Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой




По тесноте связи педагогики с задачами, условиями, действиями, методами деятельности выделяются три группы видов профессиональных деятельностей сотрудников - специалистов правоохранительных органов, которые объективно требуют от них и разной профессионально-педагогической подготовленности.

Первый вид правоохранительной деятельности настолько тесно и полно связан с решением педагогических задач, что по существу представляет собой разновидность настоящей педагогической деятельности, а именно - юридико-педагогической. Для него характерно наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий и методических приемов работы. причем имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность: инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов исполняющих наказание, сотрудников служб по работе с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки правоохранительных органов, преподавателей юридических образовательных учреждений и учебных центров, работников учебных отделов. Хорошо, когда эти специалисты имеют педагогическое или психологическое образование. Однако и оно, как показывает опыт, еще не показатель профессионализма, а лишь основание его. Во всех случаях профессионализм связан с педагогико-юридической образованностью, обученностью, воспитанностью и развитием.

 Для второго вида деятельностей специалистов, должностных лиц и служб правоохранительных органов примечательны отчетливо выраженные педагогические функции, существующие наряду с другими: юридическими, управленческими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный или обслуживающий достижение главной профессиональной цели характер. Это - деятельность всех категорий руководителей (началь­ников, командиров), работников управленческих аппаратов, участковых инспекторов, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппаратов, автоинспекторов и др.

При осуществлении педагогической функции необходимо ак­тивно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других - правовые, организационные и пр. ), организовывать педагогически правильно реализацию функции в процессе решения основных профессио­нальных задач. Таким сотрудникам нужна хорошая профессио­нально-педагогическая обученность.

Третья группа видов профессиональной деятельности специалистов правоохранитель­ных органов отличается присутствием в ней социально-педагогических влияний и частичным использованием педагогических воздействий. Это влияния внешнего вида, поведения, действий, общении, решений, применяемых санкций и пр., а также педагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требования и др. Педагогические влияния оказывают и чисто право­охранительные действия сотрудников и успешность в повышении законности и правопорядка, и решения чисто юридических вопросов (например, успех-неуспех в наведении порядка в общественных местах и в быту, в раскрытии и расследовании преступлений, в освобождении заложников, в пресечении готовящихся террористических актов, приговоры суда, разрешение вопросов, с которыми обращаются граждане и др. ).

Педагогический (социально-педагогический) эффект от контакта гражданина с сотрудником имеется всегда и предстает как побочный результат профессиональных действий, выражающийся в:

- возникновении у граждан новых или измененных правовых и нравственных знаний, взглядов, убеждений, привычек поведения, умения вести правомерно, - воспитании у граждан дисциплинированного поведения в общественных местах и в быту; - побуждении к отказу граждан от ряда вредных поведенческих и бытовых привычек и повышению правовой требовательности к себе, к само дисциплинированности и правовому самовоспитанию; - воспитании граждан в духе уважения к закону, понимания ими закона как высшей государственной нормы справедливости и добра; - понимании правонарушителем необходимости уважения прав, свобод и достоинства других граждан; - в побуждении правопослушных граждан к активному правовоспитательному влиянию на других людей и содействию пра­воохранительным органам и др.

Педагогические влияния в разовых контактах сотрудников и граждан могут быть и незначительными. Но таких контактов у большинства сотрудников и граждан много (только у сотрудников Госавтоинспекции их бывает до 30-40 миллионов в год), они часты, всегда впечатляющие значимы для граждан и в итоге сливаются в мощный поток непрерывных воздействий на граждан и производят реальный эффект изменения правосознания и других элементов их правовой культуры. Вопросы только в том - сознаются ли сотрудниками этого вида правоохранительной деятельности их педагогические влияния на граждан, хотят ли они достигнуть пусть микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с гражданином, умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них свидетельствуют об особой грани их профессиона­лизма - профессионально-педагогической информированности.

К видам правоохранительной деятельности, оказывающим всегда те или иные педагогические влияния на граждан, относятся: работа прокуроров, сотрудников управленческих аппаратов правоохранительных органов, судов, судебных приставов, канцелярий, следователей, милиционеров патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных подразделений, дежурных частей и практически всех остальных.

   Вопрос 3. Взаимосвязи правоохранительной деятельности с воспитательной функцией

Реальные педагогические феномены, факторы и влияния связаны с воспитанием, образованием, обучением и развитием человека и групп людей. Они присутствуют и действуют не только в стенах образовательных учреждений, но всегда и на всем поле деятельности каждого сотрудника, подразделения, ОВД, управленческой структуры, всего МВД.

Можно назвать шесть основных про­явлений взаимосвязей, влияний и зависимостей, в которых содержится и основной педагогический потенциал их совершенствования:

- постоянное проявление в деятельности, действиях, поступках и их результатах собственных педагогических свойств сотрудника - его общей и профессиональной воспитанности, образованности, обученности (профессио­нального мастерства) и развитости. Чем более совершенны их качественные характеристики - тем выше достигаемые им результаты, личная удовлетворенность, поощрения и уровень жизни. Изучение, оценка, формирование и совершенствование этих свойств - первооснова возможностей юридической педагогики;

- зависимость роста профессио­нальных успехов, служебной карьеры и каче­ства жизни сотрудника от непрерывного самосовершенствования своей профессионально-личностной воспитанности, образованности, мастерства и развитости деловых и профес­сиональных качеств. Надо побудить, органи­зовать и помочь каждому, чтобы он заинтере­сованно и компетентно повышал свои возможности, как учит педагогика;

- связь решения определенных профессиональных задач с необходимостью использова­ния сотрудниками, службами и органами МВД наработок юридической и других отраслей педагогики и профессионально-педагогической под­готовленностью их к этому. У одних должност­ных лиц и специалистов задачи воспитания, образования, обучения и развития сотрудни­ков и граждан являются основными, а у других - принятие этих педагогических факторов приходится принимать во внимание и даже по возможности как-то менять. Поэтому у одних юридико-педагогическая задача становится основной профессиональной задачей, а у вторых - обеспечивающей решение специальной оперативно-служебной. От одних это требует юридико-педагогической образованности (преподаватели, работники учебных отделов и факультетов, сотрудники воспитательных аппаратов, подразделений по делам несовершеннолетних), у других - углубленной професси­онально-педагогической подготовленности для реализации педагогической функции в процессе своей специальной деятельности (на­чальники, командиры, сотрудники управленческих и кадровых аппаратов, участковые уполномоченные, оперативные работники, инспектора ГИБДД, сотрудники по связям с об­щественностью и СМИ и др. ), у третьих (сле­дователи, сотрудники патрульно-постовой службы, дежурных частей, налоговой полиции, спецподразделений и др. )

- юридико-педаго­гической осведомленностью; - зависимость профессионально-личностных изменений и успехов оперативно- служебной деятельности каждого сотрудника от влияний на него воспитанности, образованности, обученности и развитости других сотрудников, с которыми приходится вместе работать. Важны в этом отношении педагогическая воспитанность коллектива ОВД, его состав, педагогичность управления, в которых компетентна юридическая педагогика;

 - зависимость профессионально-личностных изменений и показателей успешности оперативно-служебной деятельности сотрудников от социально-педагогических влияний на них условий службы, семьи, уровня и образа жизни вне службы, контактов с другими людьми, об­щей обстановки в регионе и стране. Человек воспитывается всей жизнью - одно из важней­ших положений педагогики. Каждый проходит «школу жизни» - школу испытания и формирования под влияниями духовных и материальных факторов условий его жизнедеятельности. Эти факторы и влияния являются социально-педагогическими, а механизм действия их - научение, неосознанное, полуосознанное или сознательное привыкание человека к опреде­ленным взглядам, убеждениям, ценностным ориентирам и нормам поведения. Нередко эти влияния противоположны тем, что целенаправ­ленно осуществляются при учебе и на службе, а при их игнорировании - приобретают домини­рующее влияние, вызывая профессиональные и коррупционные деформации личности сотрудников. Все эти влияния надо повышенно учи­тывать в работе с кадрами органов внутренних дел, осуществляя педагогическую профилактику и пользуясь разработками начал контрпедагогики (А. В. Буданов). Решающую роль в этом играют руководители органов и подразделений внутренних дел, педагогичность примера их поведения, стиля управления (который нередко сейчас приобретает авторитарный, грубый характер), решений и отношений с подчиненными, личной работы с ними. Можно утверждать, что большинство их некомпетентно в педагогике управления, ибо никто их не учит этому, не требует и не оценивает эту компетентность;

- социально-педагогические влияние внешнего вида, поведения и действий сотрудников и их групп на граждан при каждом контакте с ними как на службе, так и вне ее. Это отражает правосознание граждан, их правовые взгляды и убеждения, веру в справедливость и силу закона, чувство защищенности своих прав, мотивы законопослушного поведения, авторитет ОВД, их поддержку в укреплении законности и правопорядка и др. Каждый со­трудник должен обладать подготовкой, обеспечивающей понимание своих юридико-педагогических влияний на граждан, осознанное желание, стремление, ответственное отношение и умение делать его позитивным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...