Комплект пособий лб формированию элементарных математических представлений 5 глава
Затем воспитатель дает задание отсчитать пять палочек. Дети «записывают» образующиеся числа и называют их, объясняя при «записи» значение каждой цифры. Педагог предлагает отсчитать еще две палочки. Вопросы детям: - сколько палочек лежит сверх одного десятка? (Десять палочек.) Перевяжите их резинкой - сколько получилось десятков? (Два.) - Расскажите все об этом числе. (Это число 20, в нем два десятка и ноль единиц.) - Что надо изменить в «записи»? (Надо вместо цифры 1 положить 2) Поиграем «Наоборот» Игра проходит в кругу. В центре круга стоит педагог. Он произносит любое слово и бросает кому-либо из детей мяч. Ребенок должен сказать слово, противоположное по смыслу. Воспитатель говорит: «Вверх». Ребенок отвечает: «Вниз» (направо — налево, вперед — назад, далеко — близко, высоко — низко, над —под, внутри —снаружи, дальше —ближе). Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий — близкий, верхний — нижний, правый—левый. Если ребенок затрудняется с ответом, дети хором произносят нужное слово. «Гаражи» Все дети группы изображают «машины», в руках у них карточки с номерами от 10 до 20. На каждой карточке — одно из чисел второго десятка. Воспитатель делает в разных местах группы «гаражи». На табличке у въезда в «гараж» написано, какие номера могут въезжать в него. Например, на одном «гараже»—10, 13, 15; на другом—11, 12, 16 и т.д. «Машины» ездят по «улицам», соблюдая правила уличного движения: едут только на зеленый свет, на красный-останавливаются («светофор» регулирует воспитатель). По сигналу воспитателя: «Машины в гараж», —все должны занять места в тех «гаражах», на которых написаны номера их «машин». Игра повторяется несколько раз. Воспитатель может менять «гаражи» местами.
Примечание. Когда «машины» въедут в гаражи, не забывайте уточнять, почему они въехали именно туда. Советы воспитателю Обратите внимание детей на то, что в это время года самый короткий день и самая длинная ночь. Утром и вечером в ясную погоду можно увидеть на небе месяц, звезды. Вечером, когда дети идут домой, уже темно, в домах горит свет, улицы освещены фонарями. В ближайшее время на занятии потребуются часы. Заранее приготовьте их.
ЧАСЫ Цель занятия Познакомить детей с часами и их назначением; упражнять в счете в пределах 20; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: впереди, позади, рядом и т.д. Материалы Для воспитателя: картинки с изображением разных часов (настенных, напольных, ручных, каминных); макет часов с движущимися стрелками, мяч. Для детей: макет часов с движущимися стрелками. Ход занятий Беседа с детьми Воспитатель загадывает детям одну из загадок: Стучит, бренчит, вертится, Никого не боится. Считает весь свой век, А все не человек? (Часы) На руке и на стене, И на башне в вышине, Ходят, ходят ровным ходом От восхода до захода. (Часы) «Правильно, это часы, —говорит воспитатель, — как вы думаете, зачем они нужны?» Выслушивает ответы детей и показывает разные часы. — Как можно назвать одним словом часы, которые висят на стене (настенные), стоят на столе (настольные), носят на руке (наручные)! Чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.) Чем похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.) — Цифры нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута — короткий промежуток времени, а час — длинный.
Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит прошел час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей. Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную —на 12. Часы показывают ровно час. Дети выполняют задание. — Сколько времени показывают ваши часы? (Ровно час.) — Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.) — Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час. — Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов.) — Как расположены стрелки? {Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая —на цифре 5.) — Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов. При этом воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки. Примечание. • Вначале дети учатся определять время в течение полного часа. • Спрашивая о времени, правильно ставьте вопросы: — Сколько времени? — Который час? Поиграем «Что, где?» Игра проходит в кругу с мячом. С помощью жеребьевки выбирается ведущий. Он бросает мяч и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим. Вопросы детям: • что у тебя над головой? • кто впереди тебя? • что позади тебя? • кто рядом с тобой? И т.д. Следите за тем, чтобы дети давали соответствующие ответы на вопросы: «Кто?» или «Что?». Игра проходит в быстром темпе. «Отгадай число» По считалке выбирается ведущий: В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Я для вас, мои друзья, Затеваю пирожки, Быстро нужно их испечь. Ты пойдешь истопишь печь! Ведущий задумывает любое число в пределах 20 и говорит его на ухо воспитателю. Играющие с помощью вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число 15. «Оно больше 14?» — «Да». — «Оно меньше 16?» — «Да». — «Это 15?»—-«Да». После того, как число отгадано, ведущим становится игрок, который дал правильный ответ.
Советы воспитателю • Позанимайтесь в свободное время с теми детьми, которые испытывают затруднения при образовании чисел второго десятка. • На ближайших занятиях вы будете знакомить детей с историей часов. Подберите иллюстрации с изображением старинных часов (часы-свеча, цветочные часы, водяные часы и т.д.). Приготовьте к следующему занятию игру «Подбери пару». Разрежьте листы плотной бумаги на 24 прямоугольника 10x5 см. Нарисуйте на них часы со стрелками. Каждый следующий прямоугольник должен показывать время на 1 час больше (от 1 до 12) (в двух экземплярах). В ближайшее время детям нужны будут книги, по которым они будут задавать друг другу вопросы, связанные с ориентировкой в пространстве. Рекомендации родителям Рассмотрите с ребенком разные часы в вашем доме. Сравните их, обсудите, чем они похожи, чем отличаются. Если в доме есть старые часы, разрешите ребенку разобрать их, посмотреть, что находится внутри.
ВРЕМЯ. часы
Цель занятия Упражнять в счете в пределах 20; упражнять з составлении числа десять из двух меньших чисел; упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. Материалы Для воспитателя: палочки, цифры, игра «Подбери пару». Для детей: «Математический набор», счетные палочки. Ход занятия Сидя за столом Воспитатель предлагает детям отсчитать десять палочек. — Сколько десятков вы отсчитали? (Один десяток.) Сколько единиц сверх десятка? {Ни одной.) Если ни одной, то какой цифрой это можно обозначить? {Цифрой ноль.) Запишите число 10. На доске выставлен десяток палочек, связанных вместе. — Сверх десятка палочек я добавлю еще 3 палочки (ставит их справа от десятка). Отсчитайте столько же квадратов. «Запишите» это число.
Дети выполняют задание. — Сколько палочек на доске? (Тринадцать.) Сколько у вас квадратов на столе? (Тринадцать.) Как вы «записали» это число? (Вместо ноля поставили цифру 3. Она показывает, что в числе тринадцать 3 единицы, а цифра 1 показывает, что в нем один десяток.) —Добавьте любое количество квадратов, кто сколько хочет. «Запишите» полученное число. Скажите, сколько квадратов у вас на столах. Дети выполняют задание. Вопросы детям: • сколько квадратов на столе? • как вы «записали» число? • у кого из вас получились числа 17, 19, 15? Поиграем «Найди ошибку» Дети играют парами. Воспитатель предлагает им сначала разложить числа по порядку от 11 до 20, а затем проверить друг друга, правильно ли выполнено задание. После этого с помощью выбрасывания пальцев выбирается ведущий. Его сосед по столу закрывает глаза, в это время ведущий меняет цифры местами. Открыв глаза, ребенок находит ошибки и исправляет их. Теперь он становится ведущим. Игра продолжается. «Ручеек» (См. занятие 22.) «Подбери пару» Игра проводится с небольшой группой детей. Правила игры. Игроки берут по одной карте и называют время на нарисованных часах. Затем каждый ребенок находит партнера, часы на карточке которого показывают то же время. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки: • Чего нельзя возвратить? {Время.) • Быстро летит, но не догонишь его. (Время.) Примечание. Если дети будут затрудняться с ответами, помогите им. Спросите, как они понимают слова «быстро летит, не догонишь». Советы воспитателю Не забывайте отрывать каждый день старые листочки календаря, уточняйте с детьми название дня недели, число, месяц. Позанимайтесь с теми детьми, которые испытывают затруднение в составлении предмета из восьми треугольников. Сделайте с ними самые простые фигуры: лодку, парусник, бантик, бабочку. Рекомендации родителям Если у вас дома есть будильник, спросите у ребенка, почему он так называется. Обратите внимание ребенка на то, в какое время он просыпается, идет в детский сад, ложится спать и т.д. На следующем занятии детям понадобятся книги с иллюстрациями. Дети разобьются на пары, у каждой пары должны быть одинаковые книги. Если их нет, подберите одинаковые иллюстрации.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ Цель занятия Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счете в пределах 20, закрепить названия месяцев. Материалы Для взрослого: цифры, обруч. Для детей: фишки, на каждую пару детей—две одинаковые книги (если книг нет, подберите одинаковые иллюстрации).
Ход занятия Сидя за столом Дети работают парами. Они берут со стола по одной книге и каждый ребенок находит себе партнера (у каждой пары детей должны быть одинаковые книги). После этого они рассаживаются за столы. Воспитатель предлагает ребятам сначала договориться, с какой картинкой они будут работать, а потом рассмотреть ее. — Представьте, что один из вас — «учитель». Он будет задавать вопросы, а другой отвечать. Затем вы поменяетесь ролями. Сначала выберем «учителя». Потрите свои руки, сожмите их в кулаки и на счет «три» выбросьте пальцы, десять пальцев выбрасывать нельзя. Кто меньше покажет пальчиков, тот начинает задавать вопросы по картинке: «Раз, два, три». Дети соединяют ладони и определяют, кто из них начинает. Воспитатель подходит к каждой паре детей, выясняет, у кого выброшено меньше пальцев. После этого педагог напоминает, какие слова должны быть в вопросах: что находится...? кто справа от...? кто между...? За каждый вопрос ребенок получает фишку. Воспитатель подходит к детям, уточняет их вопросы и ответы, подбадривает тех, кто испытывает затруднения. В конце работы спрашивает, кто больше задал вопросов. Поиграем «Посчитай» В обруче лежит карточка с числом второго десятка. Дети двигаются по комнате. По сигналу они должны подойти к обручу и организовать группу из такого количества человек, которое соответствует числу на карточке. Например, в обруче число 12. Значит около него встает 12 человек. Воспитатель спрашивает, сколько детей в группе и почему, а затем предлагает детям, которые не вошли в данную группу, проверить, правильно ли выполнено задание. Если задание выполнено верно, надо изменить число в обруче и повторить игру. Примечание. Дайте возможность детям самостоятельно составить группу из 12 человек. Если они допустят ошибку, то сами же ее исправят. «Какое слово подходит?» Воспитатель задает детям различные вопросы, например: «Месяц зимы — (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) — октябрь, сентябрь, ноябрь, февраль». Дети отвечают: «Февраль». • Время года... (утро, вечер, день, осень); • Месяц лета... (апрель, март, май, июнь); о Время суток... (зима, лето, осень, ночь); «Месяц осени... (июнь, июль, август, сентябрь). Отгадай-ка «За чем вода в стакане?» {За стеклом.) Советы воспитателю Скоро Новый год. Поэтому подготовьте листочки календаря, сложенные по месяцам. Они потребуются на занятиях. Предложите детям объяснить пословицы. <й Декабрь — шапка зимы, июль —макушка лета. Ф Декабрем год кончается — зима начинается. Рекомендации родителям Поупражняйте дома ребенка в счете в игре «Кто больше?» Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц. По команде игроки в течение минуты откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой, с закрытыми глазами. ---------------------------- ключевые слова------------------------------
ОРИЕНТРОВКА ВО ВРЕМЕНИ (интегрированное занятие) Цель занятия Упражнять детей в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху», «внизу»; учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников; развивать воображение, закрепить названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. Материалы Для воспитателя: лист ватмана, на котором наклеена или нарисована большая елка. Для детей: по восемь равнобедренных треугольников, сделанных из квадрата, квадраты разных цветов размером 2,5x2,5см; клей. Ход занятия Сидя за столом Перёд детьми на столах по восемь равнобедренных треугольников. Воспитатель предлагает им отгадать одну из загадок: За рекой они росли, Их на праздник принесли. На ветках иголки, Что же это? (Ёлки) Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим, Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим, Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. А к нам придет Под Новый год — Ребята будут рады, Хлопот веселых полон рот, Готовят ей наряды. (Ёлка) — Какой праздник скоро наступит? (Новый год.) Что будет стоять в домах, на улицах? (Ёлки.) У нас есть елка (показывает на рисунок), а игрушек на ней нет. Я предлагаю вам из этих треугольников сделать новогодние игрушки, а потом украсить ими елку. Подумайте, какие игрушки вы будете делать, и начинайте работать. Если вы видите, что дети затрудняются в выборе новогодней игрушки, предложите им вспомнить, какие игрушки они видели на елке раньше. Можно также напомнить детям правила работы: использовать все треугольники, прикладывая их друг к другу, и делать из них только одну игрушку. Возможные варианты игрушек из треугольников показаны на рис. 8 Закончив работу над своими игрушками, дети наклеивают их на елку. —Я загадаю загадку об игрушке, а тот, кто отгадает, скажет, что это за игрушка, и где она находится, используя слова: «наверху», «внизу», «слева», «справа», «между». Слушайте загадки: В лесу под елкой крошка — Только шапка, да ножка. Кто-либо из детей отвечает: «Это гриб. Он висит наверху». Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Рыбка)
У маленькой Катюшки Уселись на макушке Не мотыльки, не птички, Держат две косички. (Бантики) На большой цветной ковер Села эскадрилья, То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочки) Примечание. Можно предложить детям самим загадать загадки о новогодних игрушках, которые висят на елке. Попросите детей сравнить свои игрушки и сказать, похожи ли они? Если похожи, то чем? Если не похожи, то почему? На прогулке «Льдинка в кругу» Организуйте игру с небольшой группой детей. Нарисуйте на земле десять кругов на небольшом расстоянии друг от друга. В каждом круге нарисуйте цифру (от 1 до 9), один оставьте пустым. В девяти из них цифры расположены не по порядку. С помощью считалки выбирается ведущий. Он становится в пустой круг, в руках у него «льдинка» (любой предмет, который можно бросить). Он бросает ее в круг с любой цифрой и перепрыгивает в этот круг. Дальше «льдинку» необходимо перебросить в следующий круг в порядке возрастания (или убывания) цифр. Игра продолжается. Советы воспитателю Если в группе много детей, лучше наклеивать елочные игрушки на две елки. В этом случае спросите, на какой елке оказалось больше игрушек. Пусть дети объяснят, почему. Побеседуйте с детьми о том, что декабрь подходит к концу; уточните, сколько прошло месяцев с начала года. Какой месяц по счету декабрь? С какого числа начинается месяц? Каким числом заканчивается месяц? Не забудьте приготовить численник (отрывной календарь), он опять будет нужен для работы с детьми. В свободное время поиграйте в математические игры с детьми, пропустившими занятия, поупражняйте их в счете. Рекомендации родителям Расскажите родителям о том, что на занятиях дети не только считают, но и учатся ориентироваться в пространстве. Предложите им поиграть дома в игру «Найди осьминожку». Правила игры. На середину платка положите маленький шарик и завяжите концы платка. Получилась «осьминожка». Ее надо спрятать от ребенка. «Раз, два, три, ищи!» — говорит взрослый. Ребенок ищет «осьминожку». Найдя ее, он говорит, где она находилась, используя слова: «на», «за», «между», «в». Теперь ведущим будет ребенок. Игра повторяется. Вспомните с ребенком названия месяцев. Какой был первый месяц, второй, последний? Спросите, сколько всего месяцев в году? ---------------------------- ключевые слова------------------------------ Год, месяц
год Цель занятия Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке; сформировать представления о необратимости времени; уточнить знания детей о календаре; продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц. Материалы Для воспитателя: разные календари; листочки календаря, скрепленные по месяцам за истекший год, цифры, счетные палочки. Для детей: «Математический набор», счетные палочки, детский карманный календарь. Ход занятия Беседа с детьми Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Пришел на день, А ушел через год. (Новый год) Вопросы детям: • какой последний месяц в году? {Декабрь.) • какой праздник в этом месяце отмечают? (Новый год.) • когда приходит новый год? (1 января.) • что будет после 1 января? (2 января, 3 января.) • что будет, когда закончится январь? (Наступит февраль.) • а потом? (Март.) • сколько всего месяцев в году? (12 месяцев.) • назовите все месяцы. — В году 12 месяцев, которые сменяют друг друга. Начинается Новый год с 1 января. Январь — холодный зимний месяц. Его сменяет февраль, тоже зимний месяц. За февралем идут весенние месяцы: март, апрель, май. Их сменяют летние месяцы: июнь, июль, август. Потом идут осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Последний месяц в году—декабрь. И опять наступит январь. Какой он будет по счету? (Первый.) Примечание. Если дети не смогут самостоятельно ответить, сколько всего месяцев в году, покажите им листочки календаря, скрепленные по месяцам, и попросите пересчитать их. Напомните детям, что 31 декабря кончается старый год, а 1 января в 00 час. 00 мин. начинается новый год. Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им отгадать загадку: Дни за днями круглый год — Утром по привычке, Эту книжку папа рвет По одной страничке. (Календарь) Вопросы детям: • как мы узнаем, какой сегодня день недели, число, месяц, год? • для чего нужны календари? Что с их помощью можно узнать? • чем похожи календари? (Показывают число, месяц, дни рождения, рабочие, воскресные и праздничные дни. Рабочие дни отмечены черным цветом, воскресные и праздничные дни — красным.) • чем отличаются календари? (Оформлением, размером, величиной, цветом.) • как называется календарь, который висит на стене? (Настенный, отрывной.) • как называется календарь, который носят в кармане? (Карманный.) • покажите руками на отрывном календаре, сколько дней в году? • кто покажет, сколько дней в году и сколько в месяце на этом календаре? (Показывает плакатный календарь.) • кто может сказать, какого числа день его рождения? • кто может показать день своего рождения на календаре? Если дети затрудняются, помогите им. — Наступил новый год, в домах стали вывешивать новые календари. Как вы думаете, где лучше всего повесить наш календарь? Каждый день мы будем отрывать один листок календаря и класть в коробочку. Примечание. В конце занятия воспитатель дарит детям карманные календарики, предлагает найти и показать первый месяц года. Поиграем «Двенадцать месяцев» Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились в двенадцать месяцев». Педагог задает вопросы: • первый месяц, как тебя зовут? • двенадцатый месяц, назови себя. Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется. Сидя за столом Перед каждым ребенком два связанных десятка палочек. Воспитатель предлагает детям развязать один десяток. Дети развязывают, по просьбе воспитателя показывают развязанный и связанный десятки палочек. — Положите связанный десяток перед собой, а справа от него —две палочки и скажите, какое число получилось? Дети называют число, «записывают» его. Воспитатель выясняет, сколько в числе десятков, сколько единиц и где они стоят. Воспитатель предлагает детям показать десяток (дети поднимают связанный десяток) и единицы (дети поднимают столько палочек, сколько они положили к десятку). На прогулке Обратите внимание детей на изменения в природе. Предложите им объяснить пословицу: tit Январь — году начало, зиме — середка. Если идет снег, понаблюдайте за падением снежинок. Пусть дети рассмотрят снежинки на ладони. Спросите, какой они формы и есть ли одинаковые снежинки. Рекомендации взрослым Отметьте в календаре знаменательные и памятные дни, дни рождения членов вашей семьи. Поручите ребенку следить за их приближением. Привлекайте его к праздничным хлопотам.
год ПОЛУЧАС
Цель занятия Учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить словесно обозначать месторасположение предмета: «слева», «справа», «сбоку», «между»; закрепить названия геометрических фигур: «трапеция», «ромб», «квадрат», «прямоугольник», «треугольник» и т.д. Материалы Для воспитателя: макет часов с движущимися стрелками. Для детей: макет часов, лист бумаги и по семь геометрических фигур разного цвета и величины. Ход занятия Сидя за столом Воспитатель показывает детям макет часов. —Сколько времени показывают мои часы? (Час.) — Как расположены стрелки, когда часы показывают ровно час? (Минутная длинная стрелка указывает на 12, а часовая короткая —на 1.) — Кто помнит, как двигаются минутная и часовая стрелки? (Минутная длинная стрелка должна сделать полный круг, это означает, что прошел час, а часовая короткая стрелка при этом передвинется к следующей цифре.) — Поставьте на ваших часах стрелки так, чтобы они показывали ровно час. Если пройдет еще один час, как будут стоять стрелки? (Минутная длинная пройдет полный круг и опять вернется на 12, а часовая короткая передвинется к цифре 2. Часы будут показывать 2 часа.) — Как передвинутся стрелки, если прошел не полный час, а только половина? (Минутная длинная стрелка должна пройти половину круга.) — Минутная стрелка на ваших часах прошла половину круга. На какую цифру указывает стрелка? {На цифру 6.) — Минутная стрелка указывает на цифру 6, когда прошло полчаса, а часовая стрелка за половину часа тоже должна пойти половину пути. Кто догадается, где должна стоять часовая стрелка? (Между цифрами 2 и 3.) — Кто сможет определить, который час показывают часы? Они показывают два полных часа и еще половину часа. Половина часа —это 30 минут. Значит на ваших часах 2 часа 30 минут. Когда пройдет еще полчаса, сколько будет полных часов? (Три полных часа.) Сейчас до трех часов не хватает половины часа, поэтому мы можем сказать, что часы показывают 2 часа 30 минут или по-другому: половина третьего. Затем педагог предлагает детям поставить стрелки так, чтобы часы показывали половину пятого, половину восьмого, ровно 10, 6, 12 часов. Поиграем «Кто куда убежал?» Дети играют парами. Перед каждым ребенком лист бумаги и семь разных геометрических фигур, лежащих в центре листа. По сигналу играющие раскладывают фигуры по всему листу: в углах, по сторонам и одну оставляют в центре, затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: «У меня квадрат находится в верхнем левом углу, а у тебя?» «Прямоугольник у меня находится наверху между квадратом и треугольником, а у тебя?» Дети поочередно задают вопросы друг другу. Усложнение. Один ребенок закрывает глаза, в это время кто-либо из детей меняет положение предметов на листе. Открыв глаза ребенок смотрит, как расположены фигуры, и рассказывает об изменениях. Примечание. Если у вас есть мелкие игрушечные овощи или фрукты, вы можете заменить ими геометрические фигуры. «Найди спрятанную игрушку» Один ребенок выходит за дверь, остальные дети прячут игрушку. Чтобы ее легче было найти, ребенку указывают направление: «Иди от стола до ковра, от него поверни налево, сделай восемь шагов вперед и ищи». Варианты игры. Взрослый обозначает на полу комнаты маршрут следования стрелками разного цвета, указывает направление: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, поверни туда, куда показывает синяя стрелка, затем сделай пять шагов и там ищи». Найдя игрушку, ребенок должен рассказать, как он шел. Советы воспитателю Если работа за столом затянется, после нее проведите физкультминутку под музыку. Затем предложите детям поиграть в игру «Кто куда убежал?» В этом случае игру «Найди спрятанную игрушку» проведите на прогулке. Внесите в книжный уголок книги, в которых есть иллюстрации с изображением часов. Рассмотрите их вместе с детьми, расскажите им о старинных часах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|