Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Триадные заклинания и палиндромы 9 страница




[53] Каледвулх — древнейшее, вероятно, имя этого меча. Известное нам по поздним (в основном французским) романам имя Экскалибур — это искажение другого, более раннего искажения — Калибурн.

[53] Пер. И. Ивановского, цит. по: Скандинавская баллада. Л., 1978.

[54] Исследование по сакральному значению и психологическому воздействию звуков можно видеть, например, в диссертации А. Е. Наговицына: Влияние ритмо-фонетической структуры текстов на отношение подростков и молодежи к их содержанию (Дисс. ... канд. псих. наук. М., 1998). Некоторые положения этой работы были использованы нами при создании данной реконструкции.

[55] Здесь представлены общие значения рун в реконструированной системе; более полные описание и комментарии см. в: ПлатовА. В. Славянские руны. М., 2001.

[55]                            Русские переводы книги выходили дважды: первый, под моей редакцией, в 2001 году (Лист Г. фон. Тайна рун. М., 2001), а второй — перевод С. Кормилицына — был опубликован как часть его книги, посвященной рунам (Кормилицын С. Тайны рун. Наследники Одина. М., 2005).

[56] List Guido von. Das Geheimnis der Runen. Vienne, 1908.

[57]                            Полное изначальное название организации — StudiengeseUschaftfur Geistesurgeschichte Deutsches Ahnenerbe («Общество изучения древненемецкой истории, идеологии и наследия немецких предков»).

[57] Внеалфавитная руна; подробнее об этом и подобных символах см. Приложение 1.

[58] Любопытное замечание: император Александр I владел шпагой из металла, «капнувшего со звезд», и весьма ею дорожил.

Отсюда и имя кольца — Драупнир дословно означает «капатель», «тот, кто капает» (имеется в виду — кольцами).

[58] Вместе с тремя рассматриваемыми ниже руническими кольцами (Брэмхэм Мур, Кингмур, Линсток) к этой группе относятся также кольца из Хэрвуда и из Шербурна.

[59] Собственно говоря, выражение «вотивный клад», хотя и прижившееся в археологической литературе, не совсем корректно. Клад создается в расчете на то, что когда-нибудь он будет извлечен и использован, в то время как огромные скопления предметов, принесенных в жертву богам или во исполнение данного им обета, возникали в священных местах (не только в Скандинавии) отнюдь не для того, чтобы позднее эта предметы снова использовать.

[60] Меч с кольцом (англ. ring-sword) — распространенный в Западной Европе в середине I тысячелетия тип меча с рукоятью, снабженной металлическим кольцом возле навершия. Предназначение кольца одно­значно не установлено.

[61] Хлевов АА. Предвестники викингов. Северная Европа в I—VIII веках. СПб., 2002.

[62] Подробнее о сакральных рунических словах см. главу «Тексты и заклинания».

[63]                             Сравните, например, с изображениями на древних галльских монетах. — В кн.: ПлатовА. В. Дорога на Аваллон. М., 1998.

[64] Немногим меньше миллиона фунтов стерлингов (т. е. около полутора миллионов американских долларов) в современной валюте.

[65] См. главу «Тексты и заклинания».

[66] Относительно данного символа в литературе можно встретить и другие трактовки, — например, что он является модификацией одной из фризских рун. Однако, на мой взгляд, подобные предположения несо­стоятельны, и мы имеем дело именно с вязаной руной.

[67] Не совсем обычен и использованный материал — свинец. Для Британских островов естественно применение для недорогих поделок олова, которое здесь добывали с древнейших времен и которое с эстетической точки зрения гораздо эстетичнее свинца (а при наличии естественных примесей меди — и жестче). Почему же древний мастер использовал именно свинец? Возможно, разумеется, что это случайность, обусловленная, например, тем, какой материал был у него под рукой. Но возможно и то, что свинец был использован сознательно.

[67] Абсалон — датский архиепископ XII века, приближенный короля Вальдемара I; был одним из инициаторов «крестовых походов» против балтийских славян.

[67] Подробнее см. следующую главу.

[68] Peschel L. A Practical Guide to the Runes. St. Paul, 1996.

[69] Подробнее см.: Платов А. В. Кризис современного мира и ценности языческого Пути // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 9, 2000.

[70] ГуревичЕ. А. Руны, руническое письмо. В кн.: Словарь средневековой культуры. М., 2003.

[71] Е. Thorsson. Runelore: A Handbook of Esoteric Runology. York Beach, 1987. На русском языке см.: Э. Торссон. Руническое учение. М., 2002.

[72] Кораблев А. Графическая магия исландцев. М., 2002. Его же: Рунология Йоуна Оулафс-Сона из Грюнна-Вика. Исландские трактаты XVII века. М, 2005.

[73] Необходимое примечание для глубоко заинтересованного читателя, который попытается сам разобрать

[74] Русский перевод заклятья Бюслы приводится по изданию: Неменьи Г. фон. Священные руны: магические символы Севера. М., 2005. (Отметим, что сам рунический текст, начертанный Бюслой, приводится у фон Неменьи с искажениями. )

[75] Что касается заклинания Бюслы, мы видим в нем соответственно не три, а шесть закодированных слов: ristil aistil pistil kistil mistil uistil. Три из них нам уже известны; еще одно — ristil — относительно уверенно может быть переведено как «лишай»; остальные два—aistil и uistil—непонятны.

[76] Съеланд—остров Зеландия.

[77] См. главу 4.

[78] Фон Неменьи ошибочно насчитывает в надписи ровно 90 рун (и, к слову, путает номер, называя ее Maeshowe XVIII).

[79] Перепуг — я использовал в данном переводе русский знахарский термин, как наиболее подходящий по смыслу (англоязычные переводчики, как правило, обозначают данный термин как the Trembler).

[80] Svartr — «Черный» (др. -сев., др. -исл. ).

[81] Данные строфы в составе «Речей Высокого» произносятся не от лица Одина, а от лица одного из его «представителей» в Мидгарде, мире людей.

[82] Как всегда в подобных историях, все заканчивается плачевно; все умерли.

[83] Germania, X: пер. А. Клемешова.

[84]

Ещё относительно недавно некоторыми авторами подвергалось сомнению, что «некие знаки» германцев Тацита являются рунами; основанием для этих сомнений слркило кажущееся несоответствие по времени. Однако археологические материалы последних десятилетий позволяют нам однозначно утверждать, что в I веке н. э. руны уже были в употреблении, а скудость находок с руническими знаками объясняется простой недолговечностью материала ранних рунических артефактов — древесины.

[85] Стихотворный перевод С. В. Петрова.

[85] Тинг — в Скандинавских странах собрание свободных людей, аналог новгородского вече.

[86] Варлок (англ. warlock) — одна из «специализаций» в традиционной магии.

[87] В квадратных скобках здесь дается значение руны, не входящее непосредственно в ее имя.

[87] У автора вкралась опечатка - на фотографии ясно видно, что надпись читается как «Ансуз-Перт- Ансуз» (А Р А)

[88] См.: Платов А. В. Трехчастные рунические заклинания // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4. М., 1997.

[89] Перевод СВ. Петрова.

[90] См., напр.: Платов А. В. Руническая магия. М., 1994.

[91] Шеппинг Д. Д. Мифы славянского язычества. М., 1849; J. Grimm. Deutsche Mythologie. Basel, 1953.

[92] Платов А. В. Магические Искусства Древней Европы. М., 2002.

[93] Платов А. В. Магические Искусства...; Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996; Элиаде М. Шаманизм. Киев, 1998.

[94] Платов А. В. Магические Искусства...; Платов А. В., Дарт А. ван. Цит. соч.

[95] King В. Op. at

[96] См., напр.: Генон Р. Кризис современного мира. М., 1991.

[96] Как правило, именно первая, экзотерическая, компонента Традиции и ассоциируется с религией, в то время как вторая — с магией.

[97] Платов А. В. Феномен виртуальной реальности...

[98] Садашивачарья Шрипада. Три типа характера (бхавы) практикующих тантру//Тантрический путь, вып. 3, 1996.

[99] Андреев А. Игра и Игрецы//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 2, 1996.

[100] См.: Андреев А. Русские боги в Зазеркалье. Баба-Яга//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996; вып. 4, 1997.

[101] Платов А. В. Трехчастные рунические заклинания//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4, 1997.

[102] См., напр.: Эвола Ю. Мистерия Грааля//Милый ангел, т. 1. М., 1991.

[103] М. Гусев. Древний литовский календарь// Известия Императорского Русского Археологического Общества, т. V, вып. 5, 1865.

[104] P. Tarasenka. Pedos amenyje (Lietuvos istoriniai akmenys). Vilnius, 1958.

[105] R. Matulis. Istoriniai akmenys. Vilnius, 1990.

[106] Т. Narbutt. Dzieje starozytne narodu litewskiego, t. 1 — Mitologia litewska. Wilno, 1835.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...