Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплект пособий лб формированию элементарных математических представлений 1 глава

F f

I

<*• -A *• Ъ Л 5, A L A 1 t i § * < < I $ I 1 4 &
L i V 1. 5 * ^
* i с-' I '?• £

1 I


 

 


I 1 > 1

v 3

1' I
„, f I- # | I g i 4 t i v . л v /Р A s I 1 f & '' I -I I f •
i $

vv i

•>,V V(, 3 & % &» ^ 5 -a? % $ 9 f
& SU
f конспекты
5 4 | 1r I I % 1 i i * I 4 л A V!

f

занятии


В. П. Новикова

МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ

подготовительная группа

Учебно-методическое пособие

Допущено Министерством образовании Российской Федерации

Издание 2-е, исправленное и дополненное

Москва

Мозаика-Синтез


Занятие

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Цель занятия

Закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; учить клас­сифицировать фигуры по разным признакам: величине, цве­ту, форме; упражнять в счете в пределах 10; учить называть слово, противоположное предложенному по смыслу.

Материалы

Для воспитателя: мяч.

Для детей: набор геометрических фигур разных по цвету, величине, форме (20 шт.).

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми на столах лежат геометрические фигуры. Педагог предлагает детям назвать их и дает задания.

• Отложите все круги. Какие они по величине и цвету?

• Отложите зеленые фигуры. Какой они формы? Сколько их?

• Отложите четырехугольники. Назовите их по-другому. Ска­жите, сколько здесь разных четырехугольников?

• Отложите все фигуры кроме треугольников. Какой они формы?

• Отложите желтые маленькие фигуры. Какой они формы? Поиграем

Игры можно провести как в помещении, так и на участке.

«Считай дальше»

Дети образуют круг. В центре круга стоит педагог. Он бро-


сает кому-либо из детей мяч и называет любое число. Ребе­нок, поймавший мяч, называет последующие 2—3 числа и возвращает мяч педагогу. Теперь воспитатель бросает мяч дру­гому ребенку и игра продолжается.

Вариантом игры может быть игра «До и после». Воспита­тель бросает мяч ребенку и говорит: «Считай до пяти». Ре­бенок должен назвать числа, которые идут до пяти: один, два, три, четыре.

Если воспитатель скажет: «После пяти», —дети должны назвать числа: шесть, семь, восемь... Игра проходит в бы­стром темпе.

«Наоборот»

Игра проходит в кругу. Воспитатель стоит в центре кру­га, бросает мяч кому-либо из детей и произносит слово. Ре­бенок должен сказать слово, противоположное по смыслу. Педагог говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад». (На­право — налево, вверх — вниз, далеко — близко, внутри — сна­ружи и т.д.)

Усложнение игры. Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий — близкий, верхний —ни­жний, правый — левый, глубокий — мелкий, дешевый — до­рогой и т.д.

Если ребенок затрудняется с ответом, дети хором произ­носят нужное слово.

На прогулке

Обратите внимание детей на изменения, которые проис­ходят осенью в природе. Уточните, какое сейчас время года, месяц. Спросите, каким по счету месяцем является сентябрь (девятым), предложите детям назвать все месяцы.

Напомните пословицы про осень.

tt В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

te Холоден сентябрь, да сыт.

tit В сентябре лето кончается, осень начинается.

Советы воспитателю

Не забывайте каждое утро вместе с детьми отрывать лис­ток календаря за прошедшие сутки. Уточняйте у детей, ка­кой день недели был вчера, какой сегодня. Предлагайте де­тям назвать сегодняшнее число, месяц. Вспомните летние месяцы.

В начале учебного года необходимо в течение двух недель провести с каждым ребенком индивидуальное собеседование. Цель собеседования — выявить знания, умения и навыки детей по математике. Результаты собеседования занесите в табли­цу. Содержание собеседования и методика проведения даны в конце книги.

Расскажите родителям о том, что в течение последующих двух недель с детьми будут проводиться беседы, которые выявят их математические представления и умение ими оперировать.

г----------------------------- ключевые слова------------------------------ Л

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Занятие

 

ВЕЛИЧИНА

Цель занятия

Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины; упраж­нять в счете в пределах 10; учить отсчитывать по предложен­ной цифре; упражнять в счете на ощупь.

Материалы

Для воспитателя: обручи, фишки, шарик.

Для детей: «Математический набор», «Чудесный мешочек» с набором мелких игрушек (12 шт.); по одному стручку го­роха, сшитому из материала желтого и зеленого цвета, вну­три каждого стручка от пяти до десяти фасолин.

Ход занятия

Поиграем

«Игра со стручком гороха»

На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат об­ручи, в центре каждого — цифра. На подносе — стручки го­роха (по количеству детей).

Воспитатель предлагает детям отгадать одну из загадок:

Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда — Треснул домик гладкий — Поскакали кто куда Круглые ребятки!

(Горох)

На жарком солнышке подсох И рвется из стручков...

(Горох)

Затем воспитатель объясняет правила игры: «Вы будете бе­гать под музыку. Как только музыка перестанет звучать, вы подойдете к подносу и возьмете по одному стручку, а затем встанете возле той цифры, которая будет соответствовать ко­личеству „горошин" в стручке».

Игра начинается.

Возле каждого обруча с цифрой должны стоять два ребен­ка со стручками разных цветов. Воспитатель спрашивает: «Про­верьте друг друга, правильно ли выполнено задание. Возле какой цифры вы стоите и почему?»

Игру необходимо повторить, предварительно положив струч­ки на поднос.

Примечание. Не обращайте внимание на цвет стручков, когда дети стоят возле обручей. Дети могут допустить ошиб­ки при пересчете «горошин». Обменявшись стручками, де­ти уточняют свои действия и исправляют допущенные ошибки.

«Чудесный мешочек»

Дети играют парами, сидя за столам. На каждом столе лежит «Математический набор» и один мешочек на двоих. Воспита­тель предлагает детям разложить цифры по порядку от 1 до 10.

С помощью считалки выбирается ведущий:

Катилось яблоко, Мимо сада, Мимо сада, Мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет.

Ведущий предлагает своему соседу закрыть глаза и убира­ет одну из цифр. Ребенок, открыв глаза, называет, какую ци- ФРУ убрали, и отсчитывает такое же количество игрушек.

Если задание выполнено верно, игрушки и цифра возвра­щаются на свои места. Игра повторяется.

«Отгадай, что такое?»

Дети образуют круг.

«Я буду называть одно слово, а вы будете перечислять пред­меты, которые можно назвать этим словом. За каждый пра­вильный ответ вы получаете фишку»,— говорит воспитатель и дает одному из детей шарик.

«Длинная...» — говорит воспитатель.

«Дорога»,— отвечает ребенок с шариком, получает фишку и передает шарик соседу.

«Платье, веревка, день, шуба...» — вспоминают дети. За каж­дый правильный ответ дается фишка.

«Широкая...» —предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: «Дорога, улица, речка, лента, мост...»

«Высокий...» — предлагает воспитатель еще одно слово.

Дети называют: «Дом, кран, дерево, столб, жираф, дядя Степа...»

В конце игры педагог говорит, кто назвал больше слов.

Советы воспитателю

Обратите внимание родителей на то, что дети затрудняют­ся при определении словом величины предметов, не владе­ют сравнительной степенью признаков величины: «короткий», «длиннее», «самый длинный»; «тяжелый», «легче», «самый легкий» и т. д. Посоветуйте родителям закреплять в повседневной жизни эти термины.

----------------------------- ключевое слово-------------------------------.

величина

\___________________________________________________________________________________________________________ /

Рис. 1

 

 

Занятие

 

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Цель занятия

Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; закрепить названия дней недели; учить состав­лять фигуру из восьми треугольников, закрепить названия геометрических фигур.

Материалы

Для воспитателя: 2-3 набора цифр разного цвета от 1 до 7; мяч.

Для детей: по 8 треугольников (сделанных из бумажного квадрата).

Ход занятия

Сидя за столом

Перед каждым ребенком на столе лежат восемь равнобедренных треугольников.

Дети рассматривают их и говорят, какие это фигуры и сколь­ко их. Педагог предлагает им сложить без образца:

—четыре маленьких квадрата (см. рис. 1, а);

—большой квадрат (см. рис. 1,6);

— два маленьких прямоугольника (см. рис. 1,в);

—один большой прямоугольник (см. рис. 1,г). Примечание. После выполнения каждого задания следует

уточнять, какие фигуры получились у детей и как их можно назвать.

Поиграем

«Что, где?»

Игра проводится в кругу. В центре круга стоит педагог с мячом. Он объясняет правила игры.

— Я буду называть предметы, находящиеся в этой в ком­нате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: «слева», «справа», «впереди», «позади».

Игра начинается.

Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Где стол?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Впереди меня»,— и бросает мяч педагогу. Вопросы детям:

• дверь от тебя?.. (слева);

• позади тебя?., (окно);

• большой стул?., (справа);

• Лена стоит?., (справа).

• маленькие столы?., (сзади);

• кукла сидит?., (слева).

Усложнение. Воспитатель называет слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы нахо­дятся в указанном направлении.

«Живая неделя»

Дети делятся на команды по семь человек. У каждой ко­манды свой стол. На каждом столе лежат карточки с циф­рами изображением вниз. Комплект карточек на каждом сто­ле — определенного цвета.

Дети бегают по комнате, по сигналу бегут к своим столам, берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в со­ответствии с цифрой в своей команде.

Те ребята, которым не хватило карточек, дают задания уча­стникам игры. Например: «вторник» топнет ногой три раза, четвертый день недели назовет своих «соседей», «воскресенье» споет песенку и т.д.

Игра проводится 2—3 раза.

Отгадай-ка

Что сушит, когда мокнет? (Полотенце.)

Советы воспитателю

Утром вместе с детьми оторвите лист календаря. Спроси­те, какое число и день недели было вчера, какой день неде­ли и число сегодня. Предложите им назвать все дни недели по порядку.

Обратите внимание родителей на то, что на занятиях по математике детей знакомят не только с числами и цифрами, но также и с временными представлениями.

Предложите им дома называть ежедневно месяц, число, время года, а также обращать внимание детей на то, что про­исходит в определенные временные отрезки.

____________________ ключевые слова____________________

ВПЕРЕДИ, ПОЗАДИ, СЛЕВА, СПРАВА

Занятие

 

ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ

Цель занятия

Познакомить детей с тетрадью и ее назначением, знака­ми: «>», «<» (больше, меньше); учить «записывать» и «чи­тать» записи (3 < 4, 4>3); упражнять в счете в пределах 10; учить соотносить цифру с количеством.

Материалы

Для воспитателя: десять красных и синих кружков, знаки «>» и «<», фланелеграф, цифры и числовые карточки в пре­делах 10.

Для детей: «Математический набор», знаки «>» и «<», те­традь, карандаш.

Ход занятия

Сидя за столом

— Через год вы пойдете в школу. Там вы будете учиться писать, решать задачи и примеры в тетрадях. Давайте рас­смотрим тетрадь. Она состоит из обложки (показывает) и ли­стов. Это — тетрадь в клетку, поэтому все клетки построились рядами. Ряды идут слева направо и сверху вниз. В каждом ряду можно посчитать количество клеток.

Педагог объясняет детям как найти верхний ряд, помога­ет отыскать в этом ряду 3, 5, 6, 8-ю клетки и просит поста­вить в каждой из них точку.

Поиграем

«Какой цифры не стало?»

Дети играют парами. Воспитатель предлагает им разложить цифры по порядку от 0 до 10. Затем один ребенок в паре за­крывает глаза, другой переставляет цифры в ряду. Открыв

глаза, ребенок говорит, что изменилось. Если он правильно угадывает, то становится ведущим.

«Найди пару»

Дети делятся на две команды. У каждой команды свой стол. На одном столе лежат перевернутые карточки с цифрами, на другом — карточки с таким же количеством кружков.

Правила игры. Дети бегают по комнате. По сигналу берут карточки со столов и отыскивают свою пару, т.е. к каждой карточке подбирают цифру, соответствующую количеству кружков на карточке.

Дети, которым не хватило карточек, проверяют, все ли па­ры соответствуют друг другу. Карточки возвращаются на преж­ние места, и игра повторяется.

Сидя за столом

На фланелеграфе в одном ряду близко друг к другу распо­ложены три синих кружка, на небольшом расстоянии от них —четыре красных кружка.

Воспитатель спрашивает, каких кружков больше, каких мень­ше. Дети определяют, что синих кружка —три, а красных —че­тыре. После этого педагог показывает знаки «>», «<» и гово­рит: «У этих знаков уголок смотрит на меньшее число. Выдвиньте цифры 3 и 4. Какое из этих чисел меньше?»

— Значит, как надо поставить знак? (Чтобы уголок смот­рел на меньшее число.)

Воспитатель ставит на фланелеграфе между кружками знак.

—А вы поставьте этот знак между цифрами.

Затем показывает, как читать «запись»: «Три меньше четы­рех». Просит детей прочитать «запись» самостоятельно.

Чтобы проверить, как дети поняли правило употребления знаков «>» и «<», воспитатель предлагает поменять цифры местами и спрашивает: «Можно ли оставить этот знак?» (Нет, уголок должен смотреть в сторону меньшего числа, а он смо­трит в сторону большего числа.)

— Поставьте знак правильно и прочтите «запись». Не за­будьте, что «запись» надо читать только слева направо.

Дети читают: «Четыре больше трех».

Отгадай-ка

Сколько всего стульев, чашек и тарелок в сказке «Три медведя»?

На прогулке

«Кто быстрее?»

На земле начертите квадрат, разделите его на девять ма­леньких квадратов. В них напишите цифры в таком поряд­ке: 1-й ряд—1, 2, 3; 2-й ряд —4, 5, 6; 3-й ряд —7, 8, 9.

В игре принимают участие двое детей. Выбирается веду­щий. Он прыгает по клеткам на одной ноге с цифры на цифру по порядку. Другой в это время считает. Если ребе­нок не сможет устоять на одной ноге, он перестает прыгать. Дети меняются ролями.

Советы воспитателю

Познакомьте родителей с результатами обследования де­тей. Посоветуйте, как заниматься дома. Например, пока го­товится обед, можно предложить ребенку подобрать крыш­ки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего больше: крышек или банок, кастрюль или крышек.

----------------------------- ключевое слово-------------------------------

ТЕТРАДЬ

Занятие

 

ЗНАКИ РАВЕНСТВО, НЕРАВЕНСТВО

Цель занятия

Продолжать учить детей понимать количественные от­ношения между числами в пределах 10; «записывать» при помощи знаков «>» и «<» и читать «записи»; познакомить детей со знаками «=» «№» (равенство, неравенство); за-

крепить временные представления; учить называть «сосе­дей» данного числа.

Материалы

Для воспитателя: куб, на гранях которого нарисованы ци­фры; знаки; мяч; фланелеграф, желтые и синие квадраты (10шт.).

Для детей: «Математический набор», знаки.

Ход занятия

Сидя за столом

Перед каждым ребенком на столе лежит «Математический набор» и знаки.

Воспитатель предлагает детям выложить цифры по порядку от 0 до 10 и просит их сначала положить перед собой циф­ры 5 и 6, затем поставить между ними знак и прочитать «за­пись». Дети читают: «Пять меньше шести». Затем дети по­очередно выставляют цифры: 8 и 10, 0 и 4, 6 и 5. Ставят знаки между ними и читают «записи»: «восемь меньше де­сяти», «ноль меньше четырех», «шесть больше пяти».

После этого воспитатель предлагает детям выдвинуть из ряда любые две цифры, поставить между ними знак и прочи­тать «запись».

На фланелеграфе в одном ряду близко друг к другу сто­ят 5 желтых квадратов и на небольшом расстоянии от них 5 синих квадратов. Воспитатель спрашивает, каких квадра­тов больше.

Дети отвечают: «Сколько синих, столько и желтых квад­ратов, поровну, по пять».

— Давайте обозначим это количество квадратов. Есть та­кой знак равенства (показывает). Попробуйте прочитать эту «запись».

Дети читают: «Пять равно пяти».

Воспитатель убирает один желтый квадрат.

— Этот знак можно оставить? (Нет.)

— А какой знак можно поставить? (Знак больше или меньше.)

— Найдите этот знак, поставьте и прочитайте «запись».

Дети читают вслух: «Пять больше четырех или четыре мень­ше пяти».

— Я вам покажу еще один знак (показывает знак неравен­ства). Он обозначает, что эти числа не равны и читается так: «Пять не равно четырем».

После этого воспитатель предлагает детям самостоятельно выставить два числа, поставить любой знак между ними и прочитать «запись».

Поиграем

«Назови соседей»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ве­дущий:

Начинается считалка: «На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь —стой и жди, А не веришь —выходи!»

Ведущий бросает кому-либо из детей куб. Ребенок, пой­мавший его, сначала называет цифру на грани куба, а потом «соседей» этого числа.

Если ребенок дает правильный ответ, он становится ве­дущим. t

Игра проводится в быстром темпе.

Усложнение. На гранях куба вместо цифр —кружки (от 1 до 6).

«Назови скорей»

Игра проводится в кругу, выбирается ведущий. Он броса­ет мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Какой день неде­ли перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Сре­да». Теперь он становится ведущим, бросает мяч другому ребенку и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?»

Так роль ведущего постепенно переходит от одного ребен­ка к другому.

Вопросы.

• назови день недели после вторника;

• назови день недели между средой и пятницей.

Если кто-то из играющих не может стазу дать ответ, веду­щий просит всех детей помочь ему. Целесообразно прово­дить игру небольшой группой, чтобы каждый из детей по­бывал в роли ведущего несколько раз.

«Назови пропущенное слово»

Дети образуют круг, выбирается ведущий. Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играю­щих, например: «Солнышко светит днем, а луна...» Ребенок, поймавший мяч, добавляет недостающее слово: «Ночью», —те­перь он становится ведущим. Задания могут быть разные:

• утром я пришла в детский сад, а вернулась домой...?

• если вчера была пятница, то сегодня...?

• каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже хо­дили. Какой день недели сегодня?

• за понедельником был вторник, а за четвергом будет...?

• зиму сменяет весна, а какое время года сменит весну? Вопросы могут включать понятия: части суток, времена го­да, дни недели. Поощряйте оригинальные вопросы ведущих.

На прогулке

Если есть возможность, понаблюдайте с детьми, как пти­цы собираются в стаи и улетают в теплые края. Спросите у детей, какие птицы улетают. Предложите им назвать страны, в которые они летят. Если дети затрудняются с ответами, на­зовите их сами.

Советы воспитателю

С детьми, испытывающими затруднения или медленно ус­ваивающими материал, позанимайтесь небольшими группа­ми или индивидуально.

ключевые слова


Занятие

 

МНОГОУГОЛЬНИК

Цель занятия

Познакомить детей с многоугольником, его признаками: сторонами, углами, вершинами, их взаимно-однозначным со­ответствием; упражнять в счете в пределах 10.

Материалы

Для воспитателя: пятиугольник, обручи, цифры, фишки, два набора геометрических фигур одинаковой формы и цвета.

Для детей: набор геометрических фигур, две карточки, на которых расположены в различном порядке геометри­ческие фигуры.

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми на столах лежат геометрические фигуры. Воспитатель предлагает детям назвать их и дает задание: отложить все круги. Затем, показывая треугольник, задает вопросы: -

—Как называется эта фигура и почему?

— Как назвать одним словом эти фигуры? (Показывает ква­драт и прямоугольник.)

— Как можно назвать одним словом все фигуры, которые лежат на столе?

Если дети не смогут ответить на вопрос, помогите им.

— Все эти фигуры называются многоугольниками. Почему они так называются? У всякого многоугольника есть углы (показывает их), вершины (дотрагивается до всех вершин) и стороны (показывает движением пальца все стороны). От то­го, сколько вершин и сколько углов, зависит название мно­гоугольника.

Затем педагог показывает детям пятиугольник и спраши­вает, как одним словом назвать этот многоугольник и поче­му? (У пятиугольника пять углов, пять вершин, пять сторон). А у шестиугольника?

Поиграем

«Сложи узор»

Дети делятся на пары. Перед ними наборы геометричес­ких фигур и по две прикрытые карточки, на каждой —ряд из семи геометрических фигур, по-разному расположенных.

С помощью жеребьевки выбирается ведущий: один из иг­рающих берет какой-нибудь предмет, прячет его в руке. Тот, кто отгадает, в какой руке предмет, становится ведущим.

Ведущий берет одну из карточек и начинает называть гео­метрические фигуры в ряду. Другой ребенок раскладывает фигуры согласно инструкции. После того, как ребенок раз­ложил геометрические фигуры, дети проверяют, правильно ли он выполнил задание.

Теперь ведущим будет тот, кто раскладывал геометричес­кие фигуры. Он берет другую карточку.

«Назови предмет»

Дети делятся на две команды. Одна команда называет пред­меты прямоугольной формы, другая — квадратной. За каж­дый названный предмет дети получают фишку. В конце иг­ры выясняется:

• сколько каждая команда набрала очков?

• какая команда больше назвала предметов? (это мож­но сделать без счета, путем попарного соотнесения групп предметов);

• сколько всего предметов четырехугольной формы назва­ли все дети?

Примечание. На этот вопрос смогут ответить те дети, кото­рые считают не только в пределах 10, но значительно дальше.

«Найди пару»

На столе лежат два набора геометрических фигур одина­ковой формы и цвета. На полу в разных местах комнаты — об-

2*-1352 ручи с лежащими в центре цифрами и одной из фигур, как у детей.

Правила игры. Дети бегают по комнате. По сигналу они бе­рут со стола по фигуре, находят свою пару (ребенка с такой же фигурой) и встают около обруча с цифрой и соответст­вующей фигурой. Воспитатель уточняет, какая в обруче ци­фра, столько пар должно стоять около обруча.

Вопросы детям:

• почему вы стоите возле этого обруча?

• сколько всего пар около обруча?

• сколько всего человек около обруча?

Примечание. Около обруча могут стоять разные пары: ква­дратов разной величины или цвета, треугольников разной конфигурации, величины или цвета и т.д.

Отгадай-ка

На стоянке такси стояло пять машин. Две передние маши­ны уехали с пассажирами. Сколько машин осталось на месте? (Ни одной, так как остальные машины передвинулись вперед.)

Примечание. Если дети не смогли сразу ответить, не спе­шите с ответом. Дайте им возможность подумать. Ответ вы можете получить на следующем занятии, но не забудьте к нему обязательно вернуться.

Советы воспитателю

Внесите в игровой уголок новую головоломку, напомните детям правила работы: чтобы сделать предмет, необходимо использовать все детали.

Обратите внимание родителей на то, что дети познакоми­лись с новой геометрической фигурой— многоугольником. Посоветуйте им учить детей по-разному отвечать на постав­ленный вопрос. Например, про квадрат можно сказать, что это четырехугольник, многоугольник.

---------------------------- ключевые слова------------------------------

МНОГОУГОЛЬНИК, стороны, ВЕРШИНЫ, УГЛЫ

Занятие

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Цель занятия

Познакомить детей со способами рисования многоуголь­ника в тетради; продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10; учить делать «за­пись» с помощью знаков: «>», «<», «=», «*»; читать «запись»; учить увеличивать и уменьшать число на единицу; упраж­нять в счете на ощупь.

Материалы

Для воспитателя: фланелеграф, на нем пять желтых и пять зеленых груш одной величины, цифры, знаки, карточки с кружками, обручи.

Для детей: «Математический набор», счетные палочки, по одному плоскому «яблоку», сшитому из ткани желтого и красного цвета, внутри каждого «яблока» фасолины или бо­бы от пяти до десяти штук.

Ход занятия

Сидя за столом

Воспитатель показывает детям пятиугольник и спрашива­ет, как называется эта фигура.

— Сегодня я покажу вам, как рисовать многоугольник в тетради. Вначале нужно решить, какой многоугольник вы бу­дете рисовать. Я буду рисовать пятиугольник. Поставлю пять точек для вершин (рисует), соединю их прямыми линиями между собой — получились стороны многоугольника. Какая фигура получилась? (Пятиугольник.) Проверим, правильно ли я нарисовала пятиугольник.

Дети проверяют, считая вершины, углы, стороны.

— Теперь каждый из вас нарисует многоугольник. Внача­ле поставьте в тетради точки для вершин, затем соедините точки линиями. Какие многоугольники вы нарисовали? (Тре­угольник, четырехугольник, шестиугольник.) Кто нарисовал треугольники?

Поиграем

«Назови число»

Игра проходит в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий:

Дождик, дождик, поливай — Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки.

Бросая мяч, ведущий называет число и просит увеличить (или уменьшить) названное число на единицу. Ребенок, пой­мавший мяч, называет число, затем сам называет любое число, просит уменьшить его и бросает мяч кому-либо из играющих.

Усложнение. Просит назвать предыдущие и последующие числа.

«Игра с яблоками»

На полу, на большом расстоянии друг от друга, лежат обручи, в них цифры.

На подносе яблоки двух цветов.

Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время го­да, месяц.

— Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, вы возьмете по одно­му яблоку. В них есть «семечки», посчитайте, сколько их, и встаньте около той цифры, которая соответствует количест­ву «семечек».

По сигналу дети отыскивают в обручах нужную цифру Око­ло каждой цифры должно стоять по два ребенка, у которых яблоки разного цвета.

— Проверьте друг друга: все ли правильно выполнили это задание?

Затем воспитатель спрашивает у детей, около какой циф­ры они стоят и почему?

Игру можно повторить, предварительно положив яблоки на стол.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...