Вопрос 2. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой
По тесноте связи педагогики с задачами, условиями, действиями, методами деятельности выделяются три группы видов профессиональных деятельностей сотрудников - специалистов правоохранительных органов, которые объективно требуют от них и разной профессионально-педагогической подготовленности. Первый вид правоохранительной деятельности настолько тесно и полно связан с решением педагогических задач, что по существу представляет собой разновидность настоящей педагогической деятельности, а именно - юридико-педагогической. Для него характерно наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий и методических приемов работы. причем имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность: инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов исполняющих наказание, сотрудников служб по работе с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки правоохранительных органов, преподавателей юридических образовательных учреждений и учебных центров, работников учебных отделов. Хорошо, когда эти специалисты имеют педагогическое или психологическое образование. Однако и оно, как показывает опыт, еще не показатель профессионализма, а лишь основание его. Во всех случаях профессионализм связан с педагогико-юридической образованностью, обученностью, воспитанностью и развитием. Для второго вида деятельностей специалистов, должностных лиц и служб правоохранительных органов примечательны отчетливо выраженные педагогические функции, существующие наряду с другими: юридическими, управленческими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный или обслуживающий достижение главной профессиональной цели характер. Это - деятельность всех категорий руководителей (начальников, командиров), работников управленческих аппаратов, участковых инспекторов, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппаратов, автоинспекторов и др.
При осуществлении педагогической функции необходимо активно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других - правовые, организационные и пр. ), организовывать педагогически правильно реализацию функции в процессе решения основных профессиональных задач. Таким сотрудникам нужна хорошая профессионально-педагогическая обученность. Третья группа видов профессиональной деятельности специалистов правоохранительных органов отличается присутствием в ней социально-педагогических влияний и частичным использованием педагогических воздействий. Это влияния внешнего вида, поведения, действий, общении, решений, применяемых санкций и пр., а также педагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требования и др. Педагогические влияния оказывают и чисто правоохранительные действия сотрудников и успешность в повышении законности и правопорядка, и решения чисто юридических вопросов (например, успех-неуспех в наведении порядка в общественных местах и в быту, в раскрытии и расследовании преступлений, в освобождении заложников, в пресечении готовящихся террористических актов, приговоры суда, разрешение вопросов, с которыми обращаются граждане и др. ). Педагогический (социально-педагогический) эффект от контакта гражданина с сотрудником имеется всегда и предстает как побочный результат профессиональных действий, выражающийся в:
- возникновении у граждан новых или измененных правовых и нравственных знаний, взглядов, убеждений, привычек поведения, умения вести правомерно, - воспитании у граждан дисциплинированного поведения в общественных местах и в быту; - побуждении к отказу граждан от ряда вредных поведенческих и бытовых привычек и повышению правовой требовательности к себе, к само дисциплинированности и правовому самовоспитанию; - воспитании граждан в духе уважения к закону, понимания ими закона как высшей государственной нормы справедливости и добра; - понимании правонарушителем необходимости уважения прав, свобод и достоинства других граждан; - в побуждении правопослушных граждан к активному правовоспитательному влиянию на других людей и содействию правоохранительным органам и др. Педагогические влияния в разовых контактах сотрудников и граждан могут быть и незначительными. Но таких контактов у большинства сотрудников и граждан много (только у сотрудников Госавтоинспекции их бывает до 30-40 миллионов в год), они часты, всегда впечатляющие значимы для граждан и в итоге сливаются в мощный поток непрерывных воздействий на граждан и производят реальный эффект изменения правосознания и других элементов их правовой культуры. Вопросы только в том - сознаются ли сотрудниками этого вида правоохранительной деятельности их педагогические влияния на граждан, хотят ли они достигнуть пусть микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с гражданином, умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них свидетельствуют об особой грани их профессионализма - профессионально-педагогической информированности. К видам правоохранительной деятельности, оказывающим всегда те или иные педагогические влияния на граждан, относятся: работа прокуроров, сотрудников управленческих аппаратов правоохранительных органов, судов, судебных приставов, канцелярий, следователей, милиционеров патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных подразделений, дежурных частей и практически всех остальных. Вопрос 3. Взаимосвязи правоохранительной деятельности с воспитательной функцией Реальные педагогические феномены, факторы и влияния связаны с воспитанием, образованием, обучением и развитием человека и групп людей. Они присутствуют и действуют не только в стенах образовательных учреждений, но всегда и на всем поле деятельности каждого сотрудника, подразделения, ОВД, управленческой структуры, всего МВД.
Можно назвать шесть основных проявлений взаимосвязей, влияний и зависимостей, в которых содержится и основной педагогический потенциал их совершенствования: - постоянное проявление в деятельности, действиях, поступках и их результатах собственных педагогических свойств сотрудника - его общей и профессиональной воспитанности, образованности, обученности (профессионального мастерства) и развитости. Чем более совершенны их качественные характеристики - тем выше достигаемые им результаты, личная удовлетворенность, поощрения и уровень жизни. Изучение, оценка, формирование и совершенствование этих свойств - первооснова возможностей юридической педагогики; - зависимость роста профессиональных успехов, служебной карьеры и качества жизни сотрудника от непрерывного самосовершенствования своей профессионально-личностной воспитанности, образованности, мастерства и развитости деловых и профессиональных качеств. Надо побудить, организовать и помочь каждому, чтобы он заинтересованно и компетентно повышал свои возможности, как учит педагогика; - связь решения определенных профессиональных задач с необходимостью использования сотрудниками, службами и органами МВД наработок юридической и других отраслей педагогики и профессионально-педагогической подготовленностью их к этому. У одних должностных лиц и специалистов задачи воспитания, образования, обучения и развития сотрудников и граждан являются основными, а у других - принятие этих педагогических факторов приходится принимать во внимание и даже по возможности как-то менять. Поэтому у одних юридико-педагогическая задача становится основной профессиональной задачей, а у вторых - обеспечивающей решение специальной оперативно-служебной. От одних это требует юридико-педагогической образованности (преподаватели, работники учебных отделов и факультетов, сотрудники воспитательных аппаратов, подразделений по делам несовершеннолетних), у других - углубленной профессионально-педагогической подготовленности для реализации педагогической функции в процессе своей специальной деятельности (начальники, командиры, сотрудники управленческих и кадровых аппаратов, участковые уполномоченные, оперативные работники, инспектора ГИБДД, сотрудники по связям с общественностью и СМИ и др. ), у третьих (следователи, сотрудники патрульно-постовой службы, дежурных частей, налоговой полиции, спецподразделений и др. )
- юридико-педагогической осведомленностью; - зависимость профессионально-личностных изменений и успехов оперативно- служебной деятельности каждого сотрудника от влияний на него воспитанности, образованности, обученности и развитости других сотрудников, с которыми приходится вместе работать. Важны в этом отношении педагогическая воспитанность коллектива ОВД, его состав, педагогичность управления, в которых компетентна юридическая педагогика; - зависимость профессионально-личностных изменений и показателей успешности оперативно-служебной деятельности сотрудников от социально-педагогических влияний на них условий службы, семьи, уровня и образа жизни вне службы, контактов с другими людьми, общей обстановки в регионе и стране. Человек воспитывается всей жизнью - одно из важнейших положений педагогики. Каждый проходит «школу жизни» - школу испытания и формирования под влияниями духовных и материальных факторов условий его жизнедеятельности. Эти факторы и влияния являются социально-педагогическими, а механизм действия их - научение, неосознанное, полуосознанное или сознательное привыкание человека к определенным взглядам, убеждениям, ценностным ориентирам и нормам поведения. Нередко эти влияния противоположны тем, что целенаправленно осуществляются при учебе и на службе, а при их игнорировании - приобретают доминирующее влияние, вызывая профессиональные и коррупционные деформации личности сотрудников. Все эти влияния надо повышенно учитывать в работе с кадрами органов внутренних дел, осуществляя педагогическую профилактику и пользуясь разработками начал контрпедагогики (А. В. Буданов). Решающую роль в этом играют руководители органов и подразделений внутренних дел, педагогичность примера их поведения, стиля управления (который нередко сейчас приобретает авторитарный, грубый характер), решений и отношений с подчиненными, личной работы с ними. Можно утверждать, что большинство их некомпетентно в педагогике управления, ибо никто их не учит этому, не требует и не оценивает эту компетентность;
- социально-педагогические влияние внешнего вида, поведения и действий сотрудников и их групп на граждан при каждом контакте с ними как на службе, так и вне ее. Это отражает правосознание граждан, их правовые взгляды и убеждения, веру в справедливость и силу закона, чувство защищенности своих прав, мотивы законопослушного поведения, авторитет ОВД, их поддержку в укреплении законности и правопорядка и др. Каждый сотрудник должен обладать подготовкой, обеспечивающей понимание своих юридико-педагогических влияний на граждан, осознанное желание, стремление, ответственное отношение и умение делать его позитивным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|