Принципы психологической подготовки спортсмена
Психологическая подготовка спортсмена – это педагогический процесс и успешность ее зависит от выполнения ряда общепедагогических принципов: 1) Принцип воспитывающего обучения выражается в осуществлении воспитания и формирования личности спортсмена через содержание, методы и организацию всего учебно-тренировочного процесса, а также под влиянием тренера и коллектива. 2) Принципы сознательности и активности означают оптимальное соотношение педагогического руководства с самостоятельной, сознательной, активной и творческой деятельностью спортсмена. 3) Принципы систематичности и последовательности способствуют формированию психической готовности спортсмена. Все средства и приемы психологического воздействия на спортсмена дают наибольший эффект, если они строго распределены по периодам учебно-тренировочного процесса и обеспечивают последовательность накопления знаний. 4) Принципы всесторонности и прочности. Психологическая подготовка может плодотворно осуществляться только в неразрывной связи с физической, технической и тактической подготовкой. Таким образом, отражая определенные закономерности процесса психологической подготовки, следует отметить, что все вышеперечисленные принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нарушение или несоблюдение одного из них затрудняет реализацию других. Планирование психологической подготовки спортсменов Планирование – основное звено психологической подготовки. Планировать – значит предвидеть, уметь видеть будущее и реально его прогнозировать. Планирование психологической подготовки позволяет избежать стихийности в совершенствовании психологической подготовленности спортсменов, распределять по времени средства и методы в ходе тренировки и соревнования.
При составлении планов психологической подготовки необходимо соблюдать ряд требований: 1. Учет задач и условия работы. 2. Конкретность и возможная вариативность. 3. Преемственность и перспективность. При определении плана психологической подготовки необходимо учитывать также возраст, пол, уровень мастерства, вид спорта, условия проведения соревнования; возможности спортсмена, содержания, средства, методы; наметить конечный результат. В планы можно вносить изменения, уточнения. Виды планирования: 1. Перспективное – на ряд лет (олимпийский цикл). 2. Текущее – на год. 3. Поэтапное – на месяц, период. 4. Оперативное – на турнир, игру. Итак, планирование психологической подготовки должно быть основано на общих принципах и методах, применяемых в системе спортивной тренировки с учетом специфики конкретного вида спорта. Аннотация к работе - Ганюшкин А. Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена (в учебнике: Психология спорта: Хрестоматия / Сост.-ред. А. Е. Тарас. – М.: АСТ, 2007. – С. 239 - 246). В данной работе автор констатирует, что теория и методика психологической подготовки спортсмена с середины 50-х гг. XX в. получили заметное развитие. Знания, накопленные в этом разделе психологии спорта, широко внедряются и используются в практике. И чем больше разрабатывается этот вид подготовки спортсмена, тем больше появляется новых понятий и терминов. Это закономерно и является свидетельством дальнейшего становления учения о психологической подготовке. Появились и утвердились понятия «психодиагностика», «психорегуляция», «психическое секундирование». Постепенно приживается понятие «психологическое обеспечение». В лексиконе психологов спорта все чаще встречаются выражения «психологическая поддержка», «психологическая помощь» и др.
Актуальность данной работы в том, что по прошествии более полувека психодиагностика в спорте находится в состоянии качественного развития. Программы и методики применяются на практике в такой грандиозной структуре, как спорт, и существенно корректируют функционирование всех её членов и участников.
Список литературы 1. Гогунов Е. Н., Мартьянов Бы. Ы. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. 2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. 3. Горская Г. Бы. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар, 1995. 4. Гуменюк Н. П, Клименко В. В. Психология физического воспитания и спорта. – К.: Высшая школа, 1985. 5. Козин А. Л. Психология спортивной деятельности. - К., 1985. 7. Медведев В. В. Психологическая подготовка волейболистов: Лекции для студентов. – М., 1980. 8. Онищенко I. M. Психология физического воспитания и спорта. — К.: Высшая школа, 1975. 9. Психология / Под общ. ред. В. М. Мельникова. - М., 1987. 10. Психология / Под общ. ред. П. А. Рудика. - М, 1975. 11. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. для вузов. – М.: Проект, Фонд «Мир», 2004.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 по дисциплине «Психология спорта» ТЕМА: Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям ЦЕЛЬ: определить психологические особенности спортивных соревнований, рассмотреть содержание психологической подготовки к соревнованиям, дать характеристику различным видам психологической подготовки спортсмена к соревнованиям. Содержание 1.1. Определить объективные и субъективные факторы формирования состояния готовности спортсменов к соревнованиям. 1.2. Предоставить характеристику состояниям психологической готовности спортсмена к соревнованиям. 1.3. Рассмотреть основные задачи предсоревновательной подготовки. 1.4. Проанализировать особенности предстартовой подготовки спортсмена. 1.5. Определить особенности интеллектуальной и волевой подготовки спортсмена. 1.6. Написать доклад по следующим темам: - Характеристика этапов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям. - Психологические вопросы постзмагальнои подготовки. 2. Аннотация к работе Найдиффер Р. Мысленная тренировка (в учебнике: Психология спорта: Хрестоматия / Сост.-ред. А. Е. Тарас. – М.: АСТ, 2007. – С. 208 - 234).
1.1. Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях. Многие тренеры видят одну из задач подготовки к соревнованиям в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, изолировать спортсмена от стрессовых влияний. Называют это "повышением психологической надежности спортсмена". Возможно, что позитивный смысл психологической подготовки спортсмена как раз и состоит в пробуждении сил и способностей, которые могут вести его в непредсказуемой стрессовой ситуации соревнования. Современный уровень развития спорта высших достижений требует использования комплекса психологических мероприятий по улучшению подготовки спортсменов, в частности, внедрения эффективной системы психологического контроля. Создание такой системы предполагает учет основных положений психодиагностики. Сущность психодиагностики в спорте состоит в прогнозировании возможности достижения максимального результата. Точность прогноза во многом зависит от способности выделить достаточное количество психологических признаков и объединить их в систему. Психодиагностическое направление в первую очередь связано с развитием комплексных психологических исследований, рассматривающих человека как многоуровневую систему. Именно в комплексных исследованиях анализируются и сопоставляются основные психологические стороны человека, каждая из которых представлена широким арсеналом психических показателей, выявляющих многие отдельные грани психических свойств. Оптимизация спортивной деятельности требует знаний о принципиальных психологических закономерностях строения регуляторных процессов, которые, в конечном счете, обеспечивают ее эффективное осуществление. Сущность надежности спортивной деятельности заключается в устойчивости к повышению утомления и эмоциональному напряжению. В этом смысле, психическую готовность спортсмена можно рассматривать как наивысшую степень эффективности процесса психического регулирования его деятельности, благодаря которой достигается максимальная надежность осуществления этой деятельности.
В чем же заключается практическая и научная актуальность данной темы? 1. Саморегулирование деятельности является важнейшим компонентом психической надежности. 2. Контролирование эмоций (эмоционального возбуждения) обуславливает четкую реализацию программы действий, в особенности на соревновательном этапе. 3. Диагностика эмоционального компонента позволяет вносить коррективы в деятельность спортсмена. Цель исследования: Исследовать эмоциональный компонент непосредственной психической готовности спортсменов к соревнованиям. На основе анализа научно-методической литературы в дипломной работе были поставлены следующие задачи: 1. Изучить эмоциональный компонент психической готовности в контексте оптимальной боевой готовности спортсмена к соревнованиям. 2. Разработать конкурсно-юмористическую концертную программу Мы - отряд! - как ключ регулирования уровня эмоционального состояния. 3. Исследовать уровень эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости учащихся детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) по игровым видам спорта (учебно-тренировочная группа 4 года обучения, баскетбол). 4. Провести психотехнический тренинг, направленный на развитие параметров эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости. 5. Проверить эффективность влияния психотехнических средств на эмоциональный компонент психической готовности. Предмет исследования: эмоциональный компонент непосредственной психической готовности спортсменов к соревнованиям. Объект исследования: группа учащихся детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) по игровым видам спорта (учебно-тренировочная группа 4 года обучения, баскетбол). Гипотеза: Психотренинг, состоящий из психотехнических игр и конкурсно-юмористической концертной программы, может выступать как фактор формирования эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|