Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплект пособий лб формированию элементарных математических представлений 5 глава

Затем воспитатель дает задание отсчитать пять палочек.

Дети «записывают» образующиеся числа и называют их, объясняя при «записи» значение каждой цифры.

Педагог предлагает отсчитать еще две палочки.

Вопросы детям:

- сколько палочек лежит сверх одного десятка? (Десять палочек.) Перевяжите их резинкой

- сколько получилось десятков? (Два.)

- Расскажите все об этом числе. (Это число 20, в нем два десятка и ноль единиц.)

- Что надо изменить в «записи»? (Надо вместо цифры 1 положить 2)

Поиграем

«Наоборот»

Игра проходит в кругу. В центре круга стоит педагог. Он произносит любое слово и бросает кому-либо из детей мяч. Ребенок должен сказать слово, противоположное по смыслу. Воспитатель говорит: «Вверх». Ребенок отвечает: «Вниз» (на­право — налево, вперед — назад, далеко — близко, высоко — низ­ко, над —под, внутри —снаружи, дальше —ближе).

Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий — близкий, верхний — нижний, правый—левый. Ес­ли ребенок затрудняется с ответом, дети хором произносят нужное слово.

«Гаражи»

Все дети группы изображают «машины», в руках у них кар­точки с номерами от 10 до 20. На каждой карточке — одно из чисел второго десятка. Воспитатель делает в разных мес­тах группы «гаражи». На табличке у въезда в «гараж» напи­сано, какие номера могут въезжать в него. Например, на од­ном «гараже»—10, 13, 15; на другом—11, 12, 16 и т.д. «Машины» ездят по «улицам», соблюдая правила уличного движения: едут только на зеленый свет, на красный-оста­навливаются («светофор» регулирует воспитатель). По сигна­лу воспитателя: «Машины в гараж», —все должны занять ме­ста в тех «гаражах», на которых написаны номера их «машин». Игра повторяется несколько раз. Воспитатель может менять «гаражи» местами.

Примечание. Когда «машины» въедут в гаражи, не забы­вайте уточнять, почему они въехали именно туда.

Советы воспитателю

Обратите внимание детей на то, что в это время года са­мый короткий день и самая длинная ночь. Утром и вечером в ясную погоду можно увидеть на небе месяц, звезды. Вече­ром, когда дети идут домой, уже темно, в домах горит свет, улицы освещены фонарями.

В ближайшее время на занятии потребуются часы. Зара­нее приготовьте их.

 

 

 

Занятие

 

ЧАСЫ

Цель занятия

Познакомить детей с часами и их назначением; упражнять в счете в пределах 20; упражнять в ориентировке в прост­ранстве, используя слова: впереди, позади, рядом и т.д.

Материалы

Для воспитателя: картинки с изображением разных часов (настенных, напольных, ручных, каминных); макет часов с движущимися стрелками, мяч.

Для детей: макет часов с движущимися стрелками.

Ход занятий

Беседа с детьми

Воспитатель загадывает детям одну из загадок:

Стучит, бренчит, вертится, Никого не боится. Считает весь свой век, А все не человек?

(Часы)

На руке и на стене, И на башне в вышине, Ходят, ходят ровным ходом От восхода до захода.

(Часы)

«Правильно, это часы, —говорит воспитатель, — как вы ду­маете, зачем они нужны?»

Выслушивает ответы детей и показывает разные часы.

— Как можно назвать одним словом часы, которые висят на стене (настенные), стоят на столе (настольные), носят на руке (наручные)! Чем отличаются часы друг от друга? (Фор­мой, величиной, цветом, местом расположения, разными по дли­не стрелками.) Чем похожи? (На всех часах есть цифры, стрел­ки, все они показывают время.)

— Цифры нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Корот­кая (маленькая) проходит по кругу очень медленно. Она по­казывает часы. Минута — короткий промежуток времени, а час — длинный.

Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит прошел час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей.

Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо по­смотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они

показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрел­ку поставьте на цифру 1, а длинную минутную —на 12. Ча­сы показывают ровно час.

Дети выполняют задание.

— Сколько времени показывают ваши часы? (Ровно час.)

— Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минут­ную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 ча­са. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.)

— Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, боль­шая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а малень­кая—около той цифры, которая показывает данный час.

— Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показы­вали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов.)

— Как расположены стрелки? {Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая —на цифре 5.)

— Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.

При этом воспитатель каждый раз просит детей расска­зать, как должны быть расположены стрелки.

Примечание.

• Вначале дети учатся определять время в течение полно­го часа.

• Спрашивая о времени, правильно ставьте вопросы:

— Сколько времени?

— Который час?

Поиграем

«Что, где?»

Игра проходит в кругу с мячом. С помощью жеребьевки выбирается ведущий.

Он бросает мяч и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ре­бенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.

Вопросы детям:

• что у тебя над головой?

• кто впереди тебя?

• что позади тебя?

• кто рядом с тобой? И т.д.

Следите за тем, чтобы дети давали соответствующие отве­ты на вопросы: «Кто?» или «Что?».

Игра проходит в быстром темпе.

«Отгадай число»

По считалке выбирается ведущий:

В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Я для вас, мои друзья, Затеваю пирожки, Быстро нужно их испечь. Ты пойдешь истопишь печь!

Ведущий задумывает любое число в пределах 20 и говорит его на ухо воспитателю. Играющие с помощью вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число 15. «Оно больше 14?» — «Да». — «Оно меньше 16?» — «Да». — «Это 15?»—-«Да». После того, как число отгадано, ведущим ста­новится игрок, который дал правильный ответ.

Советы воспитателю

• Позанимайтесь в свободное время с теми детьми, кото­рые испытывают затруднения при образовании чисел второ­го десятка.

• На ближайших занятиях вы будете знакомить детей с ис­торией часов. Подберите иллюстрации с изображением старинных часов (часы-свеча, цветочные часы, водяные ча­сы и т.д.).

Приготовьте к следующему занятию игру «Подбери пару».

Разрежьте листы плотной бумаги на 24 прямоугольника 10x5 см. Нарисуйте на них часы со стрелками. Каждый сле­дующий прямоугольник должен показывать время на 1 час больше (от 1 до 12) (в двух экземплярах).

В ближайшее время детям нужны будут книги, по кото­рым они будут задавать друг другу вопросы, связанные с ори­ентировкой в пространстве.

Рекомендации родителям

Рассмотрите с ребенком разные часы в вашем доме. Срав­ните их, обсудите, чем они похожи, чем отличаются.

Если в доме есть старые часы, разрешите ребенку разо­брать их, посмотреть, что находится внутри.

Занятие

 

ВРЕМЯ. часы

 

Цель занятия

Упражнять в счете в пределах 20; упражнять з составле­нии числа десять из двух меньших чисел; упражнять в опре­делении времени по часам с точностью до часа.

Материалы

Для воспитателя: палочки, цифры, игра «Подбери пару». Для детей: «Математический набор», счетные палочки.

Ход занятия

Сидя за столом

Воспитатель предлагает детям отсчитать десять палочек.

— Сколько десятков вы отсчитали? (Один десяток.) Сколь­ко единиц сверх десятка? {Ни одной.) Если ни одной, то ка­кой цифрой это можно обозначить? {Цифрой ноль.) Запиши­те число 10.

На доске выставлен десяток палочек, связанных вместе.

— Сверх десятка палочек я добавлю еще 3 палочки (ставит их справа от десятка). Отсчитайте столько же квадратов. «За­пишите» это число.

Дети выполняют задание.

— Сколько палочек на доске? (Тринадцать.) Сколько у вас квадратов на столе? (Тринадцать.) Как вы «записали» это число? (Вместо ноля поставили цифру 3. Она показывает, что в числе тринадцать 3 единицы, а цифра 1 показывает, что в нем один десяток.)

—Добавьте любое количество квадратов, кто сколько хо­чет. «Запишите» полученное число. Скажите, сколько квад­ратов у вас на столах.

Дети выполняют задание.

Вопросы детям:

• сколько квадратов на столе?

• как вы «записали» число?

• у кого из вас получились числа 17, 19, 15?

Поиграем

«Найди ошибку»

Дети играют парами.

Воспитатель предлагает им сначала разложить числа по по­рядку от 11 до 20, а затем проверить друг друга, правильно ли выполнено задание. После этого с помощью выбрасыва­ния пальцев выбирается ведущий. Его сосед по столу закры­вает глаза, в это время ведущий меняет цифры местами. От­крыв глаза, ребенок находит ошибки и исправляет их. Теперь он становится ведущим. Игра продолжается.

«Ручеек» (См. занятие 22.)

«Подбери пару»

Игра проводится с небольшой группой детей.

Правила игры. Игроки берут по одной карте и называют время на нарисованных часах. Затем каждый ребенок находит партнера, часы на карточке которого показывают то же время.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

• Чего нельзя возвратить? {Время.)

• Быстро летит, но не догонишь его. (Время.)

Примечание. Если дети будут затрудняться с ответами, по­могите им. Спросите, как они понимают слова «быстро ле­тит, не догонишь».

Советы воспитателю

Не забывайте отрывать каждый день старые листочки календаря, уточняйте с детьми название дня недели, чис­ло, месяц.

Позанимайтесь с теми детьми, которые испытывают за­труднение в составлении предмета из восьми треугольников. Сделайте с ними самые простые фигуры: лодку, парусник, бантик, бабочку.

Рекомендации родителям

Если у вас дома есть будильник, спросите у ребенка, по­чему он так называется. Обратите внимание ребенка на то, в какое время он просыпается, идет в детский сад, ложится спать и т.д.

На следующем занятии детям понадобятся книги с иллю­страциями. Дети разобьются на пары, у каждой пары должны быть одинаковые книги. Если их нет, подберите одинаковые иллюстрации.

Занятие

 

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Цель занятия

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «ввер­ху», «внизу»; упражнять в счете в пределах 20, закрепить названия месяцев.

Материалы

Для взрослого: цифры, обруч.

Для детей: фишки, на каждую пару детей—две одинаковые книги (если книг нет, подберите одинаковые иллюстрации).

Ход занятия

Сидя за столом

Дети работают парами. Они берут со стола по одной кни­ге и каждый ребенок находит себе партнера (у каждой пары детей должны быть одинаковые книги). После этого они рас­саживаются за столы. Воспитатель предлагает ребятам сна­чала договориться, с какой картинкой они будут работать, а потом рассмотреть ее.

— Представьте, что один из вас — «учитель». Он будет зада­вать вопросы, а другой отвечать. Затем вы поменяетесь ролями. Сначала выберем «учителя». Потрите свои руки, сожмите их в кулаки и на счет «три» выбросьте пальцы, десять пальцев выбрасывать нельзя. Кто меньше покажет пальчиков, тот на­чинает задавать вопросы по картинке: «Раз, два, три».

Дети соединяют ладони и определяют, кто из них начина­ет. Воспитатель подходит к каждой паре детей, выясняет, у кого выброшено меньше пальцев.

После этого педагог напоминает, какие слова должны быть в вопросах: что находится...? кто справа от...? кто между...?

За каждый вопрос ребенок получает фишку. Воспитатель подходит к детям, уточняет их вопросы и ответы, подбадри­вает тех, кто испытывает затруднения. В конце работы спра­шивает, кто больше задал вопросов.

Поиграем

«Посчитай»

В обруче лежит карточка с числом второго десятка.

Дети двигаются по комнате. По сигналу они должны по­дойти к обручу и организовать группу из такого количества человек, которое соответствует числу на карточке. Напри­мер, в обруче число 12. Значит около него встает 12 чело­век. Воспитатель спрашивает, сколько детей в группе и по­чему, а затем предлагает детям, которые не вошли в данную группу, проверить, правильно ли выполнено задание.

Если задание выполнено верно, надо изменить число в обруче и повторить игру.

Примечание. Дайте возможность детям самостоятельно со­ставить группу из 12 человек. Если они допустят ошибку, то сами же ее исправят.

«Какое слово подходит?»

Воспитатель задает детям различные вопросы, например: «Месяц зимы — (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) — октябрь, сентябрь, ноябрь, февраль». Дети отвечают: «Февраль».

• Время года... (утро, вечер, день, осень);

• Месяц лета... (апрель, март, май, июнь); о Время суток... (зима, лето, осень, ночь);

«Месяц осени... (июнь, июль, август, сентябрь).

Отгадай-ка

«За чем вода в стакане?» {За стеклом.)

Советы воспитателю

Скоро Новый год. Поэтому подготовьте листочки календа­ря, сложенные по месяцам. Они потребуются на занятиях. Предложите детям объяснить пословицы. <й Декабрь — шапка зимы, июль —макушка лета. Ф Декабрем год кончается — зима начинается.

Рекомендации родителям

Поупражняйте дома ребенка в счете в игре «Кто больше?» Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц. По команде игроки в течение минуты откладывают из кучки пу­говицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Мож­но усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой, с за­крытыми глазами.

---------------------------- ключевые слова------------------------------


 

ОРИЕНТРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

(интегрированное занятие)

Цель занятия

Упражнять детей в ориентировке в пространстве на огра­ниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «меж­ду», «вверху», «внизу»; учить составлять силуэт из восьми рав­нобедренных треугольников; развивать воображение, закрепить названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год.

Материалы

Для воспитателя: лист ватмана, на котором наклеена или нарисована большая елка.

Для детей: по восемь равнобедренных треугольников, сде­ланных из квадрата, квадраты разных цветов размером 2,5x2,5см; клей.

Ход занятия

Сидя за столом

Перёд детьми на столах по восемь равнобедренных треуголь­ников. Воспитатель предлагает им отгадать одну из загадок:

За рекой они росли, Их на праздник принесли. На ветках иголки, Что же это?

(Ёлки)

Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим, Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим, Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. А к нам придет Под Новый год — Ребята будут рады, Хлопот веселых полон рот, Готовят ей наряды.

(Ёлка)

— Какой праздник скоро наступит? (Новый год.) Что будет стоять в домах, на улицах? (Ёлки.) У нас есть елка (показы­вает на рисунок), а игрушек на ней нет. Я предлагаю вам из этих треугольников сделать новогодние игрушки, а потом ук­расить ими елку. Подумайте, какие игрушки вы будете де­лать, и начинайте работать.

Если вы видите, что дети затрудняются в выборе новогод­ней игрушки, предложите им вспомнить, какие игрушки они видели на елке раньше.

Можно также напомнить детям правила работы: исполь­зовать все треугольники, прикладывая их друг к другу, и де­лать из них только одну игрушку.

Возможные варианты игрушек из треугольников показа­ны на рис. 8

Закончив работу над своими игрушками, дети наклеи­вают их на елку.

—Я загадаю загадку об игрушке, а тот, кто отгадает, ска­жет, что это за игрушка, и где она находится, используя сло­ва: «наверху», «внизу», «слева», «справа», «между». Слушай­те загадки:

В лесу под елкой крошка — Только шапка, да ножка.

Кто-либо из детей отвечает: «Это гриб. Он висит наверху».

Блещет в речке чистой Спинкой серебристой.

(Рыбка)



 

У маленькой Катюшки Уселись на макушке Не мотыльки, не птички, Держат две косички.

(Бантики)

На большой цветной ковер Села эскадрилья, То раскроет, то закроет Расписные крылья.

(Бабочки)

Примечание. Можно предложить детям самим загадать за­гадки о новогодних игрушках, которые висят на елке.

Попросите детей сравнить свои игрушки и сказать, похожи ли они? Если похожи, то чем? Если не похожи, то почему?

На прогулке

«Льдинка в кругу»

Организуйте игру с небольшой группой детей.

Нарисуйте на земле десять кругов на небольшом рассто­янии друг от друга. В каждом круге нарисуйте цифру (от 1 до 9), один оставьте пустым. В девяти из них цифры рас­положены не по порядку. С помощью считалки выбирает­ся ведущий. Он становится в пустой круг, в руках у него «льдинка» (любой предмет, который можно бросить). Он бросает ее в круг с любой цифрой и перепрыгивает в этот круг. Дальше «льдинку» необходимо перебросить в следую­щий круг в порядке возрастания (или убывания) цифр. Иг­ра продолжается.

Советы воспитателю

Если в группе много детей, лучше наклеивать елочные иг­рушки на две елки. В этом случае спросите, на какой елке оказалось больше игрушек. Пусть дети объяснят, почему.

Побеседуйте с детьми о том, что декабрь подходит к кон­цу; уточните, сколько прошло месяцев с начала года. Какой месяц по счету декабрь? С какого числа начинается месяц? Каким числом заканчивается месяц?

Не забудьте приготовить численник (отрывной календарь), он опять будет нужен для работы с детьми.

В свободное время поиграйте в математические игры с де­тьми, пропустившими занятия, поупражняйте их в счете.

Рекомендации родителям

Расскажите родителям о том, что на занятиях дети не толь­ко считают, но и учатся ориентироваться в пространстве. Пред­ложите им поиграть дома в игру «Найди осьминожку».

Правила игры. На середину платка положите маленький шарик и завяжите концы платка. Получилась «осьминожка». Ее надо спрятать от ребенка. «Раз, два, три, ищи!» — говорит взрослый. Ребенок ищет «осьминожку». Найдя ее, он гов­орит, где она находилась, используя слова: «на», «за», «меж­ду», «в». Теперь ведущим будет ребенок. Игра повторяется.

Вспомните с ребенком названия месяцев. Какой был пер­вый месяц, второй, последний? Спросите, сколько всего ме­сяцев в году?

---------------------------- ключевые слова------------------------------

Год, месяц

Занятие

 

год

Цель занятия

Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке; сфор­мировать представления о необратимости времени; уточнить знания детей о календаре; продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц.

Материалы

Для воспитателя: разные календари; листочки календаря,

скрепленные по месяцам за истекший год, цифры, счетные палочки.

Для детей: «Математический набор», счетные палочки, дет­ский карманный календарь.

Ход занятия

Беседа с детьми

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Пришел на день, А ушел через год.

(Новый год)

Вопросы детям:

• какой последний месяц в году? {Декабрь.)

• какой праздник в этом месяце отмечают? (Новый год.)

• когда приходит новый год? (1 января.)

• что будет после 1 января? (2 января, 3 января.)

• что будет, когда закончится январь? (Наступит февраль.)

• а потом? (Март.)

• сколько всего месяцев в году? (12 месяцев.)

• назовите все месяцы.

— В году 12 месяцев, которые сменяют друг друга. Начи­нается Новый год с 1 января. Январь — холодный зимний месяц. Его сменяет февраль, тоже зимний месяц. За февра­лем идут весенние месяцы: март, апрель, май. Их сменяют летние месяцы: июнь, июль, август. Потом идут осенние ме­сяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Последний месяц в го­ду—декабрь. И опять наступит январь. Какой он будет по счету? (Первый.)

Примечание. Если дети не смогут самостоятельно ответить, сколько всего месяцев в году, покажите им листочки ка­лендаря, скрепленные по месяцам, и попросите пересчи­тать их.

Напомните детям, что 31 декабря кончается старый год, а 1 января в 00 час. 00 мин. начинается новый год.

Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им отгадать загадку:

Дни за днями круглый год — Утром по привычке, Эту книжку папа рвет По одной страничке.

(Календарь)

Вопросы детям:

• как мы узнаем, какой сегодня день недели, число, ме­сяц, год?

• для чего нужны календари? Что с их помощью можно узнать?

• чем похожи календари? (Показывают число, месяц, дни рождения, рабочие, воскресные и праздничные дни. Рабочие дни отмечены черным цветом, воскресные и праздничные дни — красным.)

• чем отличаются календари? (Оформлением, размером, ве­личиной, цветом.)

• как называется календарь, который висит на стене? (На­стенный, отрывной.)

• как называется календарь, который носят в кармане? (Карманный.)

• покажите руками на отрывном календаре, сколько дней в году?

• кто покажет, сколько дней в году и сколько в месяце на этом календаре? (Показывает плакатный календарь.)

• кто может сказать, какого числа день его рождения?

• кто может показать день своего рождения на календаре?

Если дети затрудняются, помогите им.

— Наступил новый год, в домах стали вывешивать новые календари. Как вы думаете, где лучше всего повесить наш календарь? Каждый день мы будем отрывать один листок ка­лендаря и класть в коробочку.

Примечание. В конце занятия воспитатель дарит детям кар­манные календарики, предлагает найти и показать первый месяц года.

Поиграем

«Двенадцать месяцев»

Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играю­щие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответ­ствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились в двенадцать месяцев». Педагог задает вопросы:

• первый месяц, как тебя зовут?

• двенадцатый месяц, назови себя.

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.

Сидя за столом

Перед каждым ребенком два связанных десятка палочек.

Воспитатель предлагает детям развязать один десяток. Де­ти развязывают, по просьбе воспитателя показывают развя­занный и связанный десятки палочек.

— Положите связанный десяток перед собой, а справа от него —две палочки и скажите, какое число получилось?

Дети называют число, «записывают» его. Воспитатель вы­ясняет, сколько в числе десятков, сколько единиц и где они стоят. Воспитатель предлагает детям показать десяток (дети поднимают связанный десяток) и единицы (дети поднимают столько палочек, сколько они положили к десятку).

На прогулке

Обратите внимание детей на изменения в природе. Пред­ложите им объяснить пословицу:

tit Январь — году начало, зиме — середка.

Если идет снег, понаблюдайте за падением снежинок. Пусть дети рассмотрят снежинки на ладони. Спросите, какой они формы и есть ли одинаковые снежинки.

Рекомендации взрослым

Отметьте в календаре знаменательные и памятные дни, дни рождения членов вашей семьи. Поручите ребенку следить за их приближением. Привлекайте его к праздничным хлопотам.


год ПОЛУЧАС

 

Цель занятия

Учить определять время по часам с точностью до получа­са; упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить сло­весно обозначать месторасположение предмета: «слева», «спра­ва», «сбоку», «между»; закрепить названия геометрических фигур: «трапеция», «ромб», «квадрат», «прямоугольник», «тре­угольник» и т.д.

Материалы

Для воспитателя: макет часов с движущимися стрелками.

Для детей: макет часов, лист бумаги и по семь геометри­ческих фигур разного цвета и величины.

Ход занятия

Сидя за столом

Воспитатель показывает детям макет часов.

—Сколько времени показывают мои часы? (Час.)

— Как расположены стрелки, когда часы показывают ров­но час? (Минутная длинная стрелка указывает на 12, а часо­вая короткая —на 1.)

— Кто помнит, как двигаются минутная и часовая стрел­ки? (Минутная длинная стрелка должна сделать полный круг, это означает, что прошел час, а часовая короткая стрелка при этом передвинется к следующей цифре.)

— Поставьте на ваших часах стрелки так, чтобы они пока­зывали ровно час. Если пройдет еще один час, как будут сто­ять стрелки? (Минутная длинная пройдет полный круг и опять вернется на 12, а часовая короткая передвинется к цифре 2. Часы будут показывать 2 часа.)

— Как передвинутся стрелки, если прошел не полный час, а только половина? (Минутная длинная стрелка должна прой­ти половину круга.)

— Минутная стрелка на ваших часах прошла половину кру­га. На какую цифру указывает стрелка? {На цифру 6.)

— Минутная стрелка указывает на цифру 6, когда прошло полчаса, а часовая стрелка за половину часа тоже должна пойти половину пути. Кто догадается, где должна стоять ча­совая стрелка? (Между цифрами 2 и 3.)

— Кто сможет определить, который час показывают часы? Они показывают два полных часа и еще половину часа. По­ловина часа —это 30 минут. Значит на ваших часах 2 часа 30 минут. Когда пройдет еще полчаса, сколько будет полных ча­сов? (Три полных часа.) Сейчас до трех часов не хватает поло­вины часа, поэтому мы можем сказать, что часы показывают 2 часа 30 минут или по-другому: половина третьего.

Затем педагог предлагает детям поставить стрелки так, что­бы часы показывали половину пятого, половину восьмого, ровно 10, 6, 12 часов.

Поиграем

«Кто куда убежал?»

Дети играют парами. Перед каждым ребенком лист бума­ги и семь разных геометрических фигур, лежащих в цент­ре листа.

По сигналу играющие раскладывают фигуры по всему ли­сту: в углах, по сторонам и одну оставляют в центре, затем сравнивают расположение фигур на своих листах и расска­зывают об этом.

Например: «У меня квадрат находится в верхнем левом уг­лу, а у тебя?» «Прямоугольник у меня находится наверху меж­ду квадратом и треугольником, а у тебя?»

Дети поочередно задают вопросы друг другу.

Усложнение. Один ребенок закрывает глаза, в это время кто-либо из детей меняет положение предметов на листе.

Открыв глаза ребенок смотрит, как расположены фигуры, и рассказывает об изменениях.

Примечание. Если у вас есть мелкие игрушечные овощи или фрукты, вы можете заменить ими геометрические фигуры.

«Найди спрятанную игрушку»

Один ребенок выходит за дверь, остальные дети прячут иг­рушку. Чтобы ее легче было найти, ребенку указывают на­правление: «Иди от стола до ковра, от него поверни налево, сделай восемь шагов вперед и ищи».

Варианты игры. Взрослый обозначает на полу комнаты маршрут следования стрелками разного цвета, указывает на­правление: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрел­ка, поверни туда, куда показывает синяя стрелка, затем сде­лай пять шагов и там ищи». Найдя игрушку, ребенок должен рассказать, как он шел.

Советы воспитателю

Если работа за столом затянется, после нее проведите физ­культминутку под музыку. Затем предложите детям поиграть в игру «Кто куда убежал?»

В этом случае игру «Найди спрятанную игрушку» прове­дите на прогулке.

Внесите в книжный уголок книги, в которых есть иллюс­трации с изображением часов. Рассмотрите их вместе с де­тьми, расскажите им о старинных часах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...