Тема 2.6. Стратегия управления персоналом
Стратегия управления персоналом — это подсистема общей стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по реализации концепции использования и развития потенциала персонала организации в целях обеспечения ее стратегического конкурентного преимущества. Стратегия использования и развития потенциала персонала является ключевой функциональной стратегией организации. Одна из особенностей современной российской ситуации заключается именно в том, что стратегия управления персоналом, или так называемая "стратеги человеческого фактора ", все больше становится первичной и главной не столько в силу логики желаемого стратегического развития, но все чаще выступает как единственный реально возможный стратегический фактор. Другими словами, в подавляющем большинстве конкретных российских бизнес-ситуаций начать какие-либо практически значимые стратегические изменения можно только посредством человеческого фактора. Отмеченная особенность действительно характерна для современной российской ситуации. А собственная специфика, т. е. особая исключительность стратегии использования и развития персонала, обусловлена первостепенным и даже решающим значением для успешного существования современной коммерческой организации именно качества ее персонала. И такое отношение к стратегии управления персоналом становится все более характерным для всего цивилизованного мира. По общему мнению всех ведущих специалистов, первичная основа и главное богатство любой современной организации — это работающие в ней люди. Причем в стратегической перспективе значимость человеческого фактора будет только усиливаться.
Чисто управленческий, или собственно менеджерский, аспект ключевого значения стратегии управления персоналом весьма удачно охарактеризовал Д. Уэлч — председатель правления компании General Electric: "Если Вам удается правильно ставить задачи, подбирать соответствующий персонал для их решения и поддерживать его с помощью удачно построенной системы вознаграждения, то после всего этого для получения блестящих результатов Вашей организацией Вам самому уже даже не надо быть хорошим менеджером". Существует много различных описаний и перечней конкретных причин, обосновывающих значение человеческого фактора для современной организации. Но суть всех таких обоснований одна: создание и эффективное использование высококачественного потенциала персонала организации — это на современном этапе главный фактор достижения бизнес-успеха, а также победы в конкурентной борьбе как в тактической, так и в стратегической перспективе. Данное понимание значения фактора персонала определяет его роль и статус в современной организации, т. е. реальную текущую и перспективную значимость как всей системы управления персоналом, так и ее стратегической составляющей. Основные виды решений Стратегия управления человеческими ресурсами должна быть всеобъемлющей в смысле нацеливания всего кадрового состава организации на достижение целей ее долговременного развития. Ментальной основой создания такой стратегии является адекватное понимание следующих основных видов решений, которые принимаются организацией в области стратегии управления персоналом: 1. Отбор, продвижение и расстановка кадров по всем ключевым позициям организации. Просто и лаконично крайние полюсы всех допустимых стратегий управления персона можно обозначить следующими словами-терминами: создать или купить.
Стратегия, которая реализует принцип создать, позволяет формировать персонал организации, исходя из возможностей действующего в ней процесса привлечения, продвижения, расстановки и развития кадров. Такая стратегия создает у сотрудников необходимые профессиональные навыки, обеспечивающие достаточную эффективность их деятельности. Стратегия, реализующая принцип купить, предполагает изначальное привлечение трудовых ресурсов именно такого качества, какое требуется на каждом иерархическом уровне организации. На практике организации могут использовать любую стратегию, лежащую между данным двумя полюсами. Конкретные решения по эффективному сочетанию в стратегии управления человеческими ресурсами принципов создать и купить для каждой конкретной организации определяются спецификой ее конкретной бизнес-ситуации. При этом к соответствующим ключевым особенностям относятся: специфика данного бизнеса, особенность конкретной конкурентной ситуации, специфика общей стратегии в целом и особенности стратегии управления персоналом в частности. 2. Оценка положения человека в организации. Выбор: система, ориентированная на результативный процесс, или система, ориентированная на заданный результат. В системе оценки, которая ориентирована на результат, считается важным только то, чтобы кандидат на должность соответствовал заранее установленному набору показателей соответствующей деятельности. При этом условия и факторы, улучшающие или ухудшающие его деятельность, реального значения не имеют. Напротив, система оценки, ориентированная на процесс, старается осмысливать и создавать именно условия и факторы, которые для современного работника как раз и являются важнейшей составляющей процесса достижения желаемых результатов. В системе, построенной по принципу создать, определение потребностей в обучении персонала является обязательным, и таким образом необходимые навыки и знания уже существующей в организации рабочей силы развиваются. В системе, построенной по принципу купить, вместо процесса формирования необходимого персонала практикуется процесс его заказа и поиска. 3. Система вознаграждения, обеспечивающая адекватную компенсацию, четко обозначенные выгоды и мотивацию поведения служащих на всех уровнях.
Выбор: компенсационная система, ориентированная на положение, или компенсационная система, нацеленная на индивидуальный результат и эффективную деятельность в рамках всей организации. С одной стороны, мы имеем компенсационную систему, в которой вознаграждение диктуется природой выполняемой работы как таковой. Работы могут быть специфическим образом ранжированы в зависимости от того, какое место они занимают в иерархии организации, что и влечет за собой соответствующую величину вознаграждения. С другой стороны, существуют организации, в которых большое внимание иерархической структуре не уделяется. В них системы вознаграждения построены на очень дифференцированной или даже персонифицированной оценке деятельности. 4. Развитие управления, создающее механизмы повышения квалификации и продвижения по служебной лестнице. Выбор: неформальные (интенсивные) или формальные (экстенсивные) программы развития менеджмента; создание необходимого профессионального уровня или его определение и приобретение. Данные две типовые формы единого стратегического выбора определяют степень приверженности организации к развитию своего менеджмента. Конкретные стратегические решения указанных четырех видов — это и есть ключевые позиции стратегии использования и формирования потенциала персонала конкретной организации. Далее даются краткие описания и методические рекомендации по каждому отмеченному виду решений. В рамках стратегии управления персоналом организации, особенно в условиях относительно развитого стратегического менеджмента, может разрабатываться и реализовываться так называемая "программа широкого действия". Программа широкого действия должна базироваться на информации, собранной на стадии диагностики, а также на конкретных стратегических выборах по указанным основным видам решений. Таблица Персонал: стратегическая программа широкого действия
Схема показывает, что предложенные в ней подпрограммы нацелены на устранение недостатков, выявленных на стадии диагностики. Следует также обратить внимание на большое количество возможных действий, нацеленных на развитие посредством обучения для каждого типа решений. Для некоторых конкретных организаций весь предложенный набор действий может оказаться избыточным. Поэтому (по ситуации) надо делать из него правильный конкретный выбор или осуществлять иную конкретную адаптацию. Стратегическая программа широкого действия, представленная в таблице, хотя и с определенной долей условности, но все же может рассматриваться и в качестве первичного формата стратегии использования и развития потенциала персонала для конкретной коммерческой организации. Дополнительная информация о стратегии управления персоналом наряду с указанными источниками1 содержится в модуле "Управление человеческими ресурсами", который входит в состав Модульной программы2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|