Классификация по критериальным основаниям
В ходе развития инновационной образовательной среды создаются различные модели дистанционного образования, на базе которых развиваются современные институциональные формы дистанционных учебных заведений. На базе новых институциональных форм образования появляются организационные инновации, в которых используются новые педагогические технологии, методы, приемы, средства, функционирование которых осуществляется с использованием новых экономических механизмов. Список использованной литературы 1. Ангеловски К. Учителя и инновации. Пер. с макед.- М.: Просвещение, 1991. 2. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М., 1991. 3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. 4. Веселова Н. В., Глушанкова В. С, Зерганииова Т. Е. и др.
5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа Пресс, 1995. 6. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и 7. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. - М., 1980. 8. Загвязинский В. И., Гильманов С А. Творчество в управлении 9. Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование. - М., 2000.
10. Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование, 1993, № 6. 11. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. 12. Инновационные учебные заведения России. Информационно- 13. Инновации в образовании: от идеи до воплощения. - Пермь, 1995. 14. Инновации и традиции в образовании. - Москва - Белград, 1996. 15. Инновации и традиции в реформируемой школе. - Томск, 1995. 16. Инновационные процессы в образовании. - СПб., 1997. 17. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г. Н. Прозументовой - Барнаул - Томск, 1997. 18. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий 19. Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М., 1977. 20. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных 21. Лазарев В. С, Поташник М. М. Как разработать программу 22. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. - М., 1992. 23. Лапин Н. И. Актуальные проблемы исследования нововведений // 24. Лапин Н. И., Пригожий А. И., Сазонов Б. В., Толстой В. С. Нововведения в организациях // Структура инновационного процесса. - М., 1981. 25. Методическая работа в школе: организация и управление /
26. Некрасова Н. И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской работе. - Калининград, 1989. 27. Новикова Л. И., Куракин А. Т. Путь к творчеству. -М,: Педагогика, 1966. 28. Новые ценности в образовании: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М.: ИПИ РАО, 1995, вып. 1. 29. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. - Новоибирск - Барнаул, 1995. 30. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1985. 31. Подымова Л. С. Введение в инновационную педагогику: учебное пособие. - Курск, 1994. 32. Полонский В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследований //Советская педагогика, 1988, № 11. 33. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993. 34. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. -М., 35. Поташник М. М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного 36. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. - М.: Политиздат, 1989. 37. Пригожин А. И. Управленческое консультирование нововведений (индивиде организации). - М., 1990. 38. Российская школа на рубеже 90-х годов: социологический анализ. - М: Центр социологии образования РАО, 1993. 39. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - 40. Сиденко А. С. Как создать авторскую педагогическую разработку? // Народное образование, 1998, № 7-8. 41. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная 42. Слободчиков В. И. Характеристика этапов социально-педагогического проектирования //Учительская газета, 1992, № 41-45. 43. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. 44. Структура инновационного процесса. - М., 1981. 45. Третьяков П. И. Школа: управление по результатам. - М.: Новая школа, 2001. 46. Пискунов А. И. и др. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. 47. Управление развитием школы: Пособие для руководителей oобразовательных учреждений. /Подред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. - М., 1995. 48. Хекхаузен X. Мотивация деятельности. - М., 1992.
49. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие 50. Шукшунов В. Е. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России, 1994, № 2. 51. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики
2. Проектирование в инновационной образовательной деятельности До недавнего времени термин проект использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются в общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной и, естественно, педагогической сферах деятельности. Процесс создания проекта называется проектированием. «Проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» (Дж. К. Джонс, 1976). В широком смысле проектирование -это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проблема проектирования чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени и значима для любой деятельности. Проектирование является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности любого человека. В жизни каждому изнас приходится намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов и пр. И эти процессы не зависят от сферы деятельности, то есть они представляют собой культурно-исторический феномен (23). Все эти действия, носящие интеллектуальный (творческий) характер, и составную проектирование. Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняющую друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технике технологические и организационно-управленческие аспекты (13).
Образование неотделимо от социокультурного контекста с характерными для него моделями деятельности, коммуникации и социальных отношений. Именно через эту связь формируются когнитивные стереотипы, образ мышления, которые ищут воплощения в действия. Знание социокультурных характеристик означает верное понимание целей, которые преследуются в образовательном процессе. Только на этом основании возможно выстраивание эффективных образовательных стратегий, ведь дифференцирующая способность систем образования является во многом причиной социальных и прочих конфликтов, и крайне важно знать, каких причин можно избежать уже на уровне проектирования и корректировки образовательных систем и программ (11). Продуктивная и ответственная работа по проектированию инновационной деятельности состоит, прежде всего, в ответственном выборе способа осознания связи прошлого, настоящего и будущего и ее конструктивной формы. «Как культурная деятельность проектирование предполагает определенное соотношение традиций и новаторства, нормы и творчества» (8, 28). Учет психолого-педагогических аспекта педагогического проектирования позволяет создать пространство культуры проектирования, способствующего достижению основных целей проекта и продвижению в личностном развитии его участников, созданию психологического климата и атмосферы творческой активности и работоспособности членов команды, формированию из участников общности людей, заинтересованных в индивидуальном саморазвитии и в достижении коллективных целей и задач. Учет организационно-управленческих аспектов позволяет обеспечить оптимальное распределение функциональных обязанностей, ответственности и ролей участников проектирования, а также адекватное целям и задачам проекта управление. Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения, и многое другое. В педагогической инноватике можно выделить следующие направления проектирования: проекты в области финансирования образовательно-воспитательных учреждений и управления ими, проекты в организации школ и обучения, проекты по разработке содержания образования, проекты по образовательным технологиям, формам и методам обучения, проекты по структурированию системы воспитания и образования и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|