ОБЩЕЙ части уголовного процесса
Стр 1 из 18Следующая ⇒ МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе __________________________ «____» ____________ 20__ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Профиль подготовки Уголовно-правовой Квалификация выпускника Бакалавр Изучается в 6, 7 семестрах Учебный план 2011 г. очная форма обучения
Ставрополь, 2014 МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (в соответствии с реализуемой программой подготовки бакалавров) Учебно-методическое пособие
Направление подготовки Юриспруденция Профиль подготовки Уголовно-правовой Квалификация (степень) выпускника Бакалавр форма обучения Очная
Ставрополь 2014 Печатается по решению Уголовный процесс: учебно-методическое пособие / сост. Артамонова Е. А.— Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 170 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к подготовке выпускника для получения квалификации бакалавр. Утверждено на заседании кафедры уголовного права и процесса (протокол № 7 от "10" февраля 2014 г.).
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 Юриспруденция.
Составитель
Артамонова Елена Александровна – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса.
Рецензенты 1. Е.А. Первышов – доцент кафедры административного и финансового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета, канд. юрид. наук. 2. О.В. Фирсов – зав. кафедрой уголовного права и уголовного процесса юридического факультета Забайкальского государственного университета, канд. юрид. наук, доцент.
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014 СОДЕРЖАНИЕ Раздел I. Программа курса …………………………………………..……..5 1. Предисловие…………………………………………………….……5 2. Учебно-тематический план…………………………………………11 3. Вопросы для подготовки к зачёту……………………………..…...15 4. Вопросы для подготовки к экзамену……………………….….…...20
Раздел II. Задания на практические занятия ……………………….…...28 1. Задания на практические занятия по 2. Задания на практические занятия по Раздел III. Методические указания по самостоятельному изучению курса ………………………………………..….….132 1. Общие рекомендации…………………………………………….…132 2. Контрольные вопросы для самопроверки знаний по всему курсу………………………………………………….…...134 3. Тестовые материала для самоконтроля остаточных знаний по курсу «Уголовный процесс»………………136 Раздел IV. Методические рекомендации по написанию курсовой работы ……………………………………………...156 1. Общие требования к курсовой работе……………………………..156 2. Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых работ………………………………………………………..…..157 3. Примерные темы курсовых работ……………………………………164 Раздел V. Основные нормативно-правовые акты и литература, по курсу «Уголовный процесс» …..…….……………………..….166 1. Основные нормативно-правовые акты………………………..……166 2. Основная и дополнительная литература……………………….…...169 Р А З Д Е Л 1. ПРОГРАММА КУРСА Предисловие Учебная дисциплина «Уголовный процесс» изучается студентами направления подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» и относится к базовой части профессионального цикла (Б3.Б.11). В результате освоения дисциплины «Уголовный процесс» у студентов должны сформироваться следующие компетенции. 1) Общепрофессиональные: - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
2) Профессиональные: - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); - владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); - готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); - способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); - способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); - готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); - способен толковать различные правовые акты (ПК-15); - способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19); Уголовный процесс как учебная дисциплина знакомит студентов со сложной и многогранной деятельностью органов государства по обнаружению и выявлению преступлений, расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел. Основанная на законе и осуществляемая в особом процессуальном порядке деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда направлена на: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, 2) привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступных деяний, 3) осуществление правосудия по уголовным делам.
Данный курс – одна из важнейших специальных дисциплин, изучаемых студентами высших юридических учебных заведений. Процесс обучения включает аудиторные занятия с преподавателем (лекции и практические занятия), выполнение курсовой работы для очной формы обучения (для заочников), групповые и индивидуальные консультации, иные формы контроля (например, тестирование), а также самостоятельную работу студентов. Выпускники уголовно-правового профиля подготовки праве писать выпускную квалификационную работу в рамках данной дисциплины. На лекциях студентам раскрываются основные понятия уголовного процесса, даётся анализ всех аспектов уголовно-процессуальной деятельности. Особое внимание уделяется изучению уголовно-процессуального законодательства, судебной и прокурорско-следственной практики. На практических занятиях студенты обсуждают теоретические и практические вопросы, решают казусы, выполняют и обсуждают проекты процессуальных документов, доклады, сообщения, проводят деловые игры. Курсовые работы пишутся по определённой теме и имеют своей целью проверку знаний студентов на определённом этапе изучения дисциплины. Тестирование проводится в целях определения уровня индивидуальных знаний студентов и группы в целом по ключевым темам дисциплины, а также в качестве промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Консультации как одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала, проходят регулярно и, как правило, носят индивидуальный характер. Групповые консультации проводятся в период подготовки к экзамену. Текущий контроль знаний студентов осуществляется в формах рецензирования курсовой работы и её оценки преподавателем, тестирования и опроса на занятиях. Итоговый контроль знаний студентов осуществляется в форме промежуточного зачета (по окончании изучения общей части уголовного процесса) и экзамена (по окончании изучения всего курса). Таким образом, преподаваниедисциплины строится на сочетании семиотических, контекстных, социальных и имитационных обучающих (образовательных) технологий. Семиотические обучающие модели включают систему заданий, предполагающих работу с текстом и переработку знаковой информации. Единицей работы студента является речевое действие: слушание, говорение, чтение, письмо. Средством работы – ТЕКСТ. В имитационных обучающих моделях учебные задания предполагают выход студента за рамки знаковой информации, соотнесение её с будущей профессиональной деятельностью, осмысление знаний, которое происходит тогда, когда студент включает себя в ситуацию решения каких-то профессиональных задач. В этом случае единицей работы оказывается предметное действие, на основе которого достигается практический полезный эффект.
В социальных обучающих моделях задания выполняются в совместных, коллективных формах работы участников учебного процесса (два и более). Эта модель реализуется в деловых и учебных играх, НИРС. Единицей деятельности студента становятся поступки, через которые он осваивает профессию. Средством работы служит ПОДТЕКСТ. Курс уголовного процесса состоит из двух частей: Общей и Особенной. Изучая Общую часть уголовного процесса, студенты должны усвоить понятие и сущность уголовного процесса, основные его категории, назначение и принципы, теорию доказательств, процессуальный статус участников уголовно-процессуальной деятельности, виды процессуального принуждения и др. вопросы. Особенная часть дисциплины посвящена непосредственно уголовно-процессуальной досудебной и судебной деятельности, её постадийному развитию и осуществлению. А именно, предусмотренной законом процедуре возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел; содержанию и порядку производства отдельных процессуальных действий, основаниям и порядку принятия решений по уголовным делам; особенностям порядка производства по некоторым специфическим категориям уголовных дел, а также в отношении отдельных категорий лиц. Процесс приобретения знаний по данному курсу базируется на изучении непосредственно текста и норм закона. При подготовке и освоении каждой темы необходимо анализировать нормы действующего уголовно-процессуального законодательства и, прежде всего, нормы УПК РФ. При написании курсовых и выпускных квалификационных работ студенты проводят исследование отдельных вопросов или проблем уголовного судопроизводства на основе изучения и анализа соответствующей дополнительной литературы и законодательства, дискуссионных аспектов рассматриваемой проблемы, а также обобщения правоприменительной практики. Основной целью дисциплины является приобретение студентами знаний об основных положениях науки уголовного процесса; о сущности и содержании основных уголовно-процессуальных понятий, категорий, институтов; о процессуальном положении (статусе) участников уголовного процесса; об особенностях уголовно-процессуальных отношений; о порядке и содержании производства по уголовным делам на различных этапах уголовно-процессуальной деятельности. В результате изучения дисциплины каждый студент должен знать: сущность, основные понятия, категории и принципы уголовного процесса; процессуальное положение и полномочия участников уголовного судопроизводства; доказательственное право и процесс доказывания по уголовным делам; меры уголовно-процессуального принуждения, порядок их применения; процессуальный порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; процессуальный порядок проверки сообщения о совершённом или готовящемся преступлении, процедуру возбуждения уголовного дела и производства предварительного расследования; особенности производства дознания и правила производства предварительного следствия; общие правила проведения следственных действий, их систему, основания, порядок производства каждого, предусмотренного УПК РФ следственного действия; основания и порядок приостановления и прекращения уголовного дела; завершение предварительного расследования составлением обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления); деятельность прокурора по поступившему к нему уголовному делу с итоговым актом предварительного расследования; деятельность по подготовке к судебному заседанию, особенности предварительного слушания; общий порядок производства в суде 1-ой инстанции, особенности рассмотрения уголовным дел у мирового судьи, в суде с участием присяжных заседателей, в особом порядке судебного разбирательства; понятие, виды, сущность, структуру и содержание приговора; производство в суде апелляционной инстанции; деятельность суда в стадии исполнения приговора; порядок пересмотра приговоров вступивших в законную силу; особенности уголовного судопроизводства по отдельным категориям уголовных дел и по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц; основные правила международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. По итогам изучения курса каждый студент должен уметь: оперировать уголовно-процессуальными понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними уголовно-процессуальные отношения; анализировать, толковать и правильно применять нормы уголовно-процессуального законодательства; принимать решения, совершать действия в точном соответствии с УПК РФ; правильно составлять и оформлять уголовно-процессуальные решения и протоколы следственных и иных процессуальных действий; правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований; анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста); использовать тактические приёмы при производстве следственных действий; выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. Изучив уголовный процесс, каждый студент должен владеть уголовно-процессуальной терминологией; а также навыками: работы с уголовно-процессуальным законодательством, иными нормативно-правовыми актами, международными нормами, а также с решениями Конституционного Суда РФ и постановлениями Пленума Верховного Суда РФ, относящимися к проблемам применения УПК РФ; анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и отношений, являющихся объектом профессиональной деятельности; анализа правоприменительной деятельности в сфере производства по уголовным делам; разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих в уголовно-процессуальной деятельности; реализации норм уголовно-процессуального и уголовного права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. 2. Учебно-тематический план дисциплины
3. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ: 1. Уголовно-процессуальное право в системе Российского права. 2. Наука уголовного процесса и её значение на современном этапе. 3. Процессуальные вопросы применения достижений науки и техники в уголовном судопроизводстве. 4. Уголовный процесс как учебная дисциплина. Его связь с другими юридическими дисциплинами. 5. Уголовно-процессуальные отношения, их особенности. 6. Понятие, сущность и назначение (задачи) уголовного процесса. 7. Понятие и виды процессуальных функций. 8. Процессуальная форма и её значение. 9. Уголовно-процессуальные акты, их виды и значение. 10. Понятие, сущность и значение уголовно-процессуального закона в обеспечении задач уголовного судопроизводства. 11. Действующее уголовно-процессуальное законодательство. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам. 12. Значение решений Конституционного Суда РФ, Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и указаний Генерального Прокурора РФ для уголовного судопроизводства. 13. Понятие, система и значение принципов уголовного процесса. Перспективы их развития. 14. Состязательность и равноправие сторон как принцип уголовного судопроизводства. 15. Публичность современного уголовного судопроизводства. Исключения из принципа публичности. 16. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. 17. Презумпция невиновности в уголовном процессе, её сущность и значение для уголовно-процессуальной деятельности. 18. Гласность судебного разбирательства. Случаи рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании. 19. Конституционные и процессуальные гарантии обеспечения неприкосновенности жилища и частной жизни граждан при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности. 20. Право участников уголовного процесса обжаловать действия и решения суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Судебный и ведомственный порядок рассмотрения жалоб. 21. Конституционные и процессуальные гарантии обеспечения чести и достоинства, свободы и неприкосновенности личности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности. 22. Коллегиальное и единоличное рассмотрение уголовных дел в суде. 23. Непосредственность и устность судебного разбирательства. Неизменность состава суда. 24. Понятие, классификация и общая характеристика участников уголовного процесса. 25. Суд как орган судебной власти. Полномочия судей и присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел. 26. Прокурор, его процессуальное положение и полномочия на различных стадиях уголовного процесса. 27. Руководитель следственного органа и его полномочия. 28. Следователь: процессуальное положение и полномочия. 29. Полномочия органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в уголовном судопроизводстве. 30. Подозреваемый, его процессуальное положение. 31. Основания, условия, мотивы, порядок и сроки задержания лица по подозрению в совершении преступления. 32. Защитник, его права и обязанности. Случаи обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве. 33. Потерпевший, его процессуальное положение. Основания и порядок признания лица потерпевшим. 34. Обвиняемый, его процессуальное положение. 35. Основания и порядок признания лица гражданским истцом. Основания и порядок привлечения лица в качестве гражданского ответчика. 36. Гражданский иск в уголовном процессе, его обеспечение и разрешение при постановлении приговора. 37. Действия следователя, дознавателя и суда по обеспечению исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества. 38. Иные участники уголовного судопроизводства: понятие, предназначение, краткая характеристика их процессуального положения. 39. Участие специалиста в уголовном судопроизводстве. 40. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. 41. Понятие доказательств. Допустимость и относимость доказательств. 42. Классификация доказательств: основания и практическое значение. 43. Доказывание как процесс познания. Проблема истины в уголовном судопроизводстве. 44. Понятие, структура и содержание процесса доказывания. 45. Предмет и пределы доказывания по уголовному делу. 46. Оценка доказательств в уголовном процессе. Особенности использования косвенных доказательств. 47. Показания свидетеля: понятие, предмет, проверка и оценка. Факторы, влияющие на достоверность свидетельских показаний. 48. Показания потерпевшего: предмет, значение, их проверка и оценка. 49. Показания подозреваемого. Предмет, значение, проверка и оценка. 50. Показания обвиняемого: понятие, виды, проверка и оценка. 51. Заключение эксперта как источник доказательств. Проверка и оценка заключения эксперта. 52. Заключение и показания специалиста. Их проверка и оценка. 53. Показания эксперта: понятие, предмет и оценка показаний эксперта. 54. Протоколы следственных и судебных действий как источник доказательств. Их проверка и оценка. 55. Вещественные доказательства: понятие и виды, проверка и оценка. 56. Документы как источник доказательств. Отличие документа от вещественных доказательств. Проверка и оценка документов. 57. Понятие и виды уголовного преследования и обвинения. 58. Производство по делам частного и частно-публичного обвинения. 59. Понятие и виды мер процессуального принуждения: краткая характеристика. 60. Задержание лица по подозрению в совершении преступления: понятие, основания, условия и мотивы. Гарантии обеспечения прав подозреваемого при задержании. 61. Процессуальный порядок и сроки задержания лица по подозрению в совершении преступления. Продление сроков содержания задержанного под стражей. 62. Понятие и виды мер пресечения. Их краткая характеристика. 63. Подписка о невыезде: понятие, основания, условия, порядок избрания и применения. 64. Личное поручительство: понятие, основания, условия, порядок избрания и применения. 65. Наблюдение командования воинской части: понятие, основания, условия, порядок избрания и применения. 66. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым: понятие, основания, условия, порядок избрания и применения. 67. Залог: понятие, основания, порядок избрания применения. 68. Домашний арест как мера пресечения: понятие, основания и порядок применения. 69. Основания, условия и порядок применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. 70. Сроки содержания под стражей и порядок их продления на стадии предварительного расследования и в суде. 71. Иные меры принуждения: понятие, виды, краткая характеристика. 72. Обязательство о явке: понятие, основания и порядок применения 73. Привод: понятие, основания и порядок применения 74. Временное отстранение от должности: понятие, основания и порядок применения. 75. Наложение ареста на имущество: понятие, основания, цели, условия и порядок применения. 76. Денежное взыскание: понятие, основания и порядок применения. 77. Понятие, исчисление и соблюдение уголовно-процессуальных сроков. Разумный срок уголовного судопроизводства. 78. Понятие и порядок взыскания процессуальных издержек. 79. Основания возникновения и признание права на реабилитацию в уголовном судопроизводстве. 80. Возмещение вреда реабилитированному в уголовном процессе. 4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ: 1. Понятие, сущность и назначение уголовного процесса. 2. Роль уголовно-процессуальной деятельности в формировании правового государства. 3. Понятие и виды процессуальных функций. 4. Уголовно-процессуальное право в системе Российского права. 5. Уголовно-процессуальные отношения, их особенности. 6. Процессуальная форма и её значение. 7. Уголовно-процессуальные акты, их виды и значение. 8. Наука уголовного процесса и её значение на современном этапе. 9. Процессуальные вопросы применения достижений науки и техники в уголовном судопроизводстве. 10. Нравственные начала уголовного процесса и их роль в осуществлении задач уголовного судопроизводства. 11. Значение решений Конституционного Суда РФ, Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и указаний Генерального Прокурора РФ для уголовного судопроизводства. 12. Уголовный процесс как учебная дисциплина. Его связь с другими юридическими дисциплинами. 13. Сущность и значение уголовно-процессуального закона в обеспечении задач уголовного судопроизводства. 14. Действующее уголовно-процессуальное законодательство. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам. 15. Понятие, система и значение принципов уголовного процесса. Перспективы их развития. 16. Презумпция невиновности в уголовном процессе, её сущность и значение для уголовно-процессуальной деятельности. 17. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. 18. Гласность судебного разбирательства. 19. Конституционные и процессуальные гарантии обеспечения чести и достоинства, свободы и неприкосновенности личности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности. 20. Конституционные и процессуальные гарантии обеспечения неприкосновенности жилища и частной жизни граждан при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности. 21. Состязательность и равноправие сторон как принцип уголовного судопроизводства. 22. Публичность уголовного судопроизводства. 23. Коллегиальное и единоличное рассмотрение уголовных дел. 24. Сроки в уголовном процессе. Разумный срок уголовного судопроизводства 25. Понятие и классификация участников уголовного процесса. 26. Суд как орган судебной власти. Полномочия судей и присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел. 27. Прокурор в уголовном судопроизводстве, его процессуальное положение и полномочия в различных стадиях уголовного процесса. 28. Понятие и виды уголовного преследования и обвинения в уголовном судопроизводстве. 29. Следователь: процессуальное положение и полномочия. 30. Руководитель следственного органа и его полномочия. 31. Полномочия органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в уголовном судопроизводстве. 32. Обвиняемый, его процессуальное положение. 33. Подозреваемый, его процессуальное положение. 34. Защитник, его права и обязанности. Случаи обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве. 35. Потерпевший, его процессуальное положение. Основания и порядок признания лица потерпевшим. 36. Основания и порядок признания лица гражданским истцом. Основания и порядок привлечения лица в качестве гражданского ответчика. 37. Гражданский иск в уголовном процессе, его обеспечение и разрешение при постановлении приговора. 38. Обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора. 39. Действия следователя, дознавателя и суда по обеспечению исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества. 40. Участие специалиста в уголовном судопроизводстве. 41. Институт понятых в российском уголовном судопроизводстве. 42. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. 43. Понятие доказательств. Допустимость и относимость доказательств. 44. Классификация доказательств: виды, основания, практическое значение. 45. Косвенные доказа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|