Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Содержание воспитательной работы в органах внутренних дел.




Тема 5. Содержание воспитательной работы в органах внутренних дел.

 

План

1. Понятие воспитательной работы в органах внутренних

дел.

2. Характеристика основных направлений воспитатель-ной работы в ОВД

Основные понятия: педагогика, воспитание, направления воспитательной работы, цели воспитательной работы, задачи воспитательной работы.

Литература:

38. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2001. – 304 с.

39. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. В. Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. - 480 с.

40. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

41. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник / М.: Норма, 2011. - 432 с.

42. Пуйман С. А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 1999. – 128 с.

43. Подласый И. П. Педагогика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 574 с.

44. Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций / С. Е. Борисова. – Орѐ л: ОрЮИ МВД России, 2011. – 160 с.

 

В органах внутренних дел вопросам профессионального воспитания уделяется особое внимание. Это связано с тем, что определенным образом сотрудники изменяются под влиянием выполняемой деятельности, а также общей атмосферы в ОВД.

Воспитание при этом отличается особым содержанием, формами и методами, а его основным смыслом является улучшение деятельности персонала ОВД при решении профессиональных задач.

Воспитание сотрудников осуществляется на основе положений Конституции и законов ДНР и РФ, постановлений Правительства, уставов, приказов, директив и других нормативно-правовых документов МВД.

Воспитательная работа – основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности.

При проведении воспитательной работы решаются следующие основные задачи:

ü формирование у сотрудников верности своей стране –, Присяге сотрудника органов внутренних дел ДНР и профессиональному долгу;

ü воспитание сотрудников в духе неуклонного соблюдения Конституции ДНР, законов, приказов и распоряжений Министра внутренних дел ДНР, требований и норм Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел;

ü укрепление авторитета органов внутренних дел среди населения и повышение престижа службы в ОВД на основе эффективного выполнения оперативно-служебных задач при строгом соблюдении прав человека и гражданина, норм служебной дисциплины, законности и профессиональной этики;

ü выработка и развитие у сотрудников комплекса морально-психологических качеств патриота, гражданина и профессионала службы в органах внутренних дел, культуры поведения в сочетании с высоким уровнем правового сознания;

ü поддержание на высоком уровне сплоченности служебных коллективов, морально-психологической готовности сотрудников к выполнению задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств;

ü формирование у сотрудников стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствовать профессиональное мастерство, знать и содержать в готовности к применению табельное оружие и специальную технику;

ü развитие коммуникативной компетентности сотрудников, практических навыков и умений профессионально-грамотного общения с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы.

На сотрудников органов внутренних дел могут оказывать воспитательное воздействие различные социальные институты. В этой связи субъектов воспитательного воздействия целесообразно разделить на две большие группы:

1. Субъекты «внешнего» воздействия: ─ общество в целом; ─ органы государственной власти;

─ органы местного самоуправления;

─ государственные и негосударственные учреждения и организации;

─ средства массовой информации;

─ общественные и религиозные объединения; ─ семьи и близкие родственники сотрудников.

2. Субъекты «внутреннего» воздействия.

Среди них выделяют:

а) организаторов воспитательной работы: начальников органов внутренних дел, их заместителей по работе с личным составом, руководителей подразделений по организации воспитательной работы;

б) воспитателей: непосредственных начальников подчиненных;

в) помощников: служебные коллективы органов и подразделений внутренних дел, наставников, членов общественного актива, общественные формирования сотрудников органов внутренних дел.

Объектом воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем, если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.

Особая роль в ОВД принадлежит воспитательным аппаратам – специализированным подразделениям, организующим и непосредственно осуществляющим работу по профессиональному воспитанию.

Именно работники воспитательного аппарата ОВД являются связующим звеном между субъектами воспитательной работы, мобилизуют личный состав на выполнение служебных задач, повышают профессиональную культуру и общий кругозор, укрепляют веру в закон и справедливость, прививают уважение к правам граждан, укрепляют морально-психологический климат в служебных коллективах.

Важным слагаемым успешности воспитательной работы в ОВД является реализация принципов воспитания, что позволяет выбирать и использовать наиболее эффективные средства и методы воздействия. Без знания принципов невозможно прогнозировать результаты педагогических воздействий, управлять процессом воспитания. В то же время принципы - не догма, а своеобразный компас, руководство воспитателю к действию, предполагающее творческий подход к работе с личным составом.

Принципы воспитания - это научно обоснованные педагогические положения, отражающие закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания. В принципах отражаются передовые общественно-педагогические идеи, нормы, цели и ценности профессионального воспитания. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, что предполагает их комплексное использование в воспитательном процессе.

Принципы воспитания реализуются в практике педагогической деятельности через систему требований и правил:

ясное осознание целей воспитания;

четкая целенаправленность всех проводимых мероприятий;

высокий уровень организации воспитательных воздействий;

целесообразный выбор того или иного средства, метода, приема воспитательного влияния;

связь воспитательной деятельности с конкретными задачами, которые решают сотрудники, с условиями их службы;

настойчивость и упорство в достижении воспитательных целей;

объективная, всесторонняя и постоянная оценка результатов воспитания.

Основными принципами воспитания личного состава органов внутренних дел являются следующие.

связь воспитания с деятельностью сотрудника;

опора на положительное в личности;

целеустремленность воспитания;

воспитание в коллективе и через коллектив;

единство воспитания и самовоспитания;

требовательность к личности и уважение ее личного достоинства;

-   индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

- единство и согласованность воспитательных воздействий.

Представим краткую характеристику каждого из вышеуказанных

принципов.

Принцип воспитания в процессе жизни и деятельности сотрудника требует такой организации служебной деятельности, которая способствовала бы развитию гражданских, нравственных, патриотических, трудовых, профессиональных, правовых, этических, эстетических, культурных и других качеств. Разные виды деятельности сотрудников (профессиональная, общественная и другие) обладают большими воспитательными возможностями, которые реализуются лишь при определенных условиях, а именно в случае понимания сотрудником значимости своей деятельности, ответственного отношения к ней, умелого содействия руководителей личностному и профессиональному росту подчиненных.

 

Опора на положительное в личности и коллективе базируется на известном философском положении о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными. Более того, то, что в одних случаях положительно, в других выглядит недостатком, и наоборот (например, быстрота работы и принимаемых решений нередко оборачивается их недостаточной продуманностью и т. п. ). Данный принцип побуждает не только видеть недостатки, но и опираться на положительные качества, здоровое начало, активизировать их проявления.

Принцип целеустремленности воспитания обусловливает определенную направленность всей воспитательной работы. Важно достигать результатов, соответствующих целям и задачам воспитания, проявляя при этом педагогическую компетентность, настойчивость и оптимизм.

Воспитание сотрудников в коллективе и через коллектив. Воспитывающая сила коллектива состоит в том, что он объединяет всех сотрудников в процессе совместной деятельности по достижению общих целей и задач, раскрывает каждому из них общественную значимость профессиональной деятельности, вынуждает подчиняться общим нормам поведения.

В коллективе создается возможность реализации своих личных планов и удовлетворения индивидуальных потребностей. Будучи свидетелями одних и тех же событий в жизни органа внутренних дел, в коллективе сотрудники переживают их глубже и ярче, чем в одиночку. Их чувства как бы синтезируются, формируя соответствующий коллективный настрой, обостряющий эмоциональные переживания каждого. Большой силой воздействия обладают традиции. Устойчивые коллективы всегда характеризуются сложившимся традиционным стилем и порядком работы. Это объединяет людей, сплачивает их. Поэтому воспитательная работа предполагает: обязательную работу с коллективом; преобразование его в воспитывающий коллектив; использование общей силы коллектива для воздействия на нерадивых сотрудников; помощь тем, кто испытывает трудности в службе и личной жизни; защиту прав и достоинства всех членов коллектива.

Эффективность процесса воспитания зависит от соблюдения принципа единства воспитания и самовоспитания. Самовоспитание представляет собой деятельность человека, направленную на самовоспитание и самообразование. Для успеха здесь важны мотивация сотрудника к самовоспитанию, способность к объективной самооценке, умение видеть пути самореализации.

Сочетание уважения, внимания, помощи, заботы о людях с требовательностью к ним. Другими словами, важно, чтобы требовательность сочеталась с использованием других методов - примера, разъяснения, убеждения, организации взаимопомощи в коллективе и др. При этом требования должны носить принципиальный характер, свидетельствовать о непримиримости руководителя и коллектива к недостаткам сотрудника. Требовательность должна быть ровной и проявляться ко всем, кроме того, сотрудники должны видеть, что требовательность к ним у руководителя сочетается с требовательностью к самому себе.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании. Он требует строить процесс воспитания в сочетании общих мер с индиви-дуальными методами, так как воспитательные воздействия должны доходить до сознания, чувств и мотивов поведения каждого. Основа индивидуального подхода - глубокое и всестороннее изучение сотрудника и индивидуализации средств, способов и методов его воспитания.

Принцип единства воспитательной работы предполагает единство взглядов всех субъектов воспитания на его цели и задачи, предъявление единых требований и критериев оценки результатов воспитания.

Процесс воспитания только тогда эффективен, когда строится на точном и комплексном соблюдении его принципов.

числу актуальных направлений совершенствования воспитательной работы относятся:

- создание обновленной эффективной модели воспитательной работы, основанной на современных подходах, учитывающей позитивный отечественный и зарубежный опыт, свободной от формализма и не оправдавших себя форм и методов ее организации;

обеспечение профессиональной направленности воспитательной работы на результативность оперативно-служебной деятельности, состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава;

повышение эффективности воспитания на основе восстановления основополагающих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма, верности Присяге и служебному долгу, самоотверженности, справедливости и неподкупности;

формирование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел, готовности к грамотному общению с гражданами при исполнении служебных обязанностей;

 

организация взаимодействия воспитательных аппаратов с подразделениями психологического обеспечения в разработке и реализации мер по искоренению в рядах сотрудников органов внутренних дел фактов коррупции, взяточничества, поборов, круговой поруки, предательства интересов службы, пьянства, наркомании и иных проявлений девиантного поведения;

совершенствование системы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД посредством ведения системной исторической, музейной и мемориальной работы;

формирование у сотрудников органов внутренних дел готовности и умения противостоять негативному воздействию организованных преступных сообществ и террористических организаций, попыткам проникновения в служебные коллективы проявлений национализма, ксенофобии политического и религиозного экстремизма;

использование духовно-нравственного и культурного потенциала традиционных конфессий (христианства, ислама, иудаизма, буддизма);

использование ведомственных средств массовой информации, возможностей новых информационных технологий, автоматизированных справочно-правовых систем в процессе воспитательной работы;

создание эффективной системы социально-псиxoлoгичecкoгo обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в особых условиях, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах;

повышение престижа службы и формирования ее позитивного имиджа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...