Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генезис и развитие либеральных идей в России




Либерализм (< лат. liberalis – свободный) – общественно-политическое направление, система представлений, ориентированная на прогресс, проведение реформ с целью создания буржуазной социально-политической системы. К основным идеям либерализма относятся: защита естественных прав человека и свободы личности (право на жизнь, свободу, частную собственность); создание правового государства, с мощным законодательным корпусом и разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Политический идеал либералов – республика или конституционная монархия с функционированием представительного органа – парламента; всеобщее, или частично ограниченное, избирательное право; демократические свободы (свобода слова, совести, печати).

Среди исследователей либерализма нет единого мнению по вопросу его возникновения на русской почве. В.В. Леонтович возводит формирование русского либерализма к 60-м годам XVIII в., эпохе «просвещенного абсолютизма». Другие историки считают, что он возник в 1840-х годах (течения западников и славянофилов), а окончательное его становление произошло в эпоху «великих реформ». Обобщив высказанные точки зрения, следует указать на то, что зарождение либерализма в России были следствием влияния западных идей на русскую культуру. Либерализм в его западном понимании в России воспринимался, скорее, как модное явление политической жизни, нежели чем глубокая концепция общественного развития.

Русская общественная мысль существенно модернизировала основные положения классического либерализма. Русский либерализм, как и русский консерватизм, имел множество оттенков. Одно направление либералов разрабатывало идеи западного либерализма, а другое, смыкалось с консерваторами-традиционалистами. Социальной опорой для русского либерализма стало дворянство и интеллигенция (профессура, земское движение), а не буржуазия как Западной Европе или Северной Америке. Русская буржуазия не была самостоятельной политической силой, поскольку экономически во многом зависела от государства, в следствии проводившейся на протяжении довольно длительного времени политики протекционизма.

Зарождение либерализма как политической программы связано с именами Екатерины II и Александра I. Историки употребляют особый термин для обозначения их политической стратегии – «правительственный либерализм». Особе место в развитии этой концепции занимают идеи М.М. Сперанского. Разработанный им проект преобразований базировался на приоритете закона в жизни государства и последовательном проведении принципа разделения властей (см. тема 6).

Среди течений русского либерализма особое место занимают два ярчайший явления русской общественной жизни, расцвет которых пришелся на 30-40-е годы XIX века, – западничество и славянофильство. Полемика между ними разворачивалась в столичных салонах и на страницах литературных журналов.

Западническая концепция наиболее полно отразилась в трудах историков Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, писателей и публицистов В.П. Боткина, В.Ф. Корша, П.В. Анненкова. Б.Н. Чичерин – один из главных идеологов русского либерализма – полагал, что в лагере западников не было единства, их объединяло уважение к индивидуальности и европейской науке. «И то, и другое, – писал Б.Н. Чичерин, – очевидно можно было получить только от Запада, а потому они сближение с Западом считали великим и счастливым событием в русской истории».

Западники отстаивали идею единства мировой цивилизации, и считали, что российский путь развития изначально во многом был схож с исторической судьбой Западной Европы. Татаро-монгольское нашествие затормозило естественный ход событий, а в ходе петровских преобразований Россия возвратилась к исконным началам, «нагнала» упущенные возможности. Задача отсталой России – как можно скорее пережить свою «азиатчину» и, примкнув к европейскому Западу, слиться с ним в единую культурно-историческую семью. Западники, в отличие от славянофилов, считали, что темный и невежественный народ не способен к прогрессу, поэтому борьбу за реформы должна возглавить интеллигенция. Западничество поставило на первое место приоритет личности, необходимость опоры на закон в проведении реформ, который четко должен был определить и закрепить права и свободы гражданина.

Западники выступали за реформирование страны – отмену крепостного права, введение демократических свобод, изменение судебной системы, но в вопросах политического будущего позиция западников была не столь монолитна. В западничестве оформилось два крыла – революционно-демократическое (А.И. Герцен, В.Г. Белинский) и либерально-буржуазное во главе с профессором московского университета, историком Т.Н. Грановским. Первые считали, что необходимо коренное изменение политического устройства России, (в дальнейшем А.И. Герцен отошел от либеральных идей, см. параграф 7.3). Вторые выступали за либеральные реформы и введение конституционной монархии по английскому образцу.

Несколько особняком в лагере западников стоял крупнейший русский мыслитель первой половины XIX в. П.Я. Чаадаев. Основные его произведения «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» как у современников, так и у исследователей не находили однозначной оценки. Участник войны 1812 года, блестящий офицер, имевший все возможности стать адъютантом Александра I, покинул службу и удалился за границу. В Москве он появился в 1830-х годах, а в 1836 г. в журнале «Телескоп» публикуется его первое «Философическое письмо». Прочитав его, С.С. Уваров доложил императору, что «Письмо» «дышит нелепою ненавистью к Отечеству и наполнено ложными и оскорбительными понятиями» относительно сущности России. Николай I, ознакомившись с текстом, определил наказание цензору, пропустившего «крамолу» и редактору журнала Н.И. Надеждину, а самого философа приказал отдать под полицейский надзор.

«Философическое письмо» содержало раздумья П.Я. Чаадаева о сущности русского исторического пути, о взаимоотношениях России с Западной Европой. Согласно европоцентристской концепции Чаадаева, история Западной Европы представляется собой органическое развитие всех культурных, религиозных и политических институтов. Католичество – прогрессивная «историчная» религия, народы, исповедующие ее, делали колоссальные успехи, двигались вперед. Русь сделал огромную ошибку, приняв православие, отгородив себя и от Запада, и от Востока. Православие, по мнению П.Я. Чаадаева, – бесперспективная, тупиковая линия религиозной жизни народа, не создавшая духовных основ для прогресса культуры и социально-политической жизни. Подвергая Россию жесткой критике, философ, оставался патриотом и верил в её потенциальные возможности.

Историк Б.С. Итенберг отметил главное последствие выхода в свет «Философического письма»: «Публикация Чаадаева породила бурю споров, несогласий, возражений, всколыхнула российскую общественность, заставила оценить прошлое страны и стран Запада, вторгнуться в историю религиозного сознания».

Западникам противостоял лагерь славянофилов. Славянофильство – яркий феномен интеллектуальной жизни российской общества. Оно вобрало в себя как идеи традиционализма, так и либеральные ценности.

Славянофилы, в отличие от их оппонентов, западников, выступили единым лагерем. К самым известным представителям этого направления можно отнести братьев К.С. и И.С. Аксаковых, братьев И.В. и П.В. Киреевских, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова. Они отказались от европоцентристского видения исторического процесса. Согласно их концепции, каждый народ живет своей самобытной жизнью, в основе которой лежит глубокое идейное начало – «народный дух». Славянофилы считали Россию уникальным историческим образованием, однако в отличие от сторонников «официальной народности», на первое место они ставили не самодержавие, а православие, которое являлось основой самобытного русского мира, определяло «народный дух» русской цивилизации.

В своих работах славянофилы разработали такое понятие как «соборность», истоками уходившее в православное христианство и общинную жизнь русского народа. Понятие соборности имеет как религиозный, так и государственный аспекты. Соборность предполагает не личное спасение души, а всеобщее, всего православного народа. Соборность – одно из важнейших духовных условий национального единства, взаимоотношений церкви и государства, общества и власти.

Наиболее ярким воплощением идеала соборности в политическом плане, по мнению славянофилов, была Московская Русь. Самодержавная власть монарха, опираясь на представительство народа – Земский собор – «соправила» с народом. Вместе с тем, самодержец учитывал авторитет церкви. Такой политический порядок, с позиции славянофилов, более соответствовала духу и характеру русского народа, чем петербургская бюрократическая монархия, созданная Петром Великим по европейскому образцу.

В отличие от консерваторов, которые считали, идеалом политического устройства империю, построенную Петром I, славянофилы полагали, что реформатор изменил сущность русского самодержавия, превратив его в подобие западноевропейского абсолютизма. Петр I, подчинив церковь государству, лишил её самостоятельности, что противоречило принципу соборности. Он уничтожил бытовую самобытность русского народа.

Славянофилы ратовали за реформирование страны на основе традиционных форм общественного устройства, введение гражданских свобод и народного представительства по исконно русскому образцу, за отмену крепостного права. Под свободой они понимали принцип невмешательства государства в социальную жизнь страны. Выступая за гласный суд, свободу слова, смягчение системы наказаний, они верили в непоколебимость самодержавной власти. Предложенная ими политическая формула гласила: «Сила власти – царю, сила мнения – народу».

Неверно было бы думать, что славянофилы полностью отрицали достижения западной цивилизации, при этом они совершенно не принимали такие черты европейской ментальности как индивидуализм, господство материальных интересов над духовными, агрессивность по отношению к другим формам общественного устройства.

Славянофилы пытались найти точки соприкосновения и с западниками, и с некоторыми представителями официального консерватизма, в частности, с последними их объединяла идея панславизма [52].

Славянофилы отвергали существующий порядок вещей в государстве, а негативная оценка реформирования Петром Великим России делала их серьезнейшими оппонентами существующей власти. Будущее развитие страны они видели только на основе синтеза либеральных свобод и традиционных устоев русского общества.

И западники, и славянофилы ратовали за отмену крепостного права, выступали за введение либеральных свобод. Оба течения критически относились к существующему порядку вещей. Представители обоих направлений готовы были пойти навстречу правительству в проведении реформ, верили в возможность процветания России. Эта позиция активно проявилась в период подготовки отмены крепостного права и последующих реформ 1860-1870-х годов.

Русский либерализм эпохи «великих реформ» вобрал в себя идеи французских просветителей и концепцию «западников» 30-40-х гг. XIX в., которые акцентировали внимание на достижениях западноевропейской науки и культуры, защите прав личности на законодательном уровне.

Либеральное направление выступало за переход России на западный путь развития, за создание правового государства, укрепление частной собственности. Расцвет русского либерализма приходится на середину 1850-1860-х годов. Все общество в этот период «левеет», либерализм становится модным политическим направлением.

Одной из особенностей русского либерализма пореформенного периода стала его социальная база. Значительную роль в распространении либеральных идей продолжало играть дворянство, а также земское движение, университетская профессура, прогрессивные чиновники – «либеральные бюрократы». Интеллектуальной базой пореформенного либерализма стала плеяда либеральных профессоров, среди которых были П.Г. Виноградов, В.А. Гольцев, Н.А. Каблуков. Н.И. Кареев, С.А. Муромцев.

Главными идеологами русского либерализма эпохи «великих реформ» стали Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин – основоположники государственной школы в русской исторической науке. Представители либеральной общественности группировались вокруг целого ряда периодических изданий, газет и журналов «Русские ведомости», «Вестник Европы», «Голос», «Молва», «Земство».

Основные требования либералов 1850-1860-х годов – это отмена крепостного права; введение всесословного местного самоуправления и создание всесословного органа центрального представительства. Основная проблематика их трудов – личность и её права, взаимоотношения государства, общества и отдельной личности.

Б.Н. Чичерин разрабатывал в своих трудах теорию естественного права. Личность, по его мнению, – это корень и начало всего общества. Первичны права человека, законы – вторичны. Человек имеет право изменять законы, и они должны быть основаны на естественных правах. Основные из них: равенство всех перед законом; право частной собственности; неприкосновенность личности. Б.Н. Чичерин выступал против идеи равенства и всеобщего избирательного права. По его мнению, только образованные слои способы быть творческой силой общества, в том числе, и в политической сфере.

Либералы пореформенного периода разделяли гражданское общество и государство. Гражданское общество – это сфера, где взаимодействуют отдельные лица на началах взаимной пользы. Роль государства заключается в консолидирующем начале. Идеалом для них была конституционная монархия с двухпалатным парламентом.

В концепции либералов пореформенной эпохи значительное место занимали вопросы исторического развития России. Главенствующую роль в российской истории они отводили государству, характерными чертами которого назывались неразвитость представительного начала и закрепощение сословий. Либералы крайне неохотно признавали наличие демократических элементов в Московской Руси. По их мнению, предпосылки к зарождению гражданского общества в России начали складываться в XVIII столетии. Со времени Екатерины II начался процесс раскрепощения сословий, завершившийся реформой 1861 года. Только после отмены крепостного права возникло гражданское общество. Государство к этому моменту создало все, что было в его силах, теперь инициатива оказалась в руках общественных сил.

В концепциях русского либерализма акцент делался на земскую самостоятельность, общественную инициативу. Поместному дворянству здесь отводилась роль противовеса властному деспотизм. Однако даже в период реформирования, отмечали идеологи русского либерализма, власть не должна ослаблять свое влияние, она выступает в этот переходный период в качестве своеобразного компенсатора «отсутствовавших основ гражданского общества». В социально-экономических работах русских либералов затрагивались вопросы низкой эффективности крестьянского хозяйства, функционирования общины, положения рабочих, проблема повышения общекультурного уровня населения.

После первого покушения на жизни Александра II в 1866 г. часть либералов, в частности Б.Н. Чичерин, выступили на стороне правительства, и продемонстрировали отказ от радикальных методов давления на власть. Б.Н. Чичерин выдвинул доктрину истинного (консервативного) либерализма. В то же время, в образованном обществе всю большую популярность набирали социалистические идеи.

Попытки либералов найти точки соприкосновения с радикальными социалистическими направлениями, в следствии оппозиционности взглядов и тех, и других, порождали весьма оригинальные концепции, такое, например, как либеральное народничество (Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниэльсон, В.П. Воронцов). Либеральные народники, недооценивая коренных противоречий между интересами индивида и общины, считали, что возможно обеспечить полную свободу личности при сохранении общинного устройства, т.е. объединить принцип свободы индивида и общинное имущественное равенство. Однако эти идеи не получили широкого распространения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...