Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стимулирование создания и развития центров коммерциализации




Это важнейший элемент инновационной ин­фраструктуры, стимулирующий коммерциализацию и способствующий расширению связей госу­дарственных организаций, НИИ и вузов с промыш­ленностью. Например, в США закон о технологических ин­новациях Стивенсона-Уайдлера 1980 г. потребовал от каждой федеральной лаборатории создания офиса по выявлению коммерчески ценных технологий и их коммерциализации, а также Центров совмест­ных исследований. Создание центров трансферта промышленных техно­логий и промышленных услуг закреплено законом о торговле и конкуренции 1988 г.

Закон Стивенсона-Уайдлера, например, конста­тирует, что «...многие новые открытия и достижения в научной сфере происходят в университетах и фе­деральных лабораториях, в то время как применение этих новых знаний в коммерческих и общественных целях зависит во многом от действий предпринима­телей и наемных работников. Принципы сотрудни­чества между академией, федеральными лаборатори­ями, наемными работниками и промышленностью в таких формах, как передача технологий, обмен кад­рами, совместные исследовательские проекты и дру­гие направления деятельности, должны быть обнов­лены, расширены и укреплены» (статья 2).

Интересным моментом закона является включе­ние в перечень обязанностей министра торговли США осуществление постоянного мониторинга за показателями соотношения объема технологических разработок и выпуска промышленной продукции, занятости, производительности, объема внешней тор­говли США; определение влияния экономических и социальных факторов, эффективности менеджмента в промышленных отраслях на эффективность прово­димой государственной политики, направленной на увеличение объема инновационных разработок и их внедрение в производство.

О необходимости создания офисов исследований и внедрения технологий при федеральных лаборато­риях говорится в статье 11 «Использование федераль­ных технологий»:

«Каждая федеральная лаборатория должна учре­дить офис исследований и внедрения технологий. Лаборатории, имеющие организационные структуры, исполняющие функции, предусмотренные данной статьей, могут принять решение объединить офисы исследований и внедрения технологий с существую­щей организацией. Вопросы персонала и финанси­рования в отношении этих офисов должны опре­деляться каждой федеральной лабораторией и фе­деральным агентством, управляющим лаборатори­ей или руководящим ею, за исключением случаев, когда (1) каждая лаборатория, имеющая 200 или более должностей ученых, инженеров и техниче­ских сотрудников, занятых на полную ставку, дол­жна предоставить одну или более аналогичных дол­жностей на полной ставке для своего персонала для своего офиса исследований и внедрения техноло­гий и (2) каждое федеральное агентство, управля­ющее или руководящее одной или более федераль­ной лабораторией, должно предоставить достаточ­но средств либо в качестве единовременной вы­платы или из бюджета агентства в части исследо­ваний и разработок для поддержки функции пере­дачи технологий в агентстве и его лабораториях, включая поддержку офиса исследований и внедре­ния технологий. Более того, лица, занимающие дол­жности в офисе исследований и внедрения техно­логий, должны включаться в комплексную про­грамму развития менеджмента лаборатории или агентства, чтобы гарантировать, что технические менеджеры высокой квалификации являются пол­ноправными участниками в процессе передачи тех­нологий.

Для управления интеллектуальной собственно­стью, создаваемой в научных организациях, пред­ставляется целесообразным стимулировать на общефедеральном уровне, например в рамках федерального закона, аналогичного закону Стивенсона-Уайдлера, создание офисов коммерциализа­ции разработок, являющихся либо структурными подразделениями научных организаций, либо пол­ными «дочками» этих организаций. Финансирова­ние этих структур в научных организациях федерального подчинения целесообразно осуще­ствлять из федерального бюджета на приоритетной основе. Результаты деятельности офисов, связанных с передачей интеллектуальной собственности в произ­водство, должны являться частью ежегодной отчет­ности научных организаций перед соответствующи­ми федеральными органами.

Софинансирование коммерциализации технологий за счет бюджетных средств и средств частного сектора. Примером использования данного механизма служат США (элементы которого ис­пользуются и в европейских странах), где с 1986 г. все заинтересованные фирмы имеют доступ к на­учно-техническим ресурсам федеральных лабора­торий в рамках так называемых договоров о совместных научных исследованиях и разработках (Cooperative Research and Development Agree­ment - CRADA).

Так, закон о трансфере федеральных технологий от 1986 года (Federal Technology Transfer Act of 1986, Public Law 99-502) направлен на совершенствование сотрудничества частного и государственного секто­ров. Согласно этому закону университетам, федераль­ным лабораториям, частным фирмам, консорциумам и правительствам штатов было предоставлено право заключать кооперативные соглашения на проведение совместных НИОКР — CRADA.

Эти соглашения, по существу, создали новый правовой инструмент вза­имодействия государственного и частного секторов, или государственно-частного партнерства, в сфере коммерциализации технологий.

По сравнению с законом о национальных коопе­ративных исследованиях от 1984 года, который уменьшил «антитрестовские барьеры» для проведе­ния совместных (кооперативных) федеральных и промышленных исследований, что привело к обра­зованию нескольких сотен консорциумов, занимаю­щихся НИОКР, закон о трансфере федеральных тех­нологий дал возможность доступа всем заинтересо­ванным фирмам США к научно-технологическим ресурсам федеральных лабораторий. Закон опреде­лил и ограничения, связанные с национальной без­опасностью.

Закон о трансфере технологий определяет, что торговые секреты, коммерческая или торговая инфор­мация, являющаяся привилегированной по закону о свободе информации, полученная при работе по CRADA, не должна раскрываться и должна сохра­няться в течение 5 лет.

Договора CRADA остаются важной составляю­щей в технологической политике США, они получи­ли заслуженную популярность в частном секторе как доступное средство использования опыта и ресурсов, имеющихся в 700 национальных федеральных лабо­раториях США.

Закон о национальной конкурентоспособности при передаче технологий от 1989 года (National Competitiveness Technology Transfer Act of 1989, Public Law 101-189) предоставил право федеральным лабораториям, имеющим контракт с федеральным агентством, заключать CRADA и осуществлять дру­гие договоренности с университетами и частным сек­тором.

Идея CRADA была развита и в законе о нацио­нальном трансфере технологий и достижениях 1995 года (National Technology Transfer and Advancement Act of 1995), который определил, что:

· выход с технологиями и промышленными инно­вациями на рынок является основой для эконо­мического, экологического и социального благо­состояния народа США;

· федеральное правительство должно оказать под­держку частному сектору через федеральные ла­боратории, учитывая, что коммерциализация технологии и промышленных инновации напрямую зависит от бизнеса;

· процесс коммерциализации технологий будет усилен при условии, что частные компании бу­дут в разумных пределах компенсировать феде­ральному правительству передачу технологий, что облегчит для них получение эксклюзивных лицензий на изобретения, полученные в резуль­тате реализации CRADA в федеральных лабора­ториях.

В целом применительно к CRADA речь идет о таких работах, по которым соответствующий феде­ральный орган исполнительной власти выступает заказчиком, обязательным партнером является про­мышленная фирма, а в ходе выполнения работ до­стигаются результаты, имеющие коммерческую цен­ность.

Средняя стоимость проекта в рамках CRADA со­ставляет около 800 тыс. долл. Лаборатории, принад­лежащие федеральному правительству, могут пере­давать права собственности на созданную интеллек­туальную собственность частному предприятию, фе­деральное же правительство приобретает безот­зывную, безвозмездную неисключительную лицен­зию, чтобы технология могла использоваться в других странах мира. Как правило, частным компаниям пре­доставляется неисключительная лицензия, однако общая тенденция заключается в расширении прав, предоставляемых частному сектору. Кроме того, в особо приоритетном положении находятся малые фирмы, которым в рамках CRADA могут выдаваться эксклюзивные лицензии.

Целесообразно использование опыта США в области организации иссле­довательского процесса — в частности, апробация практики соглашений о проведении совместных ис­следований (по аналогии с CRADA) при условии передачи прав на созданные объекты интеллектуаль­ной собственности организациям – разработчикам и промышленным фирмам, в том числе организациям малого бизнеса.

Коммерциализация технологий не может быть всецело связана с государственным бюджетом, в ос­новном, она определяется спросом на исследования и разработки со стороны негосударственного (част­ного) сектора экономики. Партнерство частного и государственного секторов экономики должно стать ключевым компонентом новой инновационной поли­тики России. Россия еще значительно отстает в раз­витии правовых, организационно-экономических и финансовых механизмов реализации государствен­но-частного партнерства в сфере коммерциализации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...