Песенка о предметах и словах
— Допустим, я несу пакет Для доктора Петрова. Пакет — предмет, А в нем — привет. «Привет» — такое слово.
Должны запомнить дети И знать, как дважды-два, Что есть на белом свете Предметы и слова.
— Спасибо, — говорит Петров. «Спасибо» — это слово. За это слово я готов Расцеловать Петрова.
Должны запомнить дети И знать, как дважды-два. Что есть на белом свете Предметы и слова.
Вот с полной сумкою газет Я вдаль шагаю снова. И сумка — это мой предмет. А «даль» такое слово.
Должны запомнить дети И знать, как дважды-два, Что есть на белом свете Предметы и слова.
После этой песни почему-то задумался и загрустил товарищ Помидоров. — Вам что-нибудь не ясно? — спросила Ирина Вадимовна. — Неясно. — А что? — Как же к товарищу Петрову мог прийти пакет, если товарищ Петров только что улетел в командировку? — Действительно, — согласилась директриса. — Но я думаю, это был другой Петров — его брат. Почтальон ушел. У Ирины Вадимовны в руках осталось письмо. Оно было такое:
Народному хозяйству нашего района нужны грамотные завхозы. Для улучшения их обучения необходимо большоепомещение. Поэтому: ОСТАВАТЬСЯ В ШКОЛЕ НЕ РАЗРЕШАЮ НИКОМУ ПОКИНУТЬ ПОМЕЩЕНИЕ. Товарищ Тараканов Начальник Управления завхозов
— В этой бумаге, — сказала директриса, — есть одна ошибка. Какая? — В ней нет печати, — сказал товарищ Помидоров. — Поэтому она недействительна. — Очень хорошо, что недействительна. Но ошибка не в этом. Ведь приказ можно понимать по-разному. Можно так: «Оставаться в школе! Не разрешаю никому покинуть помещение». А можно так: «Оставаться в школе не разрешаю никому. Покинуть помещение». Все зависит от того, как читать. Между какими словами сделать остановку. На бумаге эта остановка обозначается точкой. Или запятой.
— Мы сделаем остановку так, чтобы ничего не покидать! — закричала Наташа. — Самое главное, чтобы они нас ночью не захватили, — сказал Помидоров. — Такие случаи бывали. И уж тогда их ни за что не выселить. — Спасибо, товарищ Помидоров. Об этом мы позаботимся. Когда клоуны ушли обедать, она позвала дядю Шакира: — Нашу школу хотят захватить враги. — Иностранная военщина? — Нет, завхозы. Вам придется сегодня ночью держать оборону. Мы дадим вам ружье. И патроны. Патроны зарядим солью. — Ни в коем случае! — строго вмешалась Василиса Потаповна. — Да вы что? Стрелять в людей солью — это так жестоко. Уж лучше сахарным песком. Это уже по-доброму.
ПРИЛОЖЕНИЯ К четвертому дню занятий
Приложение первое. ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ СВОЙ АДРЕС
Вот конверт письма, которое прислал товарищ Тараканов. На нем написан адрес: «Москва, улица имени бабушки космонавта Антона Семенова. Школа клоунов». Каждый человек, или завод, или детский сад имеют адрес. По этому адресу человеку приносят письма, газеты, подарки. А иногда самого человека, если он маленький и потерялся. Свой адрес надо помнить наизусть. Ты хорошо знаешь свой адрес? Эта книга вышла в издательстве «Комета». Адрес издательства такой: 191002, Санкт-Петербург, Загородный, 10. Если книга тебе понравилась, напиши нам об этом. Тем более, книга должна тебя научить писать. И мы сразу поймем, как ты научился. А если от тебя писем не будет, значит, ты не сумел достать это издание.
Приложение второе. СЛУЧАЙ С ДЯДЕЙ ШАКИРОМ ТЕМНОЙ НОЧЬЮ
Дядя Шакир стоял с ружьем на посту у дверей школы. Стоял. Стоял. Устал. Тогда он притащил на пост кресло. И уже сидел на посту. С ружьем на плече. Сидел. Сидел. Сидел. Утомился.
Тогда он принес настольную лампу и стал читать на посту интересную книгу. Про веники. Читал. Читал. Читал. Читал. Задремал. Тогда он принес на пост раскладушку. И решил немного полежать на посту. С ружьем на плече. Он решил бороться со сном. Боролся. Боролся. Боролся. Боролся. Боролся. Думал о вениках. Заснул. А враг не спит. Появились какие-то люди. Взялись за раскладушку… Они хотели вынести сонного дядю Шакира на городскую площадь. Запихнуть в полночный троллейбус. Чтоб он уехал туда, не знаю куда. Где ходит то, не знаю что, и спрашивает: «Ваш билетик?» А у дяди Шакира билетика не было, а было ружье. А он человек горячий: и неизвестно, чем бы это все кончилось… Но… Но тут вмешался Полкан. Он твердо помнил приказ своего хозяина Сани: «Всех впускать и никого не выпускать». Полкан зарычал: — Бе-е-бе-е! И кинулся на уносчиков. Они так и полетели в разные стороны. А дядю Шакира бросили. Дядя Шакир закричал: — Караул! Моя твоя уносют! Выхватил ружье из-под одеяла и бабахнул сахарным песком куда глаза глядят…
Приложение третье. КТО ПРОСНУЛСЯ НОЧЬЮ И ВЫСКОЧИЛ ВО ДВОР
Ночью, когда бабахнул выстрел, один из клоунов проснулся. Он надел башмаки, куртку, шапку и выскочил во двор. Вот вешалка. Угадайте, кто ночью выскочил из дома.
ПЯТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ
На другой день дядя Шакир рассказывал: — Стою я на посту. Держу оружие. Одним глазом посматриваю. Выдыруг… — Что выдыруг? — закричали клоуны. — …Выдыруг появилась какая-то темная сила. И запихнула меня в кровать. Все стали спрашивать, откуда появилась эта темная сила. А Наташа спросила: — А откуда появилась кровать? — Не знаю, — ответил дядя Шакир. — Кажется, я ее сам принес. Я был как загыпнытизированный. И он рассказал все с подробностями. …Он, как загипнотизированный, лежал в кровати и в разные стороны прицеливался. Он был очень отважный. Но все же злая сила окутала его и погрузила в сон. Он потерял сознание. Потом под ним словно мина взорвалась. Его так и швырнуло в сторону вместе с раскладушкой. А сверху или снизу на него Полкан упал. Очнулся дядя Шакир — кругом враги. Он и давай стрелять. Что было сил. Тут клоун Саня подхватил его героический рассказ:
— Я слышу — ночью стреляют. Я подумал — охоту открыли. Высунулся — смотрю, дядя Шакир из ружья палит. Полкан кричит. Вдали какие-то люди скрываются. Один толстый, другой высокий, третий зеленый. Потом все стихло. Я обратно и засунулся. — Это наши люди, — сказал Помидоров. — Завхозы. Дынин, Грушин и сам Тараканов. Я их сразу узнал. По высоте, толстоте и зелености. — А что же ты, Саня, за ними не погнался? — спросила Наташа. — Я в темноте чьи-то туфли надел. На высоком каблуке. В них не разбегаешься. Ирина Вадимовна поблагодарила дядю Шакира за верную службу. И разрешила ему два дня отдыхать. Дядя Шакир решил за эти два дня отдыха подновить школьный забор. Всякие качели-песочницы. И вообще поработать как следует. — А кто сегодня будет дежурить на объекте? — спросил товарищ Помидоров. — Сегодня буду дежурить я! — сказала Василиса Потаповна. — Они не пройдут. Ирина Вадимовна сказала ей: «Спасибо» и предложила вести занятия. А сама вспрыгнула в свой мотоцикл. И не успела еще оказаться в седле, как верный мотоцикл вынес ее на улицу. Она решила поехать в министерство и разобраться, кто и зачем хотел утащить дядю Шакира. Министр по обучению и развлечению с радостью встретил ее: — Как дела? Отросла уже борода у дяди Шакира? — Нет еще. И нам вообще не до бороды. Самого дядю Шакира чуть не украли. — Кто? — Не знаю кто. Она рассказала про последние события. Про письма и нападения. — Сегодня тащат дядю Шакира. Завтра выносят Василису Потаповну. А послезавтра — учеников. Так мы и без людей останемся. Министр сказал: — Это помещение нам дали временно. Раньше оно принадлежало завхозам. Там хранились веники, метелки и счетные машины. Завхозам стало тесно. Поэтому товарищ Тараканов со своими товарищами и старается вас выжить. — Боюсь, они перестараются… — Верно, этот Тараканов большой энтузиаст. Напористый он очень. Вам надо продержаться. Скоро им построят новое здание. — Будем держаться. Ирина Вадимовна завела мотоцикл. Тут министр окликнул ее из окошка: — Вот вам подарок для дяди Шакира. Париковая борода. Сейчас это модно… Среди интеллигенции.
Василиса Потаповна вела урок: — Вы уже поняли, что сказки, рассказы… — Доклады, — добавил Помидоров. — …доклады состоят из предложений. А предложения состоят из слов. В класс вошла тетя Фекла с банкой. — У вас какое предложение? — спросила воспитательница. — У меня предложение всем выпить рыбий жир. Дети, ешьте рыбий жир. — Это очень хорошее предложение. Из скольких слов оно состоит? — Из трех, — сказала Наташа — Из ДЕТИ, из ЕШЬТЕ и из РЫБИЙ ЖИР. — В чем она ошибается? — спросила Василиса Потаповна. — В том, что мы не дети, — сказал Помидоров. — В том, что рыбий жир надо не есть, а пить, — сказал Шура. — Нет. Ошибка в том, что РЫБИЙ ЖИР — это два слова. Одно слово РЫБИЙ. Второе — ЖИР.
Дверь распахнулась, и вошел тощий гражданин с бородой. Он закричал: — Из скольких слов состоит предложение БОРОДАТЫЙ ДЯДЯ? И сам же ответил: — Из двух. Из ДЯДИ и БОРОДЫ. Гражданин снял бороду, и все увидели тоненькую Ирину Вадимовну. Она и повела урок. — Сейчас я вам дам слова СПОРТСМЕН, ТЕЛЕГА, ЧИТАЕТ, ВЕЗЕТ, ЛОШАДЬ, ГАЗЕТА. А вы сделайте из них несколько предложений. Первым сообразил товарищ Помидоров. Он встал, как на собрании, и сказал: — Прошу слова. — Пожалуйста. — СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ, ЛОШАДЬ ВЕЗЕТ ТЕЛЕГУ. — Отлично. — А можно так! — закричала Наташа. — ЛОШАДЬ ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ. СПОРТСМЕН ВЕЗЕТ ТЕЛЕГУ. — У нас в завхозном управлении ТЕЛЕГОЙ называют ругательное письмо, — пояснил Помидоров. — Поэтому можно еще так сказать: СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ТЕЛЕГУ. Тут фантазия Помидорова разбушевалась, и он закричал: — СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ЛОШАДЬ! — А что? — поддержала Ирина Вадимовна. — Представляете — живая газета. Заголовок ВЕЧЕРНЯЯ ЛОШАДЬ. На боках фотографии и статьи. — Я бы обязательно выписывал такую лошадь, — сказал Саня. — Это очень удобно в сельской местности. Почтальон на ней приехал, мы ее прочитали, и она ушла в соседний поселок. — Но пока «Вечерняя лошадь» еще не выпускается. И предложение СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ЛОШАДЬ неправильное. Мы взяли слово из одного предложения и поставили в другое. А в предложении должен быть порядок. — Порядок должен быть не только в предложении, — солидно сказал Помидоров, — но и везде. На транспорте. На работе. — Я вам сейчас спою песенку про объявления, — сказала Ирина Вадимовна. — В ней говорится о порядке слов в предложении. Василиса Потаповна села за пианино. А Ирина Вадимовна запела.
ПЕСЕНКА ПРО ОБЪЯВЛЕНИЯ
Известно, объявления Нужны нам для того, Чтоб знало население, Читая объявления: Что? Где? Когда? И почему?
Зачем? И для кого?
«Нужна детсаду прачка. Звоните в детский сад». «Потеряна собачка По кличке Мармелад». «Сдается дача летняя С козой и гаражом». «В театре будет лекция Про жизнь за рубежом». «Нужна телега с лошадью И грузчики на склад». «Меняется жилплощадь: Москва на Ленинград». «Учитель учит пению И рисованию». И «Требуется няня В хорошую семью».
Наборщик в типографии Вдруг выронил набор… Смешались в объявлениях Слова и предложения, И в этих ГДЕ? КОГДА? ЗАЧЕМ? Произошел сыр-бор.
«Нужна детсаду прачка С телегою на склад». «Меняется учитель: Москва на Ленинград». «Сдается дача летняя И грузчик с гаражом». «В театре будет лекция „Коза за рубежом“». «Собачка учит пению И рисованию». И «Требуется лошадь В хорошую семью».
Смеялось население, Читая объявления. А кто смеяться не умел, Пришел в недоумение.
Клоуны смеялись. А товарищ Помидоров пришел в недоумение: — Наверное, ему объявили выговор. — Кому? — Наборщику. Чтобы больше не путал. — Верно, — согласилась Ирина Вадимовна. — Я думаю, еще и премии лишили. И с доски Почета сняли, если он там висел. — У нас такие не висят! — сказал Помидоров. — У нас висят достойные. Прозвенел звонок. Занятия окончились.
ПРИЛОЖЕНИЯ К пятому дню занятий
Приложение первое. ЗАГАДОЧНЫЙ РИСУНОК НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Ребята, это комиссия. Она осматривает школу: все ли здесь в порядке, не обижают ли учеников, правильно ли они спят? Тетя Фекла угощает всех чаем. Попробуйте узнать, кто здесь товарищ Тараканов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|