Координация в иерархических системах управления
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Иерархические системы управления (ИСУ) – это системы произвольной природы (экономические, технические, социальные, биологические) и назначения, имеющие многоуровневую структуру в организационном, функциональном или каким-либо ином плане. Всем иерархическим системам присущи следующие особенности: · вертикальная декомпозиция или многоуровневая иерархия; · приоритет действий верхнего уровня, или подчиненность (отношение субординации) действий нижних уровней решениям, принимаемым на верхнем уровне; · зависимость решений, принимаемых на верхних уровнях иерархии, от результатов, полученных на нижних уровнях, т. е. наличие обратных связей в ИСУ (рис. 6.1). Широкое распространение ИСУ и их универсальный характер обусловлены рядом преимуществ, которыми они обладают по сравнению с другими системами управления: · свобода локальных действий в пределах, обусловленных вмешательством верхнего уровня; · возможность согласования локальных и глобального критериев оптимальности уровней ИСУ в соответствии с целью, поставленной перед всей системой; · преимущества обобщения, сжатия, агрегирования информации, поступающей в ИСУ «снизу вверх», и — конкретизации, детализации информации, передаваемой «сверху вниз»; · высокая надежность системы управления, ее гибкость и адаптивность к изменяющейся ситуации; · универсальный характер и, зачастую, – экономичность. Рисунок 6.1 Иерархическая структура системы управления Основные разделы теории ИСУ: структурный анализ и синтез ИСУ; проблема координации ИСУ; оптимизация функционирования ИСУ. Задачи структурного анализа и синтеза ИСУ весьма разнообразны, представление сложной системы в виде ИСУ зависит от принципа детализации: он определяет структуризацию системы по уровням. Различают три основные концепции построения иерархической структуры «по вертикали»:
1. декомпозиция системы по аспектам деятельности называется стратификацией сложной системы, а сами уровни называются стратами. Так, например, регион как сложная система, может быть представлен следующими уровнями, или стратами: политической, экономической, социальной, природно-климатической, экологической, др.; 2. расчленение системы по организационному признаку позволяет строить многоэшелонные структуры управления, отражая необходимую субординацию между подсистемами, что является плодотворным при построении системы управления различными производствами, фирмами и др.; 3. подразделение сложной проблемы на частные задачи позволяет представить процесс решения в виде многослойной иерархии. В ходе структуризации каждый из уровней можно подразделить еще на ряд подсистем уже по другому признаку. В качестве такового можно использовать функциональный подход или избранный принцип управления: c отрицательной обратной связью, с адаптацией, с обучением и др. На рис. 6.2 изображена схема декомпозиции ИСУ по различным признакам, выбор которых определяется целями исследования. Рисунок 6.2 Декомпозиция ИСУ по различным признакам Основными задачами, возникающими при исследовании ИСУ, являются задачи анализа и синтеза иерархических систем. Рассмотрим некоторые предпосылки формального подхода к постановке задания исследования. ИСУ любой степени сложности может быть представлена как совокупность взаимосвязанных модулей, в качестве которых выступают двухуровневые ИСУ — простейшие подсистемы, имеющие все характерные особенности ИСУ (рис. 6.3). Рисунок 6.3 Двухуровневая иерархическая система управления Двухуровневая ИСУ образована основными подсистемами:
1. вышестоящей управляющей подсистемой, или координатором , генерирующим координирующие сигналы , адресованные нижестоящим управляющим подсистемам , 2. процессом Р, связь которого с внешней средой осуществляется посредством входа Х и выхода Y, а обмен информацией о результатах деятельности происходит по каналам обратной связи zi. Взаимодействия между подсистемами ИСУ носят динамический характер, изменяются во времени и образуют замкнутый контур, причем по определению верхний уровень обладает приоритетом. При этом вышестоящий элемент до принятия управленческих решений подсистемами реализует директивную функцию: на основе прогнозирования состояния окружающей среды и будущего поведения системы управления (сокращение неопределенности ситуации) устанавливает функцию качества управления, определяет форму взаимосвязи элементов или способ координации (выбор алгоритмов и правил) и выбирает координационные переменные , а после выработки и реализации управляющих воздействий и получения информации о результатах по каналам корректирует, регулирует деятельность подсистем управления, реализуя побудительную функцию, чтобы достичь цели системы наилучшим образом. Такие представления о правилах функционирования системы, используя терминологию теории множеств, в общем виде можно записать: - директивная функция , - побудительная функция , - функция управления , - функция оценки результата, (6.9) - функция производства , - отчетная информация объекта . Выражения (6.9) иллюстрируют принципы построения соответствующих зависимостей, конкретный вид которых определяется спецификой реальной системы. Задача выбора способа координации элементом сводится к отысканию таких правил, которые определяют значения воздействий множества m и, в частности, устанавливают целесообразный способ согласования действий между подсистемами одного уровня . Можно предложить несколько принципов, пригодных для указанных целей: 1. координация путем «прогнозирования взаимодействий»: вышестоящий элемент прогнозирует состояние внешней среды и, в соответствии с ним, определяет связующие сигналы для подсистем нижнего уровня, которые действуют уже в условиях определенности;
2. координация путем «оценки взаимодействий»: элемент задает диапазон изменений связующих сигналов для элементов ; 3. «развязывание взаимодействий»: управляющие подсистемы действуют относительно автономно, самостоятельно выбирая связующие сигналы; 4. координатор осуществляет свое право путем «наделения ответственностью», определяя зависимость между действиями (результатами) управляющих подсистем и откликами (санкциями, поощрениями) координатора; 5. координация с помощью «создания коалиций», когда вышестоящий элемент определяет тип связей между группами элементов нижнего уровня. На рис 6.4 представлена двухуровневая система с двумя подсистемами на первом уровне, с помощью которой можно наглядно продемонстрировать сущность способов координации. Первый уровень (подсистемы С1 и С2) управляет объектами Р1 и Р2 с помощью воздействий m1 и m2. Координатор С0 управляет регуляторами С1 и С2, подавая на их входы координирующие сигналы g 1 и g 2, от которых зависят значения m1 и m2: m1 (g 1) и m2 (g 2). Или в общем случае: m1 (g) и m2 (g), где . Иначе, m1 и m2 могут зависеть одновременно от g 1 и от g 2. Рисунок 6.4 Двухуровневая система координации Система называется координируемой, если найдены такие значения , что и удовлетворяют общей цели, стоящей перед системой. Значения управляющих воздействий m1 и m2, удовлетворяющие условию координируемости, обозначим через и . Величины U1 и U2 характеризуют перекрестные взаимодействия между управляемыми объектами Р1 и Р2. Текущие значения этих величин U1 и U2 передаются к координатору С0 и путем сопоставления их со значениями и , удовлетворяющими условиям координируемости системы, определяют ошибки рассогласования: и , и используют их для построения алгоритма функционирования координатора. Стратегия координатора, при которой значения управляющих воздействий и удовлетворяют общей цели системы, когда:
и , (6.10) то есть достигается баланс взаимодействий, называется принципом «прогнозирования взаимодействий», а если соотношения (6.10) заменяются на , (6.11) где и - допустимые диапазоны изменения связующих сигналов U1 и U2, то принцип координации называется «оценкой взаимодействий». Выбор того или иного способа координации производится на основе сопоставления результатов теоретических расчетов, моделирования и эвристических соображений. При исследовании ИСУ, имеющих более двух уровней, при переходе от уровня к уровню характер задач и их алгоритмизация меняется и сопровождается усложнением: все меньше автоматизма и все больше эвристики, учитывающей мотивационные аспекты управления. Следующее уточнение касается выбора способа формализации связующих сигналов. Для этого рассмотрим декомпозицию отдельных подсистем двухуровневой ИСУ, представленной на рис.6.3. В соответствии с этой схемой, собственно управление процессом Р осуществляется подсистемами с помощью управляющих воздействий , воздействующих на различные аспекты деятельности Р. Логично предположить необходимость декомпозиции процесса Р на некоторые взаимосвязанные подпроцессы (по числу аспектов) такой, что результат работы новой, декомпонированной системы будет обеспечивать достижения цели управления, а сущность механизма управления и координации станет более ясной и простой. Суть процесса декомпозиции представлена с помощью схем на рис.6.5. Все обозначения соответствуют представленным ранее. По предположению, процесс Р подвергается декомпозиции по аспектам и может быть представлен совокупностью подпроцессов . При этом предполагается, что не только множество управлений М, но и множество входов Х и выходов Y декомпонируется так, что каждому из подпроцессов приписывается определенное входное воздействие wi и выход yi, такие, что . В результате мы получаем совокупность автономных подпроцессов` Р (рис.6.5, б), которое отличается от Р тем, что подпроцессы не связаны между собой. Для того чтобы получить совокупность взаимосвязанных подпроцессов (рис.6.5, в), предположим, что на вход каждого из поступает связующий сигнал , обеспечивающий координированное, согласованное функционирование подпроцессов. Взаимосвязь понятий и` схематично представлено на фрагменте г) рис.6.5. Выработка связующих сигналов между подпроцессами, с точки зрения сущности их деятельности, может производиться на основе: известных управляющих воздействий и результатов (рис.6.5, д), или на основе управляющих воздействий и ситуации, определенной входами извне (рис.6.5, ж), или же на основе управления, ориентации на результат и учета ситуации вместе (рис.6.5, е). Эти концептуальные соображения могут быть положены в основу определения функции взаимосвязи подпроцессов F в конкретном случае исследования реальной ИСУ.
Рисунок 6.5 Декомпозиция процесса Р на подпроцессы Формальное описание процесса дается следующими соотношениями: , (6.12) (6.13) , (6.14) , (6.15) , (6.16) или (6.17) или(6.18) . (6.19) Декомпозиция управляющих подсистем осуществляется аналогично, однако полезно рассматривать процедуру координации во взаимосвязи с решаемыми в ИСУ задачами. В общем случае в ИСУ решаются задачи трех типов: глобальная, стоящая перед всей системой задача ; задача, решаемая координатором , – задача ; задачи управления, решаемые нижестоящими подсистемами , которые фигурируют в описании как задачи . Отметим, что в общем случае задачи и не совпадают. Можно предположить, например, что глобальная задача, конкретизируемая целями функционирования системы или внешними требованиями к ней со стороны внешней среды (канал S на рис.6.3), связана с выходом Y, т. е. предикат (6.20) является истинным, когда – глобальная задача, а Y — ее решение. . (6.20) Пусть – задача вышестоящего элемента, состоящая в выработке координирующих воздействий g. Цель вышестоящего элемента как отражение его интересов может быть, например, связана уже не с функцией результата, а с функцией эффективности, и координирующие воздействия могут быть направлены на достижение цели, диссонирующей с требованиями внешней среды, что вызывает в таком случае необходимость координации, или согласования. Очевидно, можно сформулировать: . (6.21) И аналогично: , (6.22) где – задача i -й управляющей подсистемы , конкретизированная координирующим сигналом , сигналами от управляющего объекта и сигналами от подсистем этого же уровня ; – решение задачи , или управляющий сигнал. Совместное рассмотрение всех трех типов задач дает возможность определить понятие координируемости в ИСУ. Поскольку решение глобальной задачи связывается с функцией результата, который, в свою очередь, обеспечивается выбором управляющих воздействий из множества М, то решения локальных задач управления должны быть согласованы с решением глобальной задачи — координируемость 1, или координируемость первого рода. Иначе: . (6.23) Обеспечение совместного согласованного управления подсистемами одного уровня производится на основе координации с помощью сигналов g, вырабатываемых координатором , то есть решения задач управления должны быть координированы относительно задачи координатора — координируемость 2: (6.24) В свою очередь, задача координатора должна быть скоординирована относительно глобальной задачи — координируемость 3: (6.25) Тогда понятие координируемости ИСУ предполагает совместимость всех задач, или существование в допустимых множествах Г и М таких элементов и , что: . (6.26) Условие полной координированности ИСУ выражает предложение: (6.27) которое называется постулатом совместимости задач в ИСУ. Основной причиной возникновения конфликтов в ИСУ является нескоординированность во взаимодействии подсистем. Задача координатора — установление таких правил взаимодействия, которые приводят к желаемому результату: выполнению глобальной задачи с максимальной выгодой для подсистем различного уровня, и в этом отношении имеет смысл говорить о проблеме оптимизации в ИСУ. Принципы координации позволяют постулировать условия взаимодействия подсистем и опосредованно оказывают влияние на эффективность функционирования ИСУ. Критерием применимости конкретного принципа координации служит постулат совместимости. Таким образом, задачи синтеза ИСУ, которые ставятся в процессе проектирования таких систем, могут касаться различных аспектов проблемы: 1. синтез координатора: даны глобальная задача и задачи управления, решаемые подсистемами нижнего уровня. Необходимо найти такую задачу , решаемую на уровне координирующего элемента , чтобы система была координируема. 2. синтез задач управления: известна глобальная задача, и координатор делегирует полномочия по управлению процессом подсистемам нижнего уровня, состав задач которых, структуру и характер взаимодействия определяет координатор так, чтобы выполнялся постулат совместимости задач. 3. синтез задачного комплекса: в соответствии с глобальной задачей формулируются задачи и , решение которых должно удовлетворять постулату совместимости. 6. синтез структуры ИСУ: в соответствии с известным задачным комплексом определяется необходимое число уровней иерархии и количество элементов каждого уровня. 5. синтез методов, или процедур координации: двухуровневая ИСУ определена, задачи в ней координируемы. Необходимо найти эффективный метод получения координирующих сигналов, которые позволяли бы перейти от частичной к полной координированности задач. 6. синтез процедур управления: аналогично пункту 5 определяется модификация задач управления, решаемых на нижнем уровне управления, такая, чтобы эти модифицированные задачи удовлетворяли постулату совместимости. 7. синтез производственной системы: осуществляется проектирование объекта, отвечающего потребностям внешней среды. Предпосылки формализации задачи синтеза в той или иной модификации будут приведены в разделе III настоящей работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|