Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплект пособий лб формированию элементарных математических представлений 9 глава

Дети приступают к выполнению задания. В процессе ра­боты педагог подходит к отдельным детям и проверяет, ка­кие «записи» они сделали.

Затем воспитатель предлагает детям рассказать свои задачи.

— Проверьте друг друга, все ли правильно решили задачи.

Поиграем

«Часы» (См. занятие 42.)

«Повторяй за мной»

Дети встают полукрутом. В центре — ведущий. Время от времени он делает какое-либо движение: поднимает руку, по­ворачивается, наклоняется, топает ногой и т.д.

Все игроки должны точно повторить его движение. Если иг­рок ошибается, ведущий занимает его место, а сам он стано­вится ведущим. Если одновременно ошибутся несколько де­тей, ведущий сам выбирает из них того, кто займет его место.

Сидя за столом

Работа проводится с небольшой группой детей. Они си­дят парами. Перед каждой парой одна карточка с картин­ками, фишки.

С помощью жеребьевки выбирается ведущий. Он зада­ет вопросы своему партнеру, используя слова: «слева», «справа», «между» и т.д. Например: «Покажи картинку, на которой собака далеко от мальчика, а кошка справа от де­вочки».

Ребенок находит картинку. Теперь он будет задавать во­просы. За каждый правильно заданный вопрос ребенок по­лучает фишку.

В заключение можно предложить детям посчитать фишки и выяснить, кто больше задал вопросов (сначала в паре, а потом среди всех детей).

Отгадай-ка

Петух снес яйцо. Кому оно достанется?

На прогулке

«Что и где изменилось?»

На земле начертите 6—10 клеток в ряд. В каждую клетку положите по одному предмету, например: палочку, камушек, листочек и т.д. Ребенок закрывает глаза, в это время кто-то из детей меняет предметы местами или убирает один из них. Открыв глаза, ребенок, пользуясь порядковым счетом, гово­рит, в которой по счету клетке произошли изменения. Пред­мет возвращается на прежнее место и игра продолжается.

Советы воспитателю

Не забывайте в течение дня обращать внимание детей на то, в какое время они завтракают, начинают заниматься, обе­дают, встают после дневного сна, в какое время их забирают из сада домой родители.

Напомните родителям, чтобы дома они обращали вни­мание детей на то, в какое время по телевизору идут дет­ские передачи.

УСЛОВИЕ, BCIHPCIC^ Р11ИЕИ1Й1Е, OT1IIET

Занятие

 

ПОВТОРЕНИЕ

Цель занятия

Упражнять детей в счете в пределах 20; учить увеличивать и уменьшать число на единицу; учить составлять фигуру из счетных палочек; закрепить названия геометрических фигур.

Материалы

Для воспитателя: мяч.

Для детей: 20 мелких игрушек или геометрических фигур, счетные палочки.

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми коробки со счетными палочками. Воспитатель предлагает отсчитать четыре палочки и сделать из них квад­рат, затем добавить три палочки и сделать еще один квадрат.

Вопросы детям:

• сколько палочек вы отсчитали?

• сколько получилось квадратов? (Два.)

• сколько четырехугольников? (Три.)

Воспитатель дает следующее задание: «Отсчитайте еще три палочки и сделайте из них квадрат, затем добавьте три па­лочки и сделайте еще один квадрат».

Вопросы детям:

• сколько всего вы отсчитали палочек? (Двенадцать.)

• сколько сделали квадратов? (Четыре.)

• сколько четырехугольников? (Восемь.)

• почему палочки положили по-разному, а ответ получил­ся одинаковый?

Поиграем

«Мы идем, идем»

Усложненный вариант. За одним столом сидят 4—6 детей, перед каждым мелкие игрушки и перевернутая карточка с цифрой. Ребята передают карточку друг другу, но так, что­бы не было видно цифр, и при этом говорят: «Мы идем, идем, идем».

По сигналу воспитателя: «Стоп!» —они переворачивают карточку, смотрят, какое на ней число, и отсчитывают игру­шек на одну больше. Потом карточка снова передается. Иг­ра продолжается.

При последующих сигналах: «Стоп!» —дети должны срав­нить число на карточке с количеством игрушек на столе.

Дети могут прибавить или отнять игрушек на одну меньше или больше.

В конце игры можно подсчитать общее количество игру­шек за столом.

Усложнение.

— За каким столом больше игрушек? Как это узнать? (На­до без счета поставить один ряд под другим.)

«Назови соседей» (См. занятие 5.)

Игра проводится в кругу с мячом.

На прогулке

«Веселая обезьянка» (Монгольская игра)

В игре участвуют три—четыре ребенка. Из камешков вы­кладывают на земле фигуру обезьянки.

Дети по очереди бросают игральный кубик и берут из фигуры обезьянки столько камешков, сколько очков выпало на ку­бике. Но брать можно только целые части тела, например, если выпадает одно очко, ребенок берет нос или живот, ес­ли два, то глаза или уши, если три, то хвост.

Если игрок не может собрать камушки за свой бросок, т. к. больше нет частей обезьянки, состоящих из соответствую­щего количества камней, он должен из своих выигранных камешков снова выложить эту часть тела.

Если у ребенка не хватает для этого камешков, он бро­сает кубик еще раз, собирает камешки и выкладывает вы­павшую ему по очкам часть. Если игроку опять не хвата­ет камешков, или выпало неподходящее число, он выходит из игры.

Игрок, у которого в конце игры окажется больше всего камешков, выигрывает.

Примечание. Для игры нужен игральный кубик, на гранях которого очки в пределах трех.

Отгадай-ка

На платформе стоят прикрытые брезентом машины. Вид­но 12 колес.

Сколько машин стоит на платформе?

Советы воспитателю

Позанимайтесь дополнительно с детьми, испытывающими затруднения при пересчете.

,___________________ ключевые слова____________________ ч

УВЕЛИЧИТЬ, уменьшить

Занятие

 

ПОВТОРЕНИЕ

Цель занятия

Продолжать учить детей определять количественные отно­шения между числами в пределах 20, делать соответствую­щую «запись» при помощи цифр и знаков; упражнять в сче­те по осязанию; закрепить названия дней недели; закрепить названия геометрических фигур.

Материалы

Для воспитателя: комплект карточек с кружками от 1 до 7, комплект карточек с цифрами от 1 до 7, обручи.

Для детей: «Математический набор», набор геометричес­ких фигур разного цвета и величины; по одному яблоку, сши­тому из материала желтого, зеленого, красного цветов, вну­три каждого яблока фасолины — «семечки».

Ход занятия

Сидя за столом

Воспитатель предлагает детям выложить на столах число­вой ряд от 0 до 20.

— Выдвиньте два числа семь и восемь, поставьте между ни­ми знак, показывающий отношения «больше или меньше» между ними и прочитайте «запись».

Дети читают: «7 < 8».

— Какой еще знак можно поставить между этими числами? Поставьте знак и прочитайте «запись». (8 >7.)

Воспитатель предлагает детям выдвинуть числа 13 и 17, поставить между ними знак и прочитать «запись».

Дети выполняют задание и читают «запись»: «13 < 17».

— Поменяйте числа местами, поставьте любой знак между ними и прочитайте «запись».

Дети меняют местами карточки и ставят знак, после чего читают «запись»: «17 >13».

— У кого такая же «запись»? Кто из вас сделал «запись» по-другому, прочитайте свою «запись».

Дети читают «записи».

— Выдвиньте любые два числа и поставьте между ними знак. Проверьте друг у друга, все ли правильно сделали «запись».

Поиграем

«Игра с яблоками» (См. занятие 7.)

Усложненный вариант. На полу лежат обручи, в каждом из них —цифра. Играют малой группой.

Дети встают возле числа, которое на единицу больше или меньше количества «семечек» в яблоке. Возле каждого обру­ча должны стоять три ребенка с яблоками разных цветов.

Предложите детям проверить, правильно ли они выполни­ли задание. (Дети обмениваются яблоками и таким образом проверяют друг друга.) Затем воспитатель приносит вазу с яблоками и говорит: «Я купила в магазине вот столько яб­лок и хочу всех ими угостить. Но яблок мало. Что нужно сделать, чтобы все вы получили одинаковые куски яблока?»

Дайте возможность высказаться всем детям. Потом раз­режьте яблоки и угостите ребят. Уточните, какую часть по­лучил каждый.

«Живая неделя!» (См. занятие 3.)

Сидя за столом

Воспитатель предлагает детям из геометрических фигур, которые лежат у них на столах, сделать птичку. Дети выпол­няют задание педагога. Воспитатель задает им вопросы:

• какую птичку вы сделали?

• что делает эта птичка?

• где эту птичку можно увидеть?

• сравните, похожи ли ваши птички, чем, если не похо­жи, то почему?

Советы воспитателю

В свободное время проверьте знания детей по методике, описанной в конце пособия. Результаты проверки занесите в диагностическую таблицу.

---------------------------- ключевые слова------------------------------

Похожи, непохожи

v» у

Занятие

 

ПОВТОРЕНИЕ

Цель занятия

Учить чертить отрезки заданной длины; учить определять числа предыдущее и последующее названному числу; закре­пить названия геометрических фигур.

Материалы

Для воспитателя: мяч, три—четыре обруча, геометричес­кие фигуры.

Для детей: такие же геометрические фигуры, как у воспи­тателя; тетрадь, карандаш, линейка.

Ход занятия

Работа в тетради

Воспитатель предлагает детям открыть тетради и начертить отрезок длиной 8 см.

После того, как задание будет выполнено, предложите де­тям начертить отрезок любой длины.

— Какой длины отрезок вы начертили?

Как только дети выполнят задание, воспитатель говорит: «Проверьте друг у друга, какой длины получились отрезки».

Примечание. Если в тетради две клетки равны одному сан­тиметру, предложите детям начертить отрезок любой длины по клеткам, а потом сказать, какой длины получился отре­зок и как это можно проверить.

Поиграем

«Найди фигуру»

На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат три—четыре обруча. В каждом обруче — геометрическая фи­гура и цифра. Например, в обруче с прямоугольником — ци­фра пять, в обруче с ромбом —цифра семь.

Правила игры. Дети берут по одной геометрической фигу­ре и начинают двигаться по комнате. По сигналу каждый должен найти свой «домик». Те дети, у которых прямоуголь­ники, бегут к обручу с прямоугольником, у кого ромбы —к обручу с ромбом.

Возле каждого обруча количество детей должно соответст­вовать цифре. Если играющий прибежал к обручу поздно и оказался «лишним», ему нужно поменять геометрическую фи­гуру и бежать к другому обручу, где есть «свободное место».

Когда дети разбегутся по своим «домикам», воспитатель проверяет, правильно ли они встали, какие фигуры у них в руках и сколько детей у каждого обруча.

При повторном проведении игры можно поменять места­ми фигуры и цифры в обручах.

Усложнение игры. Вместо цифры в обруче может лежать определенное количество кружков.

«Назови число»

Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель спрашивает:

— Какое число называется предыдущим (то, которое пе­ред названным) и какое последующим (то, которое после названного)?

— Я буду бросать мяч и называть число. Вы, бросая мяч обратно, называете предыдущее ему.

Воспитатель бросает мяч и называет числа, дети, поймав мяч, отвечают, например: 13—12, 20 — 19, 11 — 10 и т.д.

Затем игра повторяется. Только теперь дети должны на­звать последующие названному числа, например: 18—19, 11-12, 17-18 и т.д.

Отгадай-ка

Двое детей разделили между собой семь рублей, причем один получил на три рубля больше другого. Сколько денег досталось каждому из них? (2 рубля и 5 рублей.)

«.

На прогулке

«Волшебные квадраты»

На земле нарисуйте квадрат, разделите его на 25 клеток, в каждой клетке проставьте число (от 1 до 25). Клетки должны быть пронумерованы не по порядку.

Первый участник игры бросает битку с любого места в клет­ку с цифрой 1 и прыгает в нее на одной ноге. Из этой клет­ки он бросает битку в следующую по номеру клетку и прыга­ет в нее и т.д. Побеждает тот, кто пропрыгает через все клетки. Если игрок ошибается, то битку бросает другой ребенок.

Правила игры: не разрешается попадать биткой на черту; нельзя наступать на черту или, прыгнув в клетку, передви­гать ногу; нарушать очередность прохождения клеток.

Советы воспитателю

Когда будете отрывать утром листок календаря, вспомни­те с детьми пословицы об апреле.

Апрель теплый, май холодный —год хлебородный. tit В апреле земля греет.

й В апреле огородные сверчки начинают свои скачки. Предложите детям объяснить, как они понимают эти по­словицы.

Познакомьте родителей с результатами обследования де­тей. Посоветуйте, как позаниматься с ними летом, в какие игры поиграть.

Приложение

Диагностическая карта

Выявление знаний по формированию элементарных мате­матических представлений у детей седьмого года жизни (ко­нец учебного года).

Методика № 1 — выявление умений счета.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку по­считать до 20.

Методика №2 — выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку раз­ложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те чис­ла, которые ему покажут (19, 13, 12, 16).

Методика №3 —выявление знаний о количественном со­ставе числа из единиц в пределах пяти, умения различать ко­личественный и порядковый счет.

Материал. На столе лежат в ряд игрушечные овощи: кар­тошка, огурец, помидор, морковь, свекла.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку ска­зать, из каких овощей составлена группа, которая по счету картошка (а), который по счету помидор (б); просит посчи­тать по порядку.

Методика №4 —выявление умений соотносить количест­во предметов с цифрой.

Материал. «Математический набор».

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку от­считать двенадцать кружков, а потом обозначить это коли­чество цифрами.

Методика №5 —выявление умений увеличивать и умень­шать число на единицу.

Материал. «Математический набор».

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку от­считать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого дает следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу.

Методика №6 —выявление умений решать задачи на сло­жение и вычитание.

Материал. «Математический набор».

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку при­думать задачу, «записать» ее с помощью цифр и знаков. По­сле выполнения задания ребенок должен рассказать задачу и объяснить, как он ее решал.

Методика №7 —выявление умений измерять с помощью линейки.

Материал. На листе бумаги начерчен отрезок длиной 5 см; линейка.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку оп­ределить длину отрезка с помощью линейки.

Методика №8 — выявление умений считать по заданной мере.

Материал. Миска с крупой, чайная ложка.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сде­лать кучку из двух ложек крупы. После выполнения зада­ния, дает следующее: «Отложи рядом еще три такие же куч­ки крупы».

Методика № 9 — выявление знаний детей о геометриче­ских фигурах.

Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники прямоугольники.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку от­ложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Методика № 10 — выявление умений ориентироваться в пространстве.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку ска­зать, что находится слева от него.

Методика № 11 —выявление знаний детей о днях неде­ли и месяцах.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку: а) на­звать все дни недели по порядку; б) назвать сегодняшний день недели; в) сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра; г) какой сейчас месяц; д) какой среди назван­ных месяцев —зимний: май, декабрь, апрель, а какой —лет­ний: сентябрь, июль, февраль.

Оценка результатов

• 1 балл —ребенок самостоятельно справляется с задани­ем, правильно отвечает на вопросы;

• 0,5 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки;

• 0 баллов — ребенок не справился с заданием.

Результаты обследования заносятся в таблицу и анализи­руются.

Дата проведения диагностики

Группа

Ф. И. О. педагога, проводившего диагностику


    Ct                                
    l_                                
  •H •H CD                                
    VO                                
                                     
  о ■H                                  
  O)                                  
                                     
s СI о H Ф N-                                  
s (0 a a> s о CO                                  
+                                
Ю VO                                
X CO                                
                                     
  CO vo                                
  CD                                
    CD ■H                                
  CN CN TH                                
  CO TH                                
    CD ■H                                
  vH                                  
  Фамилия, имя ребенка                                
2: " с ■H CN CO   Ю CD h-   O) о H •H ■H CM vH CO ■H <3- T-l Ю ■H CD H
CD =г s ^ vo CD I— CK CD X. О <D T s h- o 1 l_ CD X

 

Содержание

Предисловие............................................................................. 3

Занятие 1. геометрические фигуры........................................... 4

Занятие 2. величина................................................................ 6

Занятие 3. ориентировка в пространстве.................................... 8

Занятие 4. знакомство с тетрадью............................................ 10

Занятие 5. знаки равенство, неравенство................................... 13

Занятие 6. многоугольник....................................................... 16

Занятие 7. геометрические фигуры............................................. 18

Занятие 8. быстро, медленно...................................................... 21

Занятие 9. состав числа три....................................................... 24

Занятие 10. измерение.............................................................. 26

Занятие 11. деньги................................................................... 29

Занятие 12. состав числа четыре................................................................ 31

Занятие 13. деньги................................................................... 35

Занятие 14. измерение.............................................................. 38

Занятие 15. состав числа пять................................................. 41

Занятие 16. далеко, близко........................................................ 44

Занятие 17. измерение.............................................................. 46

Занятие 18. многоугольники..................................................... 49

Занятие 19. знак «плюс»........................................................... 52

Занятие 20. состав числа семь.................................................. 54

Занятие 21. знак «минус»......................................................... 56

Занятие 22. состав числа восемь............................................... 58

Занятие 23. геометрические фигуры........................................... 60

Занятие 24. состав числа девять................................................ 63

Занятие 25. измерение.............................................................. 65

Занятие 26. состав числа десять................................................ 67

Занятие 27. второй десяток....................................................... 69

Занятие 28. счет до 20.............................................................. 72

Занятие 29. часы..................................................................... 74

Занятие 30. время..................................................................... 77

Занятие 31. ориентировка в пространстве.................................... 79

Занятие 32. ориентировка во времени.......................................... 81


Занятие 33. год....................................................................... 85

Занятие 34. получас................................................................ 88

Занятие 35. история часов............................................................................ 91

Занятие 36. задачи................................................................... 93

Занятие 37. решение задач........................................................ 97

Занятие 38. счет двойками...................................................... 100

Занятие 39. часы в быту......................................................... 102

Занятие 40. решение задач...................................................... 105

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...