К одиннадцатому дню занятий
Приложение первое. ПЕСЕНКА О ПЕРЕСТАНОВКЕ СЛОГОВ
Ребята! Вы уже знаете, что из слогов можно составить слово. А еще, вы помните, если в предложении поменять слова местами, получится белиберда. Помните песенку про объявления? А что будет, если в словах поменять местами слоги? Берем самое простое стихотворение. Про маму:
Вот мы ви-дим ма-му. А у ма-мы мы-ло. Ма-ма мо-ет ра-му, Что-бы чис-то бы-ло.
А если вдруг Все части местами поменять, То ничего мы с вами Не станем понимать:
Вот мы дим-ви му-ма. А у мы-ма ло-мы. Ма-ма ет-мо му-ра, Бы-что то-чис ло-бы.
Приложение второе. РАССКАЗ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
Ребята! Прочитайте это заявление. А потом постарайтесь его пересказать.
Главному Завхозу Райсовета тов. ТАРАКАНОВУ от Завхоза Зоопарка тов. КАБАЧКОВА-ТЫКВИНА ЗАЯВЛЕНИЕ Товарищ Тараканов! Родной! Заявляю Вам, что мы можем украсть колуна одного. То есть кловуна. Этот кловун придет к нам за премией на пустырь. Мы его сажаем в мешок. И уносим. А потом говорим им чтобы они отдали нам школу, а то мы не отдадим ихинного колуна. То есть кловуна. Писано в четверг.
Приложение третье. ПРО ТЕТЮ ФЕКЛУ
Тетя Фекла Паркинен очень переживала за Саню: — Не ест ничего, вот и пропал. Был бы толстым, никогда б не потерялся. Она накормила клоунов обедом. Взяла в платочек пирожков с повидлом и отправилась на городское радио.
— Вы куда? — спросили ее у входа. — К главному начальнику. — А вы кто? — Тетя Фекла. Тетя я. Вахтер снял трубку и сказал: — Тут тетя до нашего начальника приехала. А там подумали, что тетя нашего начальника приехала и закричали: — Пропустите немедленно.
И тетя Фекла прошла со своими пирожками.
— Вам что надо? — спросил начальник. — У нас клоун Саня потерялся. Пусть его разыщут… А это пирожки! — Не смешите меня, — сказал начальник. — У меня Африка волнуется. У меня в Америке переворот. У меня новую породу коров в Костроме вывели. У меня снижение цен на бетон. А вы с клоуном. — Но пирожками заинтересовался: — С повидлом? — С повидлом. И за радио я всегда плачу. — Ну, посудите сами, что важнее, пожар в Японии или Саня? — Саня! — Во Франции жарища. Люди в трусах на работу идут… Или Саня? — Саня. — Пять миллионов негров без работы по Африке ходят… Или ваш клоун? — А они за радио платят? Тут начальник не выдержал и как стукнет кулаком по столу. А на столе пирожок лежал. С повидлом. Он как брызнет. Радийный командир нажал на какую-то кнопку, и тут же в кабинет вбежали двое таких… ну, как бы спортсменов. — Заберите от меня эту тетку! — закричал начальник. — Работать невозможно! Спортсмены подхватили тетю Феклу и понесли. — Не ест ничего, — сказала им тетя Фекла про начальника, — вот и сердитый. Нервный весь. Начальник услышал эти слова: — Вот что. Позвоните-ка в милицию… — Не надо… — трагически закричала тетя. — Только не это! — …в милицию. И пусть ей разыщут Саню. Скажите, что я настаивал… И просил!
ДВЕНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ
Назавтра, только клоуны расселись для учения, вошел милиционер. Перед ним, опустив голову, шел клоун Саня. Все обрадовались. Бросились целовать Саню и милиционера.
— Ваш? — Наш, — ответила Ирина Вадимовна. — Он что-нибудь натворил? — На заборе писал… Слова… — Не слова, а буквы, — мотнул опущенной головой Саня. — Мы слова писать не умеем. — Умеем, — возразила Наташа. — Например, слово МАМА. — А что ты, Саня, на заборе писал? — спросила директриса. — УА! УА! УА! УА! УА! И еще: АУ! АУ! АУ! АУ! — Все ясно, — сказала Ирина Вадимовна. И грустно улыбнулась, — он писал УА! Потому что он страдает. Ведь так всегда дети плачут: «Уа! Уа!». И писал АУ, потому что он ищет. Зовет. Ведь люди, если потерялись, всегда друг друга зовут: «Ау! Ау!» Ясно вам?
— А почему он страдает? — поинтересовался милиционер. — У него знакомая девушка пропала, — объяснила Наташа. — С которой он хотел дружить. Он говорит: мне теперь жизнь немила. Я теперь в колодец прыгну. — Товарищ дорогой, — покачал головой старшина. — А что, в колодце жизнь лучше? — Хуже, — объяснил ему Помидоров. — Там мокро и холодно. — Если девушка пропала, надо не в колодцы прыгать. Надо в милицию обратиться. Он достал блокнот. — Как зовут? Сколько лет? Где родилась? — Не знаю, — ответил Саня. — Не знаете, а хотите в колодце жить. Может, у вас фотография есть? — Вот, посмотрите. — Красивая девушка, — задумчиво сказал милиционер. — Где-то я ее видел… Ну вот что. Если ваша девушка не объявится, приходите к нам. Мы эту фотографию размножим. Портреты по городу развесим. Так, мол, и так, пропал человек. Если знаете, где он, о местонахождении сообщите. Население у нас хорошее, вмиг ее отыщут. Будет порядок. Он похлопал Саню по плечу: — И давайте без этих УА! Найдется ваша красавица. Будет полный порядок. Добрый милиционер ушел в свою милицию. Ирина Вадимовна говорит: — Сейчас наш гость сказал слово ПОРЯДОК. С какого звука оно начинается? — Со звука ПО, — ответил Саня. — Нет. Со звука П. Где мы можем слышать такой звук? — В каше, — сказала Наташа. — Когда каша пыхтит, она делает так: П-П-П-П-П. — А еще ежи в лесу пыхают, когда сердятся, — сказал более-менее оживший Саня. Ирина Вадимовна взяла мел. — А записывается этот звук так: П. Это буква П. На что она похожа? — На футбольные ворота! — закричал совсем живой Саня. — На турник, — добавил товарищ Помдиоров. Тут Шура поднял голову к небу и сказал: — Чую, что-то сейчас будет. И верно, в класс вошла тетя Фекла. — А я вам П-риготовила П-подарок. П-пирожки. С П-повидлом. П-пожалуйста. П-получите. Пирожки лежали на подносе в виде буквы П.
— Вкусная буква, — решили клоуны. — Теперь попробуем соединить ее с другими буквами, — сказала Ирина Вадимовна, — с буквами А, О, У, Ы.
— Если соединить с буквой А, будет ПА! — закричала Наташа. — Это в танцах бывает. А если два раза соединить, будет ПАПА. — А я соединю с буквой О, — решил Шура. — Будет ПО. — Если взять два ПО, получится ПОПО. Такой клоун есть известный, Олег Попов. Я почти целиком его написал. Только в конце какой-то звук мешается. Я его писать не умею… — Звук, который тебе мешается, — звук В. Он записывается так: В. Запомнил? — Конечно. Он на очки похож. У моей мамы такие. — Но главное вот что, — продолжала Ирина Вадимовна, — если вы не умеете писать какой-нибудь звук, вы не печальтесь. Ставьте крестик. Вот такой +. Хочешь написать ПОПОВ, а букву В писать не умеешь. Пиши так: ПОПО+. Тут Наташа как обрадуется: — Ой, я с этим крестиком такое понапишу! И слово ПАР. Вот так: ПА+. И слово ЛАПА. Вот оно +АПА. Клоуны раззадорились — не остановишь. Саня соединил букву П с буквой У. Получилось ПУ. Подумал и еще ПУ приписал. — Вот у меня какое слово получилось. — Но такого слова нет, — возразила учительница. — Мы такого слова никогда не говорим. — Зато мое ружье говорит. Когда я из двух стволов стреляю: ПУ-ПУ. А Шура соединил П с буквой Ы. И написал ПЫ +. — Что это значит? — спросила Ирина Вадимовна. — Я думаю, что это слово ПЫХ! — сказал Помидоров. — Так у нас товарищ Дынин дышит, когда лифт не работает. — И чайник тоже так дышит! — сказала тетя Фекла. — Это слово ПЫР! — объяснил наконец Шура. — Такого слова нет! — возразила Наташа. — Почему нет! Я много раз слышал: «ТЫР-ПЫР — восемь дыр!» — Сейчас перерыв, — сказала Ирина Вадимовна. — Отдыхайте, доедайте пирожки. А потом мы будем изучать звук Ш. Клоуны ушли в коридор. — Я знаю, — сказал товарищ Помидоров, — есть разные Ш. Есть Минское Ш. Есть Ярославское Ш. Я много раз видел. Здесь даже тетя Фекла с подносом рассмеялась: — Это же просто сокращения. Надо читать не «Минское Ш», а «Минское шоссе», «Ярославское шоссе». Едят мало, вот все и путают. Когда перерыв окончился, Ирина Вадимовна сказала: — Звук Ш записывается так: Ш. На что он похож. — На разломанную расческу! — сказала Наташа.
— А какие слова с него начинаются? — Слово ШУРА, — сказал Шура. — И ШОКОЛАД. — ШАМПИНЬОНЫ, — придумала Наташа. — ШАЛАШИ, ШАРФИКИ. — А давайте грузить корабль на букву Ш, — предложил товарищ Помидоров. — Я быстрее всех план выполню. — Мы лучше сыграем в другую игру, — сказала учительница. — Пусть каждый найдет предмет, который обозначается словом на букву Ш. Кто больше предметов разыщет, тот и выиграл. — Ура! — закричали клоуны. И прямо с места побежали искать. Минут десять никого не было. Потом клоуны стали возвращаться с «уловом». Первым пришел Саня. — Вот, — сказал он, — шоколад охотничий. А это котлета по имени Ш-ницель. Ему поставили два очка. Тут пришла Наташа и привела на веревке собаку. — Это шабака Сарик. То есть собака Шарик. Поставьте мне два очка. — А почему два? — Потому что она сейчас Санин шницель съела. Саня тут же раскричался: — Что такое? Нельзя учебное пособие принести?! Из-за тебя у меня очко пропало! Он убежал, чтобы еще достать очков. Прибегает и шланг водопроводный раскручивает. А на голове у него шлем пожарный. — Поставьте мне два очка за шлем и шланг. — Он подумал и добавил: — За шланг-то можно и побольше — вон какой длинный. За Саней в класс прибежал дядя Шакир: — Вот я тебе уши-то надеру. Зачем ымущество трогаешь? Он даже успел Саню за ухо дернуть. И тут Саня закричал: — И за Шакира мне очко. И за Шакира.
И хотя Шакир ушел, у Сани еще три очка вышло!! Он кричит: — Я победитель! — Подождем еще товарища Помидорова и Шуру, — сказала Ирина Вадимовна. Как раз входит товарищ Помидоров и старушку вводит. А старушка упирается. Товарищ Помидоров говорит: — Вот старушка. Шакирная бабушка. Это Шуба. Это Шапка. У него три очка вышло. Клоун Саня ужасно удивился. И спросил Ирину Вадимовну: — Обычно люди говорят «шикарная бабушка». А он говорит «шакирная». Это же неправильно! — Правильно! Это Шакирная бабушка. Бабушка дяди Шакира, — объяснила директриса. — Она в гости приехала. Наконец пришел грустный Шура. Совсем пустой. — Ему хорошо, — сказала Наташа. — Он что хочет себе и сделает. — У меня все сегодня не так получается. Все наоборот. — Как так наоборот? — А вот так, так… Только не смейтесь… Что я ни скажу на Ш, все пропадает. Ну вот я скажу ШОКОЛАД. Все. Нет его. Ни в одном ларьке не найдете. — Зачем в ларьке? — сказал Саня. — У меня в кармане был. Сейчас поглядим. В кармане было пусто. — Караул! Все пропало! Лучше бы я его съел. — Шапка! — сказал Шура. И тотчас у Шакирной бабушки с головы шапка исчезла. — Батюшки! — закричала бабушка. — Шапка пропала! Позовите скорее моего внука Шакира!!
— Шакир! — закричали все. И Шура хотел закричать. Но Наташа бросилась и закрыла ему рот. — Ой, Ирина Вадимовна, сейчас мы без сторожа останемся! Пусть он что-нибудь другое скажет. Шура посмотрел вокруг и сказал: ШТАНЫ! И все клоуны остались в одних трусах. Как будто они спортсмены. — Держите меня! — сказал Шура. — А то все на букву Ш пропадет! Ему быстро-быстро замотали голову кофтой, чтобы он ни на что не смотрел и ничего не говорил. А директриса сказала клоунам, чтобы они писали разные слоги с буквой Ш. И все писали: ША, ШО, ШУ, ШЫ, ША, ШО, ШУ, ШЫ. А клоун Шура сидел в стороне. — А ты что не пишешь ША, ШО, ШУ, ШЫ? — спросила Ирина Вадимовна. — А я пишу ША, ШО, ШУ, ШЫ, — ответил Шура. — Я на машинке печатаю. — Но как же? Как же ты печатаешь ША, ШО, ШУ, ШЫ, когда ты сидишь в углу? И весь замотанный. — Ну и что? И сидя в углу можно печатать ША, ШО, ШУ, ШЫ. На машинке. Вот смотрите.
И все увидели, как он задумался, а машинка сама застучала: — ША, ШО, ШУ, ШЫ… ША, ШО, ШУ, ШЫ… ША, ШО, ШУ, ШЫ. — Молодец! — сказала Ирина Вадимовна — Просто не человек. Телеграф. — А можешь напечатать слово ШАР? — спросила Наташа. — Могу, — ответил Шура. И тут машинка застучала: ША+… — Ты у нас гордость! Ты самый лучший ученик! — сказала Ирина Вадимовна.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|