К двенадцатому дню занятий
Приложение первое. ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ? А ЕСЛИ НЕПРАВИЛЬНО — ПОЧЕМУ?
После урока клоун Саня подошел к Ирине Вадимовне. — Ирина Вадимовна, вы говорили, что слов на букву Ы нет. А дядя Шакир сказал: зачем ЫМУЩЕСТВО трогаешь? Значит, есть слова на букву Ы? — Понимаешь, Саня, — ответила директриса, — у дяди Шакира родной язык татарский. В этом языке есть такие звуки, которых нет в русском. Зато ему трудно произносить некоторые звуки русского языка. И вместо слова ИМУЩЕСТВО он говорит ЫМУЩЕСТВО. Он хочет сказать ИГРА, у него выходит ЫГРА. — Я все понял, — сказал Саня. — Я еще знаю, что есть дети, которые не могут говорить Р, они говорят Л. Вместо РОЖКИ говорят ЛОЖКИ. Вместо РЫЖИЙ говорят ЛЫЖИЙ. — Есть такие дети. У некоторых звуки больны. Им надо ходить к специальным врачам — логопедам. Эти врачи очень веселые. У них много интересных книг. И их не надо бояться.
Приложение второе. СЛУЧАЙ НА ПУСТЫРЕ
Клоун Шура взял сумку для денег и пошел на пустырь к зоопарку, чтобы получить премию за мартышку Грушу. Было тихо. И незаметно к нему подошли три человека с одним мешком. — Здравствуйте! — сказал Шура. — Здравствуйте, — ответили они и запихнули его в мешок. Как будто это был не Шура, а картошка. Сначала все было нормально, только мешок дергался. Потом вдруг у похитителей прямо на улице исчезли брюки. То есть штаны. Похитители остались в трусах. Превратились в картофельно-мешочных спортсменов.
Конечно, это были не физкультурники. Это были завхозы — товарищ Дынин, товарищ Кабачков-Тыквин и товарищ Грушин из одной строительной организации. Они притащили клоуна на квартиру к завхозу Дынину. Там его заперли в чулан. И стали совещаться и ликовать.
Но ликования у них не получилось. Стали искать шлепанцы, чтобы не пачкать дынинский пол, шлепанцы исчезли. Хватились штопора, чтобы открыть бутылку «Ситро завхозное», а штопора нет… А куда, между прочим, девалась красивая шуба хозяйки? Товарищ Дынин даже стал коситься на своих товарищей и немного их не уважать.
Приложение третье. Ш-ОТДЕЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА
Это, ребята, такая специальная машина. Она от предмета отделяет букву Ш. Например, бросили в машину ШТОПОР. А вылетел ТОПОР. Потом отдельно выскочила буква Ш. Залетела в машину МУШКА. Раз! Машина загудела, и, пожалуйста, МУКА посыпалась. Тут прибежал пожарный. СтарШина. Из Управления товарища Тараканова. — Что это за машина такая? Кто позволил строить? А как она у вас в противопожарном отношении? И в машину залез. И что, ребята, получилось? Правильно. Из машины буква Ш выпала, и старичок вылез — потому что он СТАРИНА.
— Што вы шо мной шделали? — зашамкал он. Пришлось его снова в машину запихивать и с обратной стороны вытаскивать. Он уже не старый вылез. А такой, какой был — немного поношенный.
ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ
Утром в школу принесли записку:
«Освободите помещение, получите вашего клоуна. Четверо неизвестных».
Ирина Вадимовна велела Василисе Потаповне вести уроки, а сама села на мотоцикл и умчалась в главную районную организацию. В райсовет. Василиса Потаповна начала урок: — Вы помните, как в зоопарке рычат тигры? Р-р-р-р. Этот тигриный звук записывается буквой Р. На что он похож? — На флажок, — сказала Наташа. — Прекрасно. А какие слова начинаются с этой буквы? — Р-ружье! — закричал стреляльный Саня. — Расческа, редиска, — сказала Наташа. — Распорядок и рапорт, — придумал товарищ Помидоров. — Молодцы! — сказала Василиса Потаповна. — А теперь давайте соединять этот звук со знакомыми нам А, О, У, Ы. Что получится?
— Ра, Ро, Ру, Ры! — закричали клоуны. — Ну, просто передовики! — восхитилась воспитательница. — Давайте все это запишем. Клоуны стали старательно писать: ра, ро, ру, ры.
— А в каких словах встречаются эти слоги… Допустим, РО? — В РО-машке, — сказала Наташа. — И в РО-зе. — А РЫ? — В РЫ-бе и РЫ-си! — закричал Саня из тайги. — А РА? — В РА-зрешении и в РА-споряжении, — сказал товарищ Помидоров. — А раньше слог «РА» в слове Шу-РА встречался, — добавила Наташа и сильно вздохнула. — Почему встречался? Сейчас разве не встречается? — спросила Василиса Потаповна. — Не встречается. Пропал. Потому что сам Шура пропал. И все вспомнили про Шуру.
Ирина Вадимовна промотоциклила мимо вахтера райсовета и прямо по лестнице приехала к кабинету Председателя. На грохот сбежалось все руководство. И сам Председатель. — В чем дело? — спросил он. — А вот в чем! — Ирина Вадимовна подала ему похитительную записку. Председатель райсовета прочитал ее: — Это все завхозы бунтуют. Никак не могут простить, что их потеснили. Хозяйственные люди. Не хотят разбрасываться помещениями. — Они слишком далеко зашли. По ночам воруют сторожей. Делают подкопы. Таскают людей за бороды, — наступала Ирина Вадимовна. — И вот лучшего ученика украли. — Придется мне в этом разобраться, — сказал Председатель. — Я вечером зайду в вашу школу и на месте посмотрю, что к чему. Ирина Вадимовна села на мотоцикл и помчалась обратно.
Тем временем товарищ Дынин и завхозы ждали ответа из школы. Но школа молчала, и никто здание не освобождал. — Нет ответа, — сказал товарищ Кабачков-Тыквин. — Надо что-то другое придумывать. Товарищ Тараканов нам головы отвернет. — Давайте думайте! — приказал тощий Грушин. — К завтрашнему дню мы должны захватить помещение. — А какой завтра будет день? — Завтра будет большой праздник. День коммунального работника. Лучшего подарка, чем наше здание для товарища Тараканова, не найти. — У меня есть идея, — сказал Дынин. — Надо устроить у них пожар. — А как? — спросил тощий Трушин. — А так. Мой дедушка был завхозом в партизанском отряде. И у него кое-что осталось. — Мины? — спросил Грушин. — Пулеметные ленты?
— Нет. Дымовые шашки. — Ну и что? — спросил Кабачков. — А очень просто. Мы бросаем дымовую шашку. Из окон валит дым. Мы садимся в машину и под видом пожарных быстренько прилетаем. Выносим из дома вещи, спасаем людей. Когда шашка погаснет, помещение чистое и наше. Мы бежим докладывать товарищу Тараканову. — Ура! — закричали завхозы. А клоун Шура из чулана все это слышал. Ах, если бы эта шашка была здесь, он немедленно сделал бы так, чтобы она исчезла. Но, во-первых, ее здесь не было. А во-вторых, ша-исчезательная способность у Шуры испортилась. Потому что уже и шуба, и шлепанцы, и штаны, и штопор вернулись к завхозам. И между прочим, вернулась меховая шапка на голову Шакирной бабушки. Все посмотрели на это и сказали: «О! Привет от нашего Шуры!» Как ни странно, в ту же самую секунду о Шуре подумали и завхозы. — А что нам делать с пленным? — спросил завхоз Дынин. Раз речь зашла о минах, гранатах и шашках, он тоже перешел на военный жаргон. — Может, отпустить? — Ни в коем случае! — запротестовал Кабачков. — Он же все расскажет. — Значит, я так и буду его кормить все время? — спросил Дынин. — Ну, не все время. А до захвата школы. И не один. Мы будем содержать его по очереди. И передавать из дома в дом, как пастуха в деревне. Радостные завхозы побежали за дымовой шашкой. И за пожарной машиной. А Шура тревожный-тревожный и почти больной сидел в чулане. «Что же делать? Что же делать?» — думал он. И даже стал светиться от напряжения. Ох, как ему было трудно. Но оставим Шуру в покое. Не будем мешать. Пусть он думает и сияет.
В школе шел урок. Василиса Потаповна говорила: — Все буквы бывают гласные и согласные. Гласные можно петь. Вот, например, послушайте. — Она запела:
В лесу родилась А-А-А. В лесу она У-У. Зимой и летом Ы-Ы-Ы, Зеленая О-О.
— А согласные не поются. Это такие буквы, как П, М, Ш и Н. Попробуйте их пропеть. Клоуны затянули. Причем Помидоров солировал:
В лесу родилась П-П-П. В лесу она Н-Н. Зимой и летом Р-Р-Р. Зеленая Ш-Ш.
Ничего-то у них не пелось, а все время спотыкалось. Как раз Ирина Вадимовна подъехала. — Поете? — спросила она. — Поем. — А что поете? — Разницу между гласными и согласными. — Сейчас не это надо петь. Надо петь песню протеста. У нас вот-вот помещение отберут. И они решили, что клоуны срочно разучат песню протеста. И когда придет председатель, споют ее.
Клоун Шура еще не решил, как он сможет передать письмо своим. Но начал его сочинять. Он писал в уме: «Ау! Ау! — Это я их зову. — Уа! Уа! — Это значит, что мне плохо». Шура так устал от сочинения, что стал кипеть. Дальше он придумал, как написать слово ШАШКА. Он не умел писать букву К, и у него вышло — ШАШ+А. А фамилия ДЫНИН написалась как ДЫН + Н. Слово ДЫМ получилось легко. Он даже сумел составить такое сложное слово, как ПРОПАЛ. Получилось ПРОПА +. Оставалось самое сложное — как передать это письмо или эту телеграмму своим?!?!? Из Шуры уже сыпались электрические искры.
К школе подъехала черная «Волга», и из нее вышел сам Председатель райсовета. Он поднялся по лестнице и прошел в кабинет Ирины Вадимовны. Ирина Вадимовна показала ему клоунский класс, живой уголок и все остальное. Они снова вернулись в кабинет для разговора. Вдруг под окном раздалась музыка и послышался объявительный голос: «Песня протестная!» И клоуны запели:
Мы сперва муки возьмем, Приготовим место, А потом воды нальем И получим тесто.
— Что это такое? — спросил Председатель. — Ученики поют. — А что они поют? — Песню протеста. Они протестуют против действий ваших завхозов. — А при чем здесь вода и мука? — Ей-богу, не знаю.
А с улицы неслось:
Ну, а если тесто есть, Значит, будут пышки. Очень любят пышки есть Умные мальчишки.
— И умные девчонки! — добавила директриса. Председатель высунулся в окно и увидел, что клоуны не только поют, но и в самом деле пекут пышки на походной печке. Вместе с тетей Феклой. Он расхохотался: — Ничего себе! Это же не песня протеста, а песня про тесто. Какие же они бестолковые! — Они не бестолковые, они наивные, — сказала Ирина Вадимовна. — Добрые и смешные. Тут в комнату прискакал Полкан, он принес в зубах пакет с пышками. — У вас было плохое настроение, — продолжала директриса, — они его улучшили. Когда в городе живут клоуны, всем веселее. И детям и взрослым. А из-за того, что они неграмотные, с ними случаются беды. — Почему? — Они везде суются. Идут туда, где нарисована овчарка. Потому что любят собак. А там написано: ОСТОРОЖНО! ЗЛАЯ СОБАКА! А они не понимают. И потом вылетают из штанов. То они забираются в трансформаторную будку. На двери нарисован череп. И они хотят познакомиться со скелетом. А прочесть слово СМЕРТЕЛЬНО! не умеют. Поэтому и было принято решение о создании школы для клоунов. А завхозы хотят ее отобрать. Им, видите ли, веники хранить негде.
— Веники тоже нужны, — сказал Председатель, но не очень уверенно. И тут произошло странное. Печатная машинка на столе вдруг запрыгала. — Что такое?! — Председатель незаметно вздрогнул. — Сама не знаю. Давайте посмотрим. А машинка вовсю печатала Шурино письмо. — Она волшебная? — тихо спросил Председатель. —
АУ! АУ! АУ! УА! УА! НАШ ДОМ УА. НАШ ДОМ ПОШАР. ДЫН+Н ДЫМ ШАШ+А. НАШ ДОМ ПРОПА+. ШУРА.
— Нет. Это клоун Шура передает письмо. Ну тот, которого украли. Он умеет печатать на расстоянии. — Теперь мне понятно, — сказал Председатель. — Не человек, а телеграф. — А мне ничего не понятно, — сказала Ирина Вадимовна. — Что это за ДЫМ и ПОШАР? — Дым и пошар, я думаю, что дым и пожар. А вот что это за буква +? Я такой не помню, — сказал Председатель. — Мы такой не проходили. Ее не было. — Это не буква. Это такой значок. Клоуны его ставят, когда попадается незнакомый звук. Здесь написано ДЫНИН, а здесь ПРОПАЛ. — Тогда я все понял, — обрадовался Председатель. — Завхозы хотят бросить дымовую шашку. Сделать как бы пожар. И под шумок захватить помещение. — Час от часу не легче! — сказала Ирина Вадимовна. — Что же теперь делать? — А ничего, пускай захватывают. Я вам помогу. У меня для вас подарок есть. Дальше было так. Ирина Вадимовна велела паковать все-все вещи (даже аквариумы) в удобные узлы. Полканчика и другой живой уголок унести на кухню к тете Фекле. На рога Полкану Ирина Вадимовна надела резиновые присоски. И приказала клоунам ни на секунду не отлучаться из школы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|