Подготовка к отдельному уроку
Подготовка к отдельному уроку – наиболее важный этап в системе подготовки педагога-инженера к занятиям. Чтобы урок достиг поставленной цели, он должен проектироваться с учетом всех его подробностей. Прежде всего анализируются результаты предыдущего урока, определяется, в какой мере выполнен его план, насколько полно удалось достичь его цели, выясняется, на базе какого уже известного обучающимся материала проектируется предстоящее занятие и многое другое. В курсовой работе проектируется методическое обеспечение к одному уроку теоретического либо производственного обучения. Подготовка к уроку включает в себя ряд этапов: 1. Определение места и роли данного урока в изучаемой теме и в общей системе уроков по предмету в соответствии с результатами дидактического анализа темы. 2. Уточнение формулировки темы урока в соответствии с тематическим (календарно-тематическим) планом. 3. Дидактическое обоснование типа урока теоретического или производственного обучения. Постановка «триптиха» (дидактической, воспитательной, развивающей)[11] целей урока. 4. Анализ структуры и содержания учебного материала урока (учебная программа, учебная литература, результаты дидактического анализа, структурно-логическая схема). 5. Дидактическое обоснование методов и средств обучения, используемых на уроке (учебном занятии). 6. Разработка учебно-планирующей документации к учебному занятию. 6.1. Разработка и оформление плана учебного занятия (урока). 6.2. Разработка и оформление технологической карты учебного занятия (урока). 6.3. При нефронтальном выполнении учебно-производственных работ, т. е. в случае невозможности отработки всеми обучающимися группы трудовых приемов и операций по теме занятия, дополнительно мастером производственного обучения разрабатываются графики перемещения обучающихся по рабочим местам (приложение 20).
7. Разработка комплекса учебно-наглядных средств обучения к уроку (представить в приложении в виде макетов плакатов, серии транспарантов, слайдов, документации письменного инструктирования учащихся[12] и др.). План урока (учебного занятия) Подготовка педагога-инженера к занятиям и планирование тесно взаимосвязаны. Планирование уроков – основная подготовительная работа, т. к. в документации планирования отражаются их конечные и промежуточные результаты. План урока (учебного занятия) – основной (обязательный) планирующий документ. Он является результатом подготовительной работы педагога-инженера к занятию и отражает, прежде всего, его цели и структуру. Структурой урока (учебного занятия) называется соотношение элементов учебно-воспитательной деятельности педагога-инженера и обучающихся в их строгой последовательности и взаимосвязи. Чрезвычайно важно тщательно продумать, какая будет проводиться работа по ходу занятия, как будут распределены по времени его этапы и элементы, на каких его этапах будут применяться те или иные формы, методы и средства обучения, как перейти от одного этапа к другому, чтобы они были логически завершенными, и т. д. Разнообразие типов уроков теоретического и производственного обучения, неоднозначность путей достижения целей, применяемых методов и средств обучения, особенности комплектования учебных групп, уровень квалификации педагога-инженера, оснащенность учебной мастерской, кабинета или лаборатории, характер учебно-производственного задания, организация системы упражнений и многие другие факторы обусловливают вариативность структуры плана урока. Единообразие в планах уроков приводит к шаблонности и потере его динамичности, давно отмеченных как серьезный недостаток современного урока. Стандартных, обязательных форм планов урока не существует, однако в то же время это не говорит о произвольности в содержании основных этапов и элементов урока теоретического или производственного обучения.
Структура урока теоретического обучения определяется его типом и целевой установкой. Так, например, типовая схема комбинированного урока теоретического обучения может выглядеть следующим образом: 1. Организационная часть (проверка наличия учащихся на уроке, а также степени их готовности к работе). 2. Мотивационный компонент (направлен на обеспечение мотивации учащихся, принятия цели урока, внутренней мобилизации и готовности к восприятию учебного материала или решению учебно-производственных задач). 3. Актуализация [13] опорных знаний и умений (преследует цель воспроизведения уже освоенных ранее знаний и умений, являющихся опорными для материала данного урока). Данный этап является подготовительным для основного этапа урока. 4. Изучение нового учебного материала (основной этап урока, направленный на восприятие, запоминание и осмысление новых знаний и способов действий). Порядок вопросов или способов трудовых действий, рассматриваемых на уроке, определяется содержанием структурно-логической схемы. 5. Закрепление нового учебного материала (направлено на повторение, обобщение, систематизацию или контроль качества усвоения пройденного материала, на решение типовых задач). 6. Подведение итогов урока (заключается в оценке достижения цели, успешности учебных действий отдельных учащихся и группы в целом на уроке, выявлении наиболее типичных ошибок, их причин и способов предупреждения, выдаче домашнего задания). Примерный план урока теоретического обучения представлен в приложении 21. Структура плана урока производственного обучения в связи со специфическими особенностями его целей(приложение 19) имеет существенное отличие от структуры урока теоретического обучения: в ней выделяют организационную (внешнюю) и дидактическую (внутреннюю) структуру. Организационная структура включает организационную часть, вводный инструктаж (инструктирование) учащихся, самостоятельную работу (упражнения) учащихся и текущее их инструктирование мастером производственного обучения и заключительный инструктаж.
Организационная и дидактическая структура урока производственного обучения взаимосвязаны друг с другом как целое и часть. Организационная (внешняя) структура, как правило, является постоянной, инвариантной для большинства уроков производственного обучения. Наличие и последовательность осуществления элементов дидактической структуры могут быть самым разнообразными – в зависимости от содержания и места урока в учебном процессе [35, с. 8]. Тем не менее необходимо представить также инвариантную внутреннюю структуру вводного инструктажа урока производственного обучения: - актуализация знаний и опыта учащихся по вопросам предыдущего учебного материала; - формирование ориентировочной основы предстоящей на уроке учебно-производственной деятельности (ООД); - первичная рефлексия новых знаний и способов трудовых действий («Кому и что не понятно?»); - выдача учебного (учебно-производственного) задания и расстановка учащихся по рабочим местам. Ориентировочная основа предстоящей учебно-производственной деятельности учащихся содержит смысловую и двигательную составляющие. Инвариантная смысловая структура ООД включает следующие элементы: - представление о цели (сообщение темы и цели урока) деятельности, характере учебного задания и продукте рабочего дня (ЧТО предстоит сделать?); - мотивационный компонент (ДЛЯ ЧЕГО делать?); - демонстрация желаемого продукта учебных действий (деталь или изделие в натуральную величину) и подробный его анализ в замещенном (графическом или схематическом) виде (ЧТО требуется сделать?)[14]; - выбор или анализ конфигурации и материала заготовки (ИЗ ЧЕГО можно сделать?); - разработка наиболее рациональной технологии выполнения операции или изготовления (сборки, контроля), эксплуатации или ремонта изделия (КАК сделать?), включая выбор оптимальных методов и способов технологического воздействия на заготовку;
- рациональный выбор оборудования, инструментов и приспособлений (С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО можно сделать?); - рассмотрение видов брака, возможных при изготовлении данной детали или изделия, установление причин брака и способов его устранения или предупреждения (КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?); - организация рабочего места (КАК ДЕЙСТВОВАТЬ НАИБОЛЕЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНО?); - техника безопасности (КАК ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗОПАСНО, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ТРАВМАТИЗМА до начала, в течение и по окончании работы?). Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения наличием этапа двигательной структуры ООД, предполагающей непосредственную демонстрацию мастером производственного обучения трудовых приемов и операций (в рабочем темпе, затем в замедленном режиме, затем снова в рабочем темпе) непосредственно на рабочем месте с последующим закреплением данного показа одним-двумя учащимися. Типовая внутренняя структура текущего инструктажа и самостоятельной работы учащихся, как правило, содержит: - целевые обходы мастером производственного обучения рабочих мест учащихся с целью контроля за своевременным началом работы, качеством выполняемых операций, соблюдением учащимися правил охраны труда, организации рабочего места, нормы выработки, контроля за качеством уборки рабочего места и учебно-производственной мастерской; - прием учебно-производственного задания, инструмента и приспособлений и оценку их качества. Основная учебная деятельность учащихся в этот период заключается в реализации ориентировочной основы деятельности, самостоятельном выполнении упражнений (исполнительская и контрольная основа деятельности) и направлена на постепенное освоение ими трудовых приемов и операций. В основу системы целеполагания, структуры и содержания уроков производственного обучения по операционно-комплексной системе их организации положена иерархическая система формирования двигательного навыка, разработанная выдающимся нейрофизиологом Н. А. Бернштейном (приложение 18). Для наиболее эффективной организации самостоятельной работы учащихся на уроке производственного обучения применяют документацию письменного инструктирования: инструкционные карты – для операционных уроков (приложения 24–25) и инструкционно-технологические карты – для комплексных уроков производственного обучения (приложения 26–28). Важно подчеркнуть, что применение письменного инструктажа не заменяет мастера производственного обучения, а помогает в ведении урока, разгружая его и позволяя более эффективно и оперативно реагировать на нештатные учебные ситуации.
Основные учебные достоинства письменного инструктирования заключаются в следующем: 1. Учащийся имеет возможность обратиться к инструкции в любое время. 2. При изучении инструкции учащийся не зависит от деятельности других учащихся. 3. Учебно-производственная деятельность учащегося становится более активной и самостоятельной. 4. Учебный процесс в большей степени сообразуется с индивидуальными особенностями каждого учащегося. 5. Инструктивный материал можно изучать непосредственно в производственных условиях, у рабочего места [2, с. 3]. Заключительный инструктаж (рефлексивная основа деятельности) проводится для подведения итогов урока, сообщения о достижении его целей, рефлексии возникших в ходе урока наиболее типичных затруднений учащихся, их причин и способов предупреждения, выставления отметок и выдачи домашнего задания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|