Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика психических состояний в спортивной деятельности.




Психические состояния спортсмена - особая категория психологии спорта, объединяющая большую группу жизненных явлений. Хотя психические состояния нельзя полностью сводить к переживаниям, однако они занимают значительное место.

Между тем психические состояния могут заполнить существующий разрыв между психическими процессами: ощущениями, восприятиями, мышлением и психическими свойствами личности.

Психические состояния являются психологической характеристикой личности спортсмена, которая отражает сравнительно длительные его переживания.

Длительно сохраняющиеся психические состояния оказывают влияние на формирование характера личности. Устойчивая познавательная направленность личности может свидетельствовать о целенаправленности и цельности характера. Подобным образом тенденция к изменчивости настроения может быть выражением неустойчивости интересов и потребностей, несерьезного отношения к тренировке.

В спортивных соревнованиях, как правило, участвуют хорошо подготовительные и равные по силам противники. Это сообщает особую остроту соревновательной борьбе за лучший результат, за достижение победы и требует от спортсмена или команды напряжения всех физических и духовных сил.

Описанные далеко не исчерпывающим образом условия спортивного соревнования оказывают существенное влияние на спортсмена. Оно сказывается еще в период, предшествующий соревнованию. Оно оказывает определенное воздействие в ходе самого соревнования, оно оставляет и разнообразное последействия уже после окончания соревнования.

В связи с такого рода влияниями, которые существенным образом отражаются и на достижении спортсменами того или иного результата в соревнованиях и на продолжении их спортивной деятельности после соревнования, возникают многочисленные психологические проблемы, часть которых служила предметом специальных исследовании в психологии спорта.

Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными. Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психологических напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, развитию физических и психологических качеств, а в спорте – росту спортивных результатов.

В ходе систематической тренировки организм спортсмена испытывает ряд функциональных различных состояний, тесно взаимосвязанных друг с другом, где каждое предыдущее влияет на протекание последующего. До начала работы у спортсмена возникает предстартовое состояние, к которым присоединяется влияние разминки; от качества разминки и характера предстартового состояния скорость эффективность вырабатывания в начале работы, а также наличие или отсутствие мертвой точки. Эти процессы определяют, в свою очередь, степень выраженности и длительность устойчивого состояния, а от него зависит скорость наступления и глубина развития утомления, что далее обуславливает особенности процессов восстановления. В зависимости от успешности протекания восстановительных процессов у спортсмена перед началом следующего тренировочного занятия или соревнования проявятся те, или иные формы предстартовых реакций, что опять-таки будет определять последующего двигательную деятельность.

Также центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.

В основе психического напряжения лежит взаимодействие двух видов регуляции в деятельности спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый порождает переживание, второй – волевое усилие.

Часто переживание спортсмена, возникающее перед соревнованием, достаточно успешно стимулируют его, сводя к минимуму волевые усилия. В тоже время любое волевое усилие имеет в своей основе эмоциональное начало. Как известно, эти понятия глубоко взаимосвязаны.

Предсоревновательные эмоциональное напряжение регулируется целенаправленным волевым усилием. Эмоции вызывают энергетический выброс, а воля определяется экономичность использования этой энергии. История спорта знает немало примеров, когда рекордные достижения становились результатом эмоций, управляемых волей.

1.2. Структура психического состояния.

Связанные с работой мышц изменения многих функций организма (увеличение легочной вентиляции, потребления кислорода, частоты сердцебиений, систолического и минутного объема крови, повышение уровня обмена веществ и энергии) могут наблюдаться еще до начала мышечной деятельности, в результате возникновения предстартового и стартового состояний.

Предстартовое состояние возникает за много часов и даже суток до начала соревнований, а собственно стартовое является продолжением и в большинстве случаев усилением предстартовых реакций.

В предстартовом, и особенно в стартовом состояниях, увеличиваются легочная вентиляция и газообмен, повышается температура тела, частота сердцебиений, изменяется функциональное состояние двигательного аппарата.

Предстартовые и стартовые реакции обусловлены эмоциями, возникают перед работой. Наиболее ярко они проявляются перед крупными соревнованиями.

По механизму возникновения предстартовые и стартовые реакции являются условными рефлексами. Они могут быть специфическими и неспецифическими.

Первые обусловлены особенностями предстоящей мышечной деятельности (чем больше мощность работы, тем резче выражены предстартовые сдвиги), вторые - не характером предстоящей работы, а значительностью данного соревнования для спортсмена.

В каждом отдельном случае, в предстартовом периоде могут преобладать или специфические или неспецифические реакции. Если более выражены специфические, то степень предстартовых сдвигов соответствует трудности предстоящей работы.

Современный спорт многообразен. Многообразие его выражается: 1) в большом количестве видов спорта; 2) в большом числе соревновательных упражнений, входящие в отдельные виды спорта; 3) в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).

Для организации психологического анализа спортивной деятельности принято группировать все виды спорта и соревновательных упражнений.

Наиболее рациональная систематика видов и соревновательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т. Джамгаровым.

Предлагая свою систематику, автор использовал независимые от вида спорта положения, выражающие характер взаимодействия спортсменов в процессе соревновательной деятельности, при этом главной целью было рассмотреть взаимодействия, регламентированные соответствующими правилами соревнований. Исследования показали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, главным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к противнику - противоборство; 2) по отношению к партнерам – взаимодействие.

Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально- психологических особенностей спортсменов-участников.

Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных условий.

Эти две основные формы взаимодействия соревнующихся спортсменов составили основание для определения критериев систематики Т. Т. Джамгарова, которые сводятся к следующему:

противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта). Обязательное условие – наличие психического контакта;

взаимодействие партнеров: при совместно взаимосвязанных действиях, при совместно синергетических действиях, при совместно- последовательных действиях и при совместно-индивидуальных действиях.

В результате разработки систематики многообразие видов спорта было сведено до девяти групп. Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.

1.3. Классификация психических состояний.

Управление подготовкой спортсменов требует учета не только соревновательных переживаний и состояний, но и тех, которые предшествуют соревнованиям и следуют за успехами или неудачами в спортивной борьбе. Практика психологической подготовки спортсменов убедительно показывает, что многие успехи и поражения могут быть объяснены с позиций необходимых воздействий тренеров и самих спортсменов на эмоциональные состояния перед стартом. Вряд ли можно сбрасывать со счетов и особенности психических состояний спортсменов и команд после соревнований, ибо на психику спортсмена глубоко воздействуют оценки проделанной работы. Различают следующие типы предстартовых состояний:

 Стартовая лихорадка, характеризующаяся сильным волнением, частичной дезорганизацией поведения, беспричинным оживлением, быстрой сменой эмоциональных состояний, неустойчивостью, ошибками, обусловленными ослаблением процессов памяти (запоминания, узнавания, сохранения, воспроизведения, забывания). Чаще всего такое состояние наблюдается у лиц с преобладанием в нервной системе возбудительных процессов над тормозными. Как правило, стартовая лихорадка сопровождается снижением контролирующих функций коры головного мозга над подкоркой. Наблюдается учащение сердцебиения и дыхания, поверхность дыхания, излишняя потливость, снижение температуры конечностей, повышенный тремор, повышенная частота мочеиспускания. Все это приводит к тому, что спортсмен не в состоянии использовать наработанные возможности, допускает ошибки даже в хорошо освоенных действиях, ведет себя импульсивно, непоследовательно.

 Стартовая апатия обусловлена течением нервных процессов, противоположным тому, которое вызывает стартовую лихорадку: тормозные процессы в нервной системе усиливаются, чаще всего под воздействием сильного утомления или перетренировки. Наблюдается некоторая сонливость, вялость движений, снижаются общая активность и желание соревноваться, притупляются восприятие, внимание. Однако у ряда спортсменов через некоторое время (час или два), постепенно, по мере приближения времени старта, состояние апатии переходит в оптимальное соревновательное состояние. Такое явление чаще всего обусловливается наличием некоторых нежелательных (или неизвестных) моментов в предстоящем соревновании. У стартовой апатии есть особая разновидность – самоуспокоенность, которая возникает в тех случаях, когда спортсмен заранее уверен в своей победе, низко расценивает возможности своих соперников. Опасность этого состояния заключается в пониженном внимании, неспособности к мобилизации при неожиданных изменениях ситуации.

 Боевая готовность связана с оптимальным соотношением динамики возбудительных и тормозных процессов в нервной системе, их уравновешенностью и оптимальной подвижностью. Признаками такого состояния служат: сосредоточенность внимания на предстоящем соревновании, повышенная восприимчивость и способность мыслить, действенность и астенический характер эмоций, оптимальный уровень тревожности. В восточных единоборствах боевая готовность характеризуется особой отчетливостью сознания, рискованностью, раскрепощенностью мышц и движений, безграничной верой в возможность победы.

Способы коррекции предстартовых психологических состояний

В качестве средств психологической подготовки спортсмена чаще всего используются: формирование мировоззрения, внушение и самовнушение, подготовка участием в деятельности, контроль и самоконтроль, а также возможности физиотерапии, психофармакологии и электростимуляции.

Формирование мировоззрения. Наиболее важной и одновременно сложной проблемой является формирование мотивов спортивной деятельности, в том числе мировоззрение как наиболее стойкого мотива. Осуществляется это посредством становления и развития современных взглядов на культурно-исторические корни спорта вообще и избранного вида в частности, выработки определяющих принципов спортивной тренировки в избранном виде спорта и их взаимосвязи с условиями и принципами деятельности вне спорта, а также формированием собственных принципов и взглядов спортсмена, команды и тренера по всем вопросам совместной деятельности.

Показательным в этом смысле являются занятия видами восточных единоборств, где в процессе тренировок постоянно проводятся тщательно продуманные, содержательно емкие параллели философского, воспитательного характера, устанавливаются строго соблюдаемые правила почтительности, уважения, поощрения и наказания. При этом немалую долю составляют упражнения, построенные на образах, заимствованных из жизни природы.

У тренера в любом виде спорта всегда найдется возможность для доверительного общения, для бесед, убедительных примеров и аналогий, для справедливо обоснованных приказов, совместных со спортсменами размышлений, для побуждения и выслушивания рассуждений, для вдумчивого и многогранного регулирования целей, для аргументированного и многогранного регулирования целей, для аргументированного вероятностного прогнозирования успеха на предстоящих соревнованиях, для выявления мотивов спортсмена, которые могут быть задействованы, актуализированы в той или иной ситуации.

Внушение и самовнушение. У квалифицированных спортсменов, как правило, имеется емкий арсенал средств, связанных с использованием гимнастических возможностей психики.

С помощью гипнотизера (внушение) или самоприказов в особом состоянии (самовнушение) спортсмен добивается необходимых изменений в состоянии психики. Чаще всего внушение и самовнушение используются для достижения необходимых состояний: сна перед ответственным стартом, отдыха в промежутках между попытками, акцентирования собственных достоинств и недостатков соперников, приведения себя в оптимальное предстартовое, предтренировочное или постсоревновательное состояние. Внушение и самовнушение обычно проводятся в форме гетеротренинга (с помощью гипнотизера), аутотренинга (психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка, идеомоторная тренировка), в форме сюжетных представлений (конкретного соперника, места проведения будущих соревнований, действий судьи), «репортажа» в полусне (где тренер ведет условный репортаж с соревнований), повторение клятв перед матчем, а также с помощью «наивных» методов (талисманов, всевозможных примет, «счастливой» одежды и обуви).

Подготовка участием в деятельности. Это наиболее разностороннее, но не всегда достаточно учитываемое и поддающееся оценке средство психологической подготовки спортсменов и команд. Сложность его использования состоит в том, что любое действие спортсмена так или иначе связано с динамикой спортивной формы, а приобретение (или утрата) физических качеств, навыков, как мы уже говорили, всегда сопряжено с психическими процессами, с развитием личности, с формированием отношения к тренировочным и соревновательным нагрузкам, с реализацией достигнутого уровня развития, в том числе и психического. Тренер и спортсмен следят за волнообразным характером нагрузок, за их цикличностью, работают над техникой движений, при этом постоянно соотносят свои действия с условиями участия в предстоящих соревнованиях, порой до мельчайших деталей разрабатывают арсенал действий спортсмена в соревновательных ситуациях, готовят возможные варианты действий. Очень часто тренировки проводятся по схеме максимального приближения к обстановке соревнований.

В качестве форм подготовки участием в деятельности чаще всего используется: выработка ритуала предсоревновательного и предстартового поведения, секундирование (специально организованное управление поведением спортсмена непосредственно перед стартом или поединком), идеомоторная тренировка (использование представления о движениях непосредственно перед их выполнением), выработка навыков переключения с одного вида деятельности на другой или отключения от навязчивых форм деятельности, моделирование соревновательных ситуаций в полном или частичном объеме, адаптация к условиям и режиму предстоящих соревнований (по времени, климатическим и погодным условиям, условиям размещения участников и т.п.).

Контроль и самоконтроль. Это специально организованное наблюдение или самонаблюдение является частным случаем исследовательской деятельности тренера и спортсмена, предметом их педагогического общения. Психического развитие, достигаемое в результате контроля и самоконтроля, выражается в более высокой осознанности действий, в двигательной и поведенческой культуре спортсмена.

Контроль и самоконтроль осуществляются в форме дневников, отчетов по памяти о тренировочных и соревновательных ситуациях, выставление оценок тренером и спортсменом по промежуточным и итоговым параметрам тренировки, приборного контроля и видеозаписи, наблюдение за эмоциональными проявлениями, а также за настроением, самочувствием – желанием работать, тревожностью, бессонницей.

Физиотерапевтические, аппаратные и психофармакологические средства. Эти средства чаще всего используются для коррекции психических состояний и в специальную группу выделяются лишь в связи с необходимостью для их применения особого оборудования, приборов и препаратов, достаточно широко используется эти средства в спорте высших достижений и в меньшей мере – в работе с юными спортсменами. Ими весьма эффективно достигаются снятия психического напряжения, снижения болезненных ощущений в опорно-двигательном аппарате, улучшения настроения, повышения адаптационных возможностей организма по отношению к нагрузкам и решаются некоторые более специфические проблемы психологической подготовки. Назначение и дозировка этих средств обычно зависит от индивидуальных особенностей спортсменов и обязательно согласуется со специалистами спортивной медицины и психологами.

К числу указанных средств относятся: сауна, массаж, гидромассаж и электромассаж, бассейн, функциональная музыка, аппараты Электроанальгезия и электронаркоза, психотропные фармакологические средства (транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы и адаптогены).

Электромассаж предполагает использование миостимуляции слабым током (до 650 микроампер) различных мышечных групп. Миостимуляции подвергаются наиболее обширные и крупные группы мышц: живота, спины, бедер. Как правило, конструкцией прибора обеспечивается поочередное (по кругу) подключения мышечных групп.

Электроанальгезия базируется на воздействии импульсных токов определенной формы и частоты (от 500 до 2000 герц) на центральную нервную систему, что способно формировать участки распространяющейся депрессии (аффективное состояние).

Транквилизаторы оказывают седативное, успокаивающее действие, снижают психическое напряжение, страх и тревогу, нормализуют психическое состояние и уменьшают вегетативные расстройства.

Антидепрессанты (две разновидности): одни успокаивают и повышают настроение, другие стимулируют психическую активность.

Психостимуляторы оказывают тонизирующее, энергизирующее действие и стимулируют мотивацию достижений.

Ноотропы действуют на разум, улучшают деятельность высших психических функций, используются в качестве средств оптимизации умственной деятельности и повышения адаптации к длительным физическим нагрузкам.

Адаптогены очень многочисленны, широко используются в народной медицине. Выделяют две группы адаптогенов:

а) преобладают экономизирующее свойства (препараты женьшеня, золотого корня и др.);

б) выражены стимулирующие свойства (препараты китайского лимонника, левзеи и др.).

Психофармакологические средства должны применяться по назначению врача в случаях необходимости, только в послесоревновательном или тренировочном периоде.

1.4. Психические состояния тренировки и соревнования.

Спортивные соревнования предъявляют большие требования к нервной системе спортсмена. Они всегда связаны с большими, а порой максимальными физическими, нервными и психическими напряжениями. В ответственных соревнованиях это напряжение может приобретать у участников стрессовый характер и выражаться в поведении и проявлениях, при которых спортсмен уже не может владеть собой.

Эмоциональная напряженность во время выполнения спортивных задач может выражаться в скованности движений, заторможенности реакций, сужении объема внимания, замедлении протекания психических процессов восприятия, мыслительных операций, в появлении ошибочных действий.

Возникновение состояния психической напряженности может быть следствием эмоциональной неустойчивости спортсмена, которая проявляется в излишней эффективности, перевозбуждении нервной системы, чрезмерной чувствительности к внешним неблагоприятным, отвлекающим раздражителям, в противоречивости возникающих эмоций. По данным специальных исследований, при эмоциональной неустойчивости и состоянии напряженности отмечаются значительные отклонения в объективных показателях работоспособности спортсменов, летчиков, парашютистов. Это выражается в повышении показателей пульса, кровяного давления, нарушении сердечнососудистых реакций, учащении дыхания, дезорганизации двигательных действий.

Основными причинами эмоциональной неустойчивости в условиях спортивных соревнований могут быть:

1) недостаточная подготовленность и тренированность (или перетренированность) спортсмена, при которых эмоциональные условия соревнований оказываются чрезмерными раздражителями и вызывают дискоординацию в двигательных и вегетативных функциях организма и дезорганизацию в действиях спортсмена;

2) повышенная общая эмоциональная возбудимость данного спортсмена, как индивидуальная особенность его личности, с проявлениями неуравновешенности нервной системы и неумения владеть собой;

3) несоответствие между переживанием чувства большой ответственности за исход своего выступления в соревновании и недостаточной подготовленностью к ним.

Противоположным, положительно влияющим на поведение и действия спортсмена является состояние эмоциональной устойчивости, когда спортсмен способен действовать в экстремальных условиях, не теряя самоконтроля, действовать расчетливо и с наилучшей результативностью. При состоянии эмоциональной устойчивости оптимальный уровень интенсивности эмоций не остается величиной постоянной. Он изменяется в полном соответствии с динамикой спортивных ситуаций и остроты борьбы, требующих больших усилий от спортсмена. Этот оптимум характеризуется динамичностью, сочетающейся с устойчивой направленностью эмоциональных переживаний на решение основных спортивных задач, и неизменно активным характером эмоций (стеническими эмоциями).

Психологические особенности состояний «мертвой точки» и «второго дыхания»

Состояние мертвой точки наступает во время выполнения спортивных упражнений в результате длительных и интенсивных напряжений в циклических видах упражнений (при беге на средние и длинные дистанции, гонках на лыжах, гребле, плавании). Оно является результатом нарушений координационных взаимоотношений в деятельности центральной нервной системы, соматической и вегетативной систем организма.

Физиологически состояние мертвой точки проявляется в увеличении частоты дыхания и пульса, снижении жизненной емкости легких, росте артериального давления, снижении двигательной активности. Переживание спортсменом этого состояния характеризуется затрудненным дыханием и удушьем, болевыми ощущениями в мышцах, тяжестью во всем теле, неприятными эмоциями подавленности, страха, тревожного состояния, неуверенности в себе. При этом наблюдается расстройство внимания, сужение объема сознания, ослабление деятельности восприятий, памяти, мышления.

Состояние мертвой точки особенно тяжело переживается новичками и недостаточно тренированными спортсменами. У них возникают сильные отрицательные эмоции страха, боязни не выдержать напряжения, сомнения в исходе борьбы, в своих возможностях. Мертвая точка субъективно переживается еще труднее, если внимание, например, бегуна в этот период сосредоточивается на физиологических процессах затрудненного дыхания, учащения работы сердца, на неприятных мышечных ощущениях и ощущениях общего напряжения и утомления. Облегчение приносит спортсмену изменение направленности внимания на положительные эмоциональные представления, на произвольное регулирование темпа своих движений, на конечную цель с установкой на победу.

Состояние мертвой точки может быть преодолено волевым усилием спортсмена, направленным на продолжение выполняемой работы, доведение ее до конца, на сознательное регулирование дыхания, отвлечение от тягостных переживаний, активизацию мотивов долга и воли к победе. В основе сознательного волевого усилия, направленного на преодоление тягостных состояний мертвой точки и успешное продолжение начатой работы, лежат нервные механизмы условного рефлекса, связанного со второй сигнальной системой. Последняя оказывает регулирующее влияние на процессы первосигнального порядка. Сознательный контроль и управление своими движениями и дыханием, преодоление трудностей утомления приводят к нормализации состояния спортсмена.

В результате сознательного применения приемов волевого усилия через некоторое время наступает состояние облегчения, которое называют состоянием второго дыхания. Второе дыхание связано с приспособлением организма к интенсивной работе, с перестройкой в деятельности центральных нервных процессов и усилением обменных процессов в организме, с восстановлением координационной деятельности нервных центров, регулирующих процессы жизнедеятельности организма. Состояние второго дыхания характеризуется ощущением физического облегчения в связи с прекращением затрудненности дыхания и удушья, напряженности в сердечной деятельности, тяжести во всем теле. Появляются положительные активные эмоции удовлетворения преодоленной трудностью, уверенности в своих «новых» силах, в успешном продолжении работы. Появляется желание продолжать спортивную борьбу, добиваться достижения цели; нормализуется деятельность внимания и других психических функций.

1.5. Регуляция психических состояний.

Приемы регуляции и саморегуляции психических состояний в условиях соревнования

Система психологической подготовки спортсмена к соревнованию включает различные приемы регуляции и саморегуляции его психических состояний.

Многообразие этих приемов можно сгруппировать следующим образом:

1. Комплексы упражнений, цель которых — снять напряженность мышц, избежав таким

образом излишнее нервное напряжение.

2. Разминка как средство, устраняющее неблагоприятные формы предстартовых состояний (стартовую лихорадку, апатию). Причем упражнения для разминки по своему характеру, темпу, продолжительности подбираются в зависимости от самочувствия спортсмена.

3. Воздействующая сила авторитета тренера. Когда спортсмен лишен большого опыта участия в спортивных соревнованиях (в особенности юные спортсмены), данный фактор имеет особое значение.

Во время юношеских соревнований по боксу 13-14-летний паренек, который впервые выступал на соревнованиях, был очень взволнован, он буквально не находил себе места. Заметив это, тренер подошел к нему, рассказал что-то веселое, отвлек от угнетающих мыслей, убедил своего воспитанника в том, что нет никаких оснований тревожиться, выступление пройдет хорошо. В результате юный боксер успокоился, стартовая лихорадка исчезла.

На юных спортсменов, находящихся в неблагоприятном предстартовом состоянии, отрицательно действует безразличное отношение к ним в ходе соревнования тренера.

Вот что рассказывал об этом борец-второразрядник Ц.: «Внимательно следил за происходящим, с замиранием сердца ждал своей очереди. Чем ближе становился момент моего выступления, тем хуже работало сердце, лицо горело, мне казалось, что в мышцах не осталось никакой силы. А мой тренер в этот момент сидел около судей и не обращал на нас никакого внимания. И только один раз подошел и сказал, что если кто-нибудь из товарищей попадет в тяжелое положение, кто-нибудь из нас должен подсказать правильный прием».

4. Аутогенная тренировка (создатели этого метода И. Шульц, О.А. Черникова и О.В. Дашкевич) - комплексный метод активной саморегуляции эмоциональных состояний спортсменов. Ее применяют для снятия или снижения физического или общего нервного напряжения, связанного с соревнованием; для успокоения при неблагоприятном предстартовом состоянии; при появлении бессонницы. Следует иметь в виду, что одни и те же приемы саморегуляции не всегда дают одинаковые результаты. Причина этого - в особенностях типа нервной системы спортсменов.

Исследования, проведенные А.В. Родионовым (1965) среди фехтовальщиков, позволили сделать вывод о том, что положительный или отрицательный характер предстартовых состояний выражает баланс нервных процессов, а их глубина связана с сочетанием подвижности и уравновешенности. Исходя из этого было предложено выделять 4 группы спортсменов, для каждой из них рекомендовалось проводить дифференцированную предстартовую подготовку. У спортсменов

1-й группы (нервные процессы уравновешенные, подвижные) предстартовая подготовка не отличается от обычной; во 2-й группе (нервные процессы уравновешенные, инертные) предстартовая тренировка должна быть эмоционально насыщенной; в 3-й (нервные процессы неуравновешенные, подвижные) - предстартовая тренировка должна снизить эмоциональную напряженность. В 4-й (нервные процессы неуравновешенные, инертные) - сначала применяются рекомендации 3-й, а затем 2-й групп.

Таким образом, регуляция психических состояний спортсменов в условиях соревнования находится в непосредственной зависимости от индивидуальности спортсмена.

2. Этап сосредоточения. В 1-й фазе этого этапа мысленно воспроизводятся основные моменты предыдущей деятельности, во 2-й - происходит полная изоляция от окружающей среды.

3. Оценочный этап. После выполнения упражнения оно оценивается. Однако этот этап существует только в тех видах спорта, где есть повторяемость упражнений. Если спортсмен не проводит непосредственную психологическую подготовку к предстоящей деятельности, то результат, показанный им во время соревнований, будет низок. Когда же эта подготовка проведена хорошо, достигнутый результат в большинстве случаев высок.

Психорегуляция в спорте — это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей76.

Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем организма. В любой момент с доминирующей функциональной системой, которая обеспечивает ту или иную деятельность человека или поддерживает его состояние (состояние покоя с целью восстановления), конкурирует другая из представленных систем.

Конкурирующую систему называют субдоминантой. Например, если спортсмен выполняет какое-то определенное задание на тренировке, то этот процесс обеспечивается доминированием эрготропной системы.

Однако в это же время субдоминантная трофотропная система делает все возможное, чтобы организм не перерасходовал свою энергию.

Известно, что организм человека не может переходить от одного вида деятельности к другому сразу. Иногда этот процесс может значительно затягиваться. Особенно часто такой вид перехода выражается при снижении психической работоспособности. Но, как показывает спортивная практика, часто именно в периоды снижения психической работоспособности спортсмену необходима высокая активность и значительная быстрота психической реакции.

В нужный момент достигать наиболее эффективного и рационального состояния, способствующего реализации потенциальных возможностей спортсмена, помогают специальные методы психорегуляции.

1.6. Психогигиена в спорте.

Методы психорегуляции разнообразны и достаточно многочисленны. Можно говорить о различных принципах их классификации, но наиболее рациональным является принцип, предлагаемый В.М. Мельниковым77 (см. схему).

Он выделяет две группы методов:

1) гетерорегуляционные (могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания — гипноз);

2) ауторегуляционные (это методы саморегуляции). Рассмотрим схему классификации методов психорегуляции

Классификация методов психорегуляции (по В.М. Мельникову)

 

Методы гетерорегуляции

Вербальные методы внушения подразделяются на беседу, убеждение, приказ и рациональное внушение (в обычном состоянии).

Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую апатию (обычно применяется тот или иной способ отвлечения).

Убеждение преследует более четкие целевые задачи: настроить спортсмена на конкретную деятельность; убедить в нерациональности того или иного поведения, состояния.

Приказ — наиболее императивная форма внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и кратким.

Рациональное внушение — это более сложный метод вербальной гетерорегуляции. Он включает в себя следующие задачи:

логично убедить спортсмена в необходимости выполнить какой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную деятельность;

устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность;

выстроить благоприятную перспективу, которая могла бы быть у спортсмена, если бы он следовал предлагаемым психогигиеническим советам.

Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующих для их реализации особых психических состояний, следует выделить различные варианты гипносуггестии (внушение во сне):

1) фракционный гипноз (частичный) заключается в том, что процесс внушения как бы разбивается на части. После того как человек погружается в состояние сна и пребывает в нем в течение нескольких минут, его пробуждают и уточняют, не было ли каких-либо помех, договариваются с ним о стиле дальнейшего проведения внушения, вновь погружают в сноподобное состояние;

2) гипносуггестия (метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию, «репортаж») заключается в том, что после погружения в сон специалист, ведущий сеанс, начинает как бы вести репортаж о матче или поединке с участием спортсмена, который находится под гипнозом.

Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные. В аппаратурных методах для формирования сноподобного состо<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...