Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Криминальная педагогика (антипедагогика)




Криминологическая педагогика имеет недолгую историю.

Впервые основательно подошел к этому вопросу А. И. Алексеев в своей монографии «Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел» (М., 1984), а в 1997—1999 гг. A. M. Столяренко и А. А. Федотовым был поставлен вопрос о криминологической педагогике (и предложено ее название) и сделана первоначальная разработка ряда ее науковедческих вопросов. Все это указывает на то, что влияния криминального мира и его педагогика — это не романтические веяния и не безобидные игры, а антипедагогика. Распространение в стране криминальной антипедагогики как социальной реальности приобретает угрожающее соци­ально-стратегическое значение, увеличивает возможность превраще­ния нашего государства, общества, населения страны в подлинно криминальные.

Как направление юридико-педагогических исследований криминальная педагогика начала зарождаться в XIX в. в исследова­ниях и трудах М. Н. Гернета, СВ. Максимова, В. Д. Набокова и др. В их работах особенности криминально-педагогической реальности отражались фрагментарно и описательно. Чрезвычайно активно над изучением и описанием внутренней жизни криминальной среды, в том числе и ее педагогических аспектов, стали работать с конца XX в. В. М. Анисимков, И. П. Башкатов, Б. Ф. Водолазский, Ю. А. Вакутин, А. И. Гуров, В. Ф. Пирожков и др.

Как специфическая система научного знания криминальная педагогика имеет свой предмет — феномены, закономерности и меха­низмы педагогических влияний и их последствий в криминальной среде, в также педагогические способы противостояния и разруше­ния их.

Педагогическая виктимология (от лат. Victima – жертва) – это отрасль знания, изучающая развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями; выявляющая категории людей, чей социально-экономический, правовой, социально-психологический статус предопределяет или создает предпосылки для неравенства в условиях конкретного общества, для дефицита возможностей, развития и самореализации; анализирующая причины и разрабатывающая содержание, принципы, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Основные идеи виктимологической теории сводятся к следующему:

1. Поведение жертвы оказывает существенное влияние на мотивацию преступного поведения, оно может облегчать и даже провоцировать его. Напротив, оптимальное поведение может сделать невозможным преступное посягательство (либо свести его вероятность к минимуму или, по крайней мере, позволит избежать серьезных отрицательных последствий криминала).

2. Вероятность стать жертвой преступления зависит от особого феномена – виктимности. Каждая личность может быть оценена с позиции того, насколько велика вероятность ее превращения в жертву преступления. Эта вероятность определяет виктимность человека (чем больше вероятность, тем выше виктимность).

3. Виктимность есть свойство определенной личности, социальной роли или социальной ситуации, которое провоцирует или облегчает преступное поведение. Соответственно выделяются личностная, ролевая и ситуативная виктимность.

4. Виктимность зависит от ряда факторов, таких как:

– личностные характеристики;

– правовой статус лица, специфика его служебных функций, материальная обеспеченность и уровень защищенности;

– степень конфликтности ситуации, особенности места и времени, в которых развивается ситуация.

5. Величина виктимности может изменяться. Процесс ее роста определяется как виктимизация, снижения – как девиктимизация. Влияя на факторы виктимности, общество может снижать ее и тем самым воздействовать на преступность.

По мнению А. В. Мудрика, на каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми для человека наиболее вероятно:

I. Период внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки; экологическая среда.

II. Дошкольный возраст (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети.

III. Младший школьный возраст (6–10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, выпивке, воровству); физические травмы и дефекты, потеря родителей, изнасилование, растление.

IV. Подростковый возраст (11–14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

V. Ранняя юность (15–17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); потеря жизненной перспективы, непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления; расхождения или противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.

VI. Юношеский возраст (18–23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Пенитенциарная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний. Педагогика превентивная педагогика, изучающая пути и методы предупреждения соц. отклонений среди подрост​ ков и молодежи.

Термин " Пенитенциарная педагогика" введён в научный оборот в 90-е гг. 20 в., ранее употреблялось понятие " исправительно-трудовая педагогика". Как самостоятельная наука пенитенциарная педагогика для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых рассматриваются в русле общей П. п. Как относительно самостоятельная наука исправительно-трудовая педагогика сформировалась в начале 60-х гг. 20 в., однако её основы были заложены ещё в 19 в. В рамках правовых, педагогических, философских и психологических исследований. В первом курсе тюрьмоведения (1889), разработанном профессором Сибирского университета И. Я. Фойницким, в " Основах тюремного дела" Н. Ф. Лучинского, " Очерках тюрьмоведения" С. В. Познышева, трудах Д. А. Дриля, И. Кучинского, П. И. Люблинского и других нашли отражение вопросы религиозно-нравственного, умственного, физического воспитания заключённых, средств и методов воздействия на них, роли личности служащего персонала в воспитании и пр.

Постпенитенциарная педагогика - это один из видов профилактики, а именно — рецидивных преступлений, совершенных лицами, отбыв­шими уголовные наказания. По своим педагогическим особенностям это разновидность воспитательной деятельности, включающая в себя специфические установки, методические принципы, приемы, в целях преодоления отрыва отбывших наказания от социально значимого окружения, восстановления нарушенных связей (позитивного свойства), обеспечения возможностей дальнейшего саморазвития личности, т. е. ресоциализации — возврата к нормальной трудовой и правомерной жизни.

Задачи постпенитенциарной педагогики состоят в реальном включении в жизнь, т. е. в систему социальных отношений, человека, находившегося в течение какого-то времени в условиях лишения свободы или правоограничений. Выполнение поставленных задач осу­ществляется посредством:

• организации социального контроля за поведением;

• индивидуального педагогического воздействия;

• реанимации или (и) коррекции отношений с ближайшим окружением;

• включения в социально-полезную деятельность (трудовую, учебную, творческую);

• оказания социальной поддержки;

помощи в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с фактом осуждения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...