Неполная индукция делится на перечислительную, индукцию через анализ и отбор фактов и научную.
· Перечислительная (или популярная) индукция – это умозаключение, в котором заключение делается на основании повторяемости одного и того же признака у ряда предметов и при отсутствии противоречивого случая. Например: В аудитории сидит одна девушка, рядом еще одна, дальше – третья… Выразив свои наблюдения в нескольких единичных суждениях, мы можем их обобщить и сделать вывод: по-видимому все, сидящие в данной аудитории, - девушки. · Индукция через анализ и отбор фактов – это умозаключение, в котором заключение следует из анализа планомерно отобранных, наиболее типичных предметов класса. Например, с помощью индукции через анализ и отбор фактов выявляют среднюю урожайность поля. Кроме того, устанавливают качество той или иной партии товаров, качество продукции какого-либо производителя. · Научная индукция – индукция, с помощью которой устанавливают причинно-следственную связь между явлениями. Научная индукция повышает достоверность индуктивного вывода. Для этого необходимо исследовать как можно больше представителей того класса предметов, к которому относится обобщение. Изучаемые факты должны быть как можно более разнообразными. Эти факты должны быть типичными для данного класса явлений. Допустим, требуется выяснить причину какого-то явления (а), для этого необходимо проанализировать предшествующие явления. Причина – это явление или совокупность явлений, которые непосредственно порождают другое явление (следствие). Причинная связь между явлениями определяется с помощью ряда индуктивных методов, которые называются «Методы Бэкона-Милля». Ф.Бэкон (1561 - 1626) описал и классифицировал эти методы, а Дж.Ст.Милль (1806 – 1873) развил их и систематизировал.
Методы Бэкона- Милля МЕТОД СХОДСТВА Если наблюдаемые явления сходны только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство, вероятно, и есть причина данного явления Схема: При условиях ABC возникает явление а При условиях ADE возникает явление а При условиях AFG возникает явление а Вероятно, обстоятельство A является причиной а Метод сходства связан с наблюдением. Например, определяя причину радуги, ученые сравнили несколько случаев, при которых радуга появлялась. Лучи солнца, проходившие через капли дождя, давали радугу. Лучи лунного света, проходившие через брызги водопада, давали радугу. Луч света, падавший на грань зеркала, тоже давал радугу. Общее обстоятельство – луч света, проходящий через прозрачные среды со сферической или кристаллической поверхностью. Это и есть причина возникновения радуги.
МЕТОД РАЗЛИЧИЯ Если два случая, при которых явление наступает и нет, различаются только одним обстоятельством, то вероятно, это обстоятельство и есть причина данного явления. Схема: При условиях ABC возникает явление а При условиях DE возникает явление - Вероятно, обстоятельство A является причиной а
Метод различия связан с экспериментом и по сравнению с методом сходства имеет ряд преимуществ: применение достаточно в минимальных случаях и прогнозирует новые обстоятельства. Например, открытие групп крови. МЕТОД СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ Если при изменении предшествующего обстоятельства изменяется и явление, а остальные предшествующие обстоятельства не изменяются, то вероятно, это обстоятельство и есть причина данного явления. Схема: При условиях ABCD возникает явление а При условиях A1 BCD возникает явление а1 При условиях A2 BCD возникает явление а2 Вероятно, обстоятельство A является причиной а Этот метод используют, когда невозможно отделить причину от следствия даже при эксперименте. Например, при нагревании как разделить температуру от объема тела?
МЕТОД ОСТАТКОВ Если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства кроме одного, то это обстоятельство, вероятно, и есть причина данного явления.
При условиях ABCD возникает явление аbcd Условие B является причиной b Условие C является причиной c Условие D является причиной d Вероятно, что А является причиной а Классический пример – это открытие планеты Нептун. Из наблюдений за Ураном ученые установили, что она отклоняется от вычисленной орбиты. Исключая возможные причины и воздействия других планет, ученые установили, что вероятно, существует еще одна неизвестная планета. При помощи математических расчетов определили ее место положение. Через много лет предположение подтвердилось – это была планета Нептун. Упражнение Определите виды индуктивных умозаключений, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода.
Пример: Свидетелями по делу Беляева являются граждане А., Б., С. Во вторник были допрошены свидетели А. и С. (посылка) На следующий день – свидетель Б. (посылка) Следовательно, допрошены все свидетели по делу Беляева. – полная индукция.
1. Демокрит выдвинул гипотезу об атомистическом строении вещества. Кант обосновал космогоническую гипотезу о происхождении планет. Лейбниц является основоположником дифференциального и интегрального исчисления. Демокрит, Декарт, Кант, Лейбниц – философы. Следовательно, все философы внесли значительный вклад в развитие естествознания. 2. В 1581 году Ермак начал освоение Сибири. В 1639 году Иван Москвитин достиг Охотского моря и первым из европейцев увидел с востока Тихий океан. В 1648 году Семен Дежнев вместе с Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Все это говорит о том, что наши соотечественники прокладывали морские пути, обследовали далекие северные районы. 3. Крестьянская война в Китае (874–901 гг.) потерпела поражение. Крестьянская война в Германии (1524–1526 гг.) потерпела поражение. Потерпела поражение Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева в XVII веке. Следовательно, все крестьянские войны терпели поражение.
4. При удалении у собаки мозжечка, собака потеряла способность координировать свои движения. Значит, в этой части мозга сосредоточены нервные центры, отвечающие за нормальную координацию движений животного. 5. Наблюдалось, что самые разнообразные сильно пахучие газы сходны между собой в том отношении. Что легко окисляются. Следовательно, активность газа в отношении кислорода находится в прямой причинной связи с его пахучестью. 6. Если из-под стеклянного купола выкачать воздух, то звук электрического звонка, помещенного под купол, перестанет быть слышимым. Следовательно, наличие воздуха является причиной распространения звука. 7. Разнообразные зеленые растения, помещенные в темноту, утрачивают зеленую окраску. Будучи перенесенными на свет вновь обретают ее. Значит, свет и образование зеленой окраски у растения находятся в причинной связи. 8. Попав на один из островов Курильской гряды, турист заметил, что встретившиеся один за другим источники были горячими. В своих рассказах друзьям о путешествии на Курильские острова турист говорил, что все источники там горячие.
Упражнение Укажите, в каких случаях (нижеперечисленных) умозаключение может быть построено на основе полной индукции, а в каких неполной:
1. Все мамонты имели бивни. 2. Все грибы размножаются спорами. 3. Все ученики нашего класса увлекаются спортом. 4. Все балканские народы говорят на славянских языках. 5. Все студенты имеют зачетные книжки. 6. Каждая наука имеет свой предмет. 7. Некоторые спортсмены курят.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ Аналогия – это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака (свойства) на основе сходства в признаках с другим предметом. Например, Известно, что Земля и Солнце сходны по химическому составу. Термин «аналогия» означает сходство двух предметов. Умозаключение по аналогии – один из самых древних видов умозаключения. Посредством аналогии осуществляется перенос информации с одного предмета (модели) на другой (прототип). Посылки относятся к модели, а заключение к следствию.
В зависимости от характера переносимого признака различают аналогию свойств и аналогию отношений. Если переносимы признак означает свойство, то это умозаключение называется аналогией свойств. Например,На Марсе существует жизнь. (Земля – модель, Марс - прототип). Если переносимы признак выражает отношения, то умозаключение называется аналогией отношений. Например, составление пропорций 2:1=10:5. Аналогия может быть строгой, нестрогой и ложной. Заключение по строгой аналогии очень близко к достоверному знанию. Строгая аналогия применяется в научных исследованиях, математических доказательствах. Например, вид аналогии – подобие применяется в математике: «Если три угла одного треугольника равны трем углам другого треугольника, то эти треугольники подобны». На свойствах умозаключения по аналогии основан метод моделирования: прежде чем что-либо строить, делают опытный образец – модель, которую испытывают. Например, модели электростанции, плотины, корабля. Нестрогая аналогия дает недостоверное заключение. Для повышения степени вероятности заключения по нестрогой аналогии следует выполнить ряд условий: · Число общих признаков должно быть как можно больше · Сходные признаки должны быть существенными. Аналогия на основе сходства несущественных признаков типична для ненаучного и детского мышления. Например, ядовитые ягоды схожи со съедобными. · Общие признаки должны быть разносторонними. · Необходимо учитывать и количество сущетсвенных пунктов различия. · Переносимый признак должен быть того же типа, что и сходные признаки. Ложная аналогия возникает при нарушении выше указанных правил. Вероятность заключения по ложной аналогии равна 0. Ложные аналогии иногда делают умышленно, чтобы ввести собеседника в заблуждение. Например, В 19 веке сторонники вульгарного материализма Л.Бюхнер, К.Фохт, Я.Молешотт проводили аналогию между печенью и мозгом: мозг выделяет мысль так же, как печень – желчь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|