Составить схему, отражающий динамику мотивов спортивной деятельности (по А. Ц. Пуни).
1.4. Написать доклад по следующим темам: - Психологические признаки высокого уровня тренированности и спортивной формы. В диагностике психических состояний в трудовой и спортивной деятельности используется до 50 групп показателей. Исходя из теории функциональных систем, достаточно обходиться 4-5 показателями. По данным В.К. Сафонова, в качестве адекватных психодиагностических методов субъективных оценок психического состояния выступают самооценки: общего состояния на тренировке; уровня усталости за весь тренировочный день; субъективной легкости заключительной части тренировки; общего состояния после тренировки; выраженности усталости после тренировки; стабильности работоспособности на тренировке.
Этот факт подчеркивает необходимость дифференцировать в диагностической работе компоненты состояния по их устойчивости во времени. Объективации устойчивого компонента уделяется особое внимание, поскольку для индивидуализации тренировочного процесса его знание является более существенным, чем традиционно оцениваемые психологами спорта операционные и текущие компоненты перед конкретными выступлениями.
Достаточно остро стоит вопрос о психофизиологических проявлениях состояний тренированности и «спортивной формы», которые важны в прогнозе результативности спортивной деятельности. Часто эти состояния, по сути, не дифференцируются и связываются: 1) со свойствами личности спортсмена, формируемыми в процессе многолетней тренировки; 2) с «перманентным состоянием, длящимся недели и месяцы»; 3) с оперативным состоянием готовности к конкретным соревнованиям. Иногда понятия «состояние тренированности» и «состояние спортивной формы» трактуются как частные случаи «уровня подготовленности» и «состояния готовности».
Специфика требований к деятельности спортсменов в видах спорта группы выносливости (велосипедные гонки, бег на средние и длинные дистанции, плавание и др.) показывает необходимость дифференцированного психофизиологического анализа качеств «тренировочных» и предсоревновательных состояний.
Состояние тренированности и состояние спортивной формы - частные случаи психофизиологического состояния спортсменов, под которым понимается «целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата». Поскольку человек не может одновременно находиться в нескольких целостных состояниях («перманентном», «текущем» и «оперативном»), следует это целое состояние подразделять на разные по устойчивости (или разные по обратимости изменения) элементы. При этом наиболее конструктивным представляется дихотомическое деление, когда менее устойчивые, динамические элементы состояния объединяются в оперативный компонент, а более стационарные, перманентные - в устойчивый компонент целостного состояния.
Основная функция оперативного компонента психофизиологического состояния проявляется в обеспечении согласованности (или рассогласованности) протекания доминирующих процессов функционирования подсистем организма и личности, направленных на достижение ближайшей во времени цели деятельности. В энергетическом отношении оперативный компонент осуществляет переход потенциальной энергии в кинетическую и определяется, в основном, субъективной значимостью ближайшей цели деятельности и трудностью ее достижения.
Устойчивый компонент представляет собой «фон, на котором развертывается деятельность». Он выполняет функцию, обратную функции оперативного компонента: способствует накоплению потенциальной энергии и подготавливает реализацию далеко отставленных целей деятельности данного спортсмена.
Таким образом, взаимодействие устойчивого и оперативного компонентов состояний спортсменов обеспечивает целостность их организма и личности во времени и целесообразность работы всех функциональных систем в зависимости от временной отсрочки основной цели спортивной деятельности.
- Система психологического отбора в спорте. Разработка системы психологического отбора, опираясь на соответствующие закономерности теории спортивной тренировки, включает в себя четыре этапа: формирование целевых критериев, выбор прогностических критериев, построение модели отбора и практика спортивного отбора.
Формирование целевых критериев. При отборе спортсменов, по мнению специалистов (С.В.Брянкин, М.П.Безруков, Б.Н.Шустин и др.), в качестве целевых критериев выступают признаки успешности спортивной деятельности: соревновательные результаты различного уровня и результаты специальных испытаний и тестов, регистрирующих уровень развития различных систем организма.
Целевые критерии успешности спортивной деятельности подразделяются на объективные (метрические) и субъективные (экспертные). Объективные выражаются в стандартных метрических единицах измерения принятых в виде спорта (секунды, метры, килограммы, очки) или через занятое место. Субъективные - это чаще всего экспертные тренерские или судейские оценки квалификации спортсмена. В качестве эксперта можно привлекать и самих квалифицированных спортсменов. Данный вид оценок должен отвечать ряду требований: статистическая достаточность (определенное количество соревнований и экспертов, однородность квалификации экспертов (С.А. Айвазян, 1977) Выбранные целевые критерии отбора должны пройти психометрическую процедуру оценки их валидности и надёжности (см. главу о спортивной психодиагностике), т.к. цена ошибки в принятии решения о судьбе спортсмена очень высока.
Выбор прогностических критериев. Прогностическими критериями являются результаты спортивной психодиагностики, по которым предсказывается (прогнозируется) - спортивная квалификация, пригодность к амплуа, уровень достижений, соревновательная устойчивость и надежность и другие спортивно-значимые целевые характеристики спортсмена.
Основная проблема прогнозирования заключается в том, что достижение максимальных спортивных результатов в разных видах спорта и на разных ступенях спортивного мастерства зависят от большого числа различных психофизиологических показателей и поиск информативных признаков превращается в самостоятельную задачу. Она решается в два этапа. Сначала составляется психоспортограмма (профессиограмма). Это психологическая характеристика конкретного вида спорта. Она подробно описывает специфические, характерные для вида спорта, психические нагрузки на спортсмена и детально, на уровне шкалирования устанавливает специфические требования к психике спортсмена. Для составления психоспортограммы исследуются: структура и характер спортивной деятельности, её специфические актуальные отрезки, анализируется нагрузка и условия её выполнения, описываются наиболее типичные(в первую очередь стрессогенные, экстремальные) тренировочные и соревновательные ситуации, составляется перечень типичных стресс-факторов.
- Выявление профиля мышления. Вводные замечания. Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную внутренним миром человека форму информационного взаимодействия с окружающей действительностью и устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. Тип мышления — это индивидуальный способ аналитико-синтети-ческого преобразования информации. Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным профилем мышления. Профиль мышления конкретного человека отображает доминирующие способы умственной переработки информации на основе присущих ему типов мышления и уровень его креативности (творческий потенциал) как субъекта. Профиль мышления может быть определен на основе выявления типов мышления и креативности, которые человек привык или склонен проявлять в своей учебной, трудовой и бытовой деятельности. Профиль мышления является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей продуктивность его деятельности, его склонности, интересы и профессиональную направленность.
Цель данного задания — определение профиля мышления на основе измерения базовых типов мышления и уровня креативности. В психологии выделяют 4 базовых типа мышления и их обобщенный синтетический тип — креативность. В какой мере базовые типа мышления и креативность присущи людям, занимающимся спортом?
- Изучение доминирующего
Доминирование означает преобладание или относительное обилие, т.е. отношение числа особей данного вида к общему числу особей всех видов, выраженное в процентах. Совершенно очевидно, что доминирование имеет биологическое значение лишь в применении к растениям, большинство которых имеют одинаковые размеры; иногда пользуются понятием ”доминирование проективного покрытия” выражаемого не числом особей, а относительной площадью поверхности, занятой видом”.
“Это понятие нельзя выразить количественно. Оно означает влияние, оказываемое каким-либо видом в любом сообществе. Один какой-то вид может быть немногочисленным, но может оказывать при этом более сильное воздействие на сообщество, чем, скажем, другой более обильно представленный вид, но меньшего размера или не очень активный. Несколько крупных жвачных окажут на луг больше влияния, чем многочисленные насекомые-фитофаги. Их-то и называют доминирующими видами. Доминирование часто выявляют в пределах какой-либо определенной систематической группы, а не всего животного мира. Следует отметить, наконец, что растительность, благодаря своему обилию является вообще группой, доминирующей над животными, за исключением некоторых биоценозов”
Аннотация к книге Стамбуловой Н. Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсмена (в учебнике: Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – С. 64 – 72.). Одним из важнейших аспектов формирования индивидуальности спортсмена является развитие его спортивно важных психических свойств (СВПС). По данным лонгитюдных исследований автора (совместно с В. И. Ениным и Е. Р. Виспен), в ходе многолетних занятий избранным видом спорта постепенно складывается динамичная специализированная структура психических процессов, психических состояний и СВПС личности спортсмена, которая и обеспечивает результативность его деятельности.
Как изучать формирование СВПС спортсмена какими психологическими критериями следует пользоваться для определения уровня развития того или иного психического свойства? –вот предмет разработки, который был определен в советской психологии еще в 1950-х—начале 1960-х гг. в трудах А. Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова и др. Выводы, основанные на анализе литературы и результатах исследований, дают веское основание полагать, что выделенные четыре этапа развития СВПС могут служить ориентирами как для психолого-педагогического исследования, так и целенаправленного поэтапного индивидуального формирования их в личности спортсмена в процессе учебно-тренировочных занятий с учетом требований тренера и вида спорта. С этим, в частности, связан ответ на вопрос о том, как управлять развитием СВПС спортсменов.
Список литературы 1. Келлер B. C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. - М.: ФиС, 1977. 2. Козин А. П. Психология спортивной деятельности. - К.: Здоровья, 1985. 3. Кретти Дж. Психология в современном спорте / перев. с англ. – М.: ФиС, 1978. 4. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1984. 5. Родионов А. В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: ФиС. 1973. 6. Родионов А.В. Психология спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1983. 7. Рудик П. А. Психологическая структура спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1980. 8. Стамбулова Н. Бы. Психология спортивной карьеры. - Л.: ЛГУ, 1998.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 по дисциплине «Психология спорта» ТЕМА: Психология личности тренера. ЦЕЛЬ: рассмотреть структуру личности тренера в спорте, проанализировать ролевые позиции тренера в спортивной деятельности, определить особенности взаимодействия в системе тренер – спортсмен, обозначить влияние тренера на личность спортсмена. СОДЕРЖАНИЕ 1.1. Психологические особенности личности тренера. 1.2. Функции личности тренера. 1.3. Ролевые позиции тренера. 1.4. Педагогические способности тренера. 1.5. Взаимоотношения тренера и спортсменов. 2. Аннотация к работе Двали Г. M. Психологическая помощь тренера спортсмену во время соревнований (в учебнике: Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – С. 269 – 275.). Список литературы.
1.1.Психологические особенности личности тренера.
Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры. В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности. Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность. В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции.. В число эмоционально-волевых качеств, например, входят: уравновешенность (выдержка, самообладание), терпеливость, решительность, жизнерадостность (веселость, чувство юмора). Последняя, четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом и др. Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить, соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить у него определенные свойства (черты) личности, удовлетворяющие этим требованиям. Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура, свидетельствующая о ведущих качествах тренера. При исследовании мастерства тренера мы обнаружили следующее. Доминирующими качествами тренера для детей было то, что он: 1) учит любить спорт; 2) любит детей; 3) помогает в трудную минуту; 4) не жалеет свободного времени; 5) помогает в становлении личности; 6) контролирует успеваемость в школе; 7) помогает в решении жизненно важных вопросов. Естественно, этот перечень качеств не окончателен. Однако и полученные данные могут быть положены в основу практической работы тренеров. Достаточно большое внимание исследованиям качеств тренера уделяют зарубежные ученые. Так, Д.Вуден и многие другие считают, что работа тренера адекватна работе учителя на всех уровнях, включая как учебную, так и внешкольную работу. Они установили, что: I) овладение фактическим материалом зависит от ясности и выразительности изложения, от умения преподавателя преподносить материал обучаемым; 2) степень понимания материала учениками зависит от энергичности учителя и его манеры изложения материала; 3) доброжелательная атмосфера в группе зависит от поведения учителя, который должен умеренно контролировать обучаемых и допускать известную свободу их действий.
Функции личности тренера. Тренер, осуществляя учебно-воспитательную работу, выполняет следующие основные функции: 1. управленческую; 2. формирующую; 3. гностическую; 4. регулирующую; 5. воспитательную. Управленческая функция необходима для разносторонней подготовки спортсмена, обеспечивает принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию. Тренер принимает управленческие решения, которые обеспечивают оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса, формируют волевую готовность спортсмена к выступлению на соревнованиях и принимаются в процессе соревнований. Формы управления: планы, наставления, замечания, беседы. Спортивное совершенствование возможно в условиях регулярного контроля: поэтапного, текущего, оперативного. Формирующая функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности. Гностическая функция связана с сообщением спортсмену знаний и умений, со стимулированием его познавательной активности. Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, состояний личности, организации норм поведения спортсмена. Эта функция наиболее актуальна в условиях психических срывов и при состояниях переутомления. Воспитательная функция направлена на выработку морально-волевых качеств, нравственных черт характера, самосознания. Психические состояния тренера и их влияние на спортсменов. а) Условия психической напряженности: -•шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя; •-необходимость переключения с одной возрастной группы на другую; •-значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки; •-ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм. б) Условия физической нагрузки: •-необходимость показывать физические упражнения; •-осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах); •-необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения. в)Условия, связанные с внешнесредовыми факторами: •-климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе; •-санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов. Ролевые позиции тренера. Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности. Стили педагогической деятельности делятся в основном на три вида: 1) Демократический стиль - ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний. Учитель привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность школьников. Для него важна не только успеваемость школьников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам, они всегда удовлетворены своей профессией. 2) Авторитарный стиль - учитель все решает единолично, устанавливает контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. В ходе педагогического процесса учащиеся проявляют агрессивность, низкую самооценку и теряют учебную активность, все их силы направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Учителя с авторитарным стилем не удовлетворены своей профессией. Особое внимание они уделяют методической стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в педагогических коллективах. 3) Либеральный стиль состоит в том, что учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока - ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания. Среди учеников наблюдаются скрытые конфликты, в классе царит неустойчивый микроклимат, причем заметно отсутствие воспитывающего воздействия учителя на учеников. Также в психологии различают следующие типы индивидуального стиля педагогической деятельности: эмоционально-импровизационный стиль (учитель ориентирован на процесс обучения); эмоционально-методичный стиль (учитель ориентируется на процесс и результат обучения); рассуждающе-импровизационный стиль (учитель, ориентирован на процесс и результат обучения); рассуждающе-методичный стиль (учитель, ориентирован преимущественно на результаты обучения). Авторитет учителя физической культуры Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет учитель. Если он пользуется авторитетом у учащихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие. Авторитет учителя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога. Придя работать в школу, молодой специалист начинает завоевывать себе авторитет. Для правильной организации этого процесса важно знать, что может определить авторитет учителя физической культуры. Авторитет учителя физической культуры слагается из ряда компонентов. Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен и статус учителя как спортсмена в прошлом. а) Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школьников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом. б) Авторитет должности (статус учителя как педагога) дополняется психолого-педагогическими знаниями и умениями учителя. в) Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности) создается, во-первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе личностных характеристик как учителю особенностям своего «Я». г) Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учитель позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения учителя с учениками не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция. д) Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например учитель, уступая школьникам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала. Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам современного подхода к организации обучения (личностно-деятельностный подход), равно как и ряд нижеследующих видов авторитета учителя. е)Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем. Как правило, учителя, склонные таким образом завоевать авторитет, считают, что воспитание сводится к простому послушанию. ж) Авторитет чванства основан на хвастовстве учителя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда учитель был спортсменом. Правда, в младших и средних классах спортивные успехи учителя физической культуры оказывают влияние на формирование авторитета, но только на начальных этапах совместной деятельности, затем ведущая роль в создании авторитета переходит к профессиональным и личностным качествам педагога. з) Для создания авторитета резонерства характерно поведение учителя, который постоянно поучает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен. и) Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае учитель руководствуется бюрократическими принципами. Перечисленные компоненты образуют единый авторитет учителя, в котором может преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет учителя физической культуры, необходимо осознавать, что оптимально для данного педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль деятельности), и составить перечень необходимых образующих компоненты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|