Деловой и туристский центр. Образовательный, научный и инновационный центр. Центр промышленности. 4 проектные преобразования функционально-планировочной структуры санкт‑петербурга
Деловой и туристский центр Значительные масштабы потребительского рынка и развитая инфраструктура поддержки предпринимательства делают город привлекательным для ведения бизнеса. Туристская привлекательность Санкт‑ Петербурга обусловлена высокой концентрацией музейно‑ исторических и культурно‑ зрелищных объектов, вхождением исторического центра в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако на пути дальнейшего развития Санкт‑ Петербурга как туристского центра имеется ряд барьеров, Несмотря на указанные сложности, Санкт‑ Петербург трижды получил самую престижную награду в области туриндустрии World Travel Awards: - в 2015 году - лучший туристический город Европы; - в 2016 – лидирующее культурно‑ туристическое направление мира;
- в 2017 – лучшее европейское городское направление. Образовательный, научный и инновационный центр Развитию инновационного потенциала способствуют высокая концентрация образовательных и научных учреждений, наличие высококвалифицированных специалистов и многоотраслевая структура экономики, потенциально облегчающие оперативное внедрение результатов НИОКР и инновационных продуктов. В восьмидесяти шести высших учебных заведениях и научных организациях функционируют основные научные и научно‑ педагогические школы Санкт‑ Петербурга, ведущие исследования в более чем четырёхстах областях науки. Центр промышленности Санкт‑ Петербург сохраняет значительный промышленный потенциал благодаря лидерству в производстве продукции машиностроения (энергомашиностроение, судостроение, приборостроение), пищевой и перерабатывающей промышленности. Большинство предприятий производит конечную продукцию, что обуславливает высокий уровень формирования добавленной стоимости. Однако значительная доля промышленных производств, локализованных в городе, приходится на игроков старых (сворачивающихся) технологий. Процесс обновления производственных фондов идет медленно, что обусловливает низкую производительность труда и ведет к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Выводы. Обобщенный градостроительный потенциал: · Третий по площади и численности населения город в Европе и второй в России. · Имеет выгодное географическое положение - приграничное расположение и статус «окна в Европу». · Градообразующий ландшафт Санкт‑ Петербурга - гидросистема р. Невы, соединяющей самое большое в Европе Ладожское озеро с Финским заливом Балтийского моря. · Располагает внутренними территориальными ресурсами и планируемое развитие города не предполагает расширения его границ.
· Историко‑ культурный центр мирового уровня. · Транспортно‑ транзитный центр. · Деловой и туристский центр. · Образовательный, научный и инновационный центр. · Крупный промышленный центр. Сведения о природных условиях, ресурсах и состоянии окружающей среды, а также об основных зонах ограничений для градостроительной деятельности, включая перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изложены в разделе 2. Сведения о современном состоянии социальной, инженерной и транспортной инфраструктур изложены соответственно в разделах 4, 5 и 6. 4 ПРОЕКТНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ САНКТ‑ ПЕТЕРБУРГА 4. 1 Предложения по оптимизации деления территории Санкт‑ Петербурга на самодостаточные макроэлементы планировочной структуры города. Создание предпосылок для перспективной полицентрической структуры территории Санкт‑ Петербурга В соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке схем территориального планирования для получения общего (концептуального) представления Рисунок 11 Ландшафтно‑ географический каркас Санкт‑ Петербурга Планировочная организация территории разрабатывается на основе её планировочной структуры – систематизированной модели, представляющей собой упорядоченный состав элементов пространства в их взаимосвязи, иерархической зависимости, целостности. Санкт‑ Петербург – сложная экосоциотехническая система, планировочная организация которой на территории обусловлена ландшафтными, коммуникационными, средовыми, управленческими и другими аспектами. В качестве границ планировочных элементов могут рассматриваться и фактические преграды (водные объекты, транспортные магистрали), и информационные (границы административно‑ территориальных единиц).
1. Первостепенное влияние на формирование планировочной структуры города оказывает ландшафт Приневской низменности, Невской дельты, Финского залива и окружающих их подъёмов рельефа вместе с основными структурными осями (Рисунок 11): - река Нева и Финский залив делят город на северную и южную части. Основные транспортные связи присоединяют Санкт‑ Петербургк России именно с южной стороны, что существенно отличает южную часть от северной; - дельта Невы образует центральную часть города – квинтэссенцию его ландшафтной и историко‑ культурной привлекательности. Одновременно через эту часть проходит основная доля городских корреспонденций (с юга на север); - западные части – это прибрежные городские территории на Финском заливе, обособленные от основной городской застройки; - восточная часть города определяется только с южной стороны излучиной р. Невы и составляет с северной единую северо‑ восточную 2. Стратегия социально‑ экономического развития Санкт‑ Петербурга на период до 2035 года в анализе современного пространственно‑ территориального развития города характеризует городское пространство как в значительной степени неоднородное по преобладающим видам использования, параметрам застройки и обеспеченности инфраструктурой. Уникальной особенностью пространственного развития Санкт‑ Петербурга является то, что структура его территории формировалась в три этапа под влиянием трех различных моделей социально‑ экономического и политического развития[4]: - планомерное формирование территории столицы Российской империи по лучшим европейским образцам архитектуры и градостроительства (с момента основания и до 1917 года); - градостроительное развитие Ленинграда в условиях централизованной модели экономики с исключительным правом государства на землю и жестким государственным планированием; - новейший этап градостроительного развития Санкт‑ Петербурга, основанный на принципах рыночной экономики и праве частной собственности на землю.
Таким образом, на территории Санкт‑ Петербурга можно выделить несколько исторически сложившихся планировочных поясов, обладающих специфическими особенностями градостроительного и социально‑ экономического развития, в границах которых наблюдается сочетание определенных проблем и вариативности градостроительного и социально‑ экономического развития (Рисунок12): o Исторический центр Санкт‑ Петербурга - территория застройки европейского образца XVIII - начала XX века с концентрацией объектов культурного наследия, туристских центров притяжения, объектов сферы обслуживания, административно‑ делового назначения и значительным количеством проживающего на данной территории населения. В состав территории исторического центра Санкт‑ Петербурга входят Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский и Центральный районы Санкт‑ Петербурга; o Прилегающие к историческому центру Санкт‑ Петербурга промышленные и селитебные территории (далее - «Серый пояс») - сформировавшиеся в конце XIX-начале XX века бывшие промышленные окраины и предместья Санкт‑ Петербурга. Жилая застройка представлена фрагментарно. В состав «Серого пояса» входят территории всех районов Санкт‑ Петербурга, за исключением Петродворцового, Красносельского, Пушкинского, Колпинского, Курортного и Кронштадтского районов Санкт‑ Петербурга. С 2005 года значительно возросла инвестиционная активность по реализации на территории «Серого пояса» проектов строительства и реконструкции объектов общественно‑ делового и жилого назначения, в том числе в рамках комплексного преобразования территории; o Пояс основного расселения («спальные» или «периферийные районы») - территории микрорайонной застройки Ленинграда - Санкт‑ Петербурга 1960‑ 2010‑ х годов с доминированием многоквартирных жилых домов. В состав пояса основного расселения входят Красносельский, Кировский, Московский, Фрунзенский, Невский, Красногвардейский, Калининский, Выборгский и Приморский районы Санкт‑ Петербурга. В пределах пояса основного расселения проживает примерно две трети населения Санкт‑ Петербурга и расположено менее одной трети мест приложения труда, которые представлены преимущественно объектами образования, здравоохранения, социального обслуживания, торговли и услуг. Для «спальных районов» характерны несбалансированность использования территории, однообразность застройки, повышенная плотность населения и постепенное масштабное ветшание жилого фонда; o Внешний пояс активного градостроительного развития Санкт‑ Петербурга - свободные от застройки территории на периферии застроенной части территории Санкт‑ Петербурга. Частично такие формирующиеся и планируемые районы расположены в границах Приморского, Выборгского, Красногвардейского и Пушкинского районов Санкт‑ Петербурга, а частично на смежных территориях Ленинградской области. Стимулом к активному развитию данных территорий стало строительство в 2002‑ 2011 годах КАД, в непосредственной близости от которой также расположены основные развиваемые производственные зоны Санкт‑ Петербурга. Большинство расположенных в зоне влияния этой магистрали и пригодных для застройки территорий развиваются как районы массового жилищного строительства без достаточного количества мест приложения труда. Для указанных территорий характерны затрудненная транспортная доступность, дефицит объектов социальной инфраструктуры, крайне высокая плотность населения и недостаток мест приложения труда.
o Пояс пригородного расселения - территории бывших городских и сельских поселений, включенных в разное время в состав Санкт‑ Петербурга. Среди таких территорий преобладают поселения, находящиеся в границах зон охраны объектов культурного наследия (города Петергоф, Ломоносов, Кронштадт, Пушкин, Павловск, Сестрорецк, поселок Стрельна, поселки на северном побережье Финского залива). Наиболее крупные из пригородных поселений, такие города как Пушкин, Красное Село, Колпино, Петергоф, являются так называемыми городами‑ спутниками Санкт‑ Петербурга, значительная часть населения которых регулярно совершает поездки в Санкт‑ Петербург с трудовыми и деловыми целями из‑ за отсутствия полноценной общественно‑ деловой инфраструктуры, что создает дополнительную нагрузку на транспортную систему. Рисунок 12 Пространственно‑ территориальное развитие Санкт‑ Петербурга Данное временное и территориальное развитие города отражается в размещении населения на его территории (Рисунок 13). При общей невысокой плотности населения 37 чел/га можно увидеть, что на части территории, в зоне её компактного освоения плотность высокая 67 чел/га (в 1, 8 раза выше среднегородской). На другой части территории плотность населения низкая 9 чел/га (в 4, 2 раза ниже среднегородской). Это территории, ранее входивших в состав районов административно подчинённых Ленгорсовету (современные Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Петродворцовый и Пушкинский районы и входящие в их состав города и посёлки)[5] (Рисунок 14). 3. Административно‑ территориальное устройство Санкт‑ Петербурга - территориальное деление города федерального значения Санкт‑ Петербурга на административно‑ территориальные единицы в целях осуществления полномочий исполнительных органов государственной власти Санкт‑ Петербурга. Административно‑ территориальными единицами Санкт‑ Петербурга являются районы. Район Санкт‑ Петербурга - административно‑ территориальная единица Санкт‑ Петербурга, в границах которой осуществляют свою деятельность исполнительные органы государственной власти Санкт‑ Петербурга - администрации районов Санкт‑ Петербурга. Внутригородскими муниципальными образованиями Санкт‑ Петербурга являются муниципальные округа, города и поселки (внутригородские территории города федерального значения Санкт‑ Петербурга). В целях обеспечения эффективности осуществления государственной власти и местного самоуправления в Санкт‑ Петербурге, Рисунок 13 Расселенческая структура Санкт‑ Петербурга Решение о подготовке проекта Генерального плана Санкт‑ Петербурга или о подготовке изменений в Генеральный план Санкт‑ Петербурга принимается Правительством Санкт‑ Петербурга. Администрация района Санкт‑ Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт‑ Петербурга, проводящим государственную политику Санкт‑ Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт‑ Петербурга Единицы административно‑ территориального устройства Санкт‑ Петербурга - районы и входящие в их границы внутригородские муниципальные образования являются ячейками управленческой организации и предоставления информации о жизни города, что играет существенную роль при планировании. Границы районов разграничивают полномочия районных администраций в управлении городскими территориями. Необходимо отметить, что современное административно‑ территориальное устройство нивелирует разницу между городом и присоединённой к нему территорией, ранее входивший в состав районов, административно подчинённых Ленгорсовету (Рисунок 14) (современные Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Петродворцовый и Пушкинский районы). Это некорректно с точки зрения оценки потенциала градостроительного развития различных городских территорий. Рисунок 14 Планировочная структура Санкт‑ Петербурга на основе исторического административно‑ территориального деления Таким образом, с учётом ландшафтно‑ планировочной и средовой структуры, административно‑ территориального устройства Санкт‑ Петербурга при разработке генерального плана города наиболее существенным является деление города на Городскую и Пригородную зоны (I уровень планировочной иерархии) (Таблица 4): o Городская зона представляет собой в общем целостную городскую ткань, представленную всем многообразием функций (особенностью Петербурга является видимый дефицит рекреационной составляющей). Включает 48, 7 % территории города с 87, 7 % населения o Пригородная зона включает 51, 3% территории города и 12, 3 % населения. - городские леса; - большие по площади земельные участки для сельскохозяйственного использования, до настоящего времени используемые по назначению, и связанные с ними объекты инфраструктуры (в т. ч. науки) сельского хозяйства; - крупные садоводческие массивы; - значительные территории, занятые усадебной застройкой как современной, так - объекты воздушного транспорта (гражданского и смешанного использования) - значительные участки вылетных магистралей; - крупные транспортно‑ логистические комплексы и производственные территории; - одно из самых больших в Европе кладбищ; - режимные военные объекты; - пенитенциарные учреждения. Основными отличиями пригородной зоны являются: o Иная, отличная от города система расселения (те самые 9 городов и 21 посёлок); o Отсутствие общей улично‑ дорожной сети и планировочной структуры с основной городской территорией. Границы зон проведены по границам единиц административно‑ территориального устройства Санкт‑ Петербурга – районов (Рисунок 15). Таблица 4 Планировочная структура для разработки Генерального плана. I уровень - планировочные зоны
Рисунок 15 Планировочная структура. I уровень - планировочные зоны
Рисунок 16 Планировочная структура. II и III уровни - планировочные подзоны и секторы Рисунок 17 Соотношение элементов планировочной структуры Санкт‑ Петербурга
II и III уровни планировочной иерархии отражают географию и территориальную организацию города (Рисунок 16, Рисунок 17). o В Городской зоне: - очевидно выделяется центральная часть – Центральное ядро, (5% территории; 13, 6% населения) которое является таковым не только географически, но и по смыслу: в нём сосредоточено большинство уникальных городских объектов и концентрируются места приложения труда. Центальное ядро занимает острова Невской дельты. Характеризуется регулярной квартальной планировкой селитебных территорий и планировочной неорганизованностью промышленно‑ селитебного пояса; - Периферийная подзона (43, 7% территории; 74, 1% населения) несёт на себе основные функции расселения населения. Включает основную территорию промышленно‑ селитебного «серого» пояса, для которого характерна планировочная неупорядоченность. Для территорий, освоенных в соответствии проектной документацией советского периода, предусматривалось сбалансированное размещение мест приложения труда и селитебной застройки с микрорайонной планировкой. Периферийная подзона Центральным городским ядром и рекой Невой разделяется на Северо‑ Восточный и Южный секторы; o Пригородная зона географически разделяется на Кронштадский, Курортный, Петродворцовый и Пушкинско‑ Колпинский секторы. За исключением последнего границы секторов совпадают с границами районов. Пригородные секторы сообщаются друг с другом через Городскую зону или территорию Ленинградской области; o Расчётной единицей в планировочных секторах и ядре является административный район (Невский район рассматривается отдельно в правобережной и левобережной частях). Градостроительный кодекс РФ определяет элемент планировочной структуры, как часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района. Понятие элемента планировочной структуры относится исключительно Приказом Министерства строительства и жилищно‑ коммунального хозяйства o IV уровень планировочной иерархии отражает планировочную структуру Городской зоны и систему расселения Пригородной зоны (как было указано выше элементы I-го уровня имеют разную систему расселения и не имеют общей планировочной структуры) (Таблица 5). В Городской зоне в качестве планировочного района предлагается рассматривать территорию, границами которой, как правило, являются трудно преодолимые естественные и искусственные рубежи (в основном железнодорожные магистрали и водные преграды). В Пригородной зоне планировочным районом могут считаться территории муниципальных образований – городов и посёлков. Планировочный район – многофункциональная целостная структурно‑ планировочная часть города, в границах которой предполагается: - формирование полноценной городской среды, являющейся основой для реализации циклов повседневной жизнедеятельности городского населения; - формирование центра(ов) планировочного района, как элементов нижнего уровня городского полицентризма; Территорию планировочного района целесообразно рассматривать как самостоятельный объект проектных работ по районной планировке. В целях реализации Генерального плана для детализации положений Генерального плана применительно к частям территории - планировочным районам, могут разрабатываться проекты (схемы) комплексного градостроительного развития территории и городских инфраструктур, могут стать основой для разработки проектов планировки территории и проектов межевания территории. Результаты их разработки могут служить основанием для внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки. Таблица 5 Проектная планировочная структура территории Санкт‑ Петербурга
Предложения по установлению границ элементов планировочной структуры Санкт‑ Петербурга отображены на Карте отдельных планировочных элементов, зон различной интенсивности хозяйственного освоения территории, размещения особых экономических зон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|