Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплект пособий лб формированию элементарных математических представлений 6 глава

Рекомендации родителям

Побеседуйте с ребенком о том, что он узнал на занятии. Те­перь он может определять время с точностью до получаса.

Во время прогулки обратите внимание ребенка на то, что часы можно увидеть на улицах. Спросите, зачем, по его мнению, они здесь нужны?

На прогулке

Обратите внимание детей на изменения в природе: солн­це можно увидеть все реже, больше стало пасмурных дней, становится холоднее. Спросите у детей, каким месяцем за­канчивается год? Почему зимой идет снег?


ПОЛУЧАС ИСТОРИЯ ЧАСОВ

 

 

Цель занятия

Познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в счете в пределах 20; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Материалы

Для воспитателя: иллюстрации с изображением необыч­ных часов (солнечные, водяные, часы-свеча, часы-цветы, пе­сочные); мяч; часы с движущимимся стрелками. Для детей: часы с движущимися стрелками.

Ход занятия

Беседа с детьми

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Я напрасно не хожу, Когда надо, разбужу.

(Часы)

Перед детьми иллюстрации с изображением часов. — Сегодня мы поговорим о старинных часах. Как вы ду­маете, часы существовали всегда? Кто-нибудь из вас знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?

Дайте детям возможность высказаться, а затем подведите итог. Свой рассказ сопровождайте иллюстрациями.

—Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длин­нее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начер-


тил круг и разделил его на равные части. Каждая часть рав­нялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба мед­ленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться?

Солнечные часы имели недостаток — они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно, поэто­му люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколь­ко прошло времени.

Кроме водяных часов есть еще часы песочные. Они пока­зывают время и днем и ночью, и летом и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стек­ла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насы­пан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3, 5, или 10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас. Сегодня, когда вы будете одеваться на прогулку, мы проверим, за сколько минут вы оденетесь.

Были когда-то еще часы-свеча. На свечу наносили деле­ния, в нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала до этого деления, гру­зик падал на металлический поднос или просто на пол — это означало, что прошел определенный отрезок времени.

Ну а самые необычные, пожалуй, — цветы-часы. Это жи­вые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. По ним тоже можно определять время.

Поиграем

«Назови скорей»

В начале игры воспитатель предлагает детям называть чис­ла на единицу больше. Педагог бросает ребенку мяч и назы­вает число. Ребенок ловит мяч, и, бросая его обратно, назы­вает число на единицу больше. Игра проводится в быстром темпе. Другой вариант задания: назвать число на единицу меньше. «Девятнадцать»,— говорит взрослый. «Восемнад­цать», — возвращая мяч, отвечает ребенок.

«Который час?»

Воспитатель называет определенный час. Дети на своих часах показывают соответствующее время.

Вариант игры. Воспитатель на циферблате своих часов ста­вит стрелки и спрашивает: «Который час?» Дети устанавливают на циферблатах своих часов то же время, отвечают, который час, и показывают свои часы.

Отгадай-ка

Что с земли поднимаешь, то далеко не закинешь. (Пух.)

Советы воспитателю

В течение дня обращайте внимание детей на то, в какое время они садятся заниматься, начинают обедать, в котором часу их забирают домой.

Внесите в игровой уголок новую игру «Кости». Для нее необходимо приготовить 2 листа бумаги в клетку 10 Г Зсм, 2 карандаша и игральный кубик.

Играют два ребенка. Они по очереди бросают играль­ный кубик. У кого выпадет больше очков, тот зарисовы­вает столько же точек в клетке. Выигрывает тот, у кого окажется больше зарисованных клеток. Попробуйте и вы сыграть в эту игру.

___________________ ключевое слово____________________

ЧАСЫ

Занятие

 

ЗАДАЧИ

Цель занятия

Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «—», «=»; закрепить названия месяцев.

Материалы

Для воспитателя: цифры, знаки, семь машинок и шесть собачек.

Для детей: «Математический набор».

Ход занятия

Сидя за столом

Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем сказать, какой сегодня день недели, число, месяц.

Воспитатель дает одному ребенку шесть машинок и про­сит поставить их в ряд на столе.

—Сколько машинок Игорь поставил на стол? (Шесть.)

— Ваня, поставь еще одну машинку на стол. Какой вы мо­жете задать вопрос о том, что сделали мальчики? (Сколько машинок стоит на столе!) Мы с вами составили задачу: Игорь поставил на стол шесть машинок, одну машинку поставил Ваня. Сколько машинок мальчики поставили на стол?

Воспитатель предлагает двум-трем детям повторить задачу.

— Давайте решим эту задачу, узнаем, сколько же машинок стоит на столе? Машинок стало больше или меньше? (Боль­ше.) Сколько машинок стоит на столе? (Семь машинок.) Да­вайте теперь «запишем» задачу. Я буду делать это на доске, а вы у себя на столах. Сколько машинок поставил Игорь? (Шесть.) Значит какую цифру мы поставим первой? (Шесть.)

Воспитатель выставляет вместе с детьми цифру 6.

— Ваня поставил еще одну машинку. Машин стало боль­ше или меньше? (Больше.) Если машинок стало больше, ка­кой знак мы ставим? (Знак «плюс».)

На доске и столах детей «запись»: 6 + 1 =

— Сколько машинок поставил Ваня? (Одну машинку.) Значит, надо положить цифру 1.

 

На доске и столах детей «запись»:

— Какой вопрос мы ставим в задаче? (Сколько всего машин стоит на столе?) Поставьте знак равенства. На доске и столах детей «запись»:


 

Воспитатель еще раз уточняет, что обозначают каждое чис­ло «записи» и знаки, а затем предлагает детям решить зада­чу и закончить «запись».


 

Воспитатель учит детей читать «запись»: «К шести ма­шинкам прибавить одну машинку, получится семь машинок».

Примечание. Если на вопрос: «Что можно спросить про ма­шины?»—дети не придумают нужного вопроса (Сколько ма­шинок стоит на столе?), воспитатель задает наводящие во­просы или предлагает детям вопросы, явно не относящиеся к задаче: «Сколько косичек у Маши? Сколько пуговиц на рубашке у Гриши? Подходят эти вопросы к нашей задаче?»

Дети отвечают, что вопросы неподходящие.

— Теперь давайте решим еще одну задачу (ставит на стол пять игрушечных собачек). Сколько собачек на столе? Одна собач­ка убежала. Собачек стало больше или меньше? {Меньше.)

— Давайте составим задачу. {На столе стояло пять собачек. Одна собачка убежала.)

— Что можно спросить про собачек, которые остались на столе? (Сколько собачек осталось?)

Воспитатель предлагает детям «записать» задачу и делает то же самое на доске.

— Сколько собачек было? (Пять.) Сколько собачек убежа­ло? (Одна собачка.) Теперь собачек стало больше или мень­ше? Если меньше, то что надо сделать: сложить или вычесть (прибавить или отнять)? (Вычесть.)

— Решите задачу и закончите «запись». На столах «запись»:

—Сколько собачек осталось? Как вы решили задачу? (От пяти собачек отняли одну собачку. Осталось четыре собачки.)

— Какой ответ получился в задаче? (Четыре собачки.)

• Если дети не могут самостоятельно поставить вопрос к задаче, воспитатель помогает наводящими вопросами. Сле­дите, чтобы вопрос ставился правильно. Если решается за­дача на сложение, то вопрос должен включать в себя слова «сколько стало», если на вычитание — «сколько осталось».

• Советуем задачи на сложение и вычитание решать од­новременно. Это поможет детям лучше понять их различие, сознательно выбрать необходимое действие.

• Обратите внимание на то, что показать логику рассуж­дения при решении задач легче всего на примерах с неболь­шими числами.

• В конце занятия спросите у детей, что нового они узнали на занятии. (Учились решать задачи.)

Поиграем

«Круглый год»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ве­дущий: *

В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Я для вас, мои дружки, Затеваю пирожки. Быстро нужно их испечь. Ты пойдешь истопишь печь.

Ведущий бросает кому-нибудь из играющих мяч и спраши­вает: «Январь — какой это месяц по счету в году?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он ста­новится ведущим и задает свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов.

• Каким месяцем заканчивается год?

• Назови осенние месяцы?

• Зимние месяцы?

• Какой месяц идет после октября?

• В каком месяце твой день рождения?

Советы воспитателю

Поупражняйтесь в счете в пределах 20 с теми детьми, ко­торые пропустили занятия.

Внесите в книжный уголок книги, в которых есть иллюс­трации с изображением птиц. Рассмотрите их вместе с деть­ми, поговорите о них.

----------------------------- ключевое слово------------------------------

Задача

Занятие

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Цель занятия

Продолжать учить детей составлять и решать простые ариф­метические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать» задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; упражнять в счете по осязанию; закрепить названия геоме­трических фигур.

Материалы

Для воспитателя: цифры, обручи, фишки, игрушки для ре­шения задач.

Для детей: «Математический набор», по одному яблоку, сшитому из материала красного, желтого и зеленого цветов, внутри каждого яблока фасолины или бобы.

Ход занятия

Сидя за столом

Воспитатель предлагает детям разложить на столе цифры от 1 до 10, а потом сказать, какое сегодня число, месяц, день недели.

— Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии? (Учи­лись решать задачи.)

На полке возле воспитателя стоит пять книг.

— Скажите, сколько книг на полке? (Пять книг.)

Воспитатель просит одного из детей подойти.

—Оля, поставь на полку еще одну книгу.

Девочка выполняет задание педагога.

— Когда Оля поставила на полку еще одну книгу, их ста­ло больше или меньше? (Больше.) Какое действие надо про­извести? Сложение или вычитание? (Сложение.) Сколько книг поставила Оля? (Одну книгу.) Какой вопрос мы поставим в задаче? (Сколько книг стоит на полке?)

— Мы должны число пять увеличить на единицу. Сколь­ко книг теперь на полке? (Шесть книг.) Что показывает от­вет задачи? (Сколько книг на полке.) Давайте запишем ре­шение задачи.

Дети выполняют задание педагога — делают «запись»:

Затем воспитатель предлагает им решить еше одну зада­чу—на вычитание.

На игрушечном столе стоит четыре чашки. Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько чашек на столе и вы­ложить цифру, которая покажет, сколько чашек на столе.

— Одну чашку я убрала. Придумайте задачу о том, что я сделала. (На столе стояло четыре чашки, одну чашку убрали. Сколько чашек осталось на столе?)

— Одну чашку я убрала, значит их количество уменьши­лось на единицу. Какой знак надо поставить, если мы умень­шаем число? (Минус.) Поставьте его около цифры.

Перед детьми «запись»:

— Сколько чашек убрали? (Одну.) Поставьте цифру один. Какой знак надо поставить, чтобы получить ответ? (Знак равенства.) Поставьте его. Решите задачу. Сколько чашек осталось?

Перед детьми «запись»:

— Кто расскажет решение задачи? (От четырех чашек от­нять одну чашку. Получится три чашки.) Какой ответ получился в нашей задаче? (Три чашки.)

Примечание. Напоминаем, что задачи на сложение и вычи­тание рекомендуется решать на одном занятии, одну за другой.

Поиграем

«Игра с яблоками»

Усложненный вариант. На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат обручи, в каждом из них —цифра. На подносе лежат яблоки грех цветов. Задания детям:

• встать около цифры, которая покажет число на единицу больше, чем количество семечек в яблоке.

• встать около цифры, которая покажет число на единицу меньше, чем количество семечек в яблоке.

Примечание. Возле каждой цифры должны стоять три ре­бенка, у которых яблоки разного цвета.

—Проверьте друг друга, правильно ли выполнено задание. Затем воспитатель спрашивает у каждого ребенка, возле

какой цифры он стоит и почему.

Игру можно повторить, предварительно положив ябло­ки на стол.

«Посмотри вокруг» Дети делятся на две команды.

Воспитатель предлагает им назвать предметы квадратной, треугольной, четырехугольной формы, а также форму пред­метов, не имеющих углов. За каждый правильный ответ ко­манда получает фишку. Нельзя дважды называть один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце иг­ры выясняется, какая команда набрала больше очков.

На прогулке

На участке попросите детей объяснить пословицы:

Ф В январе растет день, растет и холод.

& Январю — морозы, февралю —метели.

Понаблюдайте вместе с детьми за птицами. Уточните, зна­ют ли они, какие птицы зимуют в городе. Предложите ребятам загадать загадки про них. Если дети затрудняются, сделайте это сами, а затем предложите сравнить этих птиц. Детям мо­гут быть загаданы следующие загадки:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это...

(Снегири)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

(Воробей)

%

Советы воспитателю

Позанимайтесь с теми детьми, которые по тем или иным причинам испытывали затруднения в постановке вопроса при решении арифметических задач.

В течение дня уточняйте у детей, в какое время они зав­тракают, занимаются, обедают.

Внесите в игровой уголок новую игру «Русское лото». Объ­ясните правила игры.

---------------------------- ключевые слова------------------------------ Л

Стало, осталось

V * У



 

СЧЕТ ДВОЙКАМИ

Цель занятия

Учить детей считать двойками; учить называть общее ко­личество предметов в группах; закрепить названия геометри­ческих фигур; развивать внимание детей; закрепить назва­ния месяцев.

Материалы

Для воспитателя: геометрические фигуры, карточки с гео­метрическими фигурами, цифры. Для детей: «Математический набор», геометрические фигуры.

Ход занятия

Сидя за столом

Перед каждым ребенком на столе лежит «Математический набор».

Педагог предлагает детям разложить цифры по порядку от 1 до 10 и дает задание:

— Отсчитайте два квадрата. Сколько квадратов отсчитали? (Два.) Отсчитайте еще два квадрата. Сколько квадратов от­считали? (Четыре.)

— Как получилось число четыре? (К двум квадратам при­бавили еще два и получилось всего четыре.) Проверьте друг дру­га, так ли это? Расскажите, как получилось число четыре. (Если к двум прибавить один, получится три, а если еще один прибавить, получится четыре.)

— Положите еще два квадрата. Сколько стало квадратов? (Шесть.) Как получилось число шесть? (К четырем приба­вить два — получится шесть или к четырем прибавить один, будет пять, да еще один —будет шесть.)

—Положите еще два квадрата. Сколько стало квадратов? (Восемь.) Как получилось число восемь? (К шести прибавки один — получилось семь, да еще один —будет восемь.)

— Положите еще два квадрата. Сколько стало квадратов? (Десять.) Как получилось число десять? (К восьми прибавили один — получилось девять, да еще один —будет десять.)

Затем педагог предлагает детям посчитать двойками. Они считают: 2, 4, 6, 8, 10.

Поиграем

«Разложи, как скажу»

Перед детьми геометрические фигуры.

Воспитатель поочередно показывает им квадрат, прямо­угольник, треугольник, круг, ромб, трапецию и убеждается, что дети правильно называют фигуры.

Затем педагог предлагает выложить эти фигуры по памя­ти. Дети, разложив фигуры, рассказывают, какой ряд они вы­ложили.

Варианты.

• выложить определенное количество геометрических фи­гур, которые дети видели несколько секунд;

• выложить фигуры по порядку, в котором воспитатель их показывал: два красных квадрата, один зеленый и т.д.

«Двенадцать месяцев»

Усложнение. На столе изображением вниз лежат переме­шанные,-карточки с цифрами.

Дети берут по карточке и выстраиваются по порядку в со­ответствии с цифрой, указанной на карточке.

Они «превратились в двенадцать месяцев». Каждый «ме­сяц» вспоминает, что он может рассказать о себе и своих «соседях».

Воспитатель задает вопросы: «Первый месяц, как тебя зовут? Как зовут второй месяц?» Затем задания усложня­ются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой месяц по счету в году? Май, в каких сказках встречается твое время года? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года».

Советы воспитателю

С целью развития мелкой моторики в свободное от занятий время предложите детям сделать бусы для кукол, научите их нанизывать бусы на нитку. Когда работа будет завершена, спросите, кто из детей нанизал больше бусинок и как без счета это можно проверить?

Дайте детям задание на дом. Пусть они посмотрят, в ка­ких электроприборах есть часы, нарисуют их и принесут в детский сад рисунки.

Рекомендации родителям

Рассмотрите с ребенком все часы в вашем доме. Особое внимание обратите на часы в электроприборах, например, телевизоре, магнитофоне, стиральной машине и т.д. Пусть ребенок нарисует один электроприбор, в котором есть часы, и принесет рисунок в детский сад (он потребуется на следу­ющем занятии).

___________________ ключевые слова____

Сч1т двойкам

Занятие

 

ЧАСЫ В БЫТУ

(интегрированное занятие)

Цель занятия

Упражнять в счете двойками; учить находить сходство и различие между предметами; уметь определять время по ча­сам; учить соотносить число с цифрой.

Материалы

Для воспитателя: цифры, 3-4 обруча, лист ватмана, раз­деленный по горизонтали на три части; 30 кубиков; мяч.

Для детей: по одному рисунку, на котором изображены эле­ктроприборы с часами, клей.

Ход занятия

Беседа с детьми

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие они знают старинные часы, какие часы есть сейчас, и спрашивает:

— Где еще можно увидеть часы? (В телевизорах, микровол­новых печах, музыкальных центрах, стиральных машинах, автомобилях и т.д.)

— Кто знает, как называются часы в стиральной машине?

Если дети не смогут ответить, скажите им: таймер.

— Вы назвали много электроприборов, в которых есть ча­сы. Как вы думаете, что с их помощью можно узнать?

Дайте возможность всем детям высказать свои предпо­ложения.

Воспитатель показывает на лист ватмана и говорит: «Пред­ставьте себе, что это витрина магазина „Электротовары", ко­торый должен скоро открыться. Давайте украсим вашими ри­сунками „витрину" магазина. Наклейте свои рисунки на „полки"».

Вопросы детям:

• назовите электроприборы, в которых есть часы.

• чем похожи электроприборы? {Во всех есть часы.)

• чем отличаются электроприборы друг от друга? (Формой, назначением, внешним видом.)

• зачем нужны часы в этих приборах? Что с их помощью можно узнать? (В какое время идет фильм, за какое время можно приготовить торт, постирать белье и т. д.)

• сколько всего электроприборов вы нарисовали?

• чего больше нарисовали: телевизоров или музыкальных центров?

• чего меньше: кинокамер или электроплит?

Примечание. Если получилось много рисунков или дети на­рисовали их на больших листах, расположите детские рабо­ты на двух «витринах» магазина.

Дополнительно задайте вопросы: • на какой витрине больше электроприборов? Докажите и объясните. (Это можно сделать без счета с помощью замес­тителей: поставить их на рисунки одного листа, а потом пе­ренести на рисунки другого листа).

Поиграем

«Сколько жильцов в квартире?»

На полу несколько обручей, в каждом лежит одна цифра.

Правила игры. Дети бегают по комнате. По сигналу они бе­гут к обручу-«квартире». Цифра показывает, сколько «жиль­цов» в ней живет.

Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает, сколько «жильцов» в этой «квартире» и почему их столько. Если «квартира» не полностью заполнена, необходимо спросить, сколько «жильцов» не хватает.

Игра продолжается. При этом меняется цифра в обруче.

Желательно, чтобы в одном из обручей число было бо­льше десяти.

«Считай двойками»

Игра проходит в кругу.

Воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и говорит: «Два». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Четыре», — и бро­сает мяч другому ребенку.

Следующий игрок продолжает: «Шесть», —и бросает мяч дальше. Игра проходит в быстром темпе.

Советы воспитателю

В свободное время разучите с детьми загадки про игруш­ки, которые могут сделать дети. Они будут необходимы для «витрины» магазина на следующем занятии.

Предлагаем несколько загадок:

У нашей Катюшки Прямо на макушке Не жуки, не птички. Держат косички.

(Бантики)

Спал цветок И вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся. Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь — Чистоплотный серый... (Гусь)

Поупражняйтесь с детьми в составлении силуэтов из вось­ми равнобедренных треугольников, напомните правила ра­боты с треугольниками.

Расскажите родителям, что нового узнали дети на занятии, дайте совет, как позаниматься с ними дома.

ключевые слова

 

 

Занятие

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Цель занятия

Продолжать учить составлять и решать простые арифмети­ческие задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10; познакомить детей со структурой задачи; упражнять в счете в пределах 20, уметь назвать «соседей» названного числа.

Материалы

Для воспитателя: мяч, семь яблок на тарелке, восемь чашек. Для детей: «Математический набор», счетные палочки.

 

Ход занятия

Сидя за столом

Воспитатель говорит детям:

— Сегодня мы будем продолжать учиться составлять и ре­шать задачи. Посчитайте, сколько яблок лежит в тарелке. Я положу еще одно (кладет). Придумайте задачу о том, что я сделала. (На тарелке лежало шесть яблок, вы положили еще одно яблоко. Сколько всего яблок оказалось на тарелке!)

— На тарелке лежало шесть яблок, я положила еще одно яблоко —это условие задачи. Кто из вас повторит условие задачи?

Лена. На тарелке лежало шесть яблок, вы положили еще одно яблоко.

— Лена правильно повторила условие задачи. Условие задачи —это маленький рассказ. В условии есть числа. На­зовите числа в этой задаче. (Шесть и один.)

— В условии задачи всегда должно быть не менее двух чи­сел. Еще в задаче есть вопрос. Какой вопрос в этой задаче? (Сколько всего яблок оказалось в тарелке!)

— Вопрос должен соответствовать смыслу задачи. Кто из вас повторит всю задачу?

Дети. На тарелке лежало шесть яблок, вы положили еще одно яблоко. Сколько яблок оказалось на тарелке?

— Скажите условие задачи. (На тарелке лежало шесть яб­лок, вы положили еще одно яблоко.)

— Что такое условие задачи? (Маленький рассказ.) Что долж­но быть в условии? (Два числа.) Что еще должно быть в за­даче? (Вопрос.) Какой вопрос в этой задаче? (Сколько всего яблок оказалось на тарелке!)

Воспитатель предлагает детям «записать» задачу и решить ее.


Перед детьми «запись»:

— Кто решит задачу? (К шести яблокам прибавить одно яблоко, получится семь яблок.) Какой ответ у этой задачи? (Семь яблок.)

Далее воспитатель говорит:

— На клумбе расцвело восемь роз, за ночь распустились еще три бутона. Стало очень красиво. Это задача? (Нет.)

— Почему? (Здесь нет вопроса.)

— Скажите, можно решить такую задачу: мама испекла де­сять пирожков, а потом —еще несколько. Сколько всего пи­рожков испекла мама? (Эту задачу решить нельзя, потому что в ней нет второго числа.)

На полке возле стола воспитателя стоит восемь чашек.

— Сколько на полке чашек? (Восемь.)

— Ира, убери одну чашку.

Девочка выполняет задание педагога.

— Придумайте задачу о том, что сделала Ира. (На полке стояло восемь чашек, одну чашку убрала Ира. Сколько чашек осталось на полке?)

— Скажите условие задачи. (На полке стояло восемь чашек. Ира убрала одну чашку с полки.)

— Какой вопрос в задаче? (Сколько чашек осталось стоять на полке7)

— «Запишите» задачу и решите ее.

Дети выполняют задание. Перед ними «запись»:

— Скажите, как вы решали задачу? (От восьми чашек от­нять одну чашку — равняется семь чашек.) Какой ответ зада­чи? (Семь чашек.)

Поиграем

«Назови соседей»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают веду­щего. Он бросает мяч и говорит: «Назови „соседей" числа 15». Ребенок, поймавший мяч, отвечает, следующий вопрос будет задавать он. Игра проходит в быстром темпе.

«Какой цифры не стало?»

Дети играют парами. Воспитатель предлагает им разложить числа по порядку от 11 до 20. Затем один ребенок в паре за­крывает глаза, другой переставляет числа в ряду. Открыв гла­за, ребенок отмечает, что изменилось.

Если ребенок правильно угадывает, то становится веду­щим. Игра продолжается.

Сидя за столом

Перед детьми на столах лежат счетные палочки. Воспитатель дает задание:

— Составьте из палочек число, в котором один десяток и шесть единиц, положите цифры, которые обозначат это чис­ло. Какое число получилось? (16.)

— Кто сможет рассказать об этом числе? (Это число 16, в нем один десяток и шесть единиц. Единицы стоят первыми справа, десятки вторыми справа.)

— Положите рядом еще три палочки. Какое число полу­чилось? (19.)

— Кто сможет рассказать об этом числе? (Это число 19. В нем девять единиц, они стоят первыми справа и один десяток, он второй справа.)

Советы воспитателю

Обратите внимание детей на то, что в каждом месяце раз­ное количество дней. Уточните число последнего дня меся­ца. Вспомните, какого числа начинался и закачивался ян­варь. Отметьте, что февраль —это третий зимний месяц. Предложите детям назвать по порядку зимние месяцы.

Во время сборов на прогулку проведите соревнование: про­следите с помощью часов (песочных), за какое время оде­нутся мальчики, и за какое время оденутся девочки, кто из них потратит больше времени.

В свободное время поиграйте с детьми в математические игры, поупражняйтесь в счете в пределах 20 и составлении чисел второго десятка с теми детьми, которые пропусти­ли занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...