3.6.3 Петербургская стратегия сохранения культурного наследия
3. 6. 3 Петербургская стратегия сохранения культурного наследия Правительством Санкт‑ Петербурга в 2005 году одобрена Петербургская стратегия сохранения культурного наследия, представленная Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Санкт‑ Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах города. Стратегия призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты преобразования и совершенствования городского ландшафта, сущность которых определяется формулой «сохранение через развитие, развитие через сохранение». Базовый принцип государственной политики - комплексное сохранение наследия, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития Санкт‑ Петербурга, в составе проектов перспективного планирования и градостроительства. Сохранение объектов культурного наследия должно стать ключевым элементом стратегии городского обновления. Стратегия строится на основе сбалансированных и гармоничных отношений между требованиями общественности, экономической деятельности и охраны исторической среды. Она должна привести к признанию общей ответственности за сохранение наследия. В течение долгого времени охранялись отдельные памятники без учета их окружения. Специфика культурного наследия Санкт‑ Петербурга диктует сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик. Предметы охраны культурного наследия - это ключевые элементы, параметры, характеристики среды, которые являются носителями исторической, архитектурной, художественной ценности. Наряду с отдельными объектами культурного наследия охраняются и главные градостроительные принципы. Ценность представляют объемно‑ пространственный планировочный каркас, конфигурация центральных водных пространств, общегородской силуэт, панорамы рек, ансамбли главных площадей, перспективы основных улиц. В Санкт‑ Петербурге, с его широким простором, важны архитектурно организованные открытые пространства и видовые коридоры восприятия доминант, ансамблей и средовой застройки. Предметами охраны культурного наследия являются характер среды, включающий планировочный модуль кварталов и участков, масштаб, высотность и членение застройки. В пригородах и отдаленных от центральной части районах иной масштаб застройки, особую значимость представляют ландшафты. Градостроительная охрана предусматривает режим археологических исследований для наиболее ранних и ценных участков культурного слоя, поисковые и мониторинговые мероприятия.
Ни один город из числа тех, которые называют музеями под открытым небом, не может быть законсервирован. Санкт‑ Петербург - развивающийся мегаполис, поэтому согласование интересов охраны культурного наследия с необходимостью развития и реконструкции территорий - одна из важнейших задач. 3. 6. 4 Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО принята «Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия», основной направленностью которой было сохранение и защита наиболее уникальных, обладающих выдающейся универсальной ценностью, объектов культурного и природного наследия. На 14-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в 1990 году, принято решение о включении в список всемирного наследия объекта «Исторический центр Санкт‑ Петербурга и связанные с ним компоненты памятников».
В состав объекта «Исторический центр Санкт‑ Петербурга и связанные с ним компоненты памятников» включены 59 территорий объектов культурного наследия (дворцово‑ парковые ансамбли, усадьбы, Пулковская обсерватория, Сестрорецкий разлив, Дудергофские высоты, оборонительные сооружения крепости Кронштадт и др. ), 14 дорог (исторические направления), элементы Мемориала в память обороны города в 1941‑ 1944 гг. «Зеленый пояс Славы Ленинграда». С 2005 по 2011 проведены работы по уточнению границ объекта культурного наследия «Исторический центр Санкт‑ Петербурга и связанные с ним компоненты памятников». Самым спорным оказался вопрос о границах главного компонента объекта - «Исторический центр Санкт‑ Петербурга». Результатами работы стали материалы ретроспективной инвентаризации: карты, отображающие границы всех компонентов и элементов объекта, уточненный перечень компонентов и элементов, ретроспективная декларация о выдающейся универсальной ценности объекта. Данные материалы были приняты решениями 37-й, 38-й и 39-й сессиями Комитета всемирного наследия. В соответствии со статьей 4 и пунктом d статьи 5 Конвенции обязательство обеспечивать охрану и сохранение объектов всемирного наследия, а так же принимать соответствующие юридические, административные и финансовые меры по выявлению, охране, сохранению, популяризации и восстановлению объектов наследия возлагается на государство – сторону Конвенции. При этом статьей 34 установлено, что выполнение положений настоящей Конвенции является предметом законодательной деятельности центральной или федеральной законодательной власти вне зависимости от формы государственного устройства государств – сторон Конвенции. В связи, с чем требуется внесение изменений во внутреннее законодательство государств – сторон Конвенции. На территории России органом занимающимся данным вопросом является Министерство культуры Российской Федерации. Объекты и элементы, входящие в состав объекта культурного наследия «Исторический центр Санкт‑ Петербурга и связанные с ним компоненты памятников» отображены на «Схеме элементов объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт‑ Петербурга и связанные с ним компоненты памятников» (Рисунок 9).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|