Объекты инновационной инфраструктуры, созданные за счет бюджетных источников финансирования, в ТВ ОЭЗ и ТВП
Таблица 3.3. Объекты инновационной инфраструктуры, Созданные в субъектах Российской Федерации
Результаты деятельности технопарков и инновационно-технологических центров характеризуются следующими показателями. Общая площадь всех технопарков и ИТЦ на настоящий момент составляет около 200000 м2, на которых размещены более 1200 малых инновационных предприятий. Общее число сотрудников этих предприятий превышает 20000 человек. В среднем на одном объекте инфраструктуры располагается 20 малых предприятий. Общий объем производства малых предприятий, базирующихся в технопарках и ИТЦ, оценочно составляет около 30 млрд. руб. в год.
Центры трансфера технологий. Работы по созданию центров трансфера технологий (ЦТТ) начались в 2003 году, когда было создано шесть ЦТТ. Всего с 2003 г. по настоящее время с поддержкой из средств федерального бюджета создано 86 ЦТТ. На эти цели из федерального бюджета было затрачено 183 млн. руб. Средние затраты на создание одного ЦТТ составили 2,13 млн. руб. По числу созданных организаций сектор трансфера технологий стал наиболее масштабным сегментом национальной инновационной системы. Сводные данные по финансированию ЦТТ из федерального бюджета представлены в табл. 3.4. Таблица 3.4. Объемы финансирования создания ЦТТ за счет бюджетных источников в 2003-2006 гг.
Распределение ЦТТ по федеральным округам. Поддержку из федерального бюджета по созданию ЦТТ получили практически все регионы, обладающие значительным научно-техническим потенциалом. Результаты работы системы ЦТТ за 2006 г. Всего ЦТТ оказывали содействие более 2000 организациям, среди которых 443 вуза, 160 институтов РАН, 329 отраслевых НИИ. Годовой объем НИОКР в этих организациях составил 7563,6 млн. руб. (для сравнения, объем финансирования по ФЦНТП составил в 2006 г. 7733,6 млн. руб.). В рамках системы ЦТТ в 2006 г. получены следующие результаты: · заключено 49 лицензионных соглашений на сумму 3,5 млн. руб.; · заключено 20 договоров о продаже патентов на сумму 0,828 млн. руб.; · продано 62 технологии на сумму более 11 млн. руб. Основным направлением работы ЦТТ стало создание малых инновационных предприятий (МИП) для коммерциализации технологий.
Их в 2006 г. было создано 238, в которых работают около 1200 сотрудников. Основную роль здесь сыграю наличие системы поддержки создания МИП через программу «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Если учесть, что ежегодно в рамках этой программы поддерживается около 400 МИП можно констатировать, что через систему ЦТТ проходит примерно половина всех МИП, создаваемых в рамках этой программы. Центрами трансфера было оказано услуг по патентованию, маркетинговым исследованиям, юридическим консультациям и т.п. на сумму более 50 млн. руб. Таким образом, объем коммерческих услуг превысил годовой объем государственной поддержки системы ЦТТ. Общий объем средств, полученных от коммерциализации технологий почти в 4 раза превышает затраты бюджетных средств на создание ЦТТ. В рамках развития сети ЦТТ Роснаукой созданы 5 ЦТТ с участием зарубежных партнеров. Основные направления развития системы ЦТТ. Дальнейшее развитие системы ЦТТ можно планировать по следующим направлениям. Количественное наращивание ЦТТ в регионах. Поскольку с 2007г. поддержка развития инновационной инфраструктуры не была включена в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», создание новых ЦТТ в регионах может идти в основном за счет поддержки региональных бюджетов, либо по инициативе заинтересованных в этом организаций. Качественное совершенствование деятельности ЦТТ. Это направление включает в себя подготовку кадров для комплектования ЦТТ, развитие канна-лов продвижения разработок к потенциальным потребителям, расширение доступа к финансированию разработок и проектов по коммерциализации, организацию сетевого взаимодействия. Бизнес – инкубаторы. Они могут существовать в двух видах: действовать как самостоятельные организации или выступать в качестве ядра в составе технопарков, ориентируясь на работу в областях высоких технологий. Инкубатор и технопарк схожи в работе, но существуют различия: · Бизнес-инкубаторы поддерживают лишь создающиеся и находящиеся на ранней стадии развития компании.
· Политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках. · Инкубаторы, как правило, не имеют земли и не занимаются сдачей в аренду участков и помещений. · Стартовые возможности технопарков и бизнес-инкубаторов существенно отличаются. · 52% научно-технологических парков имеют инкубаторы, которым они управляют самостоятельно. · 23% научно-технологических парков имеют хотя бы один инкубатор бизнеса, являющийся отдельным проектом с независимой командой управленцев (в ряде случаях технопарк и инкубатор имеет одних и тех же акционеров). В 13% случаев научно-технологический парк представляет собой большой бизнес-инкубатор, к которому добавлено несколько объектов и служб, для обслуживания клиентов на постинкубационной стадии (это случай, когда можно видеть четкую эволюцию: от инкубатора к технопарку). В настоящее время в России идет федеральная программа поддержки малого бизнеса, в рамках которой должны быть созданы 120 бизнес-инкубаторов в 60 регионах. К концу 2007 года открыто уже 88 (15 из них инновационные), в них собрано около 500 компаний, создано 5 тыс. новых рабочих мест. За счет поддержки не только федеральных, но и региональных и муниципальных средств планируется создать более 500 бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубаторы создаются также и при вузах: на эти цели из федерального бюджета ежегодно направляется 200 млн. рублей. Финансовая инфраструктура. В области финансовой инфраструктуры в рамках ФЦНТП оказывалась государственная поддержка развитию инфраструктуры венчурного инвестирования. Было создано пять коучинг-центров по венчурному предпринимательству в пяти федеральных округах: Южном, Сибирском, Центральном. Приволжском и Уральском Создано и внедрено в учебный процесс МГУ им. М. В. Ломоносова методическое обеспечение курса по венчурному предпринимательству для экономических и естественных факультетов университетов. На базе МГУ им. М. В. Ломоносова создается международный учебно-научный и консультационный центр инновационного предпринимательства.
Начиная с 2000 г., ежегодно проводятся Российские венчурные ярмарки. В Приволжском федеральном округе проводится окружная Региональная ярмарка бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал», с 2007 г. намечено проведение аналогичной ярмарки в Сибирском ФО. В рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. были разработаны основные методические документы, предусматривающие формирование тематики, проведение конкурсов венчурных проектов и мониторинг хода их реализации. В 2005 г. с участием малых инновационных предприятий на конкурсной основе заключены государственные контракты на выполнение 48 венчурных проектов с общим объемом бюджетного финансирования — 353,1 млн. руб., в 2006 г. — на выполнение 38 венчурных проектов с общим объемом бюджетного финансирования — 504,4 млн. руб. С целью стимулирования создания в Российской Федерации национальной индустрии венчурного инвестирования, совершенствования механизмов государственной поддержки развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов образована ОАО «Российская венчурная компания» со 100%-ным государственным участием. На нее возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. В совокупности уставной капитал ОАО «Российская венчурная компания» составит 15 млрд. руб., из которых 5 млрд. руб. были выделены в 2006 г. из Инвестиционного фонда Российской Федерации. К финансовой инфраструктуре поддержки инновационной деятельности относится система бюджетных и внебюджетных фондов. Она включает в себя: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСМП), Российский фонд технологического развития (РФТР) и система отраслевых фондов финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. Цель РФФИ и РГНФ — поддержка инициативных фундаментальных исследований, направленная на получение нового научного знания, которое в дальнейшем может быть преобразовано в инновационный продукт, необходимый для прогресса экономики. Объектами поддержки РФФИ и РГНФ являются творческие коллективы, создаваемые учеными в инициативном порядке для проведения исследований и решения конкретных научных задач.
Фонды эффективно действуют как инструмент сопряжения интересов науки и государства, способствуют сохранению научно-технического потенциала и концентрации самых активных и продуктивных ученых на наиболее перспективных задачах. Помимо этого фонды способствуют преодолению разрыва между результатами фундаментальных исследований и их востребованностью обществом, государством и промышленностью, поскольку фундаментальные исследования являются важным источником инновационных идей. Главная цель ФСМП — оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности. ФСМП рассматривается как инструмент проведения государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, а также как инструмент создания и развития инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства. Целью РФТР и системы отраслевых фондов является мобилизация собственных средств предприятий для реализации прикладных, коммерчески перспективных разработок и ускорение процесса передачи новейших разработок в реальный сектор экономики. Объект поддержки фонда — проекты НИОКР, реализуемые научными организациями и инновационно активными предприятиями РФ в рамках приоритетных направлений. Кадровая инфраструктура. В области развития системы подготовки кадров для инновационной деятельности проведены семинары в 6 федеральных округах для сотрудников организаций, занимающихся инновационной деятельностью. Проведен мониторинг состояния системы подготовки кадров по управлению инновациями для структур поддержки инновационной деятельности и для органов государственного и муниципального управления в Санкт-Петер-бурге, Кемеровской, Пензенской, Московской областях, Республике Татарстан. Анализ результатов этих мероприятий показывает, что одна из основных причин неэффективной коммерциализации научных разработок заключается в отсутствии профессионального менеджмента, в недостаточном кадровом обеспечении всех звеньев управления инновационной деятельностью. Это относится в равной степени как к промышленным предприятиям, так и к научно-техническим организациям. Редко пока встречаются управленческие кадры с профессиональными навыками комплексного решения технических и коммерческих вопросов при создании нового продукта. Вместе с тем, с открытием четырех Особых экономических зон технико-внедренческого типа, семи Технопарков высоких технологий, Венчурной государственной компании вопросы их кадрового обеспечения стали весьма актуальными. При Территориальных органах управления ОЭЗ ТВЗ планируется создание специальных учебно-консультационных структур для кадрового обеспечения управления инновациями. При технопарках открываются Центры подготовки кадров по управлению в сфере инновационной деятельности, например, при технопарке «Идея» (Казань). Очевидно, прослеживается тенденция, что по мере формирования планов инновационного развития территорий и отраслей роль инновационной инфраструктуры будет возрастать и возникнет осознанная потребность в специально подготовленных управленческих кадрах. Эта деятельность потребует централизованного организационного и методического сопровождения по подготовке кадров для управления инновациями. Основным регулирующим органом при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по управлению в сфере инновационной деятельности является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Непосредственно обеспечивают организацию этой работы Федеральное агентство по образованию (Рособразование) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука). Оценка потребности в целом по стране и в разрезе регионов показывает, что спрос на специалистов по управлению в сфере инновационной деятельности составляет около 80 тыс. человек для всей Российской Федерации. Спрос в трех типах организаций следующий: 1) Организации инновационной инфраструктуры — 16000 специалистов (21%). 2) Научно-исследовательские организации и вузы — 22000 специалистов (28%). 3) Производственные организации — 40000 Эти оценки подтверждают ранее сделанный вывод о том, что в управленческих кадрах для инновационной деятельности наиболее нуждаются производственные организации. Общий объем подготовки кадров составляет около 7000 человек, т. е. в среднем около 2300 специалистов в год. Таким образом, степень удовлетворения потребностей в кадрах по организации и управлению в сфере инновационной деятельности составляет менее 10%. Наибольшее количество специалистов подготовлено по программам повышения квалификации, причем по краткосрочным и среднесрочным программам. Подготовка дает основы знаний в сфере инновационной деятельности. Наилучшие показатели удовлетворения спроса на специалистов ИД в разрезе регионов имеют области Магаданская, Амурская, Кировская, Орловская, Тульская, Иркутская, Московская, Томская, республики Карелия, Кабардино-Балкария, Краснодарский край. В 28 регионах РФ подготовка кадров по управлению инновационной деятельностью практически не ведется. Информационная инфраструктура. По заказу Роснауки в рамках государственного контракта по ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг.силами ведущих ученых и специалистов страны в области научно-информационной деятельности был проведен детальный анализ современного состояния государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и впервые за последние 8 лет разработаны проект концепции и план основных мероприятий по ее поэтапному преобразованию в национальную информационную систему научной, научно-технической и инновационной деятельности (НИСНИД). Необходимость такого преобразования объясняется тем, что важным элементом национальной инновационной системы становится ее информационная составляющая, обладающая потенциалом, способным решать проблемы информационного обеспечения всех стадий и участников инновационного процесса, быть одним из основных элементов содействия расширенному воспроизводству знаний, оказывать информационную поддержку процессу трансфера результатов исследований и разработок. Национальная информациионная инфраструктура в области научной, научно-технической и инновационной деятельности должна создаваться и развиваться как необходимая и неотъемлемая часть инновационной инфраструктуры. Национальные информационно - аналитические центры. В рамках ФЦНТП создано 10 Национальных Информационно-Аналитических Центров. НИАЦ создаются для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала по приоритетным направлениям науки и техники. В НИАЦ сформированы базы данных научных, производственных, экспертных и консалтинговых организаций; результатов научных исследований и разработок, которые отражают состояние научно-технического потенциала, как по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Введены в эксплуатацию Интернет-сайты участников сети НИАЦ. К сайту http://www.miiris.ru - НИАЦ по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем еженедельно обращаются 2-3 тысячи пользователей, в том числе более 600 постоянных. Среди них представители региональных администраций, академических, научных организаций различных отраслей промышленности, субъектов инновационной инфраструктуры, малых инновационных предприятий. Система национальных информационно-аналитических центров, как институциональная форма инфраструктуры, успешно вписалась в сферу обеспечения инновационной деятельности. За 2 года количество запросов на оказание информационных и аналитических услуг в НИАЦ составило 40663, в том числе в 2005 г. — 12357 при запланированном значении — 5000, и в 2006 г. — 28306, при запланированном - 15000. НИАЦ выполняли заказы научных, образовательных и других организаций по формированию тематических подборок информационных ресурсов (публикаций, статей, диссертаций, монографий, аналитических обзоров и справок, Интернет-ресурсов, баз данных и т. д.). Например, НИАЦ при ВИНИТИ РАН выполнил работы по формированию панели экспертов — российских специалистов в области нанотехнологий по заказу ФГУ РНЦ «Курчатовский институт», НИАЦ МГУ заключил договор на выполнение консалтинговых работ с фирмой НОВЕКО-Холдинг. Инфраструктура продвижения РНТД на рынки. С целью продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на отечественные и зарубежные технологические рынки Минобрнауки России (Роснаука) оказывают поддержку научно-методическому, организационному и информационному сопровождению информационно-выставочных и ярмарочных мероприятий в научно-технической и инновационной сфере на территории Российской Федерации и за рубежом. Ежегодно в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации Минобрнауки России (Роснаука) организует объединенные российские экспозиции на международных научно-технических и инновационных выставках, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, таких как: Международная выставка-ярмарка информационных технологий, телекоммуникаций и оргтехники «ЦеБИТ-2006» (Германия), Международный салон изобретений, новой техники и технологий (Швейцария), Международная выставка «Идеи, изобретения и инновации» (Германия), Международная ярмарка изобретений (Республика Корея), Международная ярмарка высоких технологий (Китай) и др. Роснаукой оказывается организационно-финансовая поддержка проведению таких научных мероприятий, как семинары, конференции, симпозиумы по проблемам научной и инновационной деятельности в научно-технической сфере, в ходе которых представляются наиболее значимые результаты, полученные по приоритетным направлениям науки и техники, проводится обмен опытом, устанавливаются новые научные связи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|