВЫЗВАТЬ КОНТРОЛИРУЕМЫЕ АБСТРАКЦИИ И АССОЦИАЦИИ. 129

Глава 9. БОЛЕЗНИ СОЗНАНИЯ.. 133

9.1 АУТИЗМ... 133

9.2 ПРЕДВЗЯТОСТЬ. ТЕНДЕНЦИЯ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ.... 133

9.3 СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ.. 133

9.4 НЕСПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ.. 134

9.5 ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ.. 134

9.6 ОТРАЖЕННАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ.. 134

9.7 ДИСКРЕТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ.. 134

9.8 ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ЛОЖНЫМ АССОЦИАЦИЯМ... 134

ГЛОССАРИЙ.. 136

Список литературы: 138

 

 

ГЛАВА 1

ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ, АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ

Оговоримся сразу: в этом курсе речь идет о решении управленческих задач, 100% которых являются неформализованными.

Пробле́ма — положение/ситуация, которое создаёт затруднение, побуждает к действию и связано с избыточностью или недостатком чего либо и, соответственно, не желательно. Неопределённостью проблема отличается от задачи.

Цель- один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Целью.; осуществление Цели является процессом преодоления этого несоответствия.

Наиболее значительное в античной философии учение о Цели развил Аристотель, толковавший Цель как "то, ради чего" нечто существует. Распространяя представление о Целях, характерной для человеческой деятельности, на природу, Аристотель трактовал Цель как конечную причину бытия (causa finalis).

В Новое Время сложилась рационалистическая трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. И. Кант связывал Цель со сферой практического разума, свободной нравственной деятельности человека; он различал технические Цели (относящиеся к умению), прагматические Цели (относящиеся к благу, содержанию поступков) и категорический императив (относящийся к общеобязательному принципу поступков человека). В философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля учение о Цели носило характер объективной телеологии. Рассматривая Цель как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире "абсолютного духа", т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику Цели, средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении Цели и результатов деятельности (о т. н. хитрости разума).

Цель– описанное формальным языком состояние,в которое нужно перевести систему, чтобы проблема была исчерпана или возможность была реализована.

Поставить задачу– значит определить Цель и Условия задачи, которые в этом случае определяются как осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данным) и требованием (целью)[1].

Решить задачу – найти алгоритм перевода системы из начального состояния – в целевое.

Правильно поставленная задача отличается от проблемы тем, что определено целевое состояние системы/объекта, которое устраняет существующую проблему.

В одном лесу зайцам жилось очень плохо: их обижали и волки, и лисы, и орлы, и охотники. Для разрешения этой проблемы они обратились к бизнес-консультанту Филину.

После всестороннего обдумывания проблемной ситуации, Филин сформулировал для зайцев задачу: всем зайцам необходимо превратиться в ёжиков.

«Минутку, - обратились зайцы к своему консультанту. Каким же образом мы сделаем это?»

«Цель поставлена, выход из проблемы показан, следовательно поставленная мне задача решена. Я занимаюсь стратегическим управлением, тактика – это уже Ваша задача», - ответил им бизнес-консультант.

Решенная задача отличается от поставленной задачи тем, что найден оптимальный алгоритм перевода системы из начального состояния – в целевое.

Цель — отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а решение задачи — на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?». Цель в менеджменте часто ошибочно идентифицируют с задачей. Например, целью деятельности администрации объявляется жилищное строительство. На самом деле, строительство современного качественного муниципального жилья (задача) направлено на (цель) привлечение в город качественной рабочей силы, решение социальных проблем молодых семей, улучшения качества жизни всех жителей города.

Пример: Во исполнение глобальной цели компании (повышение эффективности и прибыльности компании) решается одна из локальных задач - разработка и внедрение корпоративной CRM (Customer Relationship Management).

Задача разработки и внедрения CRM сама, в свою очередь, должна быть правильно структурирована (определена цель (в данном случае это цель второго уровня), условия) и решена (найден алгоритм, последовательность действий):

Цели cоздания CRM:

1. Поддержание долговременных и прибыльных взаимоотношений с клиентами через понимание их индивидуальных потребностей;

2. Поддержание отношений путем увеличения количества и разнообразия информационных контактов с клиентами;

  1. Понимать потребности клиентов и иметь возможность прогнозировать и управлять их потребительским поведением посредством полного учета и анализа их действий;
  2. Увеличить количество и разнообразие информационных контактов с клиентами путем автоматизации некоторых бизнес-процессов.

Условия

  1. Прямые затраты на приобретение «коробочной» CRM не могут превысить $80 тыс; Затраты на доработку и внедрение не могут превысить $70 тыс;

2. Необходимо исключить доступ привлекаемых фрилансеров и IT-компаний к персональным данным клиентов. В процессе проекта разработки, внедрения CRM и последующих 10 лет ее эксплуатации необходимо обеспечить конфиденциальность сведений о ее функциональных особенностях.

3. CRM должна быть внедрена и активно использоваться персоналом не позднее ____ ноября 201_ г.

4. CRM должна обеспечивать загрузку/выгрузку данных в универсальные офисные продукты и корпоративную систему 1C.

Алгоритм:

  1. Формально описать существующие бизнес-процессы отношений с клиентами.
  2. На основании описания, оптимизировать существующие бизнес-процессы;
  3. Описать дополнительные (внедряемые) бизнес-процессы в комплексе с оптимизированными сохраняемыми бизнес-процессами;
  4. Сформулировать Техническое Задание на CRM как коробочный продукт;
  5. Выявить не менее 20 потенциальных исполнителей, способных разработать и внедрить CRM. Провести закупочную процедуру, заключить контракт, приобрести «коробочную» CRM;
  6. Сопровождать доработку и адаптацию «коробочной CRM к нуждам Компании. Документировать вносимые изменения, разрабатывать инструкции для пользователей;
  7. Провести обучение пользователей, провести контроль знаний;
  8. Провести пробную эксплуатацию, собрать замечания и предложения, доработать систему с их учетом;

Решение задач – это устранение проблемы несоответствия фактического состояния объекта или процесса их целевому состоянию в результате осмысления сути проблемы, формулирования цели, алгоритма действий, реализации этих действий и контроля результата.

Решение задач - составная часть мышления; выполнение действий или мыслительных операций, направленное на достижение цели, связанной с выходом из проблемной ситуации. Процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.

Сложность решения неформализованных проблем состоит прежде всего:

    • в поиске и придании четкости несоответствию (в чем состоит проблема?);
    • в четкой постановке цели (чего хотим?)
    • четком описании условий (какова истинная обстановка, в режиме каких ограничений мы вынуждены действовать)

Придав четкость проблеме и цели, поиск алгоритма сведется к выбору оптимального алгоритма перевода (прямые задачи, количественные методы). Иногда количественные методы также очень эффективны при поиске «правильной» цели (обратные задачи)

В проектном менеджменте, в концепции «управление по целям» (англ. objective management) «каноническими» считаются SMART-цели- цели, удовлетворяющие критериям «конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные, привязанные к точному времени».

  • Specific — специфичная, чёткая, определённая. («Выучить иностранный язык» не является чёткой - альтернативой будет «Выучить британский вариант английского языка»).
  • Measurable — измеримая. Цель должна подразумевать возможность измерения/проверки результата («Выучить британский вариант английского языка настолько, чтобы на языке убеждать британских инвесторов вкладывать деньги в проекты компании).
  • Согласованная (A greeable, A ccordant);
    • Не должна противоречить другим целям и задачам компании (компания развивает сотрудничество главным образом с британскими финансовыми институтами и намерена делать это впредь);
    • Не должна иметь внутренних противоречий (например, никто в компании не владеет британским английским языком на таком уровне и никто из приглашенных переводчиков не владеет тематикой проектов);
    • Должна быть согласована с теми, кому предстоит ее выполнять (британские коллеги заинтересованы в том, чтобы презентации проектов делал представитель российской компании – его готовы слушать; российские сотрудники готовы помогать лидеру в том, чтобы презентации команды получали поддержку);.
  • Relevant, Realistic — соответствующая ситуации. Достижение цели должно быть обеспечено ресурсами и соответствовать возможностям системы;
  • Time-bounded — ограниченная во времени (Первой вехой является положительный результат экзамена, т.е не менее 50 баллов из 100 возможных) в Британском Совете до ___ апреля 201__ года).

Если «Цель» не удовлетворяет хотя бы одному из вышеназванных признаков, цели нет - есть мечта.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте определение понятию «Цель». Каковы признаки цели?

2. Дайте определение понятию «Задача». Чем Цель отличается от Задачи

3. Признаки цели (SMART)

4. Сформулировать систему целей для студента 3-го курса Университета машиностроения.

5. Описать систему целей для выпускника Университета машиностроения по вашей специальности.

6. Уточнить среднесрочную личную цель «Иметь в собственности жилье» и поставить задачи.

7. Уточнить среднесрочную личную цель «Сделать карьеру руководителя» и поставить задачи.

8. По Москве стало крайне сложно передвигаться на автотранспорте. Сформулируйте проблему.

9. Уточнить среднесрочную цель «Обеспечить в Москве нормальное транспортное сообщение» и сформулировать для Департамента транспорта и связи г. Москвы соответствующие задачи.

10. Уточнить среднесрочную цель «Обеспечить конкурентоспособность Университета машиностроения на рынке образовательных услуг», сформулировать для руководства ВУЗа соответствующие задачи.

 

Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...