Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Характеристика основных направлений воспитательной работы в ОВД




Воспитательная работа в ОВД (профессиональное воспитание) проводится по многим направлениям, но наиболее значимыми являются следующие:

формирование государственно-правового мировоззрения;

правовое воспитание;

профессионально-нравственное воспитание;

патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных отношений;

эстетическое воспитание.

1). Формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников — это создание системы общественных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, место МВД в системе органов государственной власти и управления, значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел в выполнении

оперативно-служебных задач в сфере охраны прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства, а также обусловленные этими взглядами убеждения и принципы деятельности личного состава.

Важнейшее место в этом отводится морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел и системе государственно-правового информирования личного состава.

Государственно-правовое воспитание сотрудников - совокупность мер по созданию целостной системы взглядов на роль и функции правового государства в обществе, место МВД в системе органов государственной власти, значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел в выполнении оперативно-служебных задач

сфере охраны прав и свобод граждан, защиты интересов общества и государства.

Задачами государственно-правового воспитания являются:

достижение понимания сотрудниками органов внутренних дел роли и функций правового государства в жизни общества; законодательной и правовой политики; требований к государственной службе;

понимание роли правоохранительных органов в системе государственной власти и управления ДНР;

обеспечение понимания государственной и общественной значимости деятельности сотрудников органов внутренних дел, их ответственности за охрану прав и свобод граждан и требований безупречного выполнения своего гражданского и профессионального долга.

Морально-психологическая подготовка рассматривается как самостоятельный вид обучения сотрудников органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности.

Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел моральной установки на верность Конституции ДНР, законам ДНР и Присяге сотрудника органов внутренних дел ДНР, личной убеждѐ нности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

Основными задачами морально-психологической подготовки являются:

формирование у сотрудников органов внутренних дел специальных морально-психологических, гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности, включая смелость, решительность, эмоционально-волевую устойчивость, мотивационную готовность к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надѐ жность и управляемость в любых условиях обстановки, моральное превосходство над правонарушителями, уверенность в себе и своих товарищах;

- развитие у сотрудников представлений о гражданском и профессиональном долге, чести и достоинстве, нравственных ценностях и принципах службы в органах внутренних дел;

- совершенствование психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, повышение общей и правовой культуры руководителей и сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;

- воспитание у личного состава ответственного отношения к выполнению должностных и специальных обязанностей и повышению уровня профессионализма;

- подготовка сотрудников, способных успешно решать оперативно-служебные задачи при строгом соблюдении служебной дисциплины

 

законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина;

обучение сотрудников навыкам поведения и общения, основанным на соблюдении профессионально-этических норм, применения способов регуляции своего психического состояния в различных условиях обстановки;

формирование у сотрудников исторических, педагогических, психологических, правовых и культурологических знаний, необходимых для качественного выполнения оперативно-служебных задач.

Цели и задачи морально-психологической подготовки достигаются:

а) при проведении занятий по морально-психологической подготовке;

б) в ходе проведения занятий по служебно-боевой подготовке;

в) в процессе повседневной служебной деятельности и при выполнении оперативно-служебных задач.

Занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекций, семинаров, практических.

В воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел важная роль отводится такому ее направлению, как правовое воспитание2. При этом значимость и особенность правового воспитания заключается в том, что оно является неотъемлемой частью профессионального воспитания, призванного через формирование необходимых правовых знаний, установок и правомерных действий добиться от сотрудников качественного выполнения стоящих перед ними оперативно-служебных задач.

Результат правового воспитания сотрудников может также найти свое отражение и в уровне их правовой культуры, которая, в определенной мере, характеризует состояние законности. Следовательно, можно предполагать, что чем выше уровень правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, тем более гарантированно соблюдение законности.

 

Кроме того, уровень развития правовой культуры у каждого сотрудника может служить в определенной мере характеристикой его профессионализма. Развитая правовая культура позволяет сотруднику правильно воспринимать и перерабатывать нормативную правовую информацию, оценивать свои и чужие действия с точки зрения соответствия действующим законам и подзаконным актам и на их основе определять конкретные поступки и выбирать законные средства для их достижения.

 

Повседневная деятельность сотрудников органов внутренних дел, ее условия, управление ею должны воплощать в себе правовые идеи, не противоречить им. Достигается это, в том числе, и с помощью правового воспитания.

При формировании правосознания у личного состава необходимо добиваться глубокого уяснения им сущности и социального назначения законности в обществе, в деятельности органов внутренних дел. Наряду с этим вырабатывать у каждого сотрудника прочные навыки правомерного поведения при исполнении служебных обязанностей, постоянно побуждать их к сознательному, добросовестному соблюдению законности. Воспитательные воздействия на правосознание сотрудников с использованием современных организационно-правовых и психолого-педагогических технологий предполагает повышение уровня их правовой культуры. Таким образом, целью правового воспитания является — формирование правовой воспитанности.

 

Основные задачи правового воспитания сотрудников:

приобретение сотрудниками нормативно-правовых знаний как необходимом условии соблюдения законности, правильного использования предоставленных прав при исполнении возложенных обязанностей;

 

формирование отношения (как оценочной категории) к правовым требованиям, приводящего к осознанным убеждениям сотрудника в правильности и необходимости принятых правовых предписаний;

 

привитие осознанных, основанных на нормативных правовых актах действий, которые сотрудник органов внутренних дел воспринимал бы как должные в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность.

 

Важной составляющей правового воспитания является укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава ОВД.

 

В течение последних лет сохраняется устойчивая тенденция роста противоправного поведения сотрудников системы МВД, в том числе совершения тяжких преступлений, не снижается количество фактов коррупции, злоупотреблений должностными полномочиями, прежде всего, корыстной мотивации. Остаются массовыми случаи превышения должностных полномочий, грубость и цинизм в обращении с гражданами.

Нарушение права человека на неприкосновенность личности зачастую выражается в незаконном применении оружия, физической силы и специальных средств.

Укрепление дисциплины и законности — одно из направлений воспитательной работы в органах внутренних дел, которому Министерством внутренних дел придается решающее значение как важнейшему показателю эффективности оперативно-служебной деятельности.

Целесообразно сформулировать определение ключевых понятий, используемых при характеристике данного направления воспитательной работы в ОВД.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел — вид государственной дисциплины; она достигается соблюдением сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством ДНР и ее субъектов, Присягой, контрактом о службе, приказами МВД и прямых начальников порядка и правил исполнения должностных обязанностей и осуществления предоставленных полномочий.

Нарушение служебной дисциплины - несоблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных правил исполнения обязанностей и осуществления предоставленных полномочий.

Законность в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел выполняет роль принципа осуществления правоохранительных задач. Законность призвана обеспечить соблюдение, охрану и защиту прав и свобод граждан, интересов юридических лиц, общества и государства от преступных и других противоправных посягательств.

Нарушение законности — неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками органов внутренних дел законодательных и иных нормативных правовых актов ДНР, приказов МВД ДНР, а также приказов и распоряжений руководителей органов внутренних дел, регулирующих отношения в сфере внутренних дел. Нарушения законности всегда отрицательно влияют на состояние правопорядка, обеспечение, охрану и защиту прав и свобод граждан, юридических лиц.

Происшествие — событие или действие, повлекшее смерть, ранения, травмы сотрудников и других граждан, уничтожение, повреждение и утрату вооружения, техники и другого имущества органов внутренних дел.

Предупреждение происшествий, нарушений служебной дисциплины

законности сотрудниками органов внутренних дел — это деятельность органов внутренних дел по: а) профилактике происшествий, нарушений служебной дисциплины законности, посредством целенаправленного выявления и последующего устранения причин и условий, способствующих их возникновению и совершению;

б) предотвращению конкретных нарушений служебной дисциплины законности путем выявления и недопущения реализации планируемых преступлений и других правонарушений путем установления лиц, которые готовятся их совершить, принятия к ним воздействия, предусмотренных законодательством о государственной службе, административным и уголовным правом, а также проведения воспитательно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление морально-психологического климата в служебных коллективах;

в) пресечению совершаемых нарушений служебной дисциплины и законности путем воспрепятствования продолжению начатого деяния, установления лиц, его совершающих и принятия к ним мер правового принуждения, а также создания в подразделении условий, препятствующих совершению подобных правонарушений в дальнейшем.

Существенную роль в деятельности по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава играет руководитель ОВД.

Руководитель (начальник, командир) обязан постоянно осуществлять индивидуальную воспитательную и профилактическую работу, налаживать доверительные отношения с личным составом, хорошо знать не только профессиональные, нравственные, психофизические и иные личные качества лиц, находящихся в непосредственном подчинении, но и их материальное положение, долговые обязательства, взаимоотношения в семье, увлечения, проведение досуга, круг ближайшего внеслужебного общения. Все затруднительные ситуации, тяжелые эмоциональные состояния сотрудников требуют незамедлительного реагирования и оказания необходимой помощи со стороны прямых руководителей, сотрудников подразделений по воспитательной работе и специалистов по морально-психологической подготовке.

Руководитель органа внутренних дел обязан постоянно демонстриовать своим личным примером честное и бескорыстное исполнение своего гражданского и служебного долга. Ему следует принимать систематиеские меры к нейтрализации причин и условий коррупции, а также внимательно относиться к любой ситуации, содержащей опасность коррупционного поведения подчиненных. Он должен принимать все возможные меры к обеспечению безопасности и защите интересов сотрудников и граждан, содействовавших идентификации и разрешению этой ситуации. Антиоррупционное поведение подчиненных всегда заслуживает психологической поддержки и содействия со стороны руководителей. Мерами общей профилактики, воздействующими на причины и условия совершения правонарушений в коллективах являются: эффективная система нравственно-правового воспитания, атмосфера утверждения законности и порядка, защиты прав и свобод граждан, личный пример руководителей, широкая гласность в применении мер уголовного наказания и дисциплинарного воздействия, постоянное совершенствование управления подразделениями органов внутренних дел и оптимизация их организационной структуры, принятие усилий к обеспечению достойного уровня жизни сотрудников.

Общепрофилактические мероприятия способствуют устранению (нейтрализации) условий, облегчающих совершение правонарушений, возникновение остроконфликтных ситуаций в служебных коллективах, способствующих нравственно-правовой профессиональной деформации личности сотрудников, формированию у них умысла на совершение преступлений, служебных, досуговых и бытовых проступков.

Общепрофилактические воздействие должно сочетаться с разнообразной системой индивидуальной профилактики правонарушающего поведения сотрудников. Меры индивидуального профилактического воздействия осуществляются в отношении каждого отдельного сотрудника и имеют главенствующее значение в организации предупреждения преступлений, коррупционных и иных правонарушений со стороны персонала, носят как открытый, так и негласный характер. Квалифицированные конфиденциальные мероприятия являются не только более эффективными с точки зрения получения искомой информации оперативно-профилактического характера, но и позволяют не допустить компрометации личности наблюдаемого сотрудника, не ущемить конституционные гарантии охраны его прав и свобод. Они позволяют подробно, объективно и достоверно изучить лицо, подвергаемое профилактическому воздействию, его мировоззренческие взгляды, наклонности, интересы, увлечения, планы на будущее, круг мотивы общения, связи лиц, имеющих влияние на него.

В случае безуспешности воспитательно-профилактического воздействия должно составляться заключение о нецелесообразности продления контракта о службе с данным сотрудником, а при наличии в его действиях доказанного факта грубого нарушения дисциплины или законности — решать вопрос об увольнении со службы.

3). Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел.

Под нравственным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования у человека нравственных черт характера и норм поведения, соответствующих социально-одобряемому нравственному идеалу.

Процесс нравственного воспитания предполагает решение ряда задач по привитию человеку этических знаний и моральных убеждений, нравственных качеств и чувств, социально-значимых, положительных привычек.

Стержнем нравственного воспитания является перевод этических знаний (категорий, принципов, норм) во внутренние установки и убеждения личности. То есть, одной из задач нравственного воспитания выступает получение и усвоение человеком определенных этических знаний и прежде всего тех, которые определяют образ жизни человека и его отношение к избранной профессии. Это определѐ нные идеалы, моральные нормы, категории.

Применительно к системе нравственного воспитания в правоохранительных органах особое значение имеют такие категории, как «служебный долг», «профессиональная честь», «личное достоинство». Нередко эти понятия служат в качестве критериев самооценки сотрудника. Человек определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском или служебном долге. Соответствие мотивов поступка и предполагаемых результатов представлениям сотрудника об этических категориях служит мощным стимулом решительных, энергичных и бескомпромиссных действий, в том числе связанных с риском для жизни и здоровья.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений, представляющих собой укоренившиеся в сознании принципы, нормы, идеалы, категории этики. Предопределяя линию поведения человека, моральные убеждения выступают в качестве мотивов, отражающих смысл действий человека.

Одна из главных задач нравственного воспитания - привитие сотруднику нравственных качеств и чувств, а именно:

- качеств, характеризующих отношение человека к обществу (патриотизм, гуманизм, мужество, чувство гражданина своей страны, принципиальность и др. );

качеств, отражающих отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, вежливость и тактичность, искренность, верность, великодушие); - качеств, связанных с отношением к материальным ценностям, профессиональной деятельности (трудолюбие, бережливость, инициативность, настойчивость, исполнительность, дисциплинированность, целеустремленность, стремление к профессиональному самосовершенствованию).

Негативными личностными качествами являются цинизм, лицемерие, эгоизм, зависть, высокомерие и некоторые другие.

Формирование у сотрудников необходимых нравственных качеств неотделимо от воспитания нравственных чувств. Эмоциональная сфера человека, его настроения − важный элемент повседневной жизни личности. Они выражают устойчивое отношение человека к различным явлениям и людям.

Положительные нравственные чувства играют важную роль в служебной деятельности сотрудников ОВД, общении с населением, создании здорового морально-психологического климата в служебном коллективе.

Формирование моральных чувств, охватывающее фактически всю жизнь человека, тесно связано с воспитанием у него положительных нравственных привычек. По существу, это завершающий этап нравственного воспитания, его результат, проявляющийся в устойчивых нормах поведения человека на службе, в общественной жизни и быту, поскольку закрепленным можно считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки.

Основными задачами профессионально-нравственного воспитания являются:

- укрепление чувства верности Присяге сотрудника органов внутренних дел, Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел;

формирование уважения к профессии, добросовестного отношения к функциональным обязанностям, стремления к повышению квалификации и профессиональному развитию;

создания в коллективе здорового социально-психологического климата;

укрепление в коллективах отношений взаимопомощи и доброжелательной требовательности, способствующих сплочению сотрудников;

развитие умения принимать правильное, морально оправданное решение в нестандартных ситуациях или в ситуациях морального выбора;

предупреждение профессиональной деформации среди сотрудников, профилактика грубости, черствости и бездушия.

Особое внимание уделяется профессионально-нравственному становлению молодых сотрудников ОВД. Отношение к службе нового поколения, его деловые и личные качества, профессиональные навыки и умения во многом будут определять успех правоприменительной деятельности в перспективе.

В этой связи стоит сказать, что важным институтом нравственного воспитания и укрепления нравственных основ служебной деятельности является наставничество. За годы своего существования система наставничества показала свою эффективность. Целью наставничества является оказание помощи сотрудникам (стажерам) в их профессиональном становлении, а также формирование в органах внутренних дел кадрового ядра. Основными задачами наставничества являются:

 

а) адаптация к службе в органах внутренних дел и закрепление сотрудников (стажеров) в соответствующих подразделениях, ускорение процесса профессионального становления сотрудника органов внутренних дел развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него оперативно-служебные задачи на занимаемой должности;

б) привитие сотрудникам (стажерам) интереса к правоохранительной деятельности и порученному делу, верности Присяге сотрудника органов внутренних дел, усвоение лучших традиций служебных коллективов, воспитание у них уважения к правам и достоинству человека и гражданина, добросовестности, дисциплинированности, законопослушности, бдительности, мужества, гражданской и правовой активности, сознательного и творческого отношения к выполнению служебного долга.

Большая значимость в последнее время придается вопросам, касающимся профилактики профессиональной деформации личности.

Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД – отрицательные, нежелательные изменения личности, которые развиваются, прежде всего, под влиянием профессиональной деятельности и профессиональной роли.

Системе факторов, вызывающих профессиональную деформацию, особая роль принадлежит тем, которые связанны со спецификой профессиональной деятельности. К проявлениям профессиональной деформации личности сотрудников ОВД относят «обвинительный уклон», «правовой нигилизм», чрезмерную подозрительность и так далее. При этом под «обвинительным уклоном» понимается предрасположенность занимать обвиняющую позицию по отношению к людям, с которыми приходится сталкиваться в процессе выполнения профессиональных функций; предпочтение оправдательному подходу обвинительного. «Правовой нигилизм» представляет собой осознанное игнорирование требований закона, однако, исключающее преступный замысел; может, например, проявляться в произвольном толковании закона. Чрезмерно выраженная подозрительность развивается на основе таких качеств, как повышенная критичность и бдительность и проявляется в утрате веры в людей, постоянной готовности подозревать их в совершении неблаговидных поступков и злостном умысле.

Рассматривая вопросы профессиональной деформации сотрудников, важно иметь представление о педагогической профилактике данного феномена. Так, воспитательная работа по профилактике профессиональной деформации может заключаться в обеспечении в процессе служебной деятельности преемственности между сотрудниками ОВД и повышении управленческой культуры руководителей. С педагогической профилактикой рассматриваемого явления тесно связаны мероприятия организационно-управленческого плана. Под ними в контексте педагогической профилактики профессиональной деформации подразумевается, например, обеспечение согласованного взаимодействия сотрудников ОВД, продумывание должностных инструкций и функциональных обязанностей, составление и реализация психологически обоснованных графика работы и забота о качестве жизни сотрудников. Немаловажным также для профилактики обсуждаемого явления представляется создание условий и возможностей профессионального роста и образования сотрудников ОВД.

4). Патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных отношений сотрудников направлено на развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, ответственного за судьбу страны и способного уважать представителей других наций и народностей.

Существует понятие патриотизма в широком и узком смысле. Патриотизм в широком смысле слова — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Он неразрывно связан с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе.

Под патриотизмом в узком смысле слова понимают любовь к своей «малой» родине: к своей деревне, городу или области, к своему дому. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям.

Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира. Более того, как идея — это необходимое условие существования любого государства.

Современная ситуация в стране характеризуется тем, что на наших глазах рождаются новые отношения, строящиеся по законам рынка. В обществе идет процесс нивелирования прежних духовно-нравственных идеалов и рождение новых, что порождает в массовом сознании ощущение утраты некоторых духовных ценностей. Под видом объективно необходимого пересмотра ценностных ориентиров происходит обрыв исторической памяти народа, фальсификация подлинного ее содержания, антипатриотическая дегероизация великого подвига народа страны, на плечи которого выпала тяжелейшая доля в годы Великой Отечественной войны.

 

В настоящее время основными задачами патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел являются:

─ изучение истории ДНР и Российского государства и народов, его населяющих;

─ воспитание у сотрудников любви к многонациональной Родине; ─ разъяснение необходимости решительной борьбы с преступностью как с национальным бедствием, личной ответственности каждого сотрудника в этом важном государственном деле;

─ воспитание потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности;

─ пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников органов внутренних дел, образцового исполнения служебного долга;

─ изучение и пропаганда истории органов внутренних дел, своего коллектива, его служебного пути и на этой основе воспитание у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремления преумножить их.

 

5). Эстетическое воспитание направлено на формирование и развитие у сотрудников разностороннего духовного мира в эмоционально-чувственной сфере. Культурно-эстетическая работа имеет прямую связь с ростом и совершенствованием профессионального мастерства личного состава.

Сотрудник ОВД в процессе выполнения служебной деятельности находится в состоянии боевой готовности и напряжения. Кроме того, сотрудники ОВД нередко подвергаются воздействию отрицательных эмоций, испытывают негативные психологические перегрузки. Они сталкиваются с явлениями антиобщественного порядка, восприятие которых при определенных условиях может притупляться, происходит профессиональная деформация, неизбежно ведущая к черствости, бездушию, грубости.

Использование в эстетическом воспитании положительных сторон служебной деятельности и окружающей действительности способствует преодолению стрессовых состояний и профилактике профессиональной деформации личности. Особое значение приобретает эстетическая воспитанность, направленная на формирование вкуса к прекрасному, повышение уровня общей культуры, культуры поведения и общения с людьми, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективах.

Вывод: Таким образом, воспитательная работа в ОВД представляет собой совокупность направлений, а также форм и методов работы, направленных на формирование профессионального правосознания и нравственных качеств сотрудников ОВД, повышение их культурного уровня, профилактику профессиональной деформации личности и укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава. Осуществление воспитательной работы в ОВД регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...