Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Общественно-исторический характер педагогики




Вопрос 1. Общественно-исторический характер педагогики

Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия сомнения развеялись окончательно — в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому педагогика рассматривается уже как общая наука о воспитании. Все чаще употребляются новые названия — андрогогика (от греч. andros — мужчина и ago — вести) и антропогогика (от греч. anthropos — человек и ago — вести).

Наука — это система закономерностей, действующих в определенной области. Объект науки - это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется конкретной наукой. Предмет науки — это то, что она изучает. Объектом педагогики является человек. Предметом педагогики являются формы, методы, приемы и средства воспитания и обучения различных категорий людей. Предмет педагогики также определяют как процесс развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества.

Все люди так или иначе являются воспитателями. Кто-то, получив специальное педагогическое образование, занимается воспитанием и обучением детей и взрослых профессионально, остальные — неосознанно или сознательно, ориентируясь на свой жизненный опыт и индивидуальные представления о должном поведении человека. Рождаясь чисто биологическим существом, индивид в процессе социализации, т. е. усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, приобретает социально значимые качества, становится личностью. Такое усвоение принятых в обществе норм поведения происходит путем подражания, идентификации с каким-то образцом в результате перенимания социального поведения тех, кто служит примером.

Естественно, преступные взгляды и способы поведения также могут формироваться на основе подражания успешным примерам и ситуациям в ходе социального взаимодействия. Отсюда вытекают необходимость и важность изучения фонда востребованных педагогических знаний, умений и навыков педагогических основ воспитательной деятельности в органах внутренних дел для курсантов ДАВД ДНР и применения их в практической деятельности.

Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но сама наука сформировалась гораздо позднее.  

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 до н. э. ) писал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы». Педагогика долгое время была частью философии и только в XVII в. выделилась в самостоятельную науку.

 

Вопрос 2. Основоположники науки педагогика

Первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Вопросов педагогически касались древнегреческие мыслители: Демокрит (460—370 гг. до н. э. ), Сократ (469—399 гг. до н. э. ), его ученик Платон (427—347 гг. до н. э. ), Аристотель (384—322 гг. до н. э. ), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческоримской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35—96 гг. ). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

В эпоху Возрождения (XIV— XVI вв. ) заметно и плодотворно развиваются педагогические учения в трудах итальянского педагога Витторино да Фельтрэ (1378-1446), французского писателя Франсуа Рабле (1478-1533), французского философа Мишеля Монтеня (1533-1592), немецкого гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536).

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необходимо соединять со зрением и слово — с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума». Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?

В отличие от Я. А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632—1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811—1848), А. И. Герцена (1812-1870), Н. Г. Чернышевского (1828-1889), НА Добролюбова (1836—1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л. Н. Толстого (1828—1910), изучаются труды Н. И. Пирогова (1810—1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания. Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский, который считал, что руководящая роль принадлежит школе и учителю.

Много сделала итальянская учительница Мария Монтессори. Она считала, что главной должна быть самостоятельность ребенка. Надежда Константиновна Крупская настаивала на организации внеклассной воспитательной работы. Антон Семенович Макаренко выступал за трудовое воспитание. Василий Александрович Сухомлинский сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...