Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое развитие России в первой половине XIX в. Эпоха «великих реформ» Александра II и ее последствия




Успехи, достигнутые ведущими мировыми державами в научно-техническом и экономическом развитии, в начале XIX в. ставили на повестку дня проведение в России ряда важнейших реформ, которые должны были затронуть существующие социально- экономические, а, возможно, и политические институты. На протяжении всего XIX в. в политической жизни страны происходит борьба двух разнонаправленных тенденций: либерализма и консерватизма. Важнейшими вопросами реформирования социально-политической системы была отмена крепостного права, упорядочивание системы государственного управления, ограничение самодержавного правления и формирование гражданского общества.

России длительное время удавалось избегать социальных и политических катастроф, поскольку реформирование феодально-крепостнических структур, с одной стороны, носило эволюционный характер, а с другой – при проведении реформ власти удавалось соблюдать баланс между западноевропейским опытом и национальной спецификой.

Необходимо упомянуть еще одну важную проблему. Элита российского общества, защищая свои узко сословные интересы, зачастую, была более реакционно настроена, чем сама императорская власть, выступавшая во многих вопросах как авангардная сила, осознававшая необходимость и важность реформ для прогрессивного развития империи.

Александр I (1801-1825), взошедший на престол после трагической гибели отца Павла I, был сторонником идей «просвещенного абсолютизма». Вместе с тем, он понимал, что его действия не должны противоречить общественным устремлениям. Первым шагом новоявленного монарха было восстановление «Жалованных грамот» дворянству и городам. Дворянским корпоративным органам были возвращены их полномочия, упразднена Тайная Экспедиция, объявлена свобода торговли.

Идеи либерализма, конституционного правления захватили молодого императора. Его правление во много стало продолжением «правительственного либерализма» екатерининской эпохи. В реформах Александру I помогали его друзья (П.А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В.П. Кочубей и др.) составившие «Негласный комитет» – неофициальный совещательный орган при царе (1801-1803), разрабатывавший проекты государственных реформ.

Александр I занялся совершенствованием системы государственного управления. 8 сентября 1802 г. последовало введение министерств вместо коллегий. Было образовано 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Коллегии вошли в состав соответствующих министерств. Постепенно они прекратили свое существование. В 1810-1811 гг. император вновь обратился к министерской реформе: было ликвидировано министерство коммерции, введено министерство полиции. Кроме министерств были учреждены «главные управления» – путей сообщения, ревизии государственных счетов, Управление Духовных дел иных исповеданий.

Министерства делились на департаменты, а департаменты на отделения. Введение министерств повысило степень мобильности управления отдельными отраслями в государстве. Министры назначались и сменялись только монархом, они несли персональную ответственность за вверенные им отрасли. В каждом министерстве существовал совет министра. Для координации действия и обсуждения общих вопросов был создан Комитет министров.

В том же 1802 г. было издано новое «учреждение Сената». Он наделялся судебными функциями, в компетенцию Сената также входил надзор за администрацией. Министры предоставляли Сенату годовые отчеты. При Александре I начинает практиковаться публикация выдержек из этих документов.

В 1810 г. был образован Государственный Совет – высший совещательный орган при царе. Государственный Совет рассматривал важные государственные законопроекты, которые получали силу закона после утверждения царем. На практике различные законопроекты утверждались монархом без предварительного обсуждения в Госсовете.

Первый период царствования Александра I был связан с именем М.М. Сперанского – гениального российского управленца, выходца из духовного сословия, возвысившегося до советника императора исключительно за счет собственных способностей. М.М. Сперанский считал, что Россия нуждается в реформировании, однако эти реформы должны быть постепенными и продуманными. Он не был сторонником единовременной отмены крепостного права, полагая, что она должна быть подготовлена серией многочисленных преобразований, которые, в конечном итоге, изменят сущность российского социума и государства.

В 1809 г. М.М. Сперанский подготовил проект реформ, осуществление которых позволило бы переустроить государственную модель России, перейти к конституционной монархии, ввести политические и гражданские права, обеспечить разделения властей, привлечь общество к решению насущных проблем, осуществить независимость судебной власти, обеспечить выборность законодательной власти и подчинение исполнительной власти законодательной.

По плану предусматривалось ввести три ряда параллельных учреждений: законодательных, исполнительных и судебных. Высшим законодательным органом должна была стать Государственная дума; судебным – Сенат, исполнительным – министерства. Предусматривалось ввести также низшие судебные, законодательные и исполнительные органы власти. Ни один закон не должен был издаваться без одобрения Государственной думой. Госсовет должен был стать высшим контрольным органом, состав которого определял император из высших сановников.

М.М. Сперанским была инициирована масштабная работа по кодификации (составлению) российского законодательства. С его подачи началась финансовая реформа, ставилась под контроль финансовая деятельность министров. Вводился новый налог с дворян-землевладельцев. Профессионализм бюрократического корпуса должен был возрасти с введением двух новых указов. Согласно первому указу запрещалось приравнивать придворные звания к гражданской службе, что поставило заслон переходу придворных в гражданскую службу. Согласно второму указу, для перехода в VIII классный чин, дававший его обладателю потомственное дворянство, необходимо было сдать соответствующий экзамен или иметь университетское образование.

Непонимание прогрессивных идей, высказываемых М.М. Сперанским, придворные интриги, развернувшиеся вокруг любимца царя, обвинение М.М. Сперанского в профранцузских симпатиях, в конечном итоге, привели к его отставке в 1812 году. Примечательно, что одним из самых ярых противников М.М. Сперанского был Н.М. Карамзин, выступавший с консервативно-охранительных позиций.

Либеральные идеи александровского царствования особенно убедительно проявились в сфере реформирования народного образования. План развития среднего и высшего образования предусматривал создание в стране четырех родов образовательных учреждений: приходских, уездных, губернских училищ, гимназий и университетов. В начале XIX века в России действовало 6 университетов, которые являлись центрами образовательных округов. В 1804 г. был издан университетский устав, предоставивший широкую автономию университетам. Профессура имела право самостоятельно выбирать ректоров, деканов и профессоров на вакантные должности. Огромные затраты на реализацию образовательной реформы оправдали себя в полной мере. Страна получила квалифицированные кадры и смогла в дальнейшем успешно проводить модернизацию различных сфер общественной и государственной жизни.

Власть, стремясь к реформированию страны, не спешила вводить радикальные преобразования в центре, экспериментируя на окраинах империи. В состав России в 1809 г. вошла Финляндия, а в 1815 г. – Царство Польское. Именно западные и северо-западные регионы страны впервые получили многие свободы, которые так и не были реализованы в исконно русских губерниях. Широкую автономию получило княжество Финляндское. В 1815 г. была введена Конституция в Польше, где появился двухпалатный Сейм. Власть сосредотачивалась в руках шляхты, причем некоторые должности в судебных и административных учреждениях могли занимать только земельные собственники.

1818 год историки называют последним годом «откровенного александровского либерализма». Именно в этом году А.А. Аракчеев и Е.Ф. Канкрин подали на рассмотрение императору либеральные проекты освобождения крестьян; в этом же году вышла откровенная статья А.П. Куницына «О конституции», в которой говорилось о преимуществе парламентского строя перед абсолютной монархией; и в этот же год император посетил Польшу. В «варшавской» речи, которую Александр I произнес по-французски, были следующие слова: «Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то, что я уже с давних лет приуготовляю, и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости».

С санкции царя Н.Н. Новосильцевым была подготовлена «Государственная уставная Грамота Российской империи» (1818-1820) – проект общероссийской конституции. В ней проявились черты конституционного строя: власть самодержца ограничивалась двухпалатным Сеймом; губернии объединялись в наместничества. В каждом из них предусматривался двухпалатный сейм. Сейм должен был стать законосовещательным органом, при сохранении законодательной инициативы у императора. Правом голоса наделялись дворяне, городские жители, имевшие недвижимость, лица, получившие университетское образование, купцы 1 и 2 гильдий и цеховые мастера. Предусматривалось введение некоторых гражданских свобод. Вопрос о крепостном праве в документе не рассматривался.

Несмотря на свой консервативный характер, этот проект не был опубликован, поскольку власть столкнулась с реакционной оппозицией в лице большинства дворянского сословия. Александр I, прекрасно осознавая, что он зависит от высшего сословия империи, не пожелал идти на конфликт с дворянством.

В начале 1820-х годов политика Александра I приобрела более сдержанный, консервативный характер. Либеральные идеи ушли в прошлое, место прогрессивного, свободомыслящего М.М. Сперанского занял услужливый А.А. Аракчеев. Многие политические решения, принятые Александром I в конце 1810-х – начале 1820-х гг., носили откровенно реакционный характер. Примером может служить введение в 1816 г. военных поселений. Для сокращения расходов на содержание армии, в них совмещались строевая служба и ведение хозяйства. Эти поселения устраивались на казенных землях. Муштра и строгая регламентация всех сторон жизни приводили к восстаниям военных поселян, например, в Чугуевском военном поселении в 1819г.

В.О. Ключевский считал, что Александр I испугался волнений, в которых увидел отблески революций в Италии и Испании. В.Я. Гросул обратил внимание и на внешнеполитическую причину этой трансформации. Руководитель австрийского правительства Меттерних постоянно запугивал российские власти опасностью революции, что, несомненно, подталкивало императора к консервации реформ.

В 1821 г. была создана сеть тайной полиции в армии, а в 1822 г. последовал указ, запрещавший любые тайные общества и масонские ложи. [44] Особенно заметно проявила себя реакция в сфере образования и просвещения. Министерство народного просвещения с 1817 г. стало называться Министерство духовных дел и народного просвещения. Наиболее рьяными реакционерами оказались попечители двух учебных округов Санкт-Петербургского – Д.П. Рунич и Казанского М.Л. Магницкий. Поборники воинствующей религиозности, противники конституционного строя, они насаждали муштру и мракобесие в стенах университета.

Таким образом, к концу царствования Александра I внутриполитическая обстановка в стране была крайне нестабильной. Кроме оппозиции со стороны помещиков правительственной политикой были недовольны русские купцы и церковь. «Дней Александровых прекрасное начало» так и не принесло России ограничение самодержавия. Реакционная политика последних лет царствования Александра I свела на нет все попытки власти и общества согласовать свои интересы. Либерально настроенная часть российского дворянства разуверилась в самой возможности консенсуса с императорской властью и утверждения в России конституционного строя мирным путем. Эти настроения породили заговор в среде элиты русской армии, который воплотился в восстание декабристов 14 декабря 1825 года (см. тема 7).

Внезапная кончина Александра I, восстание декабристов и его подавление омрачили воцарение следующего российского императора, Николая I (1825-1855). Его правление носило консервативно-бюрократический характер, а после революционных событий в Европе (1848) политическая линия, проводимая императором, приобрела реакционный оттенок.

После событий 14 декабря 1825 г. усилился разрыв между властью и обществом. Николай I считал, что только наивысшая степень регламентации всех сторон жизни государства и общества, максимальная централизация и контроль институтов власти над всеми протекающими в стране процессами способны обеспечить процветание империи. Внутриполитической опорой престола стало чиновничество. По выражению В.О. Ключевского, при Николае было завершено здание русской бюрократии. Если в 1796 году было 15-16 тыс. чиновников, то в 1847 г. – 61548.

Николай Павлович стремился сделать важнейшим принципом функционирования бюрократического аппарата служение государству, поэтому для него было важно создать мощный корпус послушных, верных исполнителей. Деятельность чиновников регламентировалась множеством инструкций и циркуляров. Чрезмерная централизация бюрократических структур, отсутствие общественного контроля за деятельность чиновников (ревизии, присылаемые на места из центра, давали лишь временный эффект) привело к разрастанию коррупции, взяточничества, казнокрадства, всевластию столоначальников[45], что, кстати, с горечью признавал сам император.

Несмотря на то, что многими современникам Николай I описывается как человек не способный к компромиссу, недалекий солдафон, это представление, как показывают современные исследования, не отражает всей полноты натуры императора и, тем более, весьма односторонне рисует тридцатилетний период его царствования. Николай I был реалистом и прекрасно осознавал необходимость реформирования государства.

Власть нуждалась не только в верных престолу исполнителях, но и в талантливых чиновниках, способных генерировать новые идеи и претворять их в жизнь. Среди высшей бюрократии в царствование Николая I было немало ярких личностей: П.Д. Киселев, С.С. Уваров, Ф.И. Тютчев, Е.Ф. Канкрин, Д.Г. Бибиков. Для реализации задуманных мероприятий он привлекал людей, чьи политические взгляды далеко не всегда совпадали с его личными предпочтениями. Именно поэтому в кругу высших сановников при Николае I оказались либерально настроенные Н.М. Милютин, М.М. Сперанский, а учителями его детей стали одни из самых выдающихся деятелей эпохи В.А. Жуковский, К.И. Арсеньев, М.М. Сперанский.

В отличие от своего старшего брата Николай Павлович четко понимал, какими политическими установлениями следует руководствоваться при управлении российским государством. Он признавал лишь две формы правления, в которых, по его мнению, не было фальши – это республика и неограниченная монархия. Государственный строй России, по мнению Николая I, мог быть только самодержавной монархией. Идеологической доктриной николаевского царствования стала сформулированная министром народного просвещения графом С.С. Уваровым формула: «Православие. Самодержавие. Народность» (см. глава 7).

При этом самодержавие должно было опираться на прочную правовую базу. Именно поэтому Николай I не только не приостановил работу над законодательством, но и привлек к кодификации [46]российских законов М.М. Сперанского. К 1830 г. было закончено первое издание Полного свода законов Российской империи, в которое вошли законы, начиная с 1649 г. до 1825 г., систематизированные по хронологическому принципу (45 томов). К 1833 г. был напечатан действующих Свод Законов Российской империи в 15 томах. Кодификация российского законодательства упорядочила эту важнейшую сферу и заложила основу для проведения будущих реформ.

Сам Николай Павлович строго соблюдал закон, даже когда он не согласовывался с его взглядами. Так, в 1829 г. Николай I принял корону царства Польского и поклялся строго блюсти Конституцию, хотя конституционное правление не соответствовало его личным политическим взглядам. Такого же соблюдения закона он требовал и от своих подданных, поэтому разразившееся в Польше восстание (1830-1831 гг.) он расценил как нарушение законности.

Все изменения в государственном управлении, предпринятые в годы царствования Николая I, были направлены на укрепление существующего политического порядка. Для реализации этой цели была проведена реорганизация высших органов государственного управления на принципах централизма и иерархичности. Усилились позиции флигель-адъютантов, выступавших теперь в роли контролеров и генерал-губернаторов; были уточнены обязанности губернаторов, которые являлись проводниками предписаний центральной власти.

Значение Сената и Госсовета во второй четверти XIX в. отходит на второй план. На первое место выступает Собственная Его Императорского Величества канцелярия, включавшая 6 отделений, фактически приравненных по значению к министерствам.

I отделение ведало личным составом чиновников и подготовкой бумаг для доклада императору.

II отделение было создано для кодификации законодательства.

III отделение – высший орган полиции и политического сыска (возглавил А.Х. Бенкендорф). Исполнительным органом III отделения являлся корпус жандармов. Функции III отделения заключались в организации политического сыска; в расследовании дел раскольников, сектантов, должностных и уголовных преступлений; в слежке за иностранцами; в расследовании дел, касающихся крепостных крестьян; в ведении дел о фальшивомонетчиках и подделке документов. В 1842 г. была образована пятая экспедиция, которая занималась цензурой периодических изданий и литературных произведений.

IV отделение было создано в 1828 г. и руководило управлением учебными и благотворительными заведениями ведомства императрицы Марии Федоровны.

V отделение занималось подготовкой реформы государственной деревни. В дальнейшем оно контролировало деятельность Министерства государственных имуществ.

VI отделение, созданное в 1842 г., занималось подготовкой проекта Кавказского наместничества.

Регламентация деятельности органов власти распространилась и на провинцию. Бюрократизация местного управления была направлена на повышение степени согласованности действий центральной и местной властей. Проведение подобной политики привело к крайне негативным результатам. Усилилась волокита, замедлились темпы прохождение дел по инстанциям, укоренился формальный подход к решению многих вопросов.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия дублировала функции министерств, в тоже время, являясь контрольным органом над ними. Бюрократизации государственного управления способствовала также работа множества комитетов и комиссий, имевших функции и полномочия высших государственных органов. Среди этих подразделений особую роль играл комитет «Комитет 6 декабря» (1826-1830), созданный для подготовки реформ государственного управления. Его работа оказалась весьма продуктивной и по свидетельству гр. В.П. Кочубея, Николай I черпал из нее «много дельного».

В частности, особую заботу император проявлял о развитие торговли и промышленности. Особенно удачны были реформы, проведенные в финансово-экономической сфере. С 1823 по 1844 гг. министерство финансов возглавлял талантливый экономист и управленец Е.Ф. Канкрин, блестяще осуществивший денежную реформу (1839 г.), направленную на укрепление положения российского рубля и стабилизацию финансовой системы страны. Вместо неустойчивых ассигнаций был введен твердый серебряный рубль, который равнялся 3,5 ассигнационных рублей. Реформа обеспечила финансовую стабильность России вплоть до Крымской войны и способствовала расцвету промышленности.

Согласно оценкам большинства исследователей, несмотря на феодально-крепостническую систему, существовавшую в России, развитие промышленности в первой половине XIX в. делало значительные успехи. По подсчетам советского историка М.Ф. Золотникова, за полстолетия число мануфактур и заводов выросли примерно в 2 раза, а занятых на них работников – в 6 раз. В России началось железнодорожное строительство (1837).

Как и Александр I, Николай Павлович уделял огромное внимание развитию системы образовательных учреждений, которые находились под особым идеологическим контролем власти. Подготовка высококлассных специалистов в разных направлениях (торговля, промышленности, армия, социальная сфера), а также воспитание молодых людей в духе верноподданнических настроений, предотвращение «вольнодумства» должны были стать основными ориентирами для развития всех уровней и направлений образовательной системы. В ряду этих мероприятий было издание цензурного устава (1826), прозванного современниками «чугунным», который запрещал пропускать в печать произведения с критикой монархического строя или пропагандой революционных идей. В 1835 г. был издан новый университетский устав, существенно урезавших автономию вузов. Несмотря на то, что государство проводило сословную политику в отношении системы образования, при Николае I существенно возросло число образованных людей не только в дворянском или духовном сословиях, но и в среде «городского гражданства».

Особую роль Николай I, как и его венценосная бабка Екатерина Великая, отводил развитию городов. Он самолично составлял проекты преобразования и благоустройства многих губернских центров (Нижний Новгород, Симбирск и др.). Однако урбанизационные процессы в аграрной России протекали крайне вяло и только с 1840-х гг. наблюдается некоторые оживление не только экономического, но и социокультурного развития провинциальных центров. Застой в развитии городского самоуправления, структура и функции которого были определены еще Жалованной грамотой городам 1785 г. (см. тема 5), правительство связывало не с бесправием городских дум, а с недостаточной степенью участия в самоуправлении дворян. В 1846 г. было разработано новое городское положение для Санкт-Петербурга. Шестигласная дума заменялась Распорядительной, в которую были включены представители дворянства, но городским головой продолжал избираться представитель купечества. Число выборщиков сократилось на 1,2%, поскольку был введен имущественный ценз

Переломным моментом в царствовании Николая I стал 1848 г., когда в Европе произошли сразу несколько революционных выступлений. Обеспокоенный распространением радикальных настроений, Николай Павлович решился на ужесточение политического курса. Реакция проявилась во всех сферах жизни общества. В 1848 г. был учрежден «бутурлинский» комитет для цензуры книг. Ряд литераторов, к примеру, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев оказались под надзором полиции. В университетах запретили преподавать философию и государственное право. Кроме всего прочего, были раскрыты два антиправительственных общества: на Украине Кирилло-Мефодиевское общество, в столице кружок М.В. Буташевича-Петрашевского (см. тема 7).

Реакционный курс последних лет правления Николая I и консерватизм подавляющей массы дворянства предопределили нарастание стагнационных тенденций. Ошибки, совершенные во внешнеполитическом курсе, привели страну к политической изоляции. Россия была вынуждена воевать в годы Крымской войны с мощнейшими государствами Европы и Турцией. Поражение в Крымской войне и подписание позорного для России Парижского мира (18 марта 1856 г.),[47] были следствием внутреннего социально-политического развития. Политика охранительного консерватизма исчерпала свой потенциал. Пришло время реформ на основе либеральной политической концепции. Это стало делом царствования сына Николая I Александра II (1855-1881).

Отмена крепостного права в 1861 г., изменение социально-экономического уклада, повлекло за собой реформы всех сфер жизни российского общества. 60-70-е годы XIX века вошли в историю как эпоха «великих реформ. Целью их проведения являлась адаптация самодержавного политического строя к потребностям капиталистического развития.

Одной из первых была проведена реформа местного самоуправления – земская реформа. Идея самоуправления была весьма популярна в русском обществе. За нее ратовали представители различных общественных течений. Правительство не пошло на введение центрального народного представительства и ограничилось созданием земств на местах. По «Положению о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденному Александром II 1 января 1864 г. все избиратели делились на три курии. В первую курию – уездных землевладельцев входили владельцы не менее 200 десятин земли, другой недвижимой собственности не ниже 15 тыс. рублей, а также уполномоченные от духовенства. Во второй курии – городской – участвовали купцы 1 и 2 гильдий, а также владельцы городской недвижимости стоимостью от 500 до 3000 рублей. В третьей курии выборы были трехступенчатыми. На волостных сходах крестьяне избирали выборщиков, которые на специальных съездах, в свою очередь, избирали гласных. Таким образом, в структуру органов местного всесословного самоуправления оказались «вмонтированы», созданные реформой 1861 года органы крестьянского самоуправления.

Земские собрания (в уездах и губерниях) избирали на три года исполнительные органы – земские управы. Уездные и губернские предводители дворянства председательствовали в земских собраниях, что являлось своеобразной компенсацией дворянству за потерянную вотчинную власть.

Решение местных проблем должно было, по мнению автора реформы П.В. Валуева, отвлечь «умы от политических мечтаний в общей, так сказать, сфере». В компетенцию земств входили такие вопросы как назначение денежных сборов на местные нужды; заведование земскими имуществами и капиталами; забота о путях сообщения; здравоохранение и ветеринария; народное образование; статистика; развитие местной торговли и промыслов.

Сфера деятельности земств ограничивалась хозяйственно-культурными делами. Земства были лишены права законодательной инициатив, что превращало их в «здание без фундамента и крыши». Губернатор имел право приостановить исполнение всякого постановления земских учреждений. Вместе с тем, введение земств было, несомненно, прогрессивным шагом, поскольку произошло отделение земств от административной власти: к избранию гласных были допущены представители всех сословий. Кроме того, земства получили некоторую финансовую самостоятельность, поэтому могли содержать земских врачей, учителей, ветеринаров, статистиков.

Немногочисленные права земств еще более сузились с введением указов 1868-1874 годов. Была ограничена гласность и публичность их заседаний, земства оттеснялись от заведования школьным образованием. В конечном счете, они были поставлены в полную зависимость от власти губернатора. В ходе земской реформы органы местного самоуправления были созданы только в 34 из 43 губерний. В регионах, где отсутствовало помещичье землевладение, а также на национальных окраинах земская реформа не была осуществлена. И все же земства стали школой парламентаризма. Именно здесь зародилось земское движение, ставшее социальной основой либеральных идей в России.

В 1870 г. была осуществлена реформа городского самоуправлен ия. В 509 городах городские думы стали всесословными, выборы в которые осуществлялись также с учетом имущественного ценза. Все жители, платившие налоги, разделялись на три категории и выбирали гласных городской думы. Гласные избирали из своей среды городского голову и членов городской управы. Городской голова был одновременно председателем и городской думы, и городской управы. Выборы проходили раз в четыре года. Городские думы получили возможность заниматься городским хозяйством, благоустройством, развитием инфраструктуры и культурной среды городов.

После отмены крепостного права крестьяне стали полноправными гражданами, поэтому необходимо было изменить судебную систему. Судебная реформа (1864) была самой продуманной и последовательной из всех. Краеугольным камнем судебной системы стал принцип равенства всех перед законом. В её основу были положены следующие принципы: разделение судебной и административной власти; несменяемость судей; независимая организация адвокатуры; гласность; создание суда присяжных; состязательность судебного процесса.

В соответствии с проведенной реформой была перестроена вся иерархия судебных органов, появились новые судебные инстанции: мировой суд, съезд мировых судей, окружной суд, судебная палата. Высшим судебным органом был Сенат. Дела разделялись на важные и менее важные. Первые разбирались судом присяжных; вторые – судьями без присяжных; незначительные правонарушения рассматривались уездными мировыми судами, состав которых избирался на уездных земских собраниях. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в Сенате только в том случае, если был нарушен порядок судопроизводства. Если суд проходил в окружной палате с участием присяжных, его решение считалось окончательным, без них – решение могло быть обжаловано в судебной палате.

Также были введены институты судебных следователей и присяжных поверенных – адвокатов при окружном суде или судебной палате, осуществлявшие консультирование и защиту сторон.

Судебная реформа отчасти стала шагом к ограничению самодержавной монархии, поскольку в ней наиболее полно был реализован принцип разделения властей. Судебная власть становилась независимой от исполнительной и законодательной, что прокладывало путь к утверждению в России правового государства.

Поражение в Крымской войне привело к кардинальной перестройке вооруженных сил страны. Военную реформу возглавил Д.А. Милютин. Она продолжалась почти 10 лет и включала не только изменение принципа комплектования армии, но и реформирование управления военные частями, перевооружение армии. Гладкоствольное оружие было заменено нарезным, появились стальные орудия и винтовки Бердана для пехоты. Реформировались как регулярные, так и нерегулярные казачьи войска.

В 1867 г. был принят военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы 1864 года; изменилась система управления армией, страна была поделена на военные округа, подчинявшиеся военному министру.

Центральным событием стало введение манифеста о всеобщей воинской повинности (1 января 1874 года). Главная цель реформы – сокращение численности армии в мирное время и увеличение её мобильности во время военных действий. Все лица мужского пола 20 лет отроду были обязаны явиться на призывной пункт. После медицинского осмотра «по жребию» набиралось нужное число новобранцев, требующихся в текущем году, а остальные записывались в «ополчение». Срок срочной службы составлял 6 лет, на флоте -7; срок запаса - 9 и 3 года. Новым законом предусматривались льготы по семейному положению, уровню полученного образования и занятий (священники, врачи, ветеринары). Для получивших начальное образование строк службы сокращался до 4 лет, для выпускников гимназий – год, а окончившие университет служили только полгода. Призыву не подлежал единственный кормилец в семье и призывник, у которого старший брат только вернулся из армии или еще находился на службе. В ходе реформы были созданы военные гимназии, юнкерские училища и военные академии. В армии новобранцы обучались не только военному делу, но и грамоте.

Милютинская военная реформа была одной из самых удачных из серии «великих реформ», носила прогрессивный характер. При проведении реформы были учтены интересы государства, общества и отдельного обывателя. Внимание и бережное отношение к солдату – отличительная черта военной реформы 1861 - 1874 годов.

Значительные изменения происходили в 1860-1870-е годы в сфере народного образования и печати. По «Положению о начальных народных училищах» 1864 г. их разрешено было открывать частным лицам и организация, тем самым ликвидировалась государственно-церковная монополия в деле образования. Устав средних школ (1864) предусматривал за плату доступ в гимназии детей всех сословий. В 1863 г. Александр II восстановил автономию университетов. В 1870-е годы первые шаги начало делать высшее женское образование. Программы высших женских курсов (курсы Герье в Москве, Бестужевские курсы в Петербурге) согласовывалась с университетами. На курсах преподавали ведущие специалисты И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев.

В 1865 г. был введен новый цензурный устав. По нему отменялась предварительная цензура книг в 10 или более листов. Однако закон редакторам газет и журналов касаться острых политических вопросов.

Эпоха «великих реформ» в России стала колоссальным переворотом в социально-политической жизни, социально-экономическом укладе и социокультурной сфере. Реформы носили модернизационный характер по своему исполнению и были революционны по своему содержанию. Проблема заключалась в том, что российское общество в массе своей не было подготовлено к восприятию новых идей и быстро разочаровалось в либеральных установках. На смену либеральным настроениям 50-60-х годов в 1870-е годы пришли радикальные идеи переустройства общества, все более и более приобретавшие популярность, особенно в среде образованной молодежи. Это не могло не отразиться на позиции императорской власти. Александр II оказался в довольно сложном положении: одна часть консервативно настроенного слоя общества ждала от него «закручивания гаек», либеральная интеллигенция была недовольна замедлением темпа реформ, а молодые революционеры видели в императоре символ системы, которую следовало уничтожить.

Распространение радикальных идей в российском обществе требовало от власти принятия незамедлительных действий. 12 февраля 1881 г. учреждена Верховная распорядительная комиссия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым для борьбы с революционерами-террористами. После относительной стабилизации общественных настроений комиссия была ликвидирована, а М.Т. Лорис-Меликов стал министром внутренних дел с расширенными полномочиями.

21 января 1880 года состоялось Особое совещание при царе, где обсуждались давние проекты о народном представительстве. М.Т. Лорис-Меликов предложил план дальнейших преобразований, который получил в литературе не совсем корректное название «конституция Лорис-Меликова». Для усовершенствования административной системы он предполагал составить ряд комиссий с привлечением в них представителей из земств. Утром 1 марта 1881 г. царь назначил заседание Совета министров по этому вопросу на 4 марта, а через несколько часов был убит террористами-народовольцами на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге.

Взошедший на престол после трагической гибели отца Александр III (1881-1894), пошел по пути отказа от либеральных реформ. Многие из консервативных мероприятий, проводившихся его правительством, были вызваны общественно-политической обстановкой. Не только власть, но и общество отказывались от диалога, что усугубляло ситуацию. Политика контрреформ начала проводиться, в первую очередь, в сфере образования и просвещения. Контрреформы ограничили свободу печати, ввели препоны для поступления детей из низших сословий в университеты. Были закрыты многие радикальные и либеральные периодические издания, фактически была ликвидирована университетская автономия, закрыты высшие женские курсы.

Существенно была ограничена самостоятельность органов местного самоуправления, земств и городских дум. Введением в 1889 г. института земских начальников прави

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...