Венчурная индустрия в других странах
Индия. Успех Индии на мировом рынке инновационных технологий часто рассматривают как ответ индийской цивилизации на вызов Запада, который во многом обусловлен самобытностью страны, особым складом «индийского ума» и древними традициями ее науки. Диалектика Преемственности и инновации определила многие характерные черты современной Индии. Этой стране исторически свойственна высокая степень восприятия достижений новейшей технологии и умения населения пользоваться ими. В начале 90-х гг. прошлого века Индия вступила в эпоху реформ и либерализации экономики, что включало в себя, прежде всего, освобождение промышленности от государственного лицензирования и постоянного контроля со стороны правительства, а также приватизацию государственной собственности. Таким образом, реформы были отражением общемировой тенденции отказа от приоритета государства в экономике. В стране осуществлялась смена модели, а не системы. При этом во главу угла ставилась модернизация в области пауки, технологии и производительности труда. Основные надежды республики были возложены на развитие отрасли программного обеспечения, где темпы роста экспорта за последние 10 лет составляли 25% и выше. Первое упоминание об экспорте из Индии программного обеспечения относится к 1974 г. На начальном этапе становления отрасли акценты были расставлены в пользу развития экспортного направления, что в дальнейшем оправдало себя. Сейчас Индия является крупным экспортером программного обеспечения. Китай. За последние годы облик Китая существенно изменился. Из разрозненной, экономически отсталой, бедной страны с преобладанием натурального хозяйства КНДР постепенно превратилась в цельное, мощное, быстроразвивающееся государство, претендующее на одно из ведущих мест в современном мировом хозяйстве.
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития Китай в 2006 году опередил Японию и но суммарным показателям, характеризующим объемы исследований, и по темпам развития науки и технологий. Китай занимает второе место, уступая только США. Вложения в развитие науки в Китае увеличились с 1995 по 2006 годы в два с лишним раза: с 0,6 до 1,3% ВВП. Так, в 2006 г. затраты на НИОКР Китая составили $136 млрд., Японии — $130 млрд., США — $330 млрд. Пятнадцать стран Евросоюза, включая Францию, Германию и Великобританию, вложили в научные исследования $230 млрд. Быстрый рост капиталовложений Китая в науку ошеломляет. В первую очередь это результат китайского правительства, направившего ресурсы, полученные в результате успешного экономического роста, на технологическое развитие страны. Другая составляющая успеха — грамотное привлечение и расходование иностранных инвестиций на научно-технические цели. Совершенствование научно-технического комплекса Китая проходит в рамках таких государственных программ как: программа «863», программа «Искра», программа «Факел» и программа «973». Цифры в названии программ говорят о времени ее разработки (третий месяц) 1986 и 1997 гг. — отсюда и числа «863» и «973» в их названии. Большинство проектов в рамках программы «863» (микроэлектроника и информатика, аэрокосмическое направление, оптико-волоконные технологии, генная инженерия и биотехнологии, новые энергосберегающие технологии, медицинское оборудование, природоохранная техника и оборудование для защиты окружающей среды) осуществляется на базе 53 государственных зон развития новых и высоких технологий, созданных в рамках другой научной программы «Факел» (1988 г.), ориентированной на коммерциализацию и индустриализацию наукоемких технологий.
Именно программа «Факел» позволила Китаю в рекордно сжатые сроки поднять отечественную науку и технику, а вместе с ними и экспортно-ориентированные наукоемкие отрасли. В рамках этой программы было создано 26 особых производственных баз, объединяющих и концентрирующих отдельные виды производства на отдельной территории. Примечательно, что основной прирост финансирования программы «Факел» в 2002 - 2005 годы, был достигнут за счет почти двукратного роста доли средств коммерческих предприятий, осуществляющих НИОКР. При этом доля иностранных инвестиций в финансировании данной программы остается очень низкой. Причиной тому — политика государства. Хотя формально совместные предприятия (но не предприятие со 100% иностранным кали-талом) считаются допущенными к участию в этой программе, фактически проект остается закрытым для иностранцев. На практике это означает, что любые вложения иностранных инвесторов в виде средств или технологий приветствуются, но обратной связи в виде экспорта технологий или доступа иностранных специалистов к техническим достижениям Китая государство не поощряет. В том числе в силу военного характера многих научно-технических исследований в сфере информационных технологий, атомной энергетики, освоения космоса и др. В настоящее время в Китае насчитывается уже более 130 зон освоения новых и высоких технологий различного уровня, среди них 53 государственного назначения. Десять зон объявлены открытыми для участия иностранных партнеров из стран АСЕАН - в городах Пекин, Сучжоу, Хэфэй, Сиань, Яньтай, Ухань, Шанхай, Шэньчжэнь, Чэнду и Янлин. Организационная структура, а также размещение по существу на одной территории со свободными экономическими зонами способствует усилению контактов китайских ученых из технопарков с иностранными организациями и фирмами, предоставляя возможность китайцем использовать знания и достижения иностранных коллег. В связи с отсутствием реальных возможностей проводить НИОКР по всем направлениям, государство концентрирует усилия участников научно-технического процесса на отдельных важнейших для страны научно-технических направлениях, повышая конкурентоспособность Китая в ведущих отраслях.
Активная государственная поддержка отразились на бурном росте науки в Китае. По статистике ОЭСР число ученых в Китае увеличилось с 1995 по 2004 гг. на 77%, достигнув 926 тыс. человек. США находятся на первом месте по абсолютному числу ученых (1,3 млн. человек), Китай — на втором. России принадлежит четвертое место. Кроме того, подобно США и западноевропейским странам Китай укрепляет свою науку зарубежными талантами. В последние годы он активно развивает научное сотрудничество и обмен исследованиями с США, Канадой, Евросоюзом и многими азиатскими странами. В Европе обучается довольно много китайских студентов и аспирантов, но работа и обучение в самом Китае до недавнего времени представлялась западным специалистам не столь привлекательной. Сейчас, когда многие сотрудники китайских лабораторий и исследовательских центров свободно владеют английским языком, положение дел изменилось. Иностранцы приезжают в страну и активно работают по программам научного обмена. Китай является второй по популярности страной для международного сотрудничества в сфере НИОКР после России. Привлекательность Китая для Транснациональных компаний (ТНК) характеризует тот факт, что 300 из 500 крупнейших компаний, контролирующих многие отрасли и сферы мирового хозяйства, осуществляют свою деятельность в Шанхае. В силу многих известных причин — стабильность общества, высокая эффективность применяемых и исполняемых законов, преференциальная политика по отношению к инвесторам, дешевая и трудолюбивая рабочая сила, масштабность рынка. В Китае открыли свои научно-исследовательские центры крупнейшие западные фармацевтические компании. Сейчас идет подготовка местных кадров в фармакологии, биологии болезней и других областях, в которых представители китайской медицины до сих пор отставали от своих западных коллег. В последние годы активизировалось сотрудничество в области информационных технологий, биотехнологий и фармацевтики между Китаем и Индией.
Как следствие, объем внешнеторгового оборота между двумя государствами увеличился с $1 млрд. в 1996 г., до $5 млрд. в 2002 г. К 2010 г. правительства двух стран планируют увеличить товарооборот до $40 млрд. Китай активно сотрудничает с Индией в сфере атомной энергетики, как на двухсторонней основе, так и путем участия в международных научно-исследовательских проектах. Характерными чертами китайской государственной модели регулирования деятельности иностранных ТНК в сфере НИОКР являются создание привлекательных условия для проведения НИОКР на территории страны, всемерная поддержка привлечения и накопления знаний, передовых достижений со стороны иностранных партнеров при максимальной защите национальных научно-технических достижений. Китайские компании необычайно инновационны. Полученные знания, достижения сразу же используются при производстве, налаживается их массовое использование. При этом правительство оказывает национальным производителям государственную поддержку в виде установления экспортных квот, прямого субсидирования высокотехнологичных отраслей через систему налоговых льгот и дотаций, льготного кредитования, включая практику выдачи «невозвращаемых» кредитов, компенсации за счет средств государственного бюджета расходов на НИОКР и техперевооружение, привлечение прямых иностранных инвестиций. Общая сумма субсидий и преференций на поддержку китайской внешнеторговой экспансии достигает 7% китайского ВВП (в России немногим более 0,7%). По данным таможенной статистики, Китай все активнее увеличивает экспорт наукоемкой и технологически сложной продукции машиностроения и металлургии (электроника, оборудование, трубы). Эксперты объясняют сложившуюся тенденцию тем, что машиностроение, металлургия и ряд других отраслей, в соответствии со стратегией выхода КНДР на мировые рынки были включены в список отраслей, которым оказывается целенаправленная государственная поддержка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|