Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплект пособий лб формированию элементарных математических представлений 2 глава

Примечание. Когда дети стоят около цифры, не обращай­те внимание на цвет яблок. Дети могут допускать ошибки при пересчете. Обменявшись яблоками, они уточняют свои действия и исправляют допущенные ошибки.

Сидя за столом

Перед каждым ребенком на столе «Математический на­бор» и счетные палочки. Воспитатель предлагает детям раз­ложить цифры по порядку от 1 до 10.

На фланелеграфе пять желтых и на небольшом расстоя­нии от них четыре зеленых груши.

— Посчитайте, сколько желтых и сколько зеленых груш. Выдвиньте две цифры, которые покажут, сколько каких груш. Поставьте между ними знак и прочитайте «запись».

Дети делают «запись»: «5>4, 5^4» и читают ее.

Примечание. Если дети сделают только одну «запись», то предложите им сделать еще одну.

После этого воспитатель предлагает выдвинуть из ряда лю­бые две цифры, поставить между ними тот или иной знак и прочитать «запись».

Воспитатель спрашивает, у кого такая же «запись». Дети поднимают руки. Педагог предлагает сделать другую «за­пись». Сидящие за одним столом дети проверяют «записи» друг у друга.

Затем воспитатель дает задание: «Отсчитайте четыре па­лочки, сделайте квадрат, а рядом с ним сделайте квадрат из восьми палочек».

Вопросы детям:

• как по-другому можно назвать квадраты? (Четырехуголь­ники, многоугольники.)

• какой квадрат больше?

— Между квадратами поставьте знак, который покажет, в каком квадрате больше палочек, и прочитайте «запись».

Дети читают: «Четыре меньше восьми».

— А еще как можно прочитать, не считая палочки? (Ма­ленький квадрат меньше большого.)

Воспитатель предлагает детям сначала убрать все палочки, а потом сделать из них любой многоугольник и назвать его.

Отгадай-ка

Ваня составил из палочек пятиугольник. Потом одну па­лочку убрал, а из остальных палочек составил другой мно­гоугольник. Какой многоугольник получился у Вани?

Советы воспитателю

Если дети не смогут ответить, какой многоугольник полу­чится, не спешите с ответом. Дайте им возможность поду­мать. Пусть дети выполнят это задание в свободное время.

Расскажите родителям о том, что в детском саду большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Посоветуй­те им обращать на это внимание дома.

Работа с палочками, вязание на спицах, нанизывание бу­синок на нитку, запускание волчка способствуют развитию мелкой моторики.

ключевые слово

 

БЫСТРО, МЕДЛЕННО

Цель занятия

Учить составлять фигуру из восьми треугольников; закре­пить названия геометрических фигур (треугольник, много­угольник); упражнять в счете в пределах 10; закрепить поня­тия: «быстрее», «медленнее»; закрепить названия времен года и месяцев.

Материалы

Для воспитателя: по всей комнате расставлены предметы одного цвета, формы, величины.

Для детей: квадрат, разрезанный на восемь одинаковых тре­угольников, на каждого ребенка (цвет и величина квадрата одинаковы у всех детей).

Ход занятия

Сидя за столом

Перед каждым ребенком на столе лежат восемь равнобед­ренных треугольников.

Детям предлагается сложить без образца из всех треуголь­ников:

—четыре треугольника (см. рис.2,а)

—два больших треугольника (см. рис. 2,6).

После выполнения каждого задания спрашивайте у детей, какие фигуры они сделали, как их можно по-разному на­звать.

Поиграем

«Кто больше запомнит?»

В игре принимают участие несколько детей. Им предлага­ется в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины или од­ной формы.

     
 
  / / а / б

 

По сигналу один ребенок начинает называть предметы, другой —его дополняет.

«Запомни, кто где стоит?»

Пятеро—шестеро детей выстраиваются в ряд. С помощью считалки выбирается ведущий:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си! Едет кошка на такси, А котята прицепились, И бесплатно прокатились.

Ведущий 15—20 секунд смотрит на играющих, запоми­ная кто за кем стоит. Затем, отвернувшись от детей, ведущий перечисляет, кто за кем стоит. Ведущим становится дру­гой ребенок.

Отгадай-ка

Какая птица вылупляется из яйца, а сама яиц не кладет? (Петух.)

На прогулке

Начертите на земле напротив скамейки линию, за которую поставьте детей. Предложите детям начать прыгать на двух ногах до скамейки. После этого спросите, кто из детей побе­дил и почему? (Одни дети прыгали быстрее, другие медленнее.)

Усложнение игры. Предложить детям прыгать на одной ноге.

В течение дня обращайте внимание детей на сезонные из­менения в природе: облетают листья с деревьев, меньше ста­новится солнечных дней, чаще идут дожди. Уточните, какое сейчас время года, какой месяц. Загадывайте детям загадки про осень:

Что за волшебница краски взяла, Листья покрасила, с веток сняла, Мошек упрятала спать до весны, Птичек отправила в теплые страны. Что за волшебница, скажешь мне ты?

(Осень)

Несу урожаи, Поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я —...

(Осень)

Прилетела без красок И без кисти,

И перекрасила все листья.

(Осень)

Уточните, что сентябрь — первый месяц осени, а теперь наступил второй месяц осени — октябрь. Спросите у детей, каким числом закончился сентябрь, а с какого числа на­чался октябрь.

Советы воспитателю

Для развития мелкой моторики внесите в игровой уголок волчки. В свободное время дети могут запускать их то ле­вой, то правой рукой. С этой целью можно провести игру «Чей волчок дольше вертится?». Одновременно может играть несколько детей.

___________________ ключевые слова____________________

БЫСТРО, МЕДЛЕННО

* у

Занятие

 

СОСТАВ ЧИСЛА ТРИ

Цель занятия

Познакомить детей с составом числа три; учить составлять число три из двух меньших чисел; упражнять в счете по ося­занию; закрепить временные представления.

Материалы

Для воспитателя: пять обручей, набор цифр, фланелеграф и набор кружков двух цветов.

Для детей: «Математический набор»; по одному плоскому яблоку, сшитому из материала желтого, зеленого, красного цвета, внутри каждого яблока от шести до десяти фасолин.

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми на фланелеграфе три кружка одного цвета.

У детей на столах выложен ряд цифр от 1 до 10.

Воспитатель предлагает детям показать цифру, которая будет соответствовать количеству кружков на фланелеграфе, затем пе­реворачивает последний кружок желтой стороной (см. рис. 3).

— Сколько зеленых кружков? {Два.) Сколько желтых круж­ков? (Один.) Сколько всего кружков? (Три.)

— Отсчитайте три квадрата и положите их в ряд, как на фланелеграфе. Сколько всего квадратов в ряду? Сколько ква­дратов каждого цвета в ряду?

Воспитатель выкладывает второй ряд: один зеленый и два желтых кружка. Выясняет вместе с детьми, как теперь со­ставлено число (один зеленый и два желтых кружка, а вмес­те—три).

— Правильно, один и два, а вместе три. Отсчитайте три квадрата и положите их в ряд, как на фланелеграфе. Сколь­ко квадратов каждого цвета в ряду? Сколько всего квадра­тов в ряду?

Примечание. Обращайте внимание на то, чтобы дети не только говорили, сколько предметов каждого цвета, но и на­зывали общее количество.

Поиграем

«Игра с яблоками»

Воспитатель загадывает детям загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(Яблоко)

После этого педагог предлагает поиграть в «Игру с яблоками» (см. занятие 7).

Усложнение игры. Возле каждой цифры должно стоять по три ребенка, у которых яблоки разного цвета.

Предложите детям проверить, правильно ли они выполни­ли задание. (Дети обмениваются яблоками и таким образом проверяют друг друга.) Игру необходимо повторить, предва­рительно сложив яблоки обратно на стол.

«Какой цифры не стало?»

Дети играют парами. Воспитатель предлагает им разложить цифры по порядку от 1 до 10. Затем один ребенок закрыва­ет глаза, а в это время ведущий меняет цифры местами. От­крыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось. Если ребенок отгадал, он становится ведущим. Игра продолжается.

Отгадай-ка

Шел Иван в Санкт-Петербург, навстречу ему шли три бра­та. У каждого брата рюкзак. В каждом рюкзаке они несли по щенку. У каждого щенка в зубах кость. Сколько человек шли в Санкт-Петербург? (Один Иван, а братья шли в дру­гую сторону.)

Если дети затрудняются, не спешите с ответом, дайте им возможность подумать. Ответ они могут дать на прогулке.

На прогулке

Соберите разноцветные листья. Перемешайте их, а потом предложите детям найти одинаковые. Спросите, с каких они деревьев.

Советы воспитателю

Отрывая утром листок календаря, не забудьте уточнить, что наступил октябрь и начинается он с первого числа, что это второй месяц осени.

Обратите внимание детей на то, что до конца года остает­ся все меньше дней. Вспомните, какой календарь был тол­стый в начале года и какой стал. Пусть с помощью рук дети покажут, сколько дней в году, сколько дней прожили в этом году и сколько дней осталось до конца года. Дети раздвига­ют руки в стороны, а потом их сдвигают, показывая таким образом количество дней.

Понаблюдайте, в какие игры играют дети. Играют ли они в шашки? Предложите кому-нибудь из ребят сыграть с вами.

Рекомендации родителям

Побеседуйте с ребенком о текущем времени года. Предло­жите ему рассказать, какое время года прошло, какое скоро наступит. Постарайтесь подвести ребенка к осознанию того, что одно время года сменяет другое.

___________________ ключевые слова____________________

Занятие

 

ИЗМЕРЕНИЕ

Цель занятия

Учить измерять с помощью условной меры длину предме­та; учить показывать 1/5, 2/5 и т.д.; продолжать учить пони­мать количественные отношения между числами первого де­сятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков; учить классифицировать фигуры по разным признакам: ве­личине, форме, цвету.

Материалы

Для воспитателя: цифры, группы игрушек, карточки с круж­ками, набор геометрических фигур.

Для детей: «Математический набор», полоска 15x2 см, мер­ка 3x2 см другого цвета, карандаш, ножницы, по одной ге­ометрической фигуре (разных цветов и размеров).

Ход занятия

Сидя за столом

Педагог предлагает разложить цифры по порядку от 1 до 10.

— Кто помнит, что обозначают эти знаки (показывает знаки «>», «<»)? (Уголок знака смотрит на меньшее число.)

Воспитатель предлагает поочередно выдвинуть из ряда ци­фры: 3 и 4; 7 и 8; 5 и 6.

Дети ставят знаки и читают «записи».

— Как узнать длину полоски? Что для этого надо сделать?

Выслушав ответы детей, воспитатель говорит: «Представь­те, что это —материал и из него мы будем делать полотенца для кукол. Вот такой длины (показывает мерку)».

Дети объясняют правила измерения:

• начинать измерять от края полоски;

• прикладывать полоску-мерку к тголоске;

• отмечать конец мерки карандашом;

• когда мерка уложится полностью, выставлять какой-нибудь предмет, чтобы не забыть, сколько раз мерка уложится.

Воспитатель предлагает проверить, сколько раз мерка уло­жится. Дети измеряют полоску и выставляют предметы.

— Сколько раз мерка уложилась? (Пять раз.) Разрежьте по­лоски по меткам. Положите их в ряд. Покажите мне одну часть из пяти.

Дети показывают.

— Теперь покажите две, три части. Сколько «полотенец» вы сделали? (Пять.) В свободное время вы их раскрасите.

Поиграем

«Бегите ко мне»

Дети образуют круг. У каждого в руках одна геометрическая фигура. Воспитатель в центре круга. Он дает задание: «Бе­гите ко мне те, у кого красные фигуры».

Дети с красными фигурами подбегают к воспитателю и объясняют, почему они пришли в круг.

Остальные дети проверяют, правильно ли они справились с заданием.

Подсчитывается количество детей внутри круга, после че­го они возвращаются в общий круг.

Задания:

• бегут все дети с четырехугольниками;

• бегут все с большими фигурами;

® бегут все с многоугольниками.

«Найди столько же»

В разных концах комнаты расставлены различные группы однородных предметов (две пирамидки, четыре мяча, два зай­чика и т.д.) Воспитатель держит веером в руках карточки с кружками и предлагает кому-либо из детей вытащить одну. Ребенок, выбрав карточку, находит в комнате столько игру­шек, сколько кружков изображено на карточке. Игра повто­ряется несколько раз.

Игру можно изменить: на карточках вместо кружков изо­бразить цифры и дети будут находить нужное количество иг­рушек по указанной цифре.

Советы воспитателю

Понаблюдайте вместе с детьми за изменением погоды в осенний день утром, днем и вечером. Обращайте их внима­ние на то, что дни становятся короче, а ночи длиннее. Объ­ясните, почему в народе говорят: «Весна да осень —ко дню погод восемь».

Внесите в книжный уголок иллюстрации с изображением осени, книги об этом времени года. Вспомните стихотворе­ния об осени. Спросите у детей, какой месяц осени можно назвать «золотым», а какой «листопадным», чем один месяц отличается от другого.

Попросите родителей принести насадки на карандаш, дети будут правильно держать карандаши и им легче будет писать.

Рекомендации родителям

Поиграйте дома с детьми в игру «Чего не стало?». Поставь­те на столе в ряд десять игрушек.

Предложите ребенку пересчитать их и запомнить распо­ложение, а затем закрыть глаза. Уберите две любые игруш­ки. После этого ребенок открывает глаза, а вы задаете ему вопросы:

• игрушек стало больше или меньше?

• какие игрушки исчезли?

• за какими игрушками они стояли?

• какая игрушка была первой?

___________________ ключевое слово_____________________

шжштшшш

Занятие

 

ДЕНЬГИ

Цель занятия

Познакомить детей с деньгами, их предназначением; уп­ражнять в ориентировке на листе бумаги: учить ставить точ­ки на пересечении линий (соединять точки по прочерчен­ным линиям); упражнять детей в ориентировке в пространстве.

Материалы

Для воспитателя: деньги — монеты достоинством один, два, пять рублей; купюры достоинством 10, 50 рублей; ко­пейки; простые предметы, с которыми часто сталкивают­ся дети, например, ручка, карандаш, наклейка, ластик и т.д. (реальная цена предметов не должна превышать деся­ти рублей).

Для детей: тетрадь, карандаш, насадка на карандаш.

Ход занятия

Работа в тетради

Воспитатель предлагает детям открыть тетради и показы­вает на доске, как нарисовать квадрат по клеткам:

— Поставьте в тетради точку на пересечении линий, отсчи­тайте две клетки вниз и поставьте еще одну точку. Соедини­те точки линией. Теперь отсчитайте от верхней точки две клетки вправо и поставьте точку, снова соедините точки ли­нией. Отсчитайте две клетки вниз, поставьте точку и соеди­ните точки линией. Теперь соедините линией две точки вни­зу, и получится квадрат.

—Какая фигура получилась? (Квадрат.)

— У вас черточками нарисован квадрат. Обведите его ка­рандашом.

Предложите детям рядом, через две клетки, нарисовать та­кой же квадрат, а затем самостоятельно нарисовать на этой же странице еще два квадрата.

Примечание. В процессе работы следите за тем, чтобы дети правильно держали карандаши. Не забывайте хвалить детей. Спросите, какой квадрат они лучше нарисовали.

Поиграем

«Найди спрятанную игрушку»

Один ребенок выходит за дверь, остальные дети прячут иг­рушку. Чтобы ребенок смог ее найти, ему указывают направ­ление: «Иди от стола до ковра, от него поверни направо, сде­лай восемь шагов и там ищи».

Вариант игры. На столе стопкой лежат перевернутые кар­точки с маршрутами следования, обозначенными стрелками разных цветов.

Педагог предлагает одному из ребят взять карточку, посмо­треть маршрут и найти спрятанную игрушку. Найдя игруш­ку, ребенок рассказывает, по какому маршруту он двигался.

Беседа с детьми

Вопросы детям:

• кто из взрослых в вашей семье работает?

• кем они работают?

• что взрослые получают за свой труд?

• что такое деньги?

• какие российские деньги вы знаете?

• зачем они нужны?

• на что расходуют деньги? (Платят за квартиру, покупа­ют продукты, одежду, вещи, откладывают на отдых.)

Выслушав ответы детей, обсудите их. После этого предло­жите детям рассмотреть бумажные купюры и монеты, срав­нить их и сказать, чем они похожи и чем отличаются. Об­ратите внимание детей на то, что с одной стороны денежного знака указана его стоимость, есть цифры, слова, а с другой стороны —герб нашей страны. Расскажите, что деньги де­лают из разных материалов (бумажные, металлические), они бывают разных цветов.

Затем воспитатель показывает какой-либо предмет и спра­шивает у детей, сколько рублей он может стоить; если ребе­нок не знает, педагог называет реальную цену. Например, ручка может стоить 3, 4 рубля и т.д.

На прогулке

Обратите внимание детей на цвет неба, спросите, каким оно стало осенью, есть ли облака, какой они формы, цвета? Если идет дождь, спросите у детей, какой он был летом и какой сейчас? Можно ли любить летний дождь? Если мож­но, то почему?

Советы воспитателю

Внесите в книжный уголок книги, в которых упоминают­ся деньги. Можете вспомнить сказку «Золотой ключик», осо­бое внимание уделите деньгам, которые встречаются в ней, рассмотрите иллюстрации. Этот материал понадобится к сле­дующему занятию.

Посоветуйте родителям по дороге из детского сада домой, в магазине, обратить внимание детей на цены на различные товары, особое внимание следует уделить товарам, ценой до 10 рублей, а также отметьте, что один предмет может быть разной стоимости.

3*-1352

Рекомендации родителям

Посетите исторический музей, где ребенок познакомится с деньгами, которые имели хождение в давние времена. Пред­ложите ребенку провести экскурсию на тему: «История денег».

.------------------------------ ключевые слова--------------------------------

деньги, рубль, монета, копейка


 

СОСТАВ ЧИСЛА ЧЕТЫРЕ

Цель занятия

Учить детей составлять число четыре из двух меньших чи­сел; упражнять в прямом и обратном счете; учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их.

Материалы

Для воспитателя: фланелеграф, синие и желтые квадраты; куб, на гранях которого нарисованы цифры, мелкий счет­ный материал.

Для детей: красные и желтые кружки, счетные палочки, «Математический набор».

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми на столах выложен ряд цифр от 1 до 10. Вос­питатель предлагает им вспомнить, как можно составить чис­ло три из двух меньших чисел.

На фланелеграфе четыре синих квадрата. — Сколько всего квадратов? Назовите цифру, которая по­кажет, сколько их.

Затем педагог заменяет последний квадрат в ряду желтым квадратом и спрашивает, сколько осталось синих квадратов, и просит показать соответствующую цифру. (Три квадрата.) Сколько желтых квадратов? (Один.)

Воспитатель предлагает детям разложить таким же обра­зом кружки.

— Как вы составили число четыре? (Три и один, вместе — че­тыре.)

— Давайте составим число четыре по-другому: из двух си­них и двух желтых квадратов. Так же составим число четы­ре из кружков.

Дети выполняют задание.

— Как вы составили число четыре? (Два красных кружка и два желтых.) Сколько всего кружков во втором ряду? (Че­тыре кружка.)

Воспитатель ставит на фланелеграфе квадраты: один си­ний и три желтых, просит детей выложить так же кружки; выясняет, сколько кружков каждого цвета и сколько всего кружков в этом ряду. Затем педагог предлагает детям назвать все варианты состава числа.

Дети говорят:

• 3 и 1, а вместе 4.

• 2 и 2, а вместе 4.

• 1 и 3, а вместе 4.

Поиграем

«В какой руке сколько?»

Воспитатель предлагает детям пересчитать кружки, кото­рые он держит в руках:

— Сколько всего у меня кружков? (Четыре кружка.)

На глазах у детей педагог раскладывает их в две руки и го­ворит: «Вы должны отгадать, сколько кружков в одной ру­ке, сколько в другой и сколько всего кружков. Давайте до­говоримся, что сначала будем говорить, сколько кружков в левой руке, а потом — сколько в правой. Например, два и два —вместе четыре. Как я разложила?»

Дети стараются угадать, начинают перечислять возможные варианты. Если они не отгадали задуманный воспитателем вариант, можно сказать: «Так может быть, но у меня не так».

Игра продолжается до тех пор, пока дети не отгадают. Ре­бенок, верно назвавший, сколько в какой руке спрятано кружков, становится ведущим. Теперь он раскладывает кружки в две руки и вызывает детей до тех пор, пока кто-то не назо­вет задуманный им вариант. Игра повторяется несколько раз.

Примечание.

• Когда ребенок разложит кружки, обязательно проверьте, как он их разложил.

• Напоминайте детям, чтобы они не забывали говорить не только сколько кружков в каждой руке, но и сколько их всего.

• Во время игры, при первичном знакомстве с составом числа, в качестве подсказки целесообразно оставить все ва­рианты состава числа.

• Материалом для игры могут быть мелкие предметы, на­пример, пуговицы, орехи, камешки (т. е. все то, что ребенок может спрятать в руках).

«Игра с кубом»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ве­дущий:

Серый зайка вырвал травку, Положил ее на лавку. Кто травку возьмет, Тот уйдет.

*

Он бросает куб, называет цифру на грани и считает даль­ше, после чего бросает куб другому ребенку и дает ему за­дание: «Считай дальше» или «Считай в обратном порядке».

Игра проходит в быстром темпе. В ней должны принять участие как можно больше детей.

Сидя за столом

Перед детьми коробка с палочками. Воспитатель предла­гает им отсчитать четыре палочки и сделать квадрат, потом отсчитать еще три палочки и сделать еще один квадрат.

Вопросы детям:

• сколько палочек вы отсчитали?

• сколько квадратов получилось?

• сколько четырехугольников? (Три.)

• сколько многоугольников? (Три.)

• назовите их. (Два квадрата и один прямоугольник.) Педагог предлагает отсчитать еще три палочки и сделать

еще один квадрат. Дети могут по-разному выполнять зада­ние. Задайте им аналогичные вопросы (см. рис.4).

Примечание. Если дети работают в разных плоскостях, то получаются разные ответы. В этом случае необходимо внимательно слушать, сколько они отсчитали палочек, и выяснить, почему получились разные ответы.

Советы воспитателю

Позанимайтесь с детьми, испытывающими затруднения при измерении. Напомните и покажите им, как правильно это делать.

Другой вариант помощи: предложите ребенку, который хо­рошо усвоил правила измерения, объяснить их своему това­рищу и показать, как это делается.

___________________ ключевые слова____________________

СОСТАВ ЧИСЛА

Занятие

 

ДЕНЬГИ

(интегрированное занятие)

Цель занятия

Провести беседу на тему: «Деньги вчера, сегодня, завтра»; упражнять в счете в пределах 10; учить составлять предмет из восьми треугольников.

Материалы

Для воспитателя: деньги (монеты, купюры); два куба, на гранях которых нарисованы цифры от 1 до 6 и от 5 до 10.

Для детей: по одной карточке с кружками; по восемь тре­угольников, сделанных из квадрата.

Ход занятия

Беседа с детьми

— Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о день­гах. За это время мы вспомнили много интересных книг, в которых упоминаются деньги, рассмотрели иллюстрации. Поэтому, я надеюсь, вам нетрудно будет ответить на мои вопросы.

Вопросы детям:

• всегда ли деньги были такие, как сейчас?

• от какого слова произошло слово рубль?

• чем одна монета отличается от другой?

» чем отличаются бумажные деньги друг от друга?

• всегда ли будут деньги? Выслушав ответы детей, обсудите их.

Для справки

В древности люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Гончары меняли гор-

шки. Кузнецы — наконечники для стрел, топоры. Земледель­цы—зерно, масло. Скотоводы — овец, шерсть, кожу.

Обмениваться разными вещами было не очень удобно, и люди стали думать, какой предмет можно использовать для любого обмена. Перепробовали многое: и скот, и разные продукты. Но они не подходили: скот надо кормить, про­дукты портятся.

Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки. В разные времена деньгами служили морские раковины, шкурки жи­вотных. Самыми удобными деньгами оказались металличе­ские монеты. Можно было чеканить монеты любой стои­мости: из меди подешевле, из серебра дороже, а из золота самые дорогие. Но у металлических денег тоже есть недо­статок: они очень тяжелые и занимают много места. Бога­тым купцам, которые ездили торговать в далекие страны, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как не прячь, грабители сразу его найдут. И поэтому люди приду­мали хранить золото в банках, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки. Так появились бумажные день­ги. Деньгами оплачивают вещи, продукты, различные това­ры и услуги.

Обратите внимание детей на то, что слово «рубль» произо­шло от слова «рубить», что монеты отличаются одна от дру­гой величиной (сравните их, накладывая одну монету на дру­гую). Чем больше размер, тем она дороже, и наоборот. Вместо денег иногда используют карточки (если есть возможность, покажите). Их основное достоинство в том, что они занима­ют мало места, и с их помощью можно расплатиться за то­вар в магазине. С этими карточками можно ездить в другие страны, не имея при себе денег. В каждой стране свои день­ги, называются они по-разному. Можно спросить у детей, какие еще деньги, кроме российских, они знают.

Поиграем

«Игра с кубом»


Игра проводится в кругу. В руках у каждого ребенка — кар­точка. После слов педагога: «Внимание, начали», —все игра­ющие передают карточки по кругу, по часовой стрелке.

По команде «стоп» дети прячут карточки, предварительно сосчитав количество предметов. Воспитатель подбрасывает куб и показывает детям одну из его сторон. Дети, посмотрев на грань, показывают карточку с таким же количеством круж­ков, а потом объясняют, почему они ее показали. После это­го игра повторяется, начиная с передачи карточек.

Усложнение. На гранях куба вместо цифр —кружки.

Сидя за столом

Перед каждым ребенком на столе лежит восемь треуголь­ников. Воспитатель предлагает детям сначала пересчитать их и сказать, как можно назвать их по-другому (одним словом), а потом сделать из треугольников дом.

Напоминаем правила работы:

• использовать все детали;

• можно только прикладывать детали друг к другу;

• делать только один предмет.

Дети выполняют задание.

Примерные конструкции домов представлены на рис. 5.

После того, как дети выполнят задание, попросите их сравнить свои дома и выяснить, похожи ли они.

Советы воспитателю

В свободное время предложите ребятам сделать свои «день­ги» для игр. Для этого приготовьте листы бумаги прямоуголь­ной формы, цветные карандаши. Напомните детям, что «день­ги» должны быть красивыми, потому что вы будете выби­рать лучший рисунок, и предложите дать название «деньгам».

— Какие названия вы придумали? {«Столичные», «Москов­ские», «Валентинки»).

Надеемся, что дети вашей группы дадут другие названия. И тогда «оплата» во время игры будет осуществляться их «деньгами», номинальная стоимость которых должна равнять­ся единице. Дети сами устанавливают цены. Например, кон­феты у них в «магазине» будут стоить 8 «Валентинок», а не 100 рублей, как в настоящем магазине.

Рекомендации родителям

Расскажите ребенку, как вы расходуете семейный бюджет: плата за телефон, свет, квартиру, транспорт (если ездите об­щественным транспортом), бензин и т.д. Воспитывайте в ребенке бережное отношение к деньгам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...