Развитие венчурной инфраструктуры в России
Одним из важнейших факторов формирования Российской национальной инновационной системы является создание разветвленной и эффективной инновационной инфраструктуры, оказывающей содействие субъектам инновационной деятельности, активно способствующей переходу России на инновационный путь развития. Можно выделить следующие направления инновационной инфраструктуры: технологическая, консалтинговая, финансовая, подготовки кадров, информационная и инфраструктура продвижения на рынки. Наибольшее развитие получили следующие элементы технологической инфраструктуры — технопарки (ТП), инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-производственные комплексы (ИПК), а в последние годы — технико-внедренческие зоны. Всего с начала 90-х годов прошлого века, когда началось развитие инновационной инфраструктуры, Минобрнауки России и структуры, ему предшествующие, поддержали развитие нескольких типов инновационной инфраструктуры (табл. 3.1). Поддержка осуществлялась практически во всех регионах России, имеющих высокий научно-технический потенциал. Кроме технологической инфраструктуры осуществлялась поддержка развития венчурных фондов, коучинг-центров, центров коллективного пользования (ЦКП) и других видов инфраструктуры. Всего с государственной поддержкой было создано более 200 объектов инновационной инфраструктуры но всем регионам России. Технологическая инфраструктура Технопарки. В настоящее время в России насчитываются десятки организаций, именующих себя «технопарками». К сожалению, деятельность многих из них пока далека от инновационного бизнеса и не оказывает серьезного влияния на становление и развитие малых и средних высокотехнологичных предприятий.
Таблица 3.1. Сводные данные по объектам инновационной инфраструктуры
Реализация задач по коммерциализации потребовала концентрации усилий по созданию и формированию сети развитой инновационной инфраструктуры (см. табл. 3.1). Особо актуально стоит задача формирования в России технопарков, которые могли бы реально способствовать разработке и производству отечественной инновационной продукции и продвижению ее в России и на мировом рынке, а также стать механизмом ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики. Цели и задачи технопарков в сфере высоких технологий. Согласно мировому опыту, создание технопарков в сфере высоких технологий является необходимой предпосылкой для ускоренного развития высокотехнологичных отраслей промышленности и превращения; их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Создание технопарков в сфере высоких технологий позволит: · стимулировать развитие всех отраслей экономики, · повысить инвестиционную привлекательность высокотехнологичных отраслей, · обеспечить рост объемов иностранных инвестиций, · создать условия для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Российской Федерации. · способствовать увеличению объемов экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями.
Технопарки России. Первые научно-технологические парки в России были созданы на базе высших учебных заведений в начале 1990-х гг. в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). В середине 1990-х гг. появляются технопарки (ТП), формируемые не на вузовской основе, а на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было появление региональных технопарков, созданных при участии региональных властей для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей, и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы. Среди них можно выделить «Технопарк-Новосибирск» и инновационно-технологический центр при Региональном фонде научно-технического развития Санкт-Петербурга. Кроме собственно технопарков, в конце 1990-х — начале 2000-х годах с участием Миннауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ). которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками. Особые экономические зоны. Крайне перспективный механизм государственной поддержки инноваций - создание особых экономических зон (ОЭЗ). Летом 2005 года был принят закон, регламентирующий их деятельность. Законодательством обеспечивается предоставление предприятиям-резидентам ОЭЗ таможенных преференций, их освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на пять лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ. Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ предусмотрено также снижение базовой ставки единого социального налога до 14%. Первыми победителями конкурса среди регионов на право формирования ОЭЗ были признаны заявки па создание технико-внедренческих ОЭЗ в Москве, Московской области, Томской области и Санкт-Петербурге, а также промышленно-нроизводственных зон — в Татарстане и Липецкой области. При всей своей важности с точки зрения стимулирования инвестиционной активности число ОЭЗ неизбежно будет ограниченным. Правительство считает целесообразным обеспечить эффективную поддержку развития технопарков, которые будут базироваться и за пределами особых экономических зон. Создание технопарков должно решить ряд задач. В частности, активизировать инновационную работу в университетах, вокруг которых, как правило, создаются технопарки. Бизнес-идеи со стороны преподавателей и студентов могут стать питательной основой для формирования новых предприятий, которые будут финансироваться венчурными фондами. Технопарки должны способствовать привлечению прямых инвестиций крупных компаний в регионы.
Интересны перспективы привлечения к строительству технопарков частных инвестиций. Согласно материалам мэрии Дубны, подготовленным совместно с ИТ-компаииями на создание в районе социальной и инженерной инфраструктуры крупного технопарка планируется потратить 2,6 млрд. руб. из бюджетных источников, тогда как предполагаемый объем частных инвестиций в рамках этого проекта — 16.8 млрд. руб. То есть государственная поддержка необходима лишь в размере 13% от общего объема инвестиций. Такого рода пропорция привлекательна для государства. Объекты инновационной инфраструктуры в регионах, где предполагается создание технико-внедренческих особых экономических зон (ТВ ОЭЗ) и технико-внедренческих технопарков (ТВП), представлены в табл. 2. В указанных регионах было создано около 70 объектов инновационной инфраструктуры (или около 30% всех объектов инфраструктуры), что можно считать определяющим при выборе места расположения ТВ ОЭЗ и ТВП. Сведения о технопарках и инновационно-технологических центрах в субъектах Российской Федерации, предусмотренные в разделе IV Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 10 марта 2006 г. № 328-р. представлены в табл. 3. Таблица 3.2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|