Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическое развитие России в XIX в. Этапы решения крестьянского вопроса и отмена крепостного права




 

В последней четверти XVIII в. произошло несколько знаковых событий, определивших вектор развития мировой цивилизации: Великая французская революция (1789 – 1794 гг.), война за независимость США (1775 – 1783 гг.) и начавшийся в Англии промышленный переворот.

К важнейшим их последствиям в XIX в. следует отнести:

1) Формирование спектра общественно-политических стратегий, идеологических и социально-политических концепций развития общества (либерализм, консерватизм, радикализм (см. тема 7).

2) Глобальные тектонические сдвиги в геополитике и социально-политической сферах, выразившиеся в революционных настроениях европейцев и появлении новых национальных государств (Германия, Италия).

3) Развитие капиталистических отношений и зарождение индустриальной цивилизации[38].

Промышленный переворот начался в Англии во второй половине XVIII в. и к 70 гг. XIX столетия завершился в большинстве стран Европы и Северной Америки. Промышленный переворотэто резкое преобразование производительных сил, способствующее переходу от основанного на ручном труде мануфактурного производства к фабрично-заводскому. Начавшиеся во второй половине XVIII в. изменения в технико-технологической сфере (создание рабочих машин в текстильном производстве, изобретение и внедрение универсального парового двигателя в разных отраслях промышленности; развитие металлургического производства; формирование машиностроения), породили глобальные сдвиги в социальной и культурной жизни европейской цивилизации. Социальной стороной промышленного переворота стало формирование двух классов-антагонистов буржуазии и пролетариата. В ходе промышленного переворота произошла трансформация всей картины мира европейцев, ускорились модернизационные (см. тема 5) процессы.

В России промышленный переворот начался в 1810-е годы, а завершился в начале 1880-х годов. Начальная стадия промышленного переворота протекала в условиях феодально-крепостнической системы, следовательно, предпосылки для перехода к фабричному производству (накопление первоначального капитала; рынок свободной рабочей силы; емкость внутреннего рынка) сложились не полностью.

Важнейшим условием зарождения индустриального общества в России было решение крестьянского вопроса. Первые шаги на пути ослабления крепостнического гнета предпринял отец Александра I (1801-1825) Павел Петрович (см. тема 5). Так, в 1797 г. был издан манифест о трехдневной барщине, ограничивший барщинные работы крепостных тремя днями в неделю.

За годы царствования Александра I было принято несколько важных решений, пошатнувших устои феодально-крепостнической системы. В 1801 г. был издан указ, разрешавший покупать земли купцам, мещанам, государственным и удельным крестьянам. Тем самым правительство подтвердило свои намерения окончательно лишить дворян монопольного права на владение землей. В то же году был опубликован указ, запрещавший печатать в газетах объявления о продажи крестьян без земли. Однако это постановление обходилось помещиками: в объявлениях стали печатать «внаем».

В 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах» –законодательный акт, в котором разъяснялся законный отпуск крепостных крестьян на волю с землей по инициативе помещика. Землевладелец мог заключить договор с крестьянином, по которому тот обязывался выплачивать выкуп за землю в рассрочку. Власть надеялась на «просвещенность» дворянства, которому передавались полномочия в деле освобождения крестьян. Однако до 1861 г. только 2 % крепостных были освобождены по этому закону.

Важнейшим шагов на пути раскрепощения крестьян было проведение крестьянской реформы в прибалтийских губерниях. В 1816-1819 гг. в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии частично было отменено крепостное право. Крестьяне получили личную свободу, но им запрещалось переселяться в город или другие земли. Помещики предоставляли крестьянам земли в аренду.

При Александре I было разработано несколько проектов решения крестьянского вопроса, однако ни один из них не был реализован. В конце 1810-х гг. император, не чувствуя поддержки со стороны дворянства, отошел от реформаторского курса. О нарастании консервативных тенденций в высших политических кругах свидетельствует и тот факт, что отмененный Александром Павловичем в 1809 г. указ о праве помещиков без суда и следствия ссылать крестьян в Сибирь, вновь был восстановлен в 1822 году.

Несмотря на то, что при Николае I (1825-1855 гг.) крепостное право объявлялось краеугольным камнем существования социальных отношений, в годы его правления было предпринято несколько важный шагов для облегчения положения крестьян. Николай Павлович руководствовался в этом вопросе принципом патернализма [39]. Он полагал, что помещик обязан заботиться о крестьянах, также как отец заботится о своих детях. При этом, император, осознавая всю тяжесть крепостнических отношений, существовавших в России, несколько раз (1826, 1839-1842, 1846-1848 гг.) собирал различные комитеты и комиссии по крестьянскому вопросу. Однако мероприятия правительства носили лишь рекомендательный характер и не привели к отмене крепостного права.

В годы правления Николая I было запрещено отдавать крестьян на заводы; ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь; беспоместным дворянам было запрещено покупать крестьян без земли; в 1833 г. при продаже крепостных был введен запрет на разлучение их семей.

Продолжалась покупка казной имений разорившихся дворян. По подсчетам современных исследователей, к 1861 г. казна приобрела у помещиков 178 имений. Впервые в массовом порядке стала практиковаться конфискация имения у помещиков за жестокое обращение с крестьянами. Так, в период 1834-1845 гг. к суду за издевательства над крепостными было привлечено 1838 человек, из них осуждено 630. Отбирались имения и у польских дворян, участвовавших в восстании 1830-1831 гг., а в 1847 г. были изданы инвентарные правила, затронувшие губернии Правобережной Украины и существенно ударившие по привилегиям помещиков, большинство из которых были поляками. Были составлены «инвентарии» – описание помещичьих имений с точной фиксацией форм и размеров феодальной ренты с целью ее ограничения. Нарушение этих правил грозило помещику наказанием. Однако на практике четкая регламентация повинностей крестьян была осуществлена далеко не везде, поскольку встретила жесточайшее сопротивление помещиков.

Логическим продолжением указа «О вольных хлебопашцах» стал указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах», предоставивший помещикам право добровольно заключать соглашение с крестьянами об их освобождении и о предоставлении им земельных наделов. «Обязанные крестьяне» – бывшие крепостные, получившие личную свободу, но экономически зависимые от своих бывших помещиков, должны были нести определенные повинности и платить оброк за землю, полученную в наследственное пользование.

В 1847 г. был издан указ, позволявший крепостным выкупаться во время продажи имений с торгов без согласия помещика. Таким образом, правительство само инициировало освобождение крестьян разорившихся имений. Благодаря этому указу свободу получили порядка 960 тыс. крестьян. Однако революции в Европе (1848 г.) резко изменили курс правительства с охранительного на реакционный. Поэтому в следующем году этот указ подвергся коррекции: теперь крестьяне могли выкупаться во время продажи имения с торгов, но с обязательного согласия помещика.

Важнейшим преобразованием, осуществленным Николаем I, стала реформа государственной деревни (1837-1841 гг.), которую возглавил П.Д. Киселев ( реформа в литературе называется киселевской). Центральными органами управления государственными землями стало Министерство государственных имуществ (1837), V отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, а на местах – палаты государственных имуществ. Все государственные земли были поделены на округа, во главе с окружными начальниками. На местах введены органы крестьянского самоуправления – сельские и волостные сходы. Во главе сельского схода был выборный сельский старшина, который затем утверждался государственными органами. Та же система действовала и для волостного схода.

В ходе реформы был увеличен размер крестьянского надела с 8 до 15 десятин[40]. Для государственных крестьян оброк был заменен земельно-промысловым сбором. Прекращалась сдача государственных имений в аренду частным лицам. В государственной деревне устаивались запасные магазины (склады с хлебом на случай неурожая), школы, больницы.

Еще 1801 г. государственные крестьяне получили право на покупку незаселенных земель, а в 1827 г. им было разрешено владеть домами в городе. Таким образом, к моменту отмены крепостного права государственные крестьяне, которые составляли 40% российский земледельцев, находились в гораздо лучшем положении, чем частновладельческие, а их права «на занятие торгово-промышленной деятельностью… приближались к мещанским».[41]

Николай Павлович прекрасно осознавал необходимость реформ в области крестьянского вопроса. Известный специалист по истории России первой половины XIX в. С.В. Мироненко полагает, что в недрах николаевской бюрократии рождались проекты отмены крепостного права, которые не были реализованы под давлением высшей бюрократии. Интересно, что в начале 40-х гг. XIX в. иностранные дипломаты сообщали своим правительствам, что общество настолько раздражено намерениями императора в отношении отмены крепостного права, что создается угроза его жизни. Сам Николай Павлович перед своей кончиной в разговоре с П.Д. Киселевым с горечью отметил: «Три раза начинал я это дело и три раза не мог продолжить: видно, это перст Божий»!

Глобальное реформирование всей русской жизни станет делом жизни следующего российского самодержца Александра II, который войдет в русскую историю как «Освободитель».

К середине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Индустриальное развитие только начинало набирать темп. Горожанами были только 6% населения империи. Крестьяне составляли до 40% жителей городов, а сами городские жители совмещали землепашество с другими видами деятельности.

Развитие товарно-денежных отношений наталкивалось на существование крепостнической системы. Крестьянское хозяйство приносило помещикам неплохие доходы. Цены на крепостных в первой половине XIX в. обгоняли рост цен на хлеб. По оценкам современникам и историков, подавляющее большинство помещиков были противниками отмены крепостного права. С 1801-1860 гг. экспорт пшеницы в России возрос в 4 раза. Однако к 1840-м гг. объем поставок на внешний рынок стал снижаться, серьезную конкуренцию русскому зерну на европейском рынке составляла американская продукция. Необходимость интенсификации хозяйства сталкивалась с отсутствием рынка свободной рабочей силы, косностью помещиков и низкой емкостью внутреннего рынка. Барщинный труд был удобен для помещика, но сдерживал социально-экономическое развитие общества. В конечном итоге стагнация затронула и помещичье хозяйство. К 1855 г. было заложено 65% крестьян, а долг помещиков государству равнялся нескольким бюджетам страны.

Таким образом, по мнению большинства историков, к середине XIX в. в России окончательно назрел кризис крепостнической системы. Однако некоторые исследователи полагают, что крепостное право еще не до конца исчерпало своих возможностей, и в большей мере отмена крепостного права была детерминирована необходимостью сохранить Россией статус великой державы, а также кризисом морально-этической системы ценностей в высших слоях общества. Действительно, этическая сторона существовавших крепостнических отношений заставляла прогрессивно мыслящих людей усомниться в возможности дальнейшего существования «рабства дикого» в России. Потребность в отмене крепостного права стала реальной необходимостью особенно после поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.).

3 марта 1856 г. император выступил с речью перед представителями Московского дворянства, в которой заявил, что гораздо лучше отменить крепостное право «сверху», нежели дожидаться того времени, когда это произойдет «снизу». В конце 1850-х годов был создан сначала Секретный, а затем Главный комитет по отмене крепостного права. В нем, а также на местах, разрабатывались проекты крестьянской реформы, учитывавшие мнения неоднородного по своим настроениям дворянства и местная хозяйственная специфика.

Главная задача, стоявшая перед реформаторами – сохранение гражданского мира и политического строя России. Для осуществления реформ власть привлекла лучших чиновников, заручилась поддержкой влиятельных общественных деятелей. Особую роль в подготовке отмены крепостного права сыграло окружение императора: Дмитрий и Николай Милютины, Я.И. Ростовцев, великая княгиня Елена Павловна, великий князь Константин Николаевич. Не остались в стороне и представители общественных течений западников (Константин Кавелин) и славянофилов (Юрий Самарин).

19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест об отмене крепостного права, распространявшийся на помещичьих крестьян. Не считая манифеста, было издано 17 правовых актов, связанных с реформой. В дальнейшем реформа коснулась удельных и государственных крестьян.

Реформа содержала два аспекта: юридический и экономический. Крестьяне получали личную свободу и гражданские права бесплатно (могли вступать в брак, заключать торговые сделки, переходить в другие сословия и т.п.), объединялись в сельские общества и могли решать сообща хозяйственные вопросы. Они переводились в разряд свободных сельских обывателей.

Крестьяне в России были освобождены с землей, но процесс ее получения был крайне сложен. Комплекс мероприятий, направленный на выкуп крестьянами земли у помещиков получил название выкупной операции. Первоначально вся земля в имениях признавалась помещичьей. Крестьяне продолжали пользоваться ей за барщину и оброк (находились во временнообязанном состоянии) до тех пор, пока между помещиком и общиной не заключалась «уставная грамота». Она подписывалась по взаимному соглашению сторон, в противном случае выкуп земли был невозможен. За подписанием документов следили специальные мировые посредники, назначавшиеся Сенатом из числа местных помещиков.

Земля, которую получали крестьяне, становилась общинной, а не частной собственностью. Государство устанавливало сумму выкупа земли у помещика, исходя из величины оброка, который крестьяне платили до реформы. Крестьяне выплачивали помещику единовременно 20-25 % стоимости надела, остальную сумму (75-80%) вносило государство, предоставлявшее крестьянам ссуду на 49 лет под 6% годовых. Денежная сумма, которую крестьяне обязаны были выплатить государству, называлась выкупными платежами.

В ходе первой русской революции 1905-1907 гг. выкупные платежи были уменьшены в два раза (с 1906 г.), а с 1907 г. вовсе были отменены. Правительство взыскало с крестьян более 1,6 млрд руб., получив 700 млн руб. дохода. По подсчетам исследователей, крестьяне, покупая землю, переплатили 59% ее рыночной стоимости.[42]

Выкупная сумма за землю выдавалась помещику (за вычетом долга кредитными учреждениями) специально выпущенными пятипроцентными бумагами и выкупными свидетельствами, которые принимались казначейством в уплату по платежам. Всего помещикам было выдано 902 млн. руб. Из них 316 млн. руб. было зачтено банками в качестве уплаты их догов.

Размер надела, который получал крестьянин в рамках общинного землевладения, зависел от плодородия почвы. Все земля в стране разделялась на три полосы – черноземную, нечерноземную и степную, для которых устанавливались свои нормы надела. В итоге крестьяне получили от 3 до 12 десятин. В черноземных губерниях крестьянские наделы оказались меньше по размеру, чем те, которые они обрабатывали до реформы 1861 года. Часть крестьянских земель, отходивших помещику, называлась отрезками. Только в 11 губерниях крестьянские наделы оказались больше, чем до реформы 1861 года.

Определяя характер и итоги реформы, следует отметить, что реформа носила компромиссный характер. Проведенная совместными усилиями власти и общества, реформа не привела к социально-политическим катаклизмам, и способствовала повышению авторитета России на международной арене. Реформа вызвала неоднозначную реакцию крестьян, которые надеялись получить землю без всяких условий. В течении 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений. Отмена крепостного права до конца не разрешила аграрного вопроса в России, лишь отодвинув его на более поздний срок.

С одной стороны, было сохранено помещичье землевладение. Помещикам была предоставлена возможность перейти к иным формам и способам ведения хозяйства. Только в 1881 и 1883 гг. государство в принудительной форме отменило выкуп для крестьян, которые еще не расплатились с помещиками. Владельцы имений получили значительную финансовую компенсацию за потерянные земли и рабочие руки, однако большинство дворян не смогло сориентироваться в новых для себя условиях хозяйствования. Имения переходили к разбогатевшим купцам-миллионщикам или бывшим крепостным. Если в 1870 г. было заложено 2,2% помещичьих земель, то в 1895 г. – уже порядка 40%.

С другой стороны, создавалось общинное крестьянское землевладение. Огромное значение имеет проблема удовлетворенности крестьян размерами земельных наделов. Оценки историков по этому вопросу разнятся. Примерно 56, 6% владельческих крестьян получили достаточное количество земли для эффективного развития хозяйства (от 3-х и более десятин земли). Примерно 42 % владельческих крестьян получили менее 3-х десятин земли. При этом размер земель, которыми владели общины, оставался неизменным и в перспективе, с ростом крестьянского населения, вопрос о земельном переустройстве вновь встал на повестку дня.

Крестьяне, хотя и получили лучную свободу, но, по-прежнему, оставались экономически зависимыми: во-первых, от государства, выплачивая выкупные платежи; во-вторых, от помещика, прибывая до определенного момента во временнообязанном состоянии; в-третьих, непосредственно от общины, поскольку крестьяне были связаны круговой порукой, общими правилами и организацией ведения хозяйства. Все это сдерживало личную предпринимательскую инициативу отдельных крестьян.

Сохранение и укрепление общины было важнейшей задачей при проведении реформы. Она должна была стать политическим и социальным оплотом в деревне, поскольку цементировала сословную организацию общества, а также выполняла ряд важнейших функций (хозяйственная, полицейская, судебная, культурно-воспитательная). Все хозяйства были связаны круговой порукой – принципом организациисоциально-экономической жизни в общине, основанным на совместной выплате податей и сборов, выполнении натуральных повинностей и общественных работ всеми членами общины. Круговая порука была отменена только в 1903 году.

Общинники были обязаны сами регулировать проблемы с уплатой платежей. Если крестьянин не вносил в срок свою долю, то община могла применить к нему арест или продажу имущества. За несостоятельные хозяйства ответственность в общине несли все её члены. Такие хозяйства освобождались от части платежей, им давались беспроцентные займы. Община представляла интересы крестьянина перед помещиком и властями, оказывала помощь бедным и сиротам. Занималась содержанием богаделен, общественных складов, помогала пострадавшим от стихийных бедствий. В деревне продолжали существовать общественные работы в помощь бедным – помочи (обязательная и безвозмездная для всех работа). Общественное мнение осуждало уклонявшихся от таких работ, в то же время к началу XX в. помочи все реже практиковались в крестьянском миру.

Помимо вышеперечисленных функций, община занималась разбором внутрисемейных конфликтов по просьбе самих крестьян; организовывала молебны по различным поводам. В сельских общинах стойкими оставались нормы обычного права, но и они постепенно подвергались деформации. Все больше становилось крестьян, работавших во время второстепенных христианских праздников, что с точки зрения патриархальных порядков было серьезным нарушением.

Главной функцией общины на протяжении всего ее существования была регламентация хозяйственной жизни. Община следила за тем, чтобы все ее члены находились в равных хозяйственных и финансовых условиях существования, определяла порядок ведения сельскохозяйственных работ, занималась перераспределением земельного фонда между хозяйствами, учитывая количество и качество земли, ее отдаленность от селения.

Добросовестные и трудолюбивые хозяева, земля которых была ухожена, все больше высказывали недовольство её перераспределением внутри общины. Прогрессивной мерой стал закон 1893 г. запрещавший проведение частых переделов и установивший срок между переделами земли в общине 12 лет.

Фонд общинных земель, сформировавшийся в ходе реформы 1861 г., оставался неизменным при увеличении численности крестьянского населения[43], следствием чего стала проблема малоземелья крестьян. Если в 1800 г. на одну душу в России приходилось 4,8 десятин земли, то 1880 г. – 3,6 десятины.

Явственно обозначилось социальное расслоение крестьянской общины. С конца 1860-х годов резко возросло число внутриобщинных сделок, крестьяне пытались собрать все свои наделы в рамках общины в одно место, для этого обменивались участками. Возросло количество арендуемой земли. Крестьяне все меньше желали отчитываться общине о доходах, которые они получали «на стороне». У крестьян стало вырабатываться отношение к земле как к частной собственности. Таким образом, община из гаранта социальной стабильности на селе превращалась в ретроградный институт, формальную организацию, которая сдерживала личную инициативу и дух предпринимательства.

Отмена крепостного права повлияла на развитие всех направлений в жизни государства и общества, способствовала становлению капиталистических отношений. К 80-90 гг. XIX в. в России завершился промышленный переворот. По абсолютным темпам производства Россия вошла в пятерку крупнейших держав мира. В пореформенные годы ускорились урбанизационные процессы, значительно увеличилась численность городского населения.

Российская экономика в конце XIX в. характеризовалась крайне неравномерным развитием производительных сил. Следствием этого была высокая степень концентрации производства и рабочей силы. По этому показателю Россия занимала первое место в мире. Большинство рабочих были бывшими крестьянами (крестьянами-отходниками) и до конца не порвали с деревней. Только 40% всех рабочих представляли собой квалифицированную рабочую силу.

Социальное развитие России в пореформенный период характеризовалось нарастанием противоречий между сословной структурой и нарождающимся классовым делением общества, в частности формированием буржуазии и пролетариата. Сословная идентичность сменялась профессиональной.

Большое экономическое значение наряду с Уралом приобрели новые районы (Заволжье, Прибалтика, Донбасс). Крупнейшими городами с развитой индустрией стали Санкт-Петербург, Москва, Варшава, Киев, Баку. Районы Сибири и Средней Азии вообще не были освоены в промышленном отношении. В конце XIX в. активно стали развиваться такие новые отрасли как нефтедобыча и химическая промышленность. Российские промышленники добились значительных успехов в развитии судо-и-вагоностроения, в то время как продукция других отраслей машиностроения, таких как станкостроение, во многом уступала по качеству западноевропейским и североамериканским аналогам.

Наряду с развитием крупных промышленных предприятий в хозяйственной жизни страны огромную роль играли крестьянские промыслы. Это свидетельствовало о многоукладном характере российской экономики в пореформенный период.

Интенсификации хозяйства страны способствовало мощное железнодорожное строительство, темпы которого особенно ускорились в 1880-1890-е годы. Если в 1860-е гг. протяженность железнодорожного полотна в России составляла 1,5 тыс. км, то к концу XX в. – 50-тыс. км.

Новым явлением стало привлечение иностранного капитала, который концентрировался, главным образом, в добывающей отрасли. Если в 1860-е гг. в экономике страны иностранный капитал насчитывал 9,7 млн рублей, то 1870-е гг. – 97,7 млн руб.

Несмотря на все успехи, достигнутые в пореформенную эпоху в развитии индустриальной сферы, Россия по-прежнему оставалась аграрной страной. Реформа 1861 г. способствовала развитию капиталистических отношений, но из-за многочисленных феодальных пережитков (отработки, сохранение крупного помещичьего землевладения, доминирование общины) сельскохозяйственная сфера в России развивалась по экстенсивному пути. К концу XIX в. возможности сельского хозяйства, обеспеченные реформой 1861 г., были исчерпаны, решение аграрного вопроса вновь стало одной из самых актуальных задач социально-экономического развития России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...