Типология уроков производственного обучения
К сожалению, значительный опыт педагогической деятельности позволяет констатировать тот факт, что многие инженерно-педагогические работники имеют весьма поверхностное представление о типологических особенностях уроков производственного обучения, а порой и вовсе сводят их к типологии уроков теоретического обучения. Авторы являются приверженцами и последователями российской научно-педагогической школы во главе с Владиславом Александровичем Скакуном [36], которая дальше всего продвинулась в вопросе научно обоснованной теории и методики производственного обучения. Исторически сложилось, что типология уроков производственного обучения по основным группам рабочих профессий осуществляется, как правило, в соответствии с операционно-комплексной системой (рисунок 1), возникшей примерно в 1935–1936 гг. и получившей свое дальнейшее воплощение в государственных трудовых резервах, созданных в 1940 г.
1 – 9 – отдельные операции (подготовительный период); I – III – комплексные работы (период освоения); IV – производственное обучение на предприятии, практика (завершающий период); V – выпускные квалификационные экзамены
Рисунок 1 – Схема операционно-комплексной системы производственного обучения
Данная система вобрала в себя все самое лучшее от своих предшественников: - от предметной системы (производственное обучение ведется только на выпуске полезной продукции); - от операционной и операционно-предметной систем (производственное обучение ведется на выпуске полезной продукции в учебно-производ-ственных мастерских, фронтально, путем последовательного освоения наиболее типичных операций для данной профессии и уровня ее квалификации);
- от моторно-тренировочной системы или системы ЦИТа [10] (в основе достижения обучающей цели урока производственного обучения содержится самостоятельная отработка учащимися предварительно продемонстрированных мастером производственного обучения в рабочем, в замедленном и снова в рабочем режимах системы тренировочных упражнений). Не вдаваясь в подробные исторические экскурсы, отметим, что, несмотря на возникновение в дальнейшем целого ряда других нетрадиционных В. А. Скакун отмечает, что особенностью процесса производственного обучения является возможность выделения в нем четырех периодов, каждый из которых характеризуется специфическими формами, методами и средствами его осуществления: 1. Вводный период включает ознакомление учащихся с рабочей профессией (квалификацией), квалификационными требованиями к данному специалисту; изучение объектов труда, инструмента, приспособлений, оборудования, организации рабочего места, правил внутреннего распорядка и требований охраны труда в учебно-производственной мастерской; вводную экскурсию на базовое предприятие.
2. Подготовительный период характеризуется последовательным изучением учащимися технологий выполнения основных трудовых приемов и операций, а также порядка пользования различными инструментами и приспособлениями. 3. Период освоения профессии (основной период производственного обучения) заключается в интеграции разрозненных профессиональных знаний и умений по результатам освоенных ранее трудовых приемов и операций. Вещественным содержанием производственного обучения в этот период является выполнение учащимся под руководством мастера производственного обучения постепенно усложняющихся и наиболее 4. Период совершенствования основ профессионального мастерства учащихся и их специализации (завершающий период – обучение на производстве) заключается в самостоятельном выполнении производственных заданий, практике учащегося на штатном рабочем месте производственного предприятии или организации. В этот период происходит совершенствование профессиональных умений, их дальнейшая автоматизация (выработка навыков), освоение новой техники и технологии, изучение опыта новаторов производства, выполнение производственного задания соответствующего учебной программе уровня сложности (разряда, класса, категории) [36, с. 16–17]. Организация производственного обучения в УПТО сегодня осуществляется в два этапа: первые его три периода, как правило, проходят в учебных (учебно-производственных) мастерских и четвертый период – в условиях производственных предприятий или организаций республики. В соответствии с выделенными периодами уроки производственного обучения в учебных мастерских подразделяются на уроки вводного периода; уроки подготовительного периода (операционныеуроки), основного периода (комплексные уроки) и проверочные уроки.
При проведении производственного обучения учащихся в цехах предприятий или организаций положительно зарекомендовали себя следующие внеурочные формы организации производственного обучения: обучение в составе ученических бригад, обучение в составе бригад квалифицированных рабочих, обучение с прикреплением к наиболее квалифицированному рабочему (наставнику), индивидуально обособленное обучение учащегося УПТО и производственная практика (стажировка) на штатном рабочем месте. В последнее время некоторые исследователи стали неоправданно включать данные внеурочные формы в типологию уроков производственного обучения, что неверно, поскольку они уроками, в полном смысле этого слова, не являются. В целях организации итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся по профессии (квалификации) учебным планом предусмотрено также проведение выпускных квалификационных экзаменов [36]. В результате тщательного анализа литературы, посвященной данной проблематике, авторами были выявлены некоторые аналогии в типологиях уроков теоретического и производственного обучения по уровню усвоения знаний и умений (α) и доминирующей направленности обучающих целей (таблица 3). Таблица 3 – Типологии и целеполагание уроков теоретического и производственного обучения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|