Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.




Методы педагогических исследований условно подразделяются на теоретические и эмпирические (практические). Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Охарактеризуем некоторые теоретические методы исследования. Анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отрицательных признаков и качеств явления. Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ явления позволяет глубже его раскрыть.

Синтез – мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное целое). Однако синтез – это не просто суммирование, а смысловое соединение, Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой.

Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. При сравнении, прежде всего, необходимо определить основу сравнения – критерий. Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в сравниваемых объектах. В ходе сравнения используются также анализ и синтез.

Абстрагирование – мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация – мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (противоположен абстрагированию).

Обобщение – выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обобщение исследуемого.

Моделирование – исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся, в частности, такие методы сбора и накопления данных, как наблюдение, беседа, анкетирование и другие.

Наблюдение – метод, при котором исследователь, не вмешиваясь в события, отслеживает их изменение; данный метод состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений для изучения их изменений. Невмешательство – наиболее существенная характеристика данного метода. Особо следует сказать об использовании наблюдения за внешними признаками поведения в ходе визуальной диагностики, часто осуществляемой сотрудником ОВД.

Эксперимент – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания и психологического исследования. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования и активное вмешательство в ситуацию исследователя.

Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. В этом заключается одно из важных преимуществ эксперимента.

Опрос – метод, при котором опрашиваемый отвечает на ряд поставленных ему вопросов. Опрос может быть устным и письменным.

Устный опрос (интервью, беседа) применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет более глубоко, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует от сотрудника ОВД специальной подготовки (например, умения интерпретировать признаки невербального поведения).

Письменный опрос (анкетирование) позволяет охватить большое количество людей одновременно. Недостатком анкетирования является то, что невозможно учесть реакции отвечающих на содержание вопросов и изменить их.

Метод опроса активно используется при проведении опроса граждан оперативным уполномоченным, участковым или сотрудником Госавтоинспекции.

Также важно сказать о том, что применение опроса сотрудником ОВД может быть проблематичным. Одной из основных причин этого является нежелание населения идти на контакт с представителями правоохранительной деятельности. Поэтому важно осуществление психолого-педагогического воздействия на граждан.

Моделирование – исследование процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. Под моделью при этом понимается система знаков или объектов, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала.

Анализ результатов деятельности - метод, элементами которого является исследование каких-либо объектов – следов деятельности, документов, публикаций, записей и так далее.

Биографический метод заключается в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих значение в жизни человека с момента его рождения до старости.

Метод обобщения независимых характеристик позволяет увидеть личностные особенности человека (охарактеризовать) с разных сторон, используя различные мнения.

Методы педагогического исследования позволяют, в частности, делать вывод о степени образованности, воспитанности человека, его педагогической запущенности, что может представлять значимую информацию для осуществления профессиональных функций (например, профилактики преступлений).

Под средствами обучения следует понимать разнообразные материалы и орудия процесса обучения, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, то есть приблизить процесс обучения к наиболее эффективным характеристикам.

Все средства также разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам обучения относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тесты, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (математический аппарат), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п. ), учебные компьютерные программы, организующее координирующая деятельность преподавателя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения данного образовательного учреждения.

Необходимо заметить, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя друг друга.

В связи с общедоступностью персональных компьютеров возник новый вид - проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения компьютера в процессе обучения. В то же время компьютер дает такие возможности информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было. Возникает серьезная многоаспектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, влияющих на качество педагогического процесса и затрагивающих развитие основных сфер человека.

Анализ научного знания позволяет систематизировать и выделить следующие функции компьютера в обучении:

- технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);

- дидактические (компьютер как тренажер, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определенные ситуации; компьютер как средство интенсификации учебной деятельности, оптимизации деятельности преподавателя; компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, ее активизации и стимулирования).

Образовательная технология — это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения.

Рассмотрим некоторые современные образовательные технологии в высшей школе.

Личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение(Н. А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. П. Смирнов, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др. ) предполагает признание главной движущей силой профессионального становления и развития самой личности обучающегося, ее потребности в самоактуализации своего личностно-профессионального потенциала. Решающим фактором развития является взаимодействие студента с профессиональной средой, преподавателями, учеными, специалистами, вовлеченными в реальную и виртуальную профессиональную деятельность.

Данная образовательная технология ориентирована прежде всего на саморазвитие и самореализацию личности в конкретной профессиональной деятельности. Ведущими мотивами этих процессов выступают перспективы профессиональной карьеры и смысловое профессиональное будущее личности, что существенно повышает активность и субъектность студента в образовательном процессе.

Педагогическая позиция преподавателя заключается в инициировании субъектного опыта учения, развитии индивидуальности каждого учащегося, признании самобытности и самоценности каждого человека. Позиция учащегося — свободный выбор элементов образовательного процесса, самопознание, самоопределение, самореализация.

Модульное обучениекак образовательная технология также основано на идее личностно-центрированного подхода, в соответствии с которым центром педагогической системы является обучающийся, а приоритетное значение приобретают самостоятельная работа студентов и самоконтроль. Технология модульного обучения возникла в противовес традиционной аудиторно-лекционной системе, которая игнорирует индивидуальные различия студентов и требует усвоения одного и того же объема учебного материала за один и тот же период времени всеми учащимися.

Разработчики (Дж. Дьюи, Дж. Кэррол, Б. Блум и др. ) данной технологии рассматривают ее как «систему полного усвоения знаний». Ее исходное положение заключается в том, что для усвоения одного и того же учебного материала разным учащимся в зависимости от интеллектуальных способностей требуется разное время. Поэтому оптимальной формой организации учебного процесса будет такая, при которой каждый учащийся получает время, достаточное для изучения требуемого объема материала.

Проблемное обучениепредполагает последовательную постановку перед обучающимися проблем, в процессе решения которых они усваивают не только знаниевую компоненту профессиональной деятельности, но и навыки ее осуществления.

Основной дидактической единицей проектирования учебного процесса является в данной технологии учебная проблема, причем понятия «задача» и «проблема» разделяются. Последовательность действий студента при заданном подходе следующая: анализ условий готовой задачи -» припоминание способа решения -» решение -» формальная сверка с эталонным ответом.

В случае использования проблемного подхода алгоритм действий студента таков: анализ проблемной ситуации -» постановка проблемы -» поиск недостающей информации и выдвижение гипотез -» проверка гипотез и получение нового знания -» перевод проблемы в задачу -» поиск способа решения -» решение -» проверка решения -» доказательство правильности решения задачи.

Технология проблемного обучения позволяет не только приобретать новые знания, умения, навыки, но и накапливать опыт творческого решения разнообразных профессиональных задач. Сущность проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает весь объем знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать способы и средства их решения.

Технология игрового обучениябазируется на постулате, что игра наряду с трудом и учебой — один из основных видов деятельности человека. Главная цель технологий игрового обучения — стимуляция познавательной деятельности студентов в сфере их профессиональных интересов. Игровые технологии опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самореализации. Способность человека включаться в игру не связана с его возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...