Дерево стратегических целей
Цели – это конкретное состояние характеристик предприятия, достижение которых является для него желательным и на достижение которых направлена его деятельность. В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-3 года) и долгосрочные (свыше 3-х лет). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация. Накопленный в бизнесе большой опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требовании, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Во-первых, цели должны быть достижимы. Цели не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельные возможности исполнителей. Во-вторых, цели должны быть гибкими. В-третьих, цели должны быть измеримыми, т.е. они должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно изменить, либо же существует другой объективный способ оценки степени достижения целей. В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели долгосрочным. Менеджмент должен стремиться к установлению таких целей, которые обеспечивали бы большую прибыль в долгосрочной перспективе. Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз: · выявление и анализ тенденций, которые наблюдаются в окружении; · установление целей для предприятия в целом; · построение иерархии целей; · установление индивидуальных целей. Первая фаза. Цели очень сильно зависят от состояния среды. Поэтому руководство должно стремиться предвидеть в каком состоянии окажется среда в перспективе и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением.
Вторая фаза. Важное значение имеет система критериев, которыми пользуются при выработке целей предприятия. Обычно эти критерии выводятся из миссии предприятия, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения предприятия в среде. При определении целей учитывается то, какие цели имело предприятие на предыдущем этапе. Также решение по целям должно учитывать ресурсы, которыми располагает предприятие. Третья фаза. На любом крупном предприятии, имеющем несколько структурных подразделений и уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей обусловлена тем, что: 1. цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения; 2. цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри предприятия обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом в выполнении общих целей, она должна быть доведена до уровня отдельного работника. В этом случае достигается одно из самых важных условий успешной деятельности предприятия: каждый работник через свои персональные цели включается в процесс совместного достижения конечных целей предприятия. Построение дерева целей начинается с декомпозиции миссии или генеральной цели организации на конкретно заданный стратегический период. Таким образом, цели 1-го и более низких уровней полагаются для конкретизации, а также для последующего поэтапного осуществления миссии организации.
Существует много разных способов построения системы целей, охватывающей все направления деятельности и все структурные подразделения организации. Целеполагание — это отдельный раздел менеджмента. Для практического построения полного дерева стратегических целей рекомендуются два взаимодополняющих подхода: Первый — это сведение дерева стратегических целей организации к системе целей по созданию и реализации ее стратегических продуктов на существенно разных рынках. Второй — дополнение системы целей по продуктам (по каждому особому рынку) целями, которые характеризуют другие важнейшие аспекты деятельности организации. К таковым относятся, например, цели по развитию персонала, цели изменения оргструктуры, финансовые цели и т. д. Общее разделение системы менеджмента на стратегическое управление тактическое управление обусловливает выделение особенностей стратегически целей, характеризующих их как элементы соответствующей подсистемы. Во-первых, данная конкретная цель относится к стратегическим именно потому, что она является частью общей стратегии, а не целью бизнес-плана ил любого другого элемента тактического менеджмента. Во-вторых, стратегические цели обычно связывают с конкуренцией в долгосрочной перспективе и созданием соответствующих конкурентных преимуществ. Дополнительное представление о стратегических целях — в их сравнение например, с конкретными финансовыми целями — дает таблица 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|