Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие венчурной инфраструктуры в России




Одним из важнейших факторов формирования Российской национальной инновационной системы явля­ется создание разветвленной и эффективной инновационной инфраструктуры, оказывающей со­действие субъектам инновационной деятельности, ак­тивно способствующей переходу России на иннова­ционный путь развития.

Можно выделить следующие направления иннова­ционной инфраструктуры: технологическая, консал­тинговая, финансовая, подготовки кадров, информаци­онная и инфраструктура продвижения на рынки.

Наибольшее развитие получили следующие эле­менты технологической инфраструктуры — техно­парки (ТП), инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-производственные комплексы (ИПК), а в последние годы — технико-внедренчес­кие зоны.

Всего с начала 90-х годов прошлого века, когда началось развитие инновационной инфраструктуры, Минобрнауки России и структуры, ему предшеству­ющие, поддержали развитие нескольких типов инно­вационной инфраструктуры (табл. 3.1). Поддерж­ка осуществлялась практически во всех регионах Рос­сии, имеющих высокий научно-технический потен­циал.

Кроме технологической инфраструктуры осуще­ствлялась поддержка развития венчурных фондов, коучинг-центров, центров коллективного пользова­ния (ЦКП) и других видов инфраструктуры.

Всего с государственной поддержкой было созда­но более 200 объектов инновационной инфраструк­туры но всем регионам России.

Технологическая инфраструктура

Технопарки. В настоящее время в России насчитываются де­сятки организаций, именующих себя «технопарка­ми». К сожалению, деятельность многих из них пока дале­ка от инновационного бизнеса и не оказывает серьез­ного влияния на становление и развитие малых и средних высокотехнологичных предприятий.

Таблица 3.1.

Сводные данные по объектам инновационной инфраструктуры

Объекты инновационной инфраструктуры Кол-во
Технопарки (ТП)
Инновационно - технологические центры (ИТЦ)
Инновационно - промышленные комплексы (ППК)
Инновационно - технологические кластеры
Бизнес-инкубаторы
Центры Трансфера технологий (ЦТТ)
Коучинг-центры
Национальные информационно-аналитические центры (НИАЦ)  

Реализация задач по коммерциализации потребовала концентрации усилий по созданию и формированию сети развитой инновационной инфраструктуры (см. табл. 3.1). Особо актуально стоит задача фор­мирования в России технопарков, которые могли бы реально способствовать разработке и производству отечественной инновационной продукции и продви­жению ее в России и на мировом рынке, а также стать механизмом ускоренного развития высокотехноло­гичных отраслей экономики.

Цели и задачи технопарков в сфере высоких технологий. Согласно мировому опыту, создание технопарков в сфере высоких технологий является необходимой предпосылкой для ускоренного развития высокотех­нологичных отраслей промышленности и превраще­ния; их в одну из основных движущих сил экономи­ческого роста страны. Создание технопарков в сфере высоких технологий позволит:

· стимулировать развитие всех отраслей эконо­мики,

· повысить инвестиционную привлекательность высокотехнологичных отраслей,

· обеспечить рост объемов иностранных инвести­ций,

· создать условия для размещения международны­ми высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Российской Феде­рации.

· способствовать увеличению объемов экспорта вы­сокотехнологичной продукции и услуг, произво­димых российскими предприятиями.

Технопарки России. Первые научно-технологические парки в России были созданы на базе высших учебных заведений в начале 1990-х гг. в Томске (1990 г.), Москве и Зеле­нограде (1991 г.). В середине 1990-х гг. появляются технопарки (ТП), формируемые не на вузовской ос­нове, а на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было появление региональных технопарков, созданных при участии региональных властей для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопарки имели соб­ственные помещения, финансовую поддержку от фе­деральных и региональных властей, и довольно ус­пешно развивали в своих стенах малые инновацион­ные фирмы. Среди них можно выделить «Технопарк-Новосибирск» и инновационно-технологический центр при Региональном фонде научно-техническо­го развития Санкт-Петербурга.

Кроме собственно технопарков, в конце 1990-х — начале 2000-х годах с участием Миннауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ). которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками.

Особые экономические зоны. Крайне перспективный механизм государствен­ной поддержки инноваций - создание особых эко­номических зон (ОЭЗ). Летом 2005 года был принят за­кон, регламентирующий их деятельность. Законода­тельством обеспечивается предоставление предпри­ятиям-резидентам ОЭЗ таможенных преференций, их освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на пять лет с мо­мента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ. Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ предусмот­рено также снижение базовой ставки единого соци­ального налога до 14%.

Первыми победителями конкурса среди регионов на право формирования ОЭЗ были признаны заявки па создание технико-внедренческих ОЭЗ в Москве, Московской области, Томской области и Санкт-Пе­тербурге, а также промышленно-нроизводственных зон — в Татарстане и Липецкой области.

При всей своей важности с точки зрения стиму­лирования инвестиционной активности число ОЭЗ неизбежно будет ограниченным. Правитель­ство считает целесообразным обеспечить эффектив­ную поддержку развития технопарков, которые бу­дут базироваться и за пределами особых экономичес­ких зон. Создание технопарков должно решить ряд задач. В частности, активизировать инновацион­ную работу в университетах, вокруг которых, как правило, создаются технопарки. Бизнес-идеи со сто­роны преподавателей и студентов могут стать пита­тельной основой для формирования новых предпри­ятий, которые будут финансироваться венчурными фондами. Технопарки должны способ­ствовать привлечению прямых инвестиций крупных компаний в регионы.

Интересны перспективы привлечения к строи­тельству технопарков частных инвестиций. Соглас­но материалам мэрии Дубны, подготовленным совме­стно с ИТ-компаииями на создание в районе соци­альной и инженерной инфраструктуры крупного тех­нопарка планируется потратить 2,6 млрд. руб. из бюд­жетных источников, тогда как предполагаемый объем частных инвестиций в рамках этого проекта — 16.8 млрд. руб. То есть государственная поддержка необ­ходима лишь в размере 13% от общего объема инвес­тиций. Такого рода пропорция привлекательна для государства.

Объекты инновационной инфраструктуры в ре­гионах, где предполагается создание технико-вне­дренческих особых экономических зон (ТВ ОЭЗ) и технико-внедренческих технопарков (ТВП), пред­ставлены в табл. 2.

В указанных регионах было создано около 70 объектов инновационной инфраструктуры (или око­ло 30% всех объектов инфраструктуры), что можно считать определяющим при выборе места располо­жения ТВ ОЭЗ и ТВП.

Сведения о технопарках и инновационно-техно­логических центрах в субъектах Российской Феде­рации, предусмот­ренные в разделе IV Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одоб­ренной распоряжением Правительства Российской Федерации 10 марта 2006 г. № 328-р. представле­ны в табл. 3.

Таблица 3.2.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...