Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновации в образовании




В начале XX в. формируется новая область знания - наука о новом, о нововведениях, которая изучает закономерности их возникновения, развития и внедрения новшеств в материальном производстве. Однако, в скором времени нововведения шагнули в социальную сферу, а следовательно, и в образование, где и закладываются основы педаго­гической инноватики.

Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н. Р. Юсуфбековой, М. В. Кларина, О. Г. Хомерики, М. М. Поташника, А. В. Лоренсова, С. Д. Полякова, А. И. Пригожина и др. Ученые рассматривают иннова­ции с различных позиций: основ теории инновационных процессов в воспитании, проблематики и классификации нововведений в образовании, инновационных методов и технологий в зарубежной школе, раз­вития инноваций в современной школе и управления ими.

П едаг огическая инноватика - сфера науки, изучающая процессы развития школы, которые связаны с созданием новой практики образова­ния. Новизна в педагогике может быть от носитель ной, то есть уже из­вестной в мировой или отечественной практике, но при этом совер­шенно новой для данного региона, школы или отдельного педагога, и абсо лютной - не имеющей аналогов ни в российской, ни в зарубежной практике.

Одной из важных задач современной педагогической инноватики является классификация нововведений, знание которой совершенно не­обходимо для современного педагога, и прежде всего для того, чтобы научиться разбираться в объекте развития школы, суметь выявить все­стороннюю характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от дру­гих новшеств. Наконец, для того, чтобы, пользуясь полученным объе­мом знаний, наиболее точно выбирать необходимое новое для освое­ния, наилучшим образом разрабатывать технологию освоения всего но­вого - технологию, учитывающую специфику нововведения (49, 14}*.

Рассмотрим различные подходы к понятию инновация.

В литературе понятие инновация трактуется различным образом. В энциклопедическом словаре инновация рассматривается (лингв.) также, как и новшество.

Наиболее полное определение, раскрывающее суть инноваций, трактуется в работе «Новые ценности образования». Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективным для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, также на развитие более широкого пространства образования.

Инновации (от лат. innovations) -существенный элемент развития образования. Они выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, апробирования новых методики приемов обучения. Инициативы закрепляются при обмене и распространении опыта, в формировании массовых починов и социальных движений педагогов, в среде которых происходит становление групп инициаторов и новаторов, генерирующих новые социально-педагогические, психологические, проективные и социокультурный идеи.

Инновационные механизмы развития образования включают:

• создание творческой атмосферы в различных образовательных
учреждениях, мотивацию интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам;

• создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

• инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

• интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктовых проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем («Новые ценности образования») (28,43)

Остановимся на специфике педагогических инноваций, Сохранял основные черты инновационных процессов, педагогические инновации отличаются от других прежде всего тем, что предметом их деятельности является личность ученика либо педагога, личность, обладающая неповторимыми особенностями и спецификой, личность, постоянно развивающаяся. Именно на совершенствование процесса развития этой личности и направлены любые педагогические нововведения. Когда педагог осуществляет изменения в содержании, методах, средствах и технологиях, он должен понимать, что делается это с целью развития (изменения) личности. Осуществить эти изменения в личности, перевести ее на более высокий, новый уровень развития возможно с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств, а это и есть основной смысл, суть, цель педагогических инноваций.

Интенсификация инновационных процессов в педагогике связана как с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение, так и со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества в целом. По своему основному смыслу понятие инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в сфере деятель­ности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Из чего следует, что наиболее значимым условием успешности инновацион­ной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения (41).

Итак, отличительными чертами и особенностями педагогических инноваций являются:

• предмет инновационной деятельности - личность: неповторимая,
развивающаяся, обладающая специфическими особенностями;

• зависимость от объективных условий в виде социального заказа
или востребованности обществом;

• психологическая готовность педагога к принятию и реализации
педагогических инноваций.

Инновационные процессы складываются в циклы развития (становления, активного формирования, трансформирования), в ходе кото­рых формируется инновационный потенциал образовательных систем: их стремление к саморазвитию.

Жизненные стадии инновации тесно связаны с педагогическим проектированием инновационной деятельности, разработкой иннова­ционного проекта различного уровня сложности: созданием образова­тельной системы регионального, муниципального уровней и отдельного учеб­ного заведения; воспитательной системы (системные инновации); проекти­рование новых образовательных технологий (модульные инновации) и т. п.

При классификации нововведений в образовании следует учитывать, что инновации - один из важнейших видов человеческой деятельности. Эта деятельность не терпит строгих разграничений и делений, И хотя достаточно трудно и почти невозможно включить все компоненты и аспекты образования в классификацию, еще труднее объединить их в один компонент. Так, новше­ства в содержании образования обязательно влияют на управление, организа­цию и, соответственно, методологию (технологию) работы и наоборот.

Трудно провести четкую грань между плановыми (систематическими) и спонтанными новшествами или между теми, которые воз­никают извне либо появляются изнутри самого образования. Посе­му инновации в образовании зачастую требуют помощи, поддержки и влияния, подкрепления от родителей, общественных и других орга­низаций. Это касается и крупных (больших), и мелких (малых) ново­введений.

Конечно, любая классификация страдает схематизмом, недостаточной полнотой и последовательностью, поскольку практически невоз­можно несколькими категориями описать все возможные новшества. Тем не менее, независимо от очевидных трудностей, необходимо и возможно провести классификацию, но при условии предварительно­го утверждения критер иев, на основе которых она будет проводиться.

 

Первый критерий зависит от сферы, в которой осуществляются новшества.

По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить новшества: в содержании образования в технологии, в организации, в системе управления, в экономических механизмах.

Вторым общим критерием можно было бы считать способ возникновения новаторского процесса.

В зависимости от способа осуществления нововведения их mi >жм< разделить на: систематические, плановые, заранее задуманные i ц хийные. спонтанные, случайные.

Третий критерий - широта и глубина новаторского процесса.

В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о: массовых, крупных, глобальных, радикальных, фундаментальных, стратегических, существенных, глубоких и других инновациях: частичных, малых, мелких инновациях.

Четвертым критерием служит основа, на которой появляются, возникают новшества.

В зависимости от происхождения новшества можно представим, как внешние и внутренние.

Пятым критерием является процесс распространения педагогических идей и нововведений (или способ распространения), который состоит из трехсамостоятельных потоков: стихийного, целенаправленного, общественного.

Целенаправленный государственный поток - это продуманные усилия, действия органов народного образования по внедрению педагогических новшеств. Общественный нововведенческий поток - результат активности общественных организаций. Наряду с целенаправленным распространением идеи есть еще и стихийный, спонтанный протекающий в русле личного общения педагогов.

Шестой критерий - масштаб осуществляемых инновационных преобразований, который может быть представлен в виде системных нововведений (построение новой воспитательной системы, образовательной системы различного уровня и т. п.), частных (локальных, единичных или точечных) и модульных, представляющих комплекс частных инноваций, объединенных по каким-либо общим основаниям.

Очень важным основанием (критерием) группировки, седьмым критерием. является инновационный потенциал. В соответствии с рассматриваемым критерием выделяются модификационные, комбинаторные и радикальные инновации. Модификационные нововведения связаны с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением модернизацией того, что имеет аналог или прототип.

Комбинаторные нововведения предполагают новое конструктивное соединение элементов из ранее известного, которые в данном сочетании прежде не использовались. Предполагается не эклекти­ческое соединение, а конструктивное, при котором появляются но­вые, ранее не существовавшие системные свойства, порождающие новый интеграционный эффект. Радикальные инновации предпола­гают новый или радикально противоположный подход к имеющимся разработкам или решениям какого-либо направления, проблемы и т. п. (49, 16).

Конечно, такое деление - относительное, инновационная деятель­ность творческих педагогов - это и государственный поток, и обще­ственный одновременно. Передача педагогических идей в личном об­щении (стихийный поток) может быть стимулирована прессой и теле­видением, то есть государственными и общественными институтами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...