Стимулирование создания и развития центров коммерциализации
Это важнейший элемент инновационной инфраструктуры, стимулирующий коммерциализацию и способствующий расширению связей государственных организаций, НИИ и вузов с промышленностью. Например, в США закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера 1980 г. потребовал от каждой федеральной лаборатории создания офиса по выявлению коммерчески ценных технологий и их коммерциализации, а также Центров совместных исследований. Создание центров трансферта промышленных технологий и промышленных услуг закреплено законом о торговле и конкуренции 1988 г. Закон Стивенсона-Уайдлера, например, констатирует, что «...многие новые открытия и достижения в научной сфере происходят в университетах и федеральных лабораториях, в то время как применение этих новых знаний в коммерческих и общественных целях зависит во многом от действий предпринимателей и наемных работников. Принципы сотрудничества между академией, федеральными лабораториями, наемными работниками и промышленностью в таких формах, как передача технологий, обмен кадрами, совместные исследовательские проекты и другие направления деятельности, должны быть обновлены, расширены и укреплены» (статья 2). Интересным моментом закона является включение в перечень обязанностей министра торговли США осуществление постоянного мониторинга за показателями соотношения объема технологических разработок и выпуска промышленной продукции, занятости, производительности, объема внешней торговли США; определение влияния экономических и социальных факторов, эффективности менеджмента в промышленных отраслях на эффективность проводимой государственной политики, направленной на увеличение объема инновационных разработок и их внедрение в производство.
О необходимости создания офисов исследований и внедрения технологий при федеральных лабораториях говорится в статье 11 «Использование федеральных технологий»: «Каждая федеральная лаборатория должна учредить офис исследований и внедрения технологий. Лаборатории, имеющие организационные структуры, исполняющие функции, предусмотренные данной статьей, могут принять решение объединить офисы исследований и внедрения технологий с существующей организацией. Вопросы персонала и финансирования в отношении этих офисов должны определяться каждой федеральной лабораторией и федеральным агентством, управляющим лабораторией или руководящим ею, за исключением случаев, когда (1) каждая лаборатория, имеющая 200 или более должностей ученых, инженеров и технических сотрудников, занятых на полную ставку, должна предоставить одну или более аналогичных должностей на полной ставке для своего персонала для своего офиса исследований и внедрения технологий и (2) каждое федеральное агентство, управляющее или руководящее одной или более федеральной лабораторией, должно предоставить достаточно средств либо в качестве единовременной выплаты или из бюджета агентства в части исследований и разработок для поддержки функции передачи технологий в агентстве и его лабораториях, включая поддержку офиса исследований и внедрения технологий. Более того, лица, занимающие должности в офисе исследований и внедрения технологий, должны включаться в комплексную программу развития менеджмента лаборатории или агентства, чтобы гарантировать, что технические менеджеры высокой квалификации являются полноправными участниками в процессе передачи технологий. Для управления интеллектуальной собственностью, создаваемой в научных организациях, представляется целесообразным стимулировать на общефедеральном уровне, например в рамках федерального закона, аналогичного закону Стивенсона-Уайдлера, создание офисов коммерциализации разработок, являющихся либо структурными подразделениями научных организаций, либо полными «дочками» этих организаций. Финансирование этих структур в научных организациях федерального подчинения целесообразно осуществлять из федерального бюджета на приоритетной основе. Результаты деятельности офисов, связанных с передачей интеллектуальной собственности в производство, должны являться частью ежегодной отчетности научных организаций перед соответствующими федеральными органами.
Софинансирование коммерциализации технологий за счет бюджетных средств и средств частного сектора. Примером использования данного механизма служат США (элементы которого используются и в европейских странах), где с 1986 г. все заинтересованные фирмы имеют доступ к научно-техническим ресурсам федеральных лабораторий в рамках так называемых договоров о совместных научных исследованиях и разработках (Cooperative Research and Development Agreement - CRADA). Так, закон о трансфере федеральных технологий от 1986 года (Federal Technology Transfer Act of 1986, Public Law 99-502) направлен на совершенствование сотрудничества частного и государственного секторов. Согласно этому закону университетам, федеральным лабораториям, частным фирмам, консорциумам и правительствам штатов было предоставлено право заключать кооперативные соглашения на проведение совместных НИОКР — CRADA. Эти соглашения, по существу, создали новый правовой инструмент взаимодействия государственного и частного секторов, или государственно-частного партнерства, в сфере коммерциализации технологий. По сравнению с законом о национальных кооперативных исследованиях от 1984 года, который уменьшил «антитрестовские барьеры» для проведения совместных (кооперативных) федеральных и промышленных исследований, что привело к образованию нескольких сотен консорциумов, занимающихся НИОКР, закон о трансфере федеральных технологий дал возможность доступа всем заинтересованным фирмам США к научно-технологическим ресурсам федеральных лабораторий. Закон определил и ограничения, связанные с национальной безопасностью.
Закон о трансфере технологий определяет, что торговые секреты, коммерческая или торговая информация, являющаяся привилегированной по закону о свободе информации, полученная при работе по CRADA, не должна раскрываться и должна сохраняться в течение 5 лет. Договора CRADA остаются важной составляющей в технологической политике США, они получили заслуженную популярность в частном секторе как доступное средство использования опыта и ресурсов, имеющихся в 700 национальных федеральных лабораториях США. Закон о национальной конкурентоспособности при передаче технологий от 1989 года (National Competitiveness Technology Transfer Act of 1989, Public Law 101-189) предоставил право федеральным лабораториям, имеющим контракт с федеральным агентством, заключать CRADA и осуществлять другие договоренности с университетами и частным сектором. Идея CRADA была развита и в законе о национальном трансфере технологий и достижениях 1995 года (National Technology Transfer and Advancement Act of 1995), который определил, что: · выход с технологиями и промышленными инновациями на рынок является основой для экономического, экологического и социального благосостояния народа США; · федеральное правительство должно оказать поддержку частному сектору через федеральные лаборатории, учитывая, что коммерциализация технологии и промышленных инновации напрямую зависит от бизнеса; · процесс коммерциализации технологий будет усилен при условии, что частные компании будут в разумных пределах компенсировать федеральному правительству передачу технологий, что облегчит для них получение эксклюзивных лицензий на изобретения, полученные в результате реализации CRADA в федеральных лабораториях. В целом применительно к CRADA речь идет о таких работах, по которым соответствующий федеральный орган исполнительной власти выступает заказчиком, обязательным партнером является промышленная фирма, а в ходе выполнения работ достигаются результаты, имеющие коммерческую ценность.
Средняя стоимость проекта в рамках CRADA составляет около 800 тыс. долл. Лаборатории, принадлежащие федеральному правительству, могут передавать права собственности на созданную интеллектуальную собственность частному предприятию, федеральное же правительство приобретает безотзывную, безвозмездную неисключительную лицензию, чтобы технология могла использоваться в других странах мира. Как правило, частным компаниям предоставляется неисключительная лицензия, однако общая тенденция заключается в расширении прав, предоставляемых частному сектору. Кроме того, в особо приоритетном положении находятся малые фирмы, которым в рамках CRADA могут выдаваться эксклюзивные лицензии. Целесообразно использование опыта США в области организации исследовательского процесса — в частности, апробация практики соглашений о проведении совместных исследований (по аналогии с CRADA) при условии передачи прав на созданные объекты интеллектуальной собственности организациям – разработчикам и промышленным фирмам, в том числе организациям малого бизнеса. Коммерциализация технологий не может быть всецело связана с государственным бюджетом, в основном, она определяется спросом на исследования и разработки со стороны негосударственного (частного) сектора экономики. Партнерство частного и государственного секторов экономики должно стать ключевым компонентом новой инновационной политики России. Россия еще значительно отстает в развитии правовых, организационно-экономических и финансовых механизмов реализации государственно-частного партнерства в сфере коммерциализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|