Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ПЕСЕНКА О ПРЕДМЕТАХ И СЛОВАХ





 

— Допустим, я несу пакет

Для доктора Петрова.

Пакет — предмет,

А в нем — привет.

«Привет» — такое слово.

 

Должны запомнить дети

И знать, как дважды-два,

Что есть на белом свете

Предметы и слова.

 

— Спасибо, — говорит Петров.

«Спасибо» — это слово.

За это слово я готов

Расцеловать Петрова.

 

Должны запомнить дети

И знать, как дважды-два.

Что есть на белом свете

Предметы и слова.

 

Вот с полной сумкою газет

Я вдаль шагаю снова.

И сумка — это мой предмет.

А «даль» такое слово.

 

Должны запомнить дети

И знать, как дважды-два,

Что есть на белом свете

Предметы и слова.

 

После этой песни почему-то задумался и загрустил товарищ Помидоров.

— Вам что-нибудь не ясно? — спросила Ирина Вадимовна.

— Неясно.

— А что?

— Как же к товарищу Петрову мог прийти пакет, если товарищ Петров только что улетел в командировку?

— Действительно, — согласилась директриса. — Но я думаю, это был другой Петров — его брат.

Почтальон ушел. У Ирины Вадимовны в руках осталось письмо. Оно было такое:

 

Народному хозяйству нашего района нужны грамотные завхозы. Для улучшения их обучения необходимо большоепомещение.

Поэтому: ОСТАВАТЬСЯ В ШКОЛЕ НЕ РАЗРЕШАЮ НИКОМУ ПОКИНУТЬ ПОМЕЩЕНИЕ.

Товарищ Тараканов

Начальник Управления завхозов

 

 

— В этой бумаге, — сказала директриса, — есть одна ошибка. Какая?

— В ней нет печати, — сказал товарищ Помидоров. — Поэтому она недействительна.

— Очень хорошо, что недействительна. Но ошибка не в этом. Ведь приказ можно понимать по-разному. Можно так: «Оставаться в школе! Не разрешаю никому покинуть помещение». А можно так: «Оставаться в школе не разрешаю никому. Покинуть помещение». Все зависит от того, как читать. Между какими словами сделать остановку. На бумаге эта остановка обозначается точкой. Или запятой.

— Мы сделаем остановку так, чтобы ничего не покидать! — закричала Наташа.

— Самое главное, чтобы они нас ночью не захватили, — сказал Помидоров. — Такие случаи бывали. И уж тогда их ни за что не выселить.



— Спасибо, товарищ Помидоров. Об этом мы позаботимся.

Когда клоуны ушли обедать, она позвала дядю Шакира:

— Нашу школу хотят захватить враги.

— Иностранная военщина?

— Нет, завхозы. Вам придется сегодня ночью держать оборону. Мы дадим вам ружье. И патроны. Патроны зарядим солью.

— Ни в коем случае! — строго вмешалась Василиса Потаповна. — Да вы что? Стрелять в людей солью — это так жестоко. Уж лучше сахарным песком. Это уже по-доброму.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

К четвертому дню занятий

 

 

Приложение первое. ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ СВОЙ АДРЕС

 

 

Вот конверт письма, которое прислал товарищ Тараканов. На нем написан адрес: «Москва, улица имени бабушки космонавта Антона Семенова. Школа клоунов».

Каждый человек, или завод, или детский сад имеют адрес.

По этому адресу человеку приносят письма, газеты, подарки. А иногда самого человека, если он маленький и потерялся.

Свой адрес надо помнить наизусть. Ты хорошо знаешь свой адрес? Эта книга вышла в издательстве «Комета». Адрес издательства такой: 191002, Санкт-Петербург, Загородный, 10. Если книга тебе понравилась, напиши нам об этом. Тем более, книга должна тебя научить писать. И мы сразу поймем, как ты научился. А если от тебя писем не будет, значит, ты не сумел достать это издание.

 

Приложение второе. СЛУЧАЙ С ДЯДЕЙ ШАКИРОМ ТЕМНОЙ НОЧЬЮ

 

Дядя Шакир стоял с ружьем на посту у дверей школы. Стоял. Стоял. Устал. Тогда он притащил на пост кресло. И уже сидел на посту. С ружьем на плече. Сидел. Сидел. Сидел. Утомился.

Тогда он принес настольную лампу и стал читать на посту интересную книгу. Про веники. Читал. Читал. Читал. Читал. Задремал.

Тогда он принес на пост раскладушку. И решил немного полежать на посту. С ружьем на плече. Он решил бороться со сном. Боролся. Боролся. Боролся. Боролся. Боролся. Думал о вениках. Заснул.

А враг не спит. Появились какие-то люди. Взялись за раскладушку… Они хотели вынести сонного дядю Шакира на городскую площадь. Запихнуть в полночный троллейбус. Чтоб он уехал туда, не знаю куда. Где ходит то, не знаю что, и спрашивает: «Ваш билетик?»

А у дяди Шакира билетика не было, а было ружье. А он человек горячий: и неизвестно, чем бы это все кончилось… Но…

Но тут вмешался Полкан. Он твердо помнил приказ своего хозяина Сани: «Всех впускать и никого не выпускать».

Полкан зарычал:

— Бе-е-бе-е!

И кинулся на уносчиков. Они так и полетели в разные стороны. А дядю Шакира бросили.

Дядя Шакир закричал:

— Караул! Моя твоя уносют!

Выхватил ружье из-под одеяла и бабахнул сахарным песком куда глаза глядят…

 

 

Приложение третье. КТО ПРОСНУЛСЯ НОЧЬЮ И ВЫСКОЧИЛ ВО ДВОР

 

Ночью, когда бабахнул выстрел, один из клоунов проснулся. Он надел башмаки, куртку, шапку и выскочил во двор.

Вот вешалка. Угадайте, кто ночью выскочил из дома.

 

ПЯТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ

 

 

На другой день дядя Шакир рассказывал:

— Стою я на посту. Держу оружие. Одним глазом посматриваю. Выдыруг…

— Что выдыруг? — закричали клоуны.

— …Выдыруг появилась какая-то темная сила. И запихнула меня в кровать.

Все стали спрашивать, откуда появилась эта темная сила. А Наташа спросила:

— А откуда появилась кровать?

— Не знаю, — ответил дядя Шакир. — Кажется, я ее сам принес. Я был как загыпнытизированный.

И он рассказал все с подробностями.

…Он, как загипнотизированный, лежал в кровати и в разные стороны прицеливался. Он был очень отважный. Но все же злая сила окутала его и погрузила в сон. Он потерял сознание.

Потом под ним словно мина взорвалась. Его так и швырнуло в сторону вместе с раскладушкой. А сверху или снизу на него Полкан упал.

Очнулся дядя Шакир — кругом враги. Он и давай стрелять. Что было сил.

Тут клоун Саня подхватил его героический рассказ:

— Я слышу — ночью стреляют. Я подумал — охоту открыли. Высунулся — смотрю, дядя Шакир из ружья палит. Полкан кричит. Вдали какие-то люди скрываются. Один толстый, другой высокий, третий зеленый. Потом все стихло. Я обратно и засунулся.

— Это наши люди, — сказал Помидоров. — Завхозы. Дынин, Грушин и сам Тараканов. Я их сразу узнал. По высоте, толстоте и зелености.

— А что же ты, Саня, за ними не погнался? — спросила Наташа.

— Я в темноте чьи-то туфли надел. На высоком каблуке. В них не разбегаешься.

Ирина Вадимовна поблагодарила дядю Шакира за верную службу. И разрешила ему два дня отдыхать.

Дядя Шакир решил за эти два дня отдыха подновить школьный забор. Всякие качели-песочницы. И вообще поработать как следует.

— А кто сегодня будет дежурить на объекте? — спросил товарищ Помидоров.

— Сегодня буду дежурить я! — сказала Василиса Потаповна. — Они не пройдут.

Ирина Вадимовна сказала ей: «Спасибо» и предложила вести занятия. А сама вспрыгнула в свой мотоцикл. И не успела еще оказаться в седле, как верный мотоцикл вынес ее на улицу. Она решила поехать в министерство и разобраться, кто и зачем хотел утащить дядю Шакира.

Министр по обучению и развлечению с радостью встретил ее:

— Как дела? Отросла уже борода у дяди Шакира?

— Нет еще. И нам вообще не до бороды. Самого дядю Шакира чуть не украли.

— Кто?

— Не знаю кто.

Она рассказала про последние события. Про письма и нападения.

— Сегодня тащат дядю Шакира. Завтра выносят Василису Потаповну. А послезавтра — учеников. Так мы и без людей останемся.

Министр сказал:

— Это помещение нам дали временно. Раньше оно принадлежало завхозам. Там хранились веники, метелки и счетные машины. Завхозам стало тесно. Поэтому товарищ Тараканов со своими товарищами и старается вас выжить.

— Боюсь, они перестараются…

— Верно, этот Тараканов большой энтузиаст. Напористый он очень. Вам надо продержаться. Скоро им построят новое здание.

— Будем держаться.

Ирина Вадимовна завела мотоцикл. Тут министр окликнул ее из окошка:

— Вот вам подарок для дяди Шакира. Париковая борода. Сейчас это модно… Среди интеллигенции.

 

Василиса Потаповна вела урок:

— Вы уже поняли, что сказки, рассказы…

— Доклады, — добавил Помидоров.

— …доклады состоят из предложений. А предложения состоят из слов.

В класс вошла тетя Фекла с банкой.

— У вас какое предложение? — спросила воспитательница.

— У меня предложение всем выпить рыбий жир. Дети, ешьте рыбий жир.

— Это очень хорошее предложение. Из скольких слов оно состоит?

— Из трех, — сказала Наташа — Из ДЕТИ, из ЕШЬТЕ и из РЫБИЙ ЖИР.

— В чем она ошибается? — спросила Василиса Потаповна.

— В том, что мы не дети, — сказал Помидоров.

— В том, что рыбий жир надо не есть, а пить, — сказал Шура.

— Нет. Ошибка в том, что РЫБИЙ ЖИР — это два слова. Одно слово РЫБИЙ. Второе — ЖИР.

 

Дверь распахнулась, и вошел тощий гражданин с бородой. Он закричал:

— Из скольких слов состоит предложение БОРОДАТЫЙ ДЯДЯ?

И сам же ответил:

— Из двух. Из ДЯДИ и БОРОДЫ.

Гражданин снял бороду, и все увидели тоненькую Ирину Вадимовну.

Она и повела урок.

— Сейчас я вам дам слова СПОРТСМЕН, ТЕЛЕГА, ЧИТАЕТ, ВЕЗЕТ, ЛОШАДЬ, ГАЗЕТА. А вы сделайте из них несколько предложений.

Первым сообразил товарищ Помидоров. Он встал, как на собрании, и сказал:

— Прошу слова.

— Пожалуйста.

— СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ, ЛОШАДЬ ВЕЗЕТ ТЕЛЕГУ.

— Отлично.

— А можно так! — закричала Наташа. — ЛОШАДЬ ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ. СПОРТСМЕН ВЕЗЕТ ТЕЛЕГУ.

— У нас в завхозном управлении ТЕЛЕГОЙ называют ругательное письмо, — пояснил Помидоров. — Поэтому можно еще так сказать: СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ТЕЛЕГУ.

Тут фантазия Помидорова разбушевалась, и он закричал:

— СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ЛОШАДЬ!

— А что? — поддержала Ирина Вадимовна. — Представляете — живая газета. Заголовок ВЕЧЕРНЯЯ ЛОШАДЬ. На боках фотографии и статьи.

— Я бы обязательно выписывал такую лошадь, — сказал Саня. — Это очень удобно в сельской местности. Почтальон на ней приехал, мы ее прочитали, и она ушла в соседний поселок.

— Но пока «Вечерняя лошадь» еще не выпускается. И предложение СПОРТСМЕН ЧИТАЕТ ЛОШАДЬ неправильное. Мы взяли слово из одного предложения и поставили в другое. А в предложении должен быть порядок.

— Порядок должен быть не только в предложении, — солидно сказал Помидоров, — но и везде. На транспорте. На работе.

— Я вам сейчас спою песенку про объявления, — сказала Ирина Вадимовна. — В ней говорится о порядке слов в предложении.

Василиса Потаповна села за пианино. А Ирина Вадимовна запела.

 

ПЕСЕНКА ПРО ОБЪЯВЛЕНИЯ

 

Известно, объявления

Нужны нам для того,

Чтоб знало население,

Читая объявления:

Что? Где? Когда? И почему?

Зачем? И для кого?

 

«Нужна детсаду прачка.

Звоните в детский сад».

«Потеряна собачка

По кличке Мармелад».

«Сдается дача летняя

С козой и гаражом».

«В театре будет лекция

Про жизнь за рубежом».

«Нужна телега с лошадью

И грузчики на склад».

«Меняется жилплощадь:

Москва на Ленинград».

«Учитель учит пению

И рисованию».

И «Требуется няня

В хорошую семью».

 

Наборщик в типографии

Вдруг выронил набор…

Смешались в объявлениях

Слова и предложения,

И в этих ГДЕ? КОГДА? ЗАЧЕМ?

Произошел сыр-бор.

 

«Нужна детсаду прачка

С телегою на склад».

«Меняется учитель:

Москва на Ленинград».

«Сдается дача летняя

И грузчик с гаражом».

«В театре будет лекция

„Коза за рубежом“».

«Собачка учит пению

И рисованию».

И «Требуется лошадь

В хорошую семью».

 

Смеялось население,

Читая объявления.

А кто смеяться не умел,

Пришел в недоумение.

 

 

Клоуны смеялись. А товарищ Помидоров пришел в недоумение:

— Наверное, ему объявили выговор.

— Кому?

— Наборщику. Чтобы больше не путал.

— Верно, — согласилась Ирина Вадимовна. — Я думаю, еще и премии лишили. И с доски Почета сняли, если он там висел.

— У нас такие не висят! — сказал Помидоров. — У нас висят достойные.

Прозвенел звонок. Занятия окончились.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

К пятому дню занятий

 

 

Приложение первое. ЗАГАДОЧНЫЙ РИСУНОК НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Ребята, это комиссия. Она осматривает школу: все ли здесь в порядке, не обижают ли учеников, правильно ли они спят?

Тетя Фекла угощает всех чаем. Попробуйте узнать, кто здесь товарищ Тараканов?

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.