Основные черты проекта
Анализ работ по вопросам проектирования позволяет определить основные черты проекта, к которым относятся: • отнесенность проекта к будущему; • ориентация проекта на желаемое состояние будущего; • представление проекта как системы средств достижения будущего; • определенность начала и окончания проектной работы; • четко и ясно сформулированные критерии эффективности (10). проектирования: • непосредственную связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий; • заданный характер, непосредственную связь с необходимостью • итерационный характер, когда для приближения к удовлетворен • наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации; «практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов; • интеллектуальный характер; • информационный характер; • готовность использовать разнообразные практико-ориентированные и научно необоснованные схемы деятельности. 2.2. Факторы, влияющие на проектирование Рассматривая инновационный проект как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как структурных, так и содержательных, для разработки и реализации инновационного проекта необходимо и целесообразно учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование,
2.3. Факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования Основными факторами, необходимыми для успешной проектной деятельности, являются: • участие руководства в организации или поддержке проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: • желание и готовность педагогического (или какого-либо другого) • наличие стратегии инновационной деятельности (в зависимости • объединение специалистов и разделение труда; • обеспеченность ресурсами: научными, кадровыми (профессиональными), финансовыми, материально-техническими, информационными, а также стратегией их использования; • отлаженность в организации действий по управлению системой, • предельная четкость постановки цели проекта, постановка множества целей или их дополнение в процессе проектирования приводит к тому, что они реализуются лишь частично, с минимальной степенью эффективности;
• учет специфических особенностей при проектировании (местных Исследования показывают, что на самом деле факторов этих значительно больше, но здесь указываются лишь самые значимые на начало разработки проекта. 2.4. Специфические особенности педагогических проектов (или специфика педагогических проектов) Педагогические проекты могут быть рассмотрены как социальные проекты с их специфическими особенностями: «'цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Однажды сформулированные цели не должны рассматриваться как нечто неизменное. В ходе реализации инновационного проекта под воздействием изменений в окружении проекта и получаемых промежуточных результатов цели проекта могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции, а при необходимости осуществляется корректировка целей; • количественная и качественная оценка социальных (педагогических) проектов существенно затруднена. Во-первых, при работе с людьми достаточно сложно оценить, какой из факторов оказал существенное воздействие на субъект, а во-вторых, воздействие того или иного фактора часто бывает отсрочено по времени; • сроки и продолжительность проекта, которые зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Необеспеченность инновационной деятельности научными и профессиональными кадрами, несвоевременное выделение средств: как финансовых, так и материально-технических; стихийные бедствия и чрезвычайные происшествия могут оказывать существенное влияние на изменение сроков проекта и его отдельных составляющих; • расходы на проект, как правило, зависят от бюджетного финансирования (ассигнований); • ресурсы выделяются в рамках возможного обеспечения. В соответствии с обеспеченностью ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными) и определяются масштаб разработки проекта, его цели и задачи.
Что такое проект? Приступая к проектированию, необходимо рассмотреть основные подходы к понятию самого проекта. На сегодня какого-то единого общепринятого определения проекта нет, но существует множество трактовок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них. Проект - (от лат. projektus, буквально - брошенный вперед): 1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) с целью создания какого-либо сооружения или изделия. 2. Предварительный текст какого-нибудь документа. 3. Замысел, план (16). Проект - это предприятие (намерение), которое, в значительной степени характеризует неповторимость условий в их совокупности (см. Projektmanagement, 1987). Проект означает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко выраженными целями (см. информацию Мирового Банка). Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (2). Под педагогическим проектом мы будем понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданною периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов, и специфической организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|