Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объекты инновационной инфраструктуры, созданные за счет бюджетных источников финансирования, в ТВ ОЭЗ и ТВП




Центры Дубна Зеленоград Санкт- Петербург Томск Новоси- бирск Обнинск Тюмень Нижн. Новгород Казань
ТП                  
ИТЦ                  
ИПК                  
Класте- ры                  
ЦТТ                  
НИАЦ                  
ЦКП                  
Всего                  

 

Таблица 3.3.

Объекты инновационной инфраструктуры,

Созданные в субъектах Российской Федерации

Субъект РФ Технопарк
1. Московская обл. Научно-технологический парк «Дубна»
2. Новосибирская обл. Технопарк «Новосибирск»
3. Нижегородская обл. Технопарк НГТУ им. М. Н.Лобачевского
4. Калужская обл. Обнинский научно-технологический парк«ИНТЭГРО»
5. Тюменская обл. Тюменский научно-технологический парк
6. Республика Татарстан Инновационно-производственный технопарк «Идея»
7. Санкт-Петербург Технопарк ЛТА. Технопарк Санкт- Петербургского государственного электротех-нического университета «ЛЭТИ»

Результаты деятельности технопарков и иннова­ционно-технологических центров характеризуются следующими показателями.

Общая площадь всех технопарков и ИТЦ на на­стоящий момент составляет около 200000 м2, на ко­торых размещены более 1200 малых инновационных предприятий. Общее число сотрудников этих пред­приятий превышает 20000 человек. В среднем на од­ном объекте инфраструктуры располагается 20 ма­лых предприятий. Общий объем производства малых предприятий, базирующихся в технопарках и ИТЦ, оценочно со­ставляет около 30 млрд. руб. в год.

Центры трансфера технологий. Работы по созданию центров трансфера техноло­гий (ЦТТ) начались в 2003 году, когда было создано шесть ЦТТ.

Всего с 2003 г. по настоящее время с поддержкой из средств федерального бюджета создано 86 ЦТТ. На эти цели из федерального бюджета было затраче­но 183 млн. руб. Средние затраты на создание одного ЦТТ составили 2,13 млн. руб. По числу созданных организаций сектор трансфера технологий стал наи­более масштабным сегментом национальной иннова­ционной системы. Сводные данные по финансированию ЦТТ из федерального бюджета представлены в табл. 3.4.

Таблица 3.4.

Объемы финансирования создания ЦТТ

за счет бюджет­ных источников в 2003-2006 гг.

Годы Ведомство Кол-во ЦТТ Объем, млн. руб. Средн. финан-сиро-вание Среднее по году
  Минпромнауки        
  Минобразования     2,5 2,2
  Роснаука        
  Роснаука     2,5 1,8
  Рособразование     1,1  
  Роснаука     2,5 2,5
  Итого     2,13  

Распределение ЦТТ по федеральным округам. Поддержку из федерального бюджета по созда­нию ЦТТ получили практически все регионы, обла­дающие значительным научно-техническим потенци­алом.

Результаты работы системы ЦТТ за 2006 г. Всего ЦТТ оказывали содействие более 2000 организациям, среди которых 443 вуза, 160 инсти­тутов РАН, 329 отраслевых НИИ. Годовой объем НИОКР в этих организациях составил 7563,6 млн. руб. (для сравнения, объем финансирования по ФЦНТП составил в 2006 г. 7733,6 млн. руб.).

В рамках системы ЦТТ в 2006 г. получены следу­ющие результаты:

· заключено 49 лицензионных соглашений на сум­му 3,5 млн. руб.;

· заключено 20 договоров о продаже патентов на сумму 0,828 млн. руб.;

· продано 62 технологии на сумму более 11 млн. руб.

Основным направлением работы ЦТТ стало создание малых инновационных предприятий (МИП) для коммерциализации технологий.

Их в 2006 г. было создано 238, в которых работают около 1200 сотрудников. Основную роль здесь сыграю наличие системы поддержки создания МИП через программу «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Если учесть, что ежегодно в рамках этой программы поддерживается около 400 МИП можно констатировать, что через систему ЦТТ проходит примерно половина всех МИП, создаваемых в рамках этой программы.

Центрами трансфера было оказано услуг по па­тентованию, маркетинговым исследованиям, юриди­ческим консультациям и т.п. на сумму более 50 млн. руб. Таким образом, объем коммерческих услуг пре­высил годовой объем государственной поддержки системы ЦТТ. Общий объем средств, полученных от коммерци­ализации технологий почти в 4 раза превышает зат­раты бюджетных средств на создание ЦТТ. В рамках развития сети ЦТТ Роснаукой созданы 5 ЦТТ с участием зарубежных партнеров.

Основные направления развития системы ЦТТ. Дальнейшее развитие системы ЦТТ можно пла­нировать по следующим направлениям.

Количественное наращивание ЦТТ в регионах. Поскольку с 2007г. поддержка развития инноваци­онной инфраструктуры не была включена в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным на­правлениям развития научно-технологического ком­плекса России на 2007-2012 гг.», создание новых ЦТТ в регионах может идти в основном за счет под­держки региональных бюджетов, либо по инициати­ве заинтересованных в этом организаций.

Качественное совершенствование деятельности ЦТТ. Это направление включает в себя подготовку кадров для комплектования ЦТТ, развитие канна-лов продвижения разработок к потенциальным потреби­телям, расширение доступа к финансированию раз­работок и проектов по коммерциализации, органи­зацию сетевого взаимодействия.

Бизнес – инкубаторы. Они могут существовать в двух видах: действовать как самостоятельные организации или выступать в качестве ядра в составе технопарков, ориентируясь на работу в областях высоких технологий.

Инкубатор и технопарк схожи в работе, но существуют различия:

· Бизнес-инкубаторы поддерживают лишь создаю­щиеся и находящиеся на ранней стадии развития компании.

· Политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопар­ках.

· Инкубаторы, как правило, не имеют земли и не за­нимаются сдачей в аренду участков и помещений.

· Стартовые возможности технопарков и бизнес-инкубаторов существенно отличаются.

· 52% научно-технологических парков имеют ин­кубаторы, которым они управляют самостоятель­но.

· 23% научно-технологических парков имеют хотя бы один инкубатор бизнеса, являющийся отдель­ным проектом с независимой командой управлен­цев (в ряде случаях технопарк и ин­кубатор имеет одних и тех же акционеров).

В 13% случаев научно-технологический парк пред­ставляет собой большой бизнес-инкубатор, к кото­рому добавлено несколько объектов и служб, для обслуживания клиентов на постинкубационной стадии (это случай, когда можно видеть четкую эво­люцию: от инкубатора к технопарку).

В настоящее время в России идет федеральная программа поддержки малого бизнеса, в рамках ко­торой должны быть созданы 120 бизнес-инкубаторов в 60 регионах. К концу 2007 года открыто уже 88 (15 из них инновационные), в них собрано около 500 ком­паний, создано 5 тыс. новых рабочих мест. За счет поддержки не только федеральных, но и региональ­ных и муниципальных средств планируется создать более 500 бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубаторы создаются также и при вузах: на эти цели из федерального бюджета ежегодно направляется 200 млн. рублей.

Финансовая инфраструктура. В области финансовой инфраструктуры в рамках ФЦНТП оказывалась государственная поддержка развитию инфраструктуры венчурного инвестирова­ния.

Было создано пять коучинг-центров по вен­чурному предпринимательству в пяти федеральных округах: Южном, Сибирском, Центральном. Привол­жском и Уральском

Создано и внедрено в учебный процесс МГУ им. М. В. Ломоносова методическое обеспечение кур­са по венчурному предпринимательству для эконо­мических и естественных факультетов университе­тов. На базе МГУ им. М. В. Ломоносова создается международный учебно-научный и консультаци­онный центр инновационного предприниматель­ства.

Начиная с 2000 г., ежегодно проводятся Российс­кие венчурные ярмарки. В Приволжском федеральном округе проводится окружная Региональная ярмарка бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инноваци­ям — российский капитал», с 2007 г. намечено проведе­ние аналогичной ярмарки в Сибирском ФО. В рамках Федеральной целевой научно-техничес­кой программы «Исследования и разработки по при­оритетным направлениям развития науки и техни­ки» на 2002-2006 гг. были разработаны основные ме­тодические документы, предусматривающие форми­рование тематики, проведение конкурсов венчурных проектов и мониторинг хода их реализации. В 2005 г. с участием малых инновационных предприятий на конкурсной основе заключены государственные кон­тракты на выполнение 48 венчурных проектов с об­щим объемом бюджетного финансирования — 353,1 млн. руб., в 2006 г. — на выполнение 38 венчурных про­ектов с общим объемом бюджетного финансирова­ния — 504,4 млн. руб.

С целью стимулирования создания в Российской Федерации национальной индустрии венчурного инвестирования, совершенствования механизмов го­сударственной поддержки развития малого иннова­ционного предпринимательства в научно-техничес­кой сфере, развития инновационных отраслей эконо­мики и продвижения на международный рынок рос­сийских наукоемких технологических продуктов об­разована ОАО «Российская венчурная компания» со 100%-ным государственным участием.

На нее возло­жены две основные функции: отбор лучших венчур­ных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. В совокупности уставной капи­тал ОАО «Российская венчурная компания» соста­вит 15 млрд. руб., из которых 5 млрд. руб. были выде­лены в 2006 г. из Инвестиционного фонда Российс­кой Федерации.

К финансовой инфраструктуре поддержки инно­вационной деятельности относится система бюджет­ных и внебюджетных фондов. Она включает в себя: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСМП), Российский фонд технологического развития (РФТР) и система отраслевых фондов финансиро­вания научных исследований и экспериментальных разработок.

Цель РФФИ и РГНФ — поддержка инициативных фундаментальных исследований, направленная на получение нового научного знания, которое в даль­нейшем может быть преоб­разовано в инновационный продукт, необходимый для прогресса экономики. Объектами поддержки РФФИ и РГНФ являют­ся творческие коллективы, создаваемые учеными в инициативном порядке для проведения исследова­ний и решения конкретных научных задач.

Фонды эффективно действуют как инструмент со­пряжения интересов науки и государства, способству­ют сохранению научно-технического потенциала и кон­центрации самых активных и продуктивных ученых на наиболее перспективных задачах. Помимо этого фон­ды способствуют преодолению разрыва между резуль­татами фундаментальных исследований и их востребо­ванностью обществом, государством и промышленно­стью, поскольку фундаментальные исследования явля­ются важным источником инновационных идей.

Главная цель ФСМП — оказание прямой финан­совой, информационной и иной помощи малым ин­новационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственнос­ти.

ФСМП рассматривается как инструмент прове­дения государственной политики развития и поддер­жки малых предприятий в научно-технической сфе­ре, а также как инструмент создания и развития ин­фраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Целью РФТР и системы отраслевых фондов яв­ляется мобилизация собственных средств предприя­тий для реализации прикладных, коммерчески перс­пективных разработок и ускорение процесса переда­чи новейших разработок в реальный сектор эконо­мики. Объект поддержки фонда — проекты НИОКР, реализуемые научными организациями и инноваци­онно активными предприятиями РФ в рамках при­оритетных направлений.

Кадровая инфраструктура. В области развития системы подготовки кадров для инновационной деятельности проведены семина­ры в 6 федеральных округах для сотрудников орга­низаций, занимающихся инновационной деятельно­стью. Проведен мониторинг состояния системы подго­товки кадров по управлению инновациями для струк­тур поддержки инновационной деятельности и для органов государственного и муниципального управ­ления в Санкт-Петер-бурге, Кемеровской, Пензенской, Московской областях, Республике Татарстан.

Анализ результатов этих мероприятий показыва­ет, что одна из основных причин неэффективной ком­мерциализации научных разработок заключается в отсутствии профессионального менеджмента, в недо­статочном кадровом обеспечении всех звеньев управ­ления инновационной деятельностью. Это относит­ся в равной степени как к промышленным предприя­тиям, так и к научно-техническим организациям. Ред­ко пока встречаются управленческие кадры с профессиональными навыками комплексного решения тех­нических и коммерческих вопросов при создании нового продукта.

Вместе с тем, с открытием четырех Особых эко­номических зон технико-внедренческого типа, семи Технопарков высоких технологий, Венчурной госу­дарственной компании вопросы их кадрового обес­печения стали весьма актуальными.

При Территори­альных органах управления ОЭЗ ТВЗ планируется создание специальных учебно-консультационных структур для кадрового обеспечения управления ин­новациями. При технопарках открываются Центры подготовки кадров по управлению в сфере иннова­ционной деятельности, например, при технопарке «Идея» (Казань).

Очевидно, прослеживается тенденция, что по мере формирования планов инновационного разви­тия территорий и отраслей роль инновационной ин­фраструктуры будет возрастать и возникнет осознан­ная потребность в специально подготовленных управ­ленческих кадрах. Эта деятельность потребует цент­рализованного организационного и методического сопровождения по подготовке кадров для управления инновациями.

Основным регулирующим органом при органи­зации подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации кадров по управлению в сфере иннова­ционной деятельности является Министерство обра­зования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Непосредственно обеспечивают орга­низацию этой работы Федеральное агентство по об­разованию (Рособразование) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука).

Оценка потребности в целом по стране и в разре­зе регионов показывает, что спрос на специалистов по управлению в сфере инновационной деятельнос­ти составляет около 80 тыс. человек для всей Россий­ской Федерации.

Спрос в трех типах организаций следующий:

1) Организации инновационной инфраструктуры — 16000 специалистов (21%).

2) Научно-исследовательские организации и вузы — 22000 специалистов (28%).

3) Производственные организации — 40000
специ­алистов (51%).

Эти оценки подтверждают ранее сделанный вы­вод о том, что в управленческих кадрах для иннова­ционной деятельности наиболее нуждаются произ­водственные организации. Общий объем подготовки кадров составляет око­ло 7000 человек, т. е. в среднем около 2300 специали­стов в год. Таким образом, степень удовлетворения потребно­стей в кадрах по организации и управлению в сфере инновационной деятельности составляет менее 10%.

Наибольшее количество специалистов подготов­лено по программам повышения квалификации, при­чем по краткосрочным и среднесрочным программам. Подготовка дает основы знаний в сфере инновационной деятельности. Наилучшие показатели удовлетворения спроса на специалистов ИД в разрезе регионов имеют области Магаданская, Амурская, Кировская, Орловская, Тульская, Иркутская, Московская, Томская, респуб­лики Карелия, Кабардино-Балкария, Краснодарский край. В 28 регионах РФ подготовка кадров по управлению инно­вационной деятельностью практически не ведется.

Информационная инфраструктура. По заказу Роснауки в рамках государственного контракта по ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг.силами ведущих ученых и специалистов страны в области научно-информаци­онной деятельности был проведен детальный анализ современного состояния государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и впер­вые за последние 8 лет разработаны проект концеп­ции и план основных мероприятий по ее поэтапному преобразованию в национальную информационную систему научной, научно-технической и инновацион­ной деятельности (НИСНИД).

Необходимость такого преобразования объясня­ется тем, что важным элементом национальной ин­новационной системы становится ее информацион­ная составляющая, обладающая потенциалом, спо­собным решать проблемы информационного обеспе­чения всех стадий и участников инновационного про­цесса, быть одним из основных элементов содействия расширенному воспроизводству знаний, оказывать информационную поддержку процессу трансфера результатов исследований и разработок. Национальная информациионная инфраструктура в области научной, научно-техничес­кой и инновационной деятельности должна созда­ваться и развиваться как необходимая и неотъемле­мая часть инновационной инфраструктуры.

Национальные информационно - аналитические центры. В рамках ФЦНТП создано 10 Национальных Ин­формационно-Аналитических Центров.

НИАЦ создаются для мониторинга мирового и российского научно-техни­ческого потенциала по приоритетным направлениям науки и техники. В НИАЦ сформированы базы данных научных, производственных, экспертных и консалтинговых орга­низаций; результатов научных исследований и разра­боток, которые отражают состояние научно-техничес­кого потенциала, как по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Введены в эксплуатацию Интернет-сайты участ­ников сети НИАЦ. К сайту http://www.miiris.ru - НИАЦ по мониторингу инновационной инфраструк­туры научно-технической деятельности и региональ­ных инновационных систем еженедельно обращают­ся 2-3 тысячи пользователей, в том числе более 600 постоянных. Среди них представители региональных администраций, академических, научных организаций различных отраслей промышленности, субъек­тов инновационной инфраструктуры, малых иннова­ционных предприятий.

Система национальных информационно-анали­тических центров, как институциональная форма инфраструктуры, успешно вписалась в сферу обес­печения инновационной деятельности. За 2 года ко­личество запросов на оказание информационных и аналитических услуг в НИАЦ составило 40663, в том числе в 2005 г. — 12357 при запланированном значе­нии — 5000, и в 2006 г. — 28306, при запланирован­ном - 15000. НИАЦ выполняли заказы научных, образова­тельных и других организаций по формированию тематических подборок информационных ресурсов (публикаций, статей, диссертаций, монографий, аналитических обзоров и справок, Интернет-ресур­сов, баз данных и т. д.). Например, НИАЦ при ВИ­НИТИ РАН выполнил работы по формированию панели экспертов — российских специалистов в об­ласти нанотехнологий по заказу ФГУ РНЦ «Кур­чатовский институт», НИАЦ МГУ заключил дого­вор на выполнение консалтинговых работ с фирмой НОВЕКО-Холдинг.

Инфраструктура продвижения РНТД на рынки. С целью продвижения результатов научно-иссле­довательских и опытно-конструкторских работ на оте­чественные и зарубежные технологические рынки Минобрнауки России (Роснаука) оказывают поддержку научно-методическому, организационному и информа­ционному сопровождению информационно-выставоч­ных и ярмарочных мероприятий в научно-технической и инновационной сфере на территории Российской Федерации и за рубежом. Ежегодно в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федера­ции Минобрнауки России (Роснаука) организует объе­диненные российские экспозиции на международных научно-технических и инновационных выставках, час­тично финансируемых за счет средств федерального бюджета, таких как: Международная выставка-ярмар­ка информационных технологий, телекоммуникаций и оргтехники «ЦеБИТ-2006» (Германия), Международ­ный салон изобретений, новой техники и технологий (Швейцария), Международная выставка «Идеи, изоб­ретения и инновации» (Германия), Международная ярмарка изобретений (Республика Корея), Междуна­родная ярмарка высоких технологий (Китай) и др.

Роснаукой оказывается организационно-финан­совая поддержка проведению таких научных мероп­риятий, как семинары, конференции, симпозиумы по проблемам научной и инновационной деятельности в научно-технической сфере, в ходе которых пред­ставляются наиболее значимые результаты, получен­ные по приоритетным направлениям науки и техни­ки, проводится обмен опытом, устанавливаются но­вые научные связи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...