Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Венчурная индустрия в других странах




Индия. Успех Индии на мировом рынке инновационных технологий часто рассматривают как ответ индийской ци­вилизации на вызов Запада, который во многом обус­ловлен самобытностью страны, особым складом «ин­дийского ума» и древними традициями ее науки. Ди­алектика Преемственности и инновации определила многие характерные черты современной Индии. Этой стране исторически свойственна высокая степень вос­приятия достижений новейшей технологии и умения населения пользоваться ими.

В начале 90-х гг. прошлого века Индия вступила в эпоху реформ и либерализации экономики, что включало в себя, прежде всего, освобождение про­мышленности от государственного лицензирования и постоянного контроля со стороны правительства, а также приватизацию государственной собственнос­ти. Таким образом, реформы были отражением общемировой тенденции отказа от приоритета госу­дарства в экономике.

В стране осуществлялась смена мо­дели, а не системы. При этом во главу угла ставилась модернизация в области пауки, технологии и произ­водительности труда. Основные надежды респуб­лики были возложены на развитие отрасли программ­ного обеспечения, где темпы роста экспорта за пос­ледние 10 лет составляли 25% и выше. Первое упоминание об экспорте из Индии про­граммного обеспечения относится к 1974 г. На на­чальном этапе становления отрасли акценты были расставлены в пользу развития экспортного направ­ления, что в дальнейшем оправдало себя. Сейчас Индия является крупным экспортером программного обеспечения.

Китай. За последние годы облик Китая существенно из­менился. Из разрозненной, экономически от­сталой, бедной страны с преобладанием нату­рального хозяйства КНДР постепенно превратилась в цельное, мощное, быстроразвивающееся государ­ство, претендующее на одно из ведущих мест в совре­менном мировом хозяйстве.

Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития Китай в 2006 году опере­дил Японию и но суммарным показателям, характери­зующим объемы исследований, и по темпам развития науки и технологий. Китай занимает второе место, ус­тупая только США. Вложения в развитие науки в Ки­тае увеличились с 1995 по 2006 годы в два с лишним раза: с 0,6 до 1,3% ВВП. Так, в 2006 г. затраты на НИОКР Китая составили $136 млрд., Японии — $130 млрд., США — $330 млрд. Пятнадцать стран Евросоюза, вклю­чая Францию, Германию и Великобританию, вложили в научные исследования $230 млрд. Быстрый рост капиталовложений Китая в науку ошеломляет. В первую очередь это результат китай­ского правительства, направившего ресурсы, полу­ченные в результате успешного экономического рос­та, на технологическое развитие страны. Другая со­ставляющая успеха — грамотное привлечение и рас­ходование иностранных инвестиций на научно-тех­нические цели.

Совершенствование научно-технического комп­лекса Китая проходит в рамках таких государствен­ных программ как: программа «863», программа «Ис­кра», программа «Факел» и программа «973». Циф­ры в названии программ говорят о времени ее разра­ботки (третий месяц) 1986 и 1997 гг. — отсюда и чис­ла «863» и «973» в их названии.

Большинство проектов в рамках программы «863» (микроэлектроника и информатика, аэрокосмическое направление, оптико-волоконные технологии, генная инженерия и биотехнологии, новые энергосберегающие технологии, медицинское оборудование, природоохран­ная техника и оборудование для защиты окружающей среды) осуществляется на базе 53 государственных зон развития новых и высоких технологий, созданных в рамках другой научной программы «Факел» (1988 г.), ориентированной на коммерциализацию и индустриа­лизацию наукоемких технологий.

Именно программа «Факел» позволила Китаю в рекордно сжатые сроки поднять отечественную на­уку и технику, а вместе с ними и экспортно-ориенти­рованные наукоемкие отрасли.

В рамках этой программы было создано 26 осо­бых производственных баз, объединяющих и концен­трирующих отдельные виды производства на отдель­ной территории. Примечательно, что основной при­рост финансирования программы «Факел» в 2002 - 2005 годы, был достигнут за счет почти двукратного роста доли средств коммерческих предприятий, осу­ществляющих НИОКР. При этом доля иностранных инвестиций в финансировании данной программы остается очень низкой. Причиной тому — политика государства. Хотя формально совместные предприя­тия (но не предприятие со 100% иностранным кали-талом) считаются допущенными к участию в этой программе, фактически проект остается закрытым для иностранцев. На практике это означает, что лю­бые вложения иностранных инвесторов в виде средств или технологий приветствуются, но обрат­ной связи в виде экспорта технологий или доступа иностранных специалистов к техническим достиже­ниям Китая государство не поощряет. В том числе в силу военного характера многих научно-технических исследований в сфере информационных технологий, атомной энергетики, освоения космоса и др.

В настоящее время в Китае насчитывается уже более 130 зон освоения новых и высоких технологий различного уровня, среди них 53 государственного назначения. Десять зон объявлены открытыми для участия иностранных партнеров из стран АСЕАН - в городах Пекин, Сучжоу, Хэфэй, Сиань, Яньтай, Ухань, Шанхай, Шэньчжэнь, Чэнду и Янлин. Орга­низационная структура, а также размещение по су­ществу на одной территории со свободными эконо­мическими зонами способствует усилению контактов китайских ученых из технопарков с иностранными организациями и фирмами, предоставляя возмож­ность китайцем использовать знания и достижения иностранных коллег.

В связи с отсутствием реальных возможностей проводить НИОКР по всем направлениям, государ­ство концентрирует усилия участников научно-тех­нического процесса на отдельных важнейших для страны научно-технических направлениях, повышая конкурентоспособность Китая в веду­щих отраслях.

Активная государственная поддержка отразились на бурном росте науки в Китае. По статистике ОЭСР число ученых в Китае увели­чилось с 1995 по 2004 гг. на 77%, достигнув 926 тыс. человек. США находятся на первом месте по абсо­лютному числу ученых (1,3 млн. человек), Китай — на втором. России принадлежит четвертое место.

Кроме того, подобно США и западноевропейским странам Китай укрепляет свою науку зарубежными талантами. В последние годы он активно развивает научное сотрудничество и обмен исследованиями с США, Канадой, Евросоюзом и многими азиатскими странами. В Европе обучается довольно много китай­ских студентов и аспирантов, но работа и обучение в самом Китае до недавнего времени представлялась западным специалистам не столь привлекательной. Сейчас, когда многие сотрудники китайских лабора­торий и исследовательских центров свободно владе­ют английским языком, положение дел изменилось. Иностранцы приезжают в страну и активно работа­ют по программам научного обмена. Китай является второй по популярности страной для международно­го сотрудничества в сфере НИОКР после России.

Привлекательность Китая для Транснациональных компаний (ТНК) характеризу­ет тот факт, что 300 из 500 крупнейших компаний, контролирующих многие отрасли и сферы мирового хозяйства, осуществляют свою деятельность в Шан­хае. В силу многих известных причин — стабильность общества, высокая эффективность применяемых и исполняемых законов, преференциальная политика по отношению к инвесторам, дешевая и трудолюби­вая рабочая сила, масштабность рынка.

В Китае открыли свои научно-исследовательские центры крупнейшие западные фармацевтические компании. Сейчас идет подготовка местных кадров в фармакологии, биологии болезней и других областях, в которых представители китайской медицины до сих пор отставали от своих западных коллег. В последние годы активизировалось сотрудничество в области информационных технологий, биотехнологий и фар­мацевтики между Китаем и Индией.

Как следствие, объем внешнеторгового оборота между двумя госу­дарствами увеличился с $1 млрд. в 1996 г., до $5 млрд. в 2002 г. К 2010 г. правительства двух стран плани­руют увеличить товарооборот до $40 млрд.

Китай активно сотрудничает с Индией в сфере атомной энергетики, как на двухсторонней основе, так и путем участия в международных научно-иссле­довательских проектах.

Характерными чертами китайской государствен­ной модели регулирования деятельности иностран­ных ТНК в сфере НИОКР являются создание при­влекательных условия для проведения НИОКР на территории страны, всемерная поддержка привлече­ния и накопления знаний, передовых достижений со стороны иностранных партнеров при максимальной защите национальных научно-технических достиже­ний. Китайские компании необычайно инновационны. Полученные знания, достижения сразу же использу­ются при производстве, налаживается их массовое использование.

При этом правительство оказывает нацио­нальным производителям государственную поддер­жку в виде установления экспортных квот, прямого субсидирования высокотехнологичных отраслей че­рез систему налоговых льгот и дотаций, льготного кредитования, включая практику выдачи «невозвращаемых» кредитов, компенсации за счет средств го­сударственного бюджета расходов на НИОКР и техперевооружение, привлечение прямых иностранных инвестиций. Общая сумма субсидий и преференций на поддержку китайской внешнеторговой экспансии достигает 7% китайского ВВП (в России немногим более 0,7%).

По данным таможенной статистики, Китай все активнее увеличивает экспорт наукоемкой и техно­логически сложной продукции машиностроения и металлургии (электроника, оборудование, трубы). Эксперты объясняют сложившуюся тенденцию тем, что машиностроение, металлургия и ряд других отраслей, в соответствии со стратегией выхода КНДР на мировые рынки были включены в список отраслей, которым оказывается целенаправ­ленная государственная поддержка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...